Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за 2023 год

11 января 2024 14:30

Динамика поступления доходов и финансирования расходов в течение января-декабря 2023 года свидетельствует об исполнении федерального бюджета в соответствии с целевыми параметрами структурного баланса, утвержденным в законе о бюджете (№ 466-ФЗ от 5 декабря 2022).

По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в 2023 году составил 29 123 млрд рублей, что на 4,7% выше объема поступления доходов за 2022 год. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов – как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом – наблюдается устойчивая положительная динамика.

  • Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 20 301 млрд рублей и увеличились на 25,0% г/г. Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) остается в устойчиво положительной области – в том числе к уровню 2021 года (как менее подверженному статистическим эффектам базы).

    Объем ненефтегазовых доходов по итогам 2023 года превысил параметры, заложенные при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022 года), более чем на 3,1 трлн руб. (18,1%).
     
  • Нефтегазовые доходы составили 8 822 млрд рублей, значимо превысив их базовый размер (8 трлн рублей в год). Дополнительные нефтегазовые доходы составили по итогам года 822 млрд рублей. Общее снижение нефтегазовых доходов на 23,9% г/г к 2022 году связано с высокой базой сравнения предыдущего года, снижением котировок цен на нефть марки Юралс в начале года, снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа. 

    Накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.

По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета за 2023 год составил 32 364 млрд рублей, превысив показатели предыдущего года на 4,0% г/г.

В целом, в 2023 году объем расходов федерального бюджета исполнен исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466‑ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Это обеспечило стабильность первичного структурного дефицита на уровне параметров закона о бюджете (№466-ФЗ).

Исполнение федерального бюджета за 2023 год

(предварительные данные)

млрд рублей

 

2023*

2022

%, г/г

утверждено законом
№466-ФЗ

от 05.12.2022

ДОХОДЫ

29 123

27 824

+4,7%

26 130

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.

8 822

11 586

-23,9%

8 939

  базовые нефтегазовые доходы

8 000

5 743

+27,2%

8 000

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.:

20 301

16 238

+25,0%

17 191

  НДС (производство и импорт)

11 614

9 553

+21,6%

10 417

  налог на прибыль

1 919

1 669

+14,9%

1 633

РАСХОДЫв т.ч.:

32 364

31 119

+4,0%

29 056

ДЕФИЦИТ

      ВВП

-3 241

-1,9%

-3 295

-2,1%

+54

-2 925

-2,0%

* доходы представлены с учетом поступивших на ЕНС платежей, отнесенных к соответствующим доходам федерального бюджета на 1 января 2024 года

Таким образом, исполнение федерального бюджета в соответствии с параметрами первичного структурного дефицита, определенного в законе о бюджете, наряду с использованием/формированием средств ФНБ в рамках механизма «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.


[1] Окончательные данные формируются с учётом бухгалтерских отчётов администраторов бюджетных средств, в которых учитываются операции, произведённые минуя счета Федерального казначейства (в т.ч. операции за рубежом).