Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-февраль 2024 года
Динамика поступления доходов и финансирования расходов в январе-феврале 2024 года свидетельствует об исполнении федерального бюджета в соответствии с целевыми параметрами структурного баланса, утвержденными в законе о бюджете (№540-ФЗ от 27 ноября 2023 года). [1]
По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-феврале 2024 года составил 5 025 млрд рублей[2], что на 58,8% выше объема поступления доходов в январе-феврале 2023 года.
- Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 3 405 млрд рублей и увеличились на 53,5% г/г по сравнению с пониженным уровнем поступлений крупнейших ненефтегазовых доходов бюджета в аналогичном периоде прошлого года. Значимый вклад в рост ненефтегазовых доходов также оказали поступления неналоговых доходов единовременного характера – в том числе платежи от аукционов о закреплении квот на добычу водных биоресурсов.
В целом, объем поступлений ненефтегазовых доходов по итогам января-февраля 2024 года соответствует динамике, заложенной при формировании закона о бюджете (№540-ФЗ от 27 ноября 2023 года).
- Нефтегазовые доходы составили 1 621 млрд рублей, значимо превысив показатели аналогичного периода предыдущего года (на 71,2% г/г), преимущественно вследствие роста цен на российскую нефть, а также единовременного поступления доплаты по НДПИ на нефть за 4 квартал 2023 года, связанной с изменением законодательства в части возмещения акциза на нефтяное сырье. Поступление нефтегазовых доходов при этом сложилось на уровне, превышающем их базовый размер, и в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития в последующие месяцы также ожидается устойчивое превышение поступлений нефтегазовых доходов над их базовым размером.
Накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.
По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета по итогам января-февраля 2024 года составил 6 499 млрд рублей, что выше уровня предыдущего года на 17,2% г/г. Несколько более ускоренное финансирование расходов в феврале 2024 года в том числе связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам.
В целом, в 2024 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№540‑ФЗ от 27 ноября 2023 года) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов в случае их формирования в течение года (в соответствии с нормами «бюджетного правила»).
Исполнение федерального бюджета за январь-февраль 2024 года
(предварительные данные)
млрд рублей
|
янв-фев 2024* |
янв-фев 2023** |
%, г/г |
утверждено законом от 27.11.2023 |
ДОХОДЫ |
5 025 |
3 164 |
+58,8% |
35 065 |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.: |
1 621 |
947 |
+71,2% |
11 504 |
базовые нефтегазовые доходы |
1 541 |
1 255 |
+22,8% |
9 683 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.: |
3 405 |
2 217 |
+53,5% |
23 561 |
НДС (производство и импорт) |
1 868 |
1 622 |
+15,2% |
12 491 |
РАСХОДЫ |
6 499 |
5 543 |
+17,2% |
36 661 |
ДЕФИЦИТ % ВВП |
-1 474 -0,8% |
-2 379 -1,4% |
+905 |
-1 595 -0,9% |
* с учетом поступивших на ЕНС платежей, отнесенных к соответствующим доходам федерального бюджета на 1 марта 2024 года
** с учетом полученной от ФНС России информации о суммах, подлежащих зачёту в счёт налогов и сборов, зачисляемых в федеральный бюджет, в рамках механизма ЕНС
Таким образом, исполнение федерального бюджета в соответствии с параметрами первичного структурного дефицита, определенного в законе о бюджете, наряду с использованием/формированием средств ФНБ в рамках механизма «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.
[1] Окончательные данные формируются с учётом бухгалтерских отчётов администраторов бюджетных средств, в которых учитываются операции, произведённые минуя счета Федерального казначейства (в т.ч. операции за рубежом).
[2] Доходы представлены с учетом поступивших на ЕНС платежей, отнесенных к соответствующим доходам федерального бюджета на 1 марта 2024 года.
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная