Предварительная оценка исполнения федерального бюджета в 1 квартале 2024 года

08 апреля 2024 09:00

Динамика поступления доходов и финансирования расходов в первом квартале 2024 года свидетельствует об исполнении федерального бюджета в соответствии с целевыми параметрами структурного дефицита, утвержденными в законе о бюджете (№540-ФЗ от 27 ноября 2023 года) [1].

По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в первом квартале 2024 года составил 8 719 млрд рублей[2], что на 53,5% выше объема поступления доходов в первом квартале 2023 года. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов – как федерального бюджета (+43% г/г), так и бюджетной системы в целом (+33% г/г) – наблюдается устойчивая положительная динамика.

  • Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 5 791 млрд рублей и увеличились на 43,2% г/г по сравнению с пониженной базой сравнения за аналогичный период прошлого года. Поступления оборотных налогов, включая НДС, по итогам первого квартала выросли на 23,9% к уровню прошлого года (+35,1% г/г в марте) и превысили плановый уровень, что формирует устойчивую базу для дальнейшего опережающего роста доходов. Значимый вклад в рост ненефтегазовых доходов также оказали плановые поступления неналоговых доходов единовременного характера.

В целом объем и траектория поступления крупнейших ненефтегазовых налогов по итогам первого квартала 2024 года свидетельствуют о значимом превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете (№540-ФЗ от 27 ноября 2023 года).

  • Нефтегазовые доходы составили 2 928 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода предыдущего года (+79,1% г/г), преимущественно вследствие роста цен на российскую нефть, а также единовременного поступления в феврале доплаты по НДПИ на нефть за 4 квартал 2023 года, связанной с изменением законодательства в части возмещения акциза на нефтяное сырье. Поступление нефтегазовых доходов при этом сложилось на уровне, превышающем их базовый размер, и в соответствии с параметрами прогноза социально-экономического развития в последующие месяцы также ожидается устойчивое превышение поступлений нефтегазовых доходов над их базовым уровнем.

Накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.

По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета по итогам первого квартала 2024 года составил 9 326 млрд рублей, что выше уровня предыдущего года на 20,1% г/г. Несколько более ускоренное финансирование расходов в феврале-марте 2024 года в том числе связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам.

В целом, в 2024 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№540‑ФЗ от 27 ноября 2023 года) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами «бюджетного правила»).

Федеральный бюджет по итогам первого квартала сложился с дефицитом в размере -607 млрд рублей, что почти на +1,5 трлн рублей ниже уровня первого квартала прошлого года. При этом бюджеты бюджетной системы по итогам первого квартала были исполнены с профицитом.

Исполнение федерального бюджета за январь-март 2024 года

(предварительные данные)

млрд рублей

 

янв-март

2024*

янв-март

2023**

%, г/г

утверждено законом
№540-ФЗ

от 27.11.2023

ДОХОДЫ

8 719

5 679

+53,5%

35 065

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ,

в т.ч.:

2 928

1 635

+79,1%

11 504

  базовые нефтегазовые доходы

2 524

1 930

+30,7%

9 683

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.:

5 791

4 044

+43,2%

23 561

  НДС (производство и импорт)

3 356

2 693

+24,6%

12 491

РАСХОДЫ

9 326

7 765

+20,1%

36 661

ДЕФИЦИТ

      % ВВП

-607

-0,3%

-2 086

-1,2%

+1 479

-1 595

-0,9%

* с учетом поступивших на ЕНС платежей, отнесенных к соответствующим доходам федерального бюджета на 1 апреля 2024 года

** с учетом полученной от ФНС России информации о суммах, подлежащих зачёту в счёт налогов и сборов, зачисляемых в федеральный бюджет, в рамках механизма ЕНС

Таким образом, исполнение федерального бюджета осуществляется в соответствии с параметрами первичного структурного дефицита, определенного в законе о бюджете, а операции по использованию/формированию средств ФНБ проводятся в рамках механизма «бюджетного правила».

Минфин России приступил к исполнению поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, в том числе в части финансирования программ развития и формирования перспективного финансового плана на 2025-2030 гг. Закладываемая параметризация доходной базы и расходных обязательств федерального бюджета обеспечивает первичный структурный баланс с 2025 года в соответствии с параметрами «бюджетного правила». Это будет содействовать усилению сдерживающего влияния операций бюджетного сектора на инфляционные процессы, а на среднесрочном горизонте поддержит устойчивость бюджетной системы и укрепит макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.

 

[1] Окончательные данные формируются с учётом бухгалтерских отчётов администраторов бюджетных средств, в которых учитываются операции, произведённые минуя счета Федерального казначейства (в т.ч. операции за рубежом).

[2] Доходы представлены с учетом поступивших на ЕНС платежей, отнесенных к соответствующим доходам федерального бюджета на 1 апреля 2024 года.