Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-сентябрь 2023 года

06 октября 2023 19:00

Динамика поступления доходов и финансирования расходов в течение января-сентября текущего года свидетельствует об исполнении федерального бюджета в соответствии с целевыми параметрами структурного баланса, утвержденным в законе о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022).

По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-сентябре 2023 года составил 19 734 млрд рублей, что соответствует объему поступления доходов за аналогичный период 2022 года. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов – как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом – наблюдается устойчивая положительная динамика.

  • Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 14 158 млрд рублей и увеличились на 26,0% г/г. Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) остается в устойчиво положительной области - в том числе к уровню 2021 года (как менее подверженному статистическим эффектам базы).

В целом объем и траектория поступления ненефтегазовых доходов по итогам января-сентября 2023 года свидетельствуют о значительном превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022 года).

  • Нефтегазовые доходы составили 5 575 млрд рублей и снизились на 34,5% г/г, что связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Юралс в начале года, снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа. Месячная динамика нефтегазовых доходов остается на уровне, значимо превышающем их базовый размер (8 трлн рублей в год).

Накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.

Динамика исполнения расходов федерального бюджета сохраняется на нормальном уровне после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов. По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета за 9 месяцев 2023 года составил 21 432 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 9,7% г/г (-0,1% г/г с начала 2 квартала 2023 г.).

В целом, в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466-ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Это обеспечивает стабильность первичного структурного дефицита на уровне параметров закона о бюджете (№466-ФЗ).

Повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2023 году – в том числе их направление на непредвиденные расходы – обеспечивает наличие нераспределенных резервов, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1 496 млрд рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных на 2023 год.

Исполнение федерального бюджета за январь-сентябрь 2023 года

(предварительные данные)

млрд рублей

 

янв-сен 2023*

янв-сен 2022

%, г/г

утверждено законом
№466-ФЗ

от 05.12.2022

ДОХОДЫ

19 734

19 739

0,0%

26 130

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.

5 575

8 507

-34,5%

8 939

  базовые нефтегазовые доходы

5 933

4 139

+43,4%

8 000

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.:

14 158

11 233

+26,0%

17 191

  НДС (производство и импорт)

8 525

6 903

+23,5%

10 417

  налог на прибыль

1 387

1 253

+10,7%

1 633

РАСХОДЫ, в т.ч.:

21 432

19 537

+9,7%

29 056

  государственные закупки

4 713

4 015

+698

4 982

ДЕФИЦИТ

      % ВВП

-1 699

-1,0%

203

+0,2%

-1 902

-2 925

-2,0%

* доходы представлены с учетом поступивших на ЕНС платежей, отнесенных к соответствующим доходам федерального бюджета на 1 октября 2023 года

Таким образом, исполнение федерального бюджета в соответствии с параметрами первичного структурного дефицита, определенного в законе о бюджете, наряду с использованием/формированием средств ФНБ в рамках механизма «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.

_______________

Окончательные данные формируются с учётом бухгалтерских отчётов администраторов бюджетных средств, в которых учитываются операции, произведённые минуя счета Федерального казначейства (в т.ч. операции за рубежом).