Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-август 2023 года

08 сентября 2023 14:20

Динамика поступления доходов и финансирования расходов свидетельствуют об исполнении федерального бюджета в течение января-августа текущего года и в целом соответствует целевым параметрам структурного баланса, утвержденным в законе о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022).

По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-августе 2023 года составил 16 990 млрд рублей, что на 3,5% ниже объема поступления доходов за аналогичный период 2022 года. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов – как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом – наблюдается устойчивая положительная динамика.

  • Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 12 155 млрд рублей и увеличились на 24,2% г/г. Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) остается в устойчиво положительной области - в том числе к уровню 2021 года (как менее подверженному статистическим эффектам базы).

В целом объем и траектория поступления ненефтегазовых доходов по итогам января-августа 2023 года свидетельствуют о значительном превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022 года).

  • Нефтегазовые доходы составили 4 836 млрд рублей и снизились на 38,2% г/г, что связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Юралс, снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа. Месячная динамика нефтегазовых доходов вышла на уровень, значимо превышающий их базовый размер (8 трлн рублей в год).

Накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.

Динамика исполнения расходов федерального бюджета сохраняется на нормальном уровне после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов. По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета за 8 месяцев 2023 года составил 19 351 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 12% г/г (+1,1% г/г с начала 2 квартала 2023 г.).

В целом, в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466-ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Это обеспечивает стабильность первичного структурного дефицита на уровне параметров закона о бюджете (№466-ФЗ).

Повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2023 году – в том числе их направление на непредвиденные расходы – обеспечивает наличие нераспределенных резервов, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1 496 млрд рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных на 2023 год.

Исполнение федерального бюджета за январь-август 2023 года

(предварительные данные)

млрд рублей

 

янв-авг 2023*

янв-авг 2022

%, г/г

утверждено законом
№466-ФЗ

от 05.12.2022

ДОХОДЫ

16 990

17 607

-3,5%

26 130

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.

4 836

7 818

-38,2%

8 939

  базовые нефтегазовые доходы

5 261

3 795

+38,6%

8 000

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.:

12 155

9 788

+24,2%

17 191

  НДС (производство и импорт)

7 280

5 861

+24,2%

10 417

  налог на прибыль

1 170

1 163

+0,7%

1 633

РАСХОДЫ, в т.ч.:

19 351

17 315

+11,8%

29 056

  государственные закупки

4 300

3 559

+741

4 982

ДЕФИЦИТ

      % ВВП

-2 361

-1,5%

292

+0,3%

-2 653

-2 925

-2,0%

* доходы представлены с учетом поступивших на ЕНС платежей, отнесенных к соответствующим доходам федерального бюджета на 1 сентября 2023 года

Таким образом, исполнение федерального бюджета в соответствии с параметрами первичного структурного дефицита, определенного в законе о бюджете, наряду с использованием/формированием средств ФНБ в рамках механизма «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.

 [1] Окончательные данные формируются с учётом бухгалтерских отчётов администраторов бюджетных средств, в которых учитываются операции, произведённые минуя счета Федерального казначейства (в т.ч. операции за рубежом).