Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-август 2023 года
Динамика поступления доходов и финансирования расходов свидетельствуют об исполнении федерального бюджета в течение января-августа текущего года и в целом соответствует целевым параметрам структурного баланса, утвержденным в законе о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022).
По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-августе 2023 года составил 16 990 млрд рублей, что на 3,5% ниже объема поступления доходов за аналогичный период 2022 года. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов – как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом – наблюдается устойчивая положительная динамика.
- Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 12 155 млрд рублей и увеличились на 24,2% г/г. Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) остается в устойчиво положительной области - в том числе к уровню 2021 года (как менее подверженному статистическим эффектам базы).
В целом объем и траектория поступления ненефтегазовых доходов по итогам января-августа 2023 года свидетельствуют о значительном превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022 года).
- Нефтегазовые доходы составили 4 836 млрд рублей и снизились на 38,2% г/г, что связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Юралс, снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа. Месячная динамика нефтегазовых доходов вышла на уровень, значимо превышающий их базовый размер (8 трлн рублей в год).
Накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры и использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.
Динамика исполнения расходов федерального бюджета сохраняется на нормальном уровне после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов. По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета за 8 месяцев 2023 года составил 19 351 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 12% г/г (+1,1% г/г с начала 2 квартала 2023 г.).
В целом, в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466-ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Это обеспечивает стабильность первичного структурного дефицита на уровне параметров закона о бюджете (№466-ФЗ).
Повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2023 году – в том числе их направление на непредвиденные расходы – обеспечивает наличие нераспределенных резервов, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1 496 млрд рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных на 2023 год.
Исполнение федерального бюджета за январь-август 2023 года
(предварительные данные)
млрд рублей
|
янв-авг 2023* |
янв-авг 2022 |
%, г/г |
утверждено законом от 05.12.2022 |
ДОХОДЫ |
16 990 |
17 607 |
-3,5% |
26 130 |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч. |
4 836 |
7 818 |
-38,2% |
8 939 |
базовые нефтегазовые доходы |
5 261 |
3 795 |
+38,6% |
8 000 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.: |
12 155 |
9 788 |
+24,2% |
17 191 |
НДС (производство и импорт) |
7 280 |
5 861 |
+24,2% |
10 417 |
налог на прибыль |
1 170 |
1 163 |
+0,7% |
1 633 |
РАСХОДЫ, в т.ч.: |
19 351 |
17 315 |
+11,8% |
29 056 |
государственные закупки |
4 300 |
3 559 |
+741 |
4 982 |
ДЕФИЦИТ % ВВП |
-2 361 -1,5% |
292 +0,3% |
-2 653 |
-2 925 -2,0% |
* доходы представлены с учетом поступивших на ЕНС платежей, отнесенных к соответствующим доходам федерального бюджета на 1 сентября 2023 года
Таким образом, исполнение федерального бюджета в соответствии с параметрами первичного структурного дефицита, определенного в законе о бюджете, наряду с использованием/формированием средств ФНБ в рамках механизма «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.
[1] Окончательные данные формируются с учётом бухгалтерских отчётов администраторов бюджетных средств, в которых учитываются операции, произведённые минуя счета Федерального казначейства (в т.ч. операции за рубежом).
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная