Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-июль 2023 года
Динамика поступления доходов и финансирования расходов свидетельствуют о продолжающейся нормализации исполнения федерального бюджета в течение января-июля текущего года и в целом соответствует целевым параметрам структурного баланса, утвержденным в законе о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022).
По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-июле 2023 года составил 14 525 млрд рублей, что на 7,9% ниже объема поступления доходов за аналогичный период 2022 года. При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов – как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом – наблюдается устойчивая положительная динамика.
- Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 10 332 млрд рублей и увеличились на 19,8% г/г. Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) остается в устойчиво положительной области - в том числе к уровню 2021 года (как менее подверженному статистическим эффектам базы).
В целом объем и траектория поступления ненефтегазовых доходов по итогам января-июля 2023 года свидетельствуют о значимом превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022 года).
- Нефтегазовые доходы составили 4 193 млрд рублей и снизились на 41,4% г/г, что связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Юралс, снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа. Месячная динамика нефтегазовых доходов к августу вышла на траекторию, превышающую их базовый уровень (8 трлн рублей в год).
Уточнение механизма определения налоговой базы «нефтяных» налогов и сокращение соответствующих ценовых дисконтов продолжат содействовать дальнейшему увеличению налоговых поступлений в течение второго полугодия.
При этом использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов и накопление дополнительных нефтегазовых доходов в периоды благоприятной ценовой конъюнктуры в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.
Динамика исполнения расходов федерального бюджета вышла на нормальный уровень после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов. По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета за 7 месяцев 2023 года составил 17 341 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 14% г/г (+2,3% г/г с начала 2 квартала 2023 г.).
В целом, в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466-ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Это обеспечивает стабильность первичного структурного дефицита на уровне параметров закона о бюджете (№466-ФЗ).
Повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2023 году – в том числе при необходимости их направления на непредвиденные расходы – обеспечивает наличие нераспределенных резервов, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1 496 млрд рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных на 2023 год.
Исполнение федерального бюджета за январь-июль 2023 года (предварительные данные)
млрд рублей
|
янв-июль 2023* |
янв-июль 2022 |
%, г/г |
утверждено законом от 05.12.2022 |
ДОХОДЫ |
14 525 |
15 774 |
-7,9% |
26 130 |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч. |
4 193 |
7 150 |
-41,4% |
8 939 |
базовые нефтегазовые доходы |
4 590 |
3 494 |
+31,4% |
8 000 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.: |
10 332 |
8 624 |
+19,8% |
17 191 |
НДС (производство и импорт) |
6 279 |
5 210 |
+20,5% |
10 417 |
налог на прибыль |
1 026 |
1 036 |
-1,0% |
1 633 |
РАСХОДЫ, в т.ч.: |
17 341 |
15 217 |
+14,0% |
29 056 |
государственные закупки |
3 986 |
3 139 |
+846 |
4 982 |
ДЕФИЦИТ % ВВП |
-2 817 -1,8% |
557 +0,4% |
-3 374 |
-2 925 -2,0% |
* доходы представлены с учетом поступивших на ЕНС платежей, отнесенных к соответствующим доходам федерального бюджета на 1 августа 2023 года
Таким образом, исполнение федерального бюджета в соответствии с параметрами первичного структурного дефицита, определенного в законе о бюджете, наряду с использованием/формированием средств ФНБ в рамках механизма «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.
[1] Окончательные данные формируются с учётом бухгалтерских отчётов администраторов бюджетных средств, в которых учитываются операции, произведённые минуя счета Федерального казначейства (в т.ч. операции за рубежом).
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная