Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-июнь 2023 года

07 июля 2023 12:30

Динамика поступления ненефтегазовых доходов и финансирования расходов свидетельствуют о продолжающейся нормализации исполнения федерального бюджета в течение января-июня текущего года и в целом соответствует параметрам закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022).

По предварительной оценке, объем доходов федерального бюджета в январе-июне 2023 года составил 12 381 млрд рублей, что на 12% ниже объема поступления доходов за аналогичный период 2022 года (в июне 2023 г. +29,8% г/г). При этом в части поступления ключевых ненефтегазовых доходов – как федерального бюджета, так и бюджетной системы в целом – наблюдается устойчивая положительная динамика.

  • Ненефтегазовые доходы федерального бюджета составили 8 999 млрд рублей и увеличились на 17,8% г/г. Динамика поступления крупнейших ненефтегазовых доходов федерального бюджета (оборотные налоги, налог на прибыль) вышла в устойчиво положительную область – в том числе к уровню 2021 года (как менее подверженному статистическим эффектам базы).

В целом объем и траектория поступления ненефтегазовых доходов по итогам января-июня 2023 года свидетельствуют о значимом превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022 года).

  • Нефтегазовые доходы составили 3 382 млрд рублей и снизились на 47% г/г, что связано с высокой базой сравнения прошлого года, снижением котировок цен на нефть марки Юралс, снижением цен и сокращением объемов экспорта природного газа. Месячная динамика нефтегазовых доходов постепенно выходит на траекторию, соответствующую их базовому уровню (8 трлн рублей в год).

Уточнение механизма определения налоговой базы «нефтяных» налогов и сокращение соответствующих ценовых дисконтов будут содействовать дальнейшему восстановлению налоговых поступлений во втором полугодии.

При этом использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.

Динамика исполнения расходов федерального бюджета постепенно выходит на нормальный уровень после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов. По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета за 6 месяцев 2023 года составил 14 976 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 19% г/г (+8,0% г/г во 2 квартале 2023 г.).

В целом, в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466-ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов (в соответствии с нормами «бюджетного правила»). Это обеспечивает стабильность первичного структурного дефицита на уровне параметров закона о бюджете (№466-ФЗ).

Повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2023 году – в том числе при необходимости их направления на непредвиденные расходы – обеспечивает наличие нераспределенных резервов, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1 496 млрд рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных на 2023 год.

Исполнение федерального бюджета за январь-июнь 2023 года (предварительные данные)

млрд рублей

 

янв-июнь 2023*

янв-июнь 2022

%, г/г

утверждено законом
№466-ФЗ

от 05.12.2022

ДОХОДЫ

12 381

14 017

-11,7%

26 130

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.

3 382

6 376

-47,0%

8 939

  базовые нефтегазовые доходы

3 936

3 072

+28,1%

8 000

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.:

8 999

7 641

+17,8%

17 191

  НДС (производство и импорт)

5 534

4 730

+17,0%

10 417

  налог на прибыль

867

906

-4,3%

1 633

РАСХОДЫ, в т.ч.:

14 976

12 535

+19,5%

29 056

  государственные закупки

3 647

2 421

+1 226

4 982

ДЕФИЦИТ

-2 595

+1 482

-4 078

-2 925

* доходы представлены с учетом поступивших на ЕНС платежей, отнесенных к соответствующим доходам федерального бюджета на 1 июля 2023 года

Таким образом, исполнение федерального бюджета в соответствии с параметрами первичного структурного дефицита, определенного в законе о бюджете, наряду с использованием/формированием средств ФНБ в рамках механизма «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.

 

[1] Окончательные данные формируются с учётом бухгалтерских отчётов администраторов бюджетных средств, в которых учитываются операции, произведённые минуя счета Федерального казначейства (в т.ч. операции за рубежом).