Высказывания Л. З. Шнейдмана информационным агентствам

«О рассмотрении Госдумой в мае в 1-м чтении поправки к закону об аудиторской деятельности, о вопросе отношений аудитора и клиента, о возможности изменения подхода к аудиторской тайне»

25 апреля 2005 09:27

Госдума рассмотрит в мае в 1-м чтении поправки к закону об аудиторской деятельности — директор департамента Минфина РФ

МОСКВА, 25 апреля. /ПРАЙМ-ТАСС/. Госдума рассмотрит в мае в первом чтении поправки к закону об аудиторской деятельности. Об этом сегодня на пресс-конференции сообщил директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина РФ Леонид Шнейдман.

В настоящее время законопроект рассматривается в комитетах Госдумы. «Я надеюсь, он будет поддержан» при рассмотрении на пленарном заседании Госдумы, сказал он.

По словам Л. Шнейдмана, основными моментами в законопроекте, которые вызывают наибольшее число споров и обсуждений, являются, в частности, минимальные численные критерии, установленные для аудиторов или аудиторских фирм для членства саморегулируемой организации. Как отметил Л. Шнейдман, согласно законопроекту, членами одной саморегулируемой организации должны быть как минимум 3 тыс аудиторов или 1,5 тыс аудиторских фирм.

Будущее покажет, какое количество саморегулируемых организаций будет действовать на аудиторском рынке, но даже 4–5 организаций — это вполне достаточное количество, которое могло бы осуществлять функции, предусмотренные законом, сказал он.

Введение с 2009 г единого квалификационного аттестата аудитора также вызывает достаточно большое число вопросов. Как считает Л. Шнейдман, введение единого аттестата не может отрицательно сказаться на качестве аудиторских услуг, поскольку аудиторская деятельность унифицируется, и разница в технологии проведения аудита в различных отраслях становится минимальной.

Л. Шнейдман считает, что переходный период в 3 года к переходу на единый аттестат — это достаточно щадящий период. По его словам, «лучше заняться этим сегодня, чем дожидаться того момента, когда такой переход нужно будет осуществлять спешно, срочно и с завтрашнего дня».

Он также отметил, что вопросы, связанные с подтверждением квалификации аудиторов в области МСФО, видимо, будут решаться в ходе трехлетнего переходного периода к единому аттестату.

Последним новшеством, также вызывающим наибольшее число вопросов среди профессионалов, Л. Шнейдман назвал введение нового в российской практике механизма общественного контроля за развитием профессии — совета по аудиторской деятельности. Этот двухпалатный орган, по мнению Л. Шнейдмана, «должен дать хороший результат с точки зрения качества принимаемых решений». При этом сам совет более чем на 70 проц будет состоять из людей, не являющихся представителями аудиторской профессии, в то время как рабочий орган совета будет сформирован более чем на 70 проц из представителей профессиональной общественности.


25.04.2005 17:01

Вопрос отношений аудитора и клиента, к которому применяют меры надзирающие органы, может быть дополнительно рассмотрен при прохождения в Госдуме поправок к закону об аудиторской деятельности

МОСКВА, 25 апреля. /ПРАЙМ-ТАСС/. Вопрос отношений аудитора и клиента, когда к последнему применяются меры со стороны надзирающих органов, может быть дополнительно рассмотрен в процессе прохождения в Госдуме поправок к закону об аудиторской деятельности. Об этом сегодня на пресс-конференции сообщил директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина РФ Леонид Шнейдман.

По его словам, есть ряд предложений, среди которых распространение на аудиторские организации механизмов, существующих в настоящее время, например, для адвокатов.

Насколько целесообразно их использовать и в какой мере — является вопросом дополнительного рассмотрения, сказал Л. Шнейдман. Пока, отметил он, в поправках к законопроекту об аудиторской деятельности, сохранены действующие подходы к аудиторской тайне.


25.04.2005 17:19

В Минфине надеются, что Дума в мае одобрит в I чтении поправки в закон об аудиторской деятельности

Москва. 25 апреля. ИНТЕРФАКС-АФИ — В Минфине РФ надеются, что Государственная Дума в мае одобрит в первом чтении законопроект о внесении изменений в закон «Об аудиторской деятельности», предусматривающих отмену лицензирования аудиторских организаций и его замену на обязательное членство в саморегулируемых организациях (СРО).

«Ожидается, что в мае документ будет рассмотрен на пленарном заседании Госдумы в первом чтении. Надеюсь, он будет поддержан»,— сказал директор департамента регулирования госфинконтроля, аудиторской деятельности и бухучета Минфина РФ Леонид Шнейдман на пресс-конференции в понедельник.

Он напомнил, что законопроект уже рассматривается в Госдуме, в течение последних двух недель уже прошел обсуждение на комитетах и получил заключения ряда из них.

Л. Шнейдман подчеркнул, что необходимость поправок в закон об аудите вызвана общемировыми тенденциями в этой сфере, а также процессами внутри страны в сфере регулирования профессиональной деятельности. В частности, признано целесообразным сократить несвойственные функции госорганов. При этом, подчеркнул он, законопроект не направлен на разрушение аудиторского рынка, а направлен против некачественного ведения аудиторской деятельности, некачественного оказания услуг, неэтичного поведения аудиторских организаций.

Согласно законопроекту, планируется отмена лицензирования аудиторской деятельности, поскольку было признано, что она не является наиболее оптимальным механизмом обеспечения качества аудиторских услуг. Л. Шнейдман подчеркнул, что на смену лицензированию предполагается использовать обязательное участие аудиторов в деятельности саморегулируемых организаций (с 2006 года — ИФ-АФИ) и осуществлять профессиональный контроль, а не формальный контроль на этапе лицензирования.

Предполагается, что для функционирования в качестве аудиторского объединения СРО должны иметь в своем составе 3 тыс. аудиторов — физических лиц или 1,5 тыс. аудиторских фирм. Ранее отмечалось, что в результате применения таких критериев на аудиторском рынке будут действовать 4–5 СРО. При этом за государством в лице Минфина РФ останется выработка госполитики в сфере аудита, нормативно-правовое регулирование и осуществление надзора за деятельностью СРО.

Также, напомнил Л. Шнейдман, законопроект предполагает введение единого квалификационного аттестата аудиторов (с 2009 года — ИФ-АФИ). По его словам, общемировые тенденции, а также принятие внутри РФ единых федеральных стандартов аудиторской деятельности позволяют это сделать. При этом он выразил уверенность, что ни отмена лицензирования аудиторских компаний, ни переход на единый квалификационный аттестат не приведут к снижению качества аудиторских услуг.

Л. Шнейдман подчеркнул, что законопроект не предполагает никаких специальных переаттестаций в связи с активизацией использования международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в российской практике. С другой стороны, отметил он, более активное использование МСФО в российской практике требует от аудиторов ряда новых знаний и навыков. По словам Л. Шнейдмана, согласно поправкам, по законопроекту предусматривается длительный переходный период (3 года) в процессе введения единого квалификационного аттестата, и в этот период будет решаться подтверждение квалификации аудиторов в сфере МСФО.

Л. Шнейдман также отметил, что несколько меняются критерии для деятельности иностранных аудиторских организаций. Если сейчас от них требуется, чтобы большая часть персонала состояла из российских граждан, то в законопроекте предусмотрена более эффективная норма, чтобы исполнительный орган аудиторской компании состоял из большего числа аттестованных аудиторов, а если это единоличный исполнительный орган (генеральный директор), то он должен быть аудитором. «Эта норма в большей степени отвечает положению дел на аудиторском рынке»,— отметил Л. Шнейдман.

Вместе с тем, по его словам, законопроект не затрагивает вопросы проведения обязательного аудита. При этом в отношении сферы обязательного аудита и перечня организаций «законопроект ничего нового не привносит».

По словам главы департамента Минфина, в ходе обсуждения законопроекта наибольшая дискуссия разгорается относительно трех его моментов: численных критериев членства в СРО; введение единого квалификационного аттестата; механизм совета по аудиторской деятельности.

В Минфине РФ готовы обсуждать изменения подхода к аудиторской тайне

Москва. 25 апреля. ИНТЕРФАКС-АФИ — В Минфине РФ готовы обсуждать возможность изменения подхода к аудиторской тайне, сообщил директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности и бухучета министерства Леонид Шнейдман на пресс-конференции в понедельник.

По его словам, в настоящее время в рамках рассмотрения в Думе поправок в закон «Об аудиторской деятельности» в отношении вопроса об аудиторской тайне признано целесообразным ограничиться подходом, который уже существует в законе сегодня.

Однако, подчеркнул Л. Шнейдман, существует ряд проблем, когда против клиента аудиторской организации предпринимаются меры надзорными организациями. В связи с этим существуют предложения, чтобы распространить на аудиторские организации механизмы, существующие для адвокатов (чтобы контрольные или надзорные органы не могли требовать у аудиторских компаний сведения об их клиентах, полученные в ходе аудиторской проверки).

По словам Л. Шнейдмана, целесообразность изменения подхода к аудиторской тайне требует дополнительного обсуждения. «Этот вопрос мог бы быть дополнительно рассмотрен в процессе работы в Госдуме»,— сказалон.

В Минфине считают, что вопрос об аудиторской тайне может быть рассмотрен в Госдуме в ходе работы над поправками к закону

МОСКВА, 25 апр — РИА «Новости». Директор департамента регулирования государственно-финансового контроля, аудиторской деятельности и бюджета Минфина РФ Леонид Шнейдман полагает, что вопрос об аудиторской тайне может быть рассмотрен в ходе работы в Госдуме над поправками к закону об аудиторской деятельности.

«При рассмотрении этого вопроса, было признано целесообразным ограничиться теми подходами к аудиторской тайне, которые имеются в действующем законе об аудиторской деятельности»,— заявил Шнейдман в ходе интернет-конференции в понедельник.

«Вместе с тем, существует целый ряд проблем, связанных со взаимоотношениями аудиторов и клиентов в условиях, когда в отношении клиента осуществляются какие-то меры соответствующими надзирающими органами и думается, что этот вопрос вполне мог бы быть дополнительно рассмотрен в процессе работы над законопроектом в Государственной думе»,— отметил представитель Минфина.

По его словам, в частности, высказываются предложения распространить на аудиторские организации меры по защите тайны, которые распространяются, например, на адвокатов.