Приказ Минфина России от 19.06.2023 № 274 «Об утверждении Обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов в 2022 г.»

Опубликован в разделе: Контроль и надзор
скачать (PDF, 0.81 MB)
Опубликовано: 22.06.2023Изменено: 22.06.2023
Приказ Минфина России от 19.06.2023 № 274 «Об утверждении Обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов в 2022 г.» Скачать

Прикрепленные файлы (1)

В соответствии с пунктом 13 Порядка организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 ноября 2016 г. № 517, п р и к а з ы в а ю:

утвердить Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов в 2022 г.

Заместитель Министра В.В. Колычев

УТВЕРЖДЕН
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 19.06.2023 г. № 274

Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов в 2022 г.

Введение

В настоящем документе обобщена и проанализирована правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов и правоприменительная практика соблюдения этой организацией требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307‑ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности») и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России (далее – обязательные требования).

Настоящий документ составлен на основе анализа требований нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность, результатов наблюдения (мониторинга) исполнения саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований, анализа поступивших в Минфин России отчетов саморегулируемой организации аудиторов, обращений граждан о деятельности саморегулируемой организации аудиторов, анализа документов и сведений, размещенных на официальном сайте саморегулируемой организации аудиторов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

1. Общая характеристика государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов

Государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов (далее – государственный контроль) осуществляет Минфин России. В 2022 г. объектом государственного контроля являлась саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество» (далее - ААС).

ААС находится в Москве и объединяет аудиторов и аудиторские организации. Согласно данным реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов членами ААС по состоянию на 1 января 2022 г. были 3388 аудиторских организаций и 17040 аудиторов, по состоянию на 31 декабря 2022 г. - 2444 аудиторских организаций и 16397 аудиторов.

Основанием осуществления Минфином России государственной функции по государственному контролю являются статья 22 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», подпункт 5.3.30 пункта 5 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, и пункт 2 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1202 (далее – Положение о государственном надзоре). Порядок исполнения данной государственной функции до 30 января 2022 г. был установлен Административным регламентом по осуществлению Министерством финансов Российской Федерации государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 13 ноября 2020 г. № 265н[1], а с 31 января - Административным регламентом по осуществлению Министерством финансов Российской Федерации государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, утвержденным приказом Минфина России от 14 декабря 2021 г. № 212н[2].

Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» в 2022 г. предметом государственного контроля являлось соблюдение ААС обязательных требований. Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов, утвержден приказом Минфина России от 10 марта 2022 г. № 94.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» в 2022 г. были установлены запрет на проведение плановых контрольных (надзорных) мероприятий и ограничения на проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В связи с указанным постановлением Правительства Российской Федерации в 2022 г. проверки деятельности ААС не планировались и не проводились. Основания для проведения внеплановых проверок ААС отсутствовали.

На основании Программы профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, нормативных актов Банка России саморегулируемой организацией аудиторов на 2022 год, утвержденной приказом Минфина России от 26 ноября 2021 г. № 526 (далее – Программа профилактики), Минфином России проводились мероприятия по контролю без взаимодействия с ААС, которые осуществлялись посредством анализа информации о деятельности и действиях ААС при размещении информации в информационно‑телекоммуникационной сети «Интернет», предоставлении в Минфин России информации о деятельности либо действиях ААС, обязанность по представлению которой (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) возложена на ААС в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Мероприятия по контролю без взаимодействия с ААС проводились в сентябре и ноябре-декабре 2022 г. По их результатам Минфином России направлены письма в ААС от 28 сентября 2022 г. № 07-03-16/93568 и от 27 декабря 2022 г. № 07‑03‑16/128296 о выявленных в ходе мероприятий по контролю без взаимодействия с ААС недостатках.

В 2022 г. ААС, ее должностные лица к административной ответственности в соответствии со статьей 14.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не привлекались.

В целях оказания методической помощи ААС, а также предотвращения возможных нарушений Минфином России проводилась соответствующая профилактическая работа. Эта работа велась в соответствии с Программой профилактики. Основными способами проведения такой работы в 2022 г. стали:

1) размещение информации, касающейся профилактики нарушений обязательных требований, в специальном разделе на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт Минфина России);

2) размещение в специальном разделе на официальном сайте Минфина России информации, касающейся профилактики нарушений аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами требований Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3) поддержание в актуальном состоянии перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля, и самих нормативных правовых актов на официальном сайте Минфина России;

4) размещение примерных программ проверок соблюдения саморегулируемой организацией аудиторов требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, на официальном сайте Минфина России и поддержание их в актуальном состоянии в течение 2022 г.;

5) обобщение результатов государственного контроля, осуществленного Минфином России в 2021 г., информирование об этом ААС путем размещения соответствующего документа на официальном сайте Минфина России;

6) подготовка отчета о контроле качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2021 г. и размещение его на официальном сайте Минфина России;

7) размещение документа «Обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов в 2021 г.», утвержденного приказом Минфина России от 28 июня 2022 г. № 248, на официальном сайте Минфина России;

8) проведение совещаний с представителями ААС по обсуждению результатов анализа практики применения ею обязательных требований (май, декабрь 2022 г.). Информация о проведенных совещаниях размещена на официальном сайте Минфина России;

9) поддержание в актуальном состоянии Классификатора типовых нарушений обязательных требований Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, выявленных Минфином России в ходе осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, размещенного на официальном сайте Минфина России;

10) размещение на официальном сайте Минфина России информационных сообщений об изменениях в нормативных правовых актах (от 26 января 2022 г. № ИС-аудит-51, от 19 мая 2022 г. № ИС-аудит-55).

В 2022 г. в судах не оспаривались основания и результаты проведения в 2022 г. в отношении ААС мероприятий по контролю.

2. Правоприменительная практика организации и проведения государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов

Обобщение и анализ правоприменительной практики организации и проведения государственного контроля в 2022 г. не выявил проблемных вопросов.

3. Правоприменительная практика соблюдения саморегулируемой организацией аудиторов обязательных требований

По результатам мероприятий по контролю без взаимодействия с ААС, осуществленным в 2022 г., выявлены отдельные недостатки в организации работы ААС по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов. По этим недостаткам ААС приняты меры, направленные на устранение недостатков, изложенных в письмах Минфина России от 28 сентября 2022 г. № 07‑03‑16/93568 и от 27 декабря 2022 г. № 07‑03‑16/128296. Устаревшие, дублирующие и избыточные обязательные требования не установлены.

4. Выводы и предложения по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля

По результатам проведенного обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля можно сделать следующие выводы и предложения:

1) государственный контроль обеспечивает своевременное выявление и устранение нарушений и недостатков в исполнении требований к этой организации, установленных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, и тем самым защиту интересов членов этой организации;

2) Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» и принятые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты обеспечивают правовую основу деятельности ААС и выполнения ей возложенных на нее функций, а также осуществления государственного контроля;

3) проводимые мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов саморегулируемой организацией аудиторов согласно ежегодно утверждаемой программы профилактики нарушений обязательных требований саморегулируемой организацией аудиторов способствуют сокращению нарушений ААС обязательных требований, устранению причин, факторов и условий, способствующих их нарушению;

4) проведенные мероприятия по контролю без взаимодействия с ААС выявили отдельные недостатки в осуществлении ААС возложенной на нее функции по ведению реестра аудиторов и аудиторских организаций.


[1] Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2020 г., регистрационный № 61838.

[2] Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 января 2022 г., регистрационный № 66935.