Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-февраль 2023 года
По предварительной оценке объем доходов федерального бюджета в январе-феврале 2023 года составил 3 163 млрд рублей [1], что на 25% ниже объема поступления доходов в январе-феврале 2022 года:
- Нефтегазовые доходы составили 947 млрд рублей и снизились на 46% г/г, что связано в первую очередь со снижением котировок цен на нефть марки Юралс и сокращением объемов экспорта природного газа.
С учетом снижения репрезентативности котировок цен на нефть марки Юралс в качестве объективного ценового индикатора экспортных цен на российскую нефть механизм определения налоговой базы соответствующих налогов был уточнен в феврале. Принятые изменения в налоговое законодательство будут содействовать постепенному восстановлению налоговых поступлений от нефтяного сектора – особенно во втором полугодии текущего года.
Кроме того, использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.
- Ненефтегазовые доходы составили 2 217 млрд рублей и снизились на 9% г/г преимущественно за счет сокращения поступлений налога на прибыль, что главным образом связано с единовременным возмещением в январе 2023 г. переплат налога за предшествующие периоды.
Динамика поступления оборотных налогов (и внутреннего НДС в частности) нормализовалась после временного сокращения в январе, связанного с действием ускоренного порядка возмещения НДС.
В целом объем поступлений ненефтегазовых доходов по итогам января-февраля 2023 года соответствует динамике, заложенной при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022 года).
По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета в январе-феврале 2023 года составил 5 744 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 52%. Ускорение финансирования расходов в начале 2023 года главным образом связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам. Это в том числе позволит обеспечить более равномерное кассовое исполнение расходов федерального бюджета в течение 2023 года.
В целом в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466-ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов в случае их формирования в течение года (в соответствии с нормами «бюджетного правила»).
Повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2023 году – в том числе при необходимости их направления на непредвиденные расходы – обеспечивает наличие нераспределенных резервов, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1 496 млрд рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных на 2023 год.
Исполнение федерального бюджета за январь-февраль 2023 года (предварительные данные)
млрд рублей
|
янв-фев 2023* |
янв-фев 2022 |
%, г/г |
утверждено законом от 05.12.2022 |
ДОХОДЫ |
3 163 |
4 206 |
-24,8% |
26 130 |
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.: |
947 |
1 766 |
-46,4% |
8 939 |
базовые нефтегазовые доходы |
1 255 |
987 |
+27,1% |
8 000 |
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.: |
2 217 |
2 439 |
-9,1% |
17 191 |
НДС (производство и импорт) |
1 622 |
1 539 |
+5,4% |
10 417 |
налог на прибыль |
22 |
149 |
-127 |
1 633 |
РАСХОДЫ, в т.ч.: |
5 744 |
3 790 |
+51,5% |
29 056 |
государственные закупки |
2 074 |
654 |
+1 420 |
4 982 |
ДЕФИЦИТ |
-2 581 |
415 |
-2 996 |
-2 925 |
* доходы представлены с учетом нераспределённых средств ЕНП на 1 марта 2023 года
Таким образом, предварительные оценки исполнения федерального бюджета в январе-феврале текущего года соответствуют динамике, заложенной при формировании основных характеристик на 2023 год в рамках закона о бюджете. Это в совокупности с использованием/формированием средств ФНБ в случае отклонения размера нефтегазовых доходов от их базового уровня обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.
[1] С 1 января 2023 года изменились порядок и, в ряде случаев, сроки уплаты налоговых платежей, что связано с переходом на механизм единого налогового платежа (ЕНП). Поскольку перечисление ЕНП налогоплательщиками осуществлялось 28 февраля (срок уплаты ЕНП), его зачисление и распределение по бюджетам происходило в первые дни марта 2023 года.
Таким образом, данные по кассовому исполнению налоговых доходов на 1 марта 2023 года включают не все налоговые платежи, произведенные налогоплательщиками в феврале, и несопоставимы с данными за аналогичный период прошлого года. В целях повышения репрезентативности и сопоставимости данных по исполнению доходов в январе-феврале 2023 года представленные данные предварительного исполнения федерального бюджета по доходам сформированы с учетом нераспределенных средств ЕНП на 1 марта – как если бы все налоговые платежи были зачислены и распределены по бюджетам в месяц их уплаты налогоплательщиками.
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная