Предварительная оценка исполнения федерального бюджета за январь-февраль 2023 года

06 марта 2023 16:40

По предварительной оценке объем доходов федерального бюджета в январе-феврале 2023 года составил 3 163 млрд рублей [1], что на 25% ниже объема поступления доходов в январе-феврале 2022 года:

  • Нефтегазовые доходы составили 947 млрд рублей и снизились на 46% г/г, что связано в первую очередь со снижением котировок цен на нефть марки Юралс и сокращением объемов экспорта природного газа.

С учетом снижения репрезентативности котировок цен на нефть марки Юралс в качестве объективного ценового индикатора экспортных цен на российскую нефть механизм определения налоговой базы соответствующих налогов был уточнен в феврале. Принятые изменения в налоговое законодательство будут содействовать постепенному восстановлению налоговых поступлений от нефтяного сектора – особенно во втором полугодии текущего года.

Кроме того, использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами «бюджетного правила» обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов.

  • Ненефтегазовые доходы составили 2 217 млрд рублей и снизились на 9% г/г преимущественно за счет сокращения поступлений налога на прибыль, что главным образом связано с единовременным возмещением в январе 2023 г. переплат налога за предшествующие периоды.

Динамика поступления оборотных налогов (и внутреннего НДС в частности) нормализовалась после временного сокращения в январе, связанного с действием ускоренного порядка возмещения НДС.

В целом объем поступлений ненефтегазовых доходов по итогам января-февраля 2023 года соответствует динамике, заложенной при формировании закона о бюджете (№466-ФЗ от 5 декабря 2022 года).

По предварительной оценке, объем расходов федерального бюджета в январе-феврале 2023 года составил 5 744 млрд рублей, превысив показатели аналогичного периода прошлого года на 52%. Ускорение финансирования расходов в начале 2023 года главным образом связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам. Это в том числе позволит обеспечить более равномерное кассовое исполнение расходов федерального бюджета в течение 2023 года.

В целом в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466-ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов в случае их формирования в течение года (в соответствии с нормами «бюджетного правила»).

Повышенную гибкость управления структурой предельных бюджетных ассигнований в 2023 году – в том числе при необходимости их направления на непредвиденные расходы – обеспечивает наличие нераспределенных резервов, а также высвобождение бюджетных ассигнований в размере 1 496 млрд рублей вследствие авансового перечисления Фонду пенсионного и социального страхования в декабре 2022 года отдельных трансфертов, предусмотренных на 2023 год.

Исполнение федерального бюджета за январь-февраль 2023 года (предварительные данные)

млрд рублей

 

янв-фев 2023*

янв-фев 2022

%, г/г

утверждено законом
№466-ФЗ

от 05.12.2022

ДОХОДЫ

3 163

4 206

-24,8%

26 130

НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.:

947

1 766

-46,4%

8 939

  базовые нефтегазовые доходы

1 255

987

+27,1%

8 000

НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в т.ч.:

2 217

2 439

-9,1%

17 191

  НДС (производство и импорт)

1 622

1 539

+5,4%

10 417

  налог на прибыль

22

149

-127

1 633

РАСХОДЫ, в т.ч.:

5 744

3 790

+51,5%

29 056

  государственные закупки

2 074

654

+1 420

4 982

ДЕФИЦИТ

-2 581

415

-2 996

-2 925

* доходы представлены с учетом нераспределённых средств ЕНП на 1 марта 2023 года

Таким образом, предварительные оценки исполнения федерального бюджета в январе-феврале текущего года соответствуют динамике, заложенной при формировании основных характеристик на 2023 год в рамках закона о бюджете. Это в совокупности с использованием/формированием средств ФНБ в случае отклонения размера нефтегазовых доходов от их базового уровня обеспечивает устойчивость бюджетной системы и укрепляет макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.

 

[1] С 1 января 2023 года изменились порядок и, в ряде случаев, сроки уплаты налоговых платежей, что связано с переходом на механизм единого налогового платежа (ЕНП). Поскольку перечисление ЕНП налогоплательщиками осуществлялось 28 февраля (срок уплаты ЕНП), его зачисление и распределение по бюджетам происходило в первые дни марта 2023 года.

Таким образом, данные по кассовому исполнению налоговых доходов на 1 марта 2023 года включают не все налоговые платежи, произведенные налогоплательщиками в феврале, и несопоставимы с данными за аналогичный период прошлого года. В целях повышения репрезентативности и сопоставимости данных по исполнению доходов в январе-феврале 2023 года представленные данные предварительного исполнения федерального бюджета по доходам сформированы с учетом нераспределенных средств ЕНП на 1 марта – как если бы все налоговые платежи были зачислены и распределены по бюджетам в месяц их уплаты налогоплательщиками.