Министр финансов Антон Силуанов в рамках ПМЭФ-2017

Стенограмма выступления А.Г. Силуанова в рамках сессии "Настройка налоговой системы - цели и параметры"

02 июня 2017 13:00

Макаров А.М.: ...Вот подходы, подходы Министерства финансов, а я думаю, что это ключевое ведомство. Потому что мы понимаем, доходы, расходы – вещи, которые нельзя оторвать одно от другого. Ваши подходы к настройке налоговой системы. Что для вас вот это слово «настройка»?

Силуанов А.Г.: Спасибо, Андрей Михайлович. 

Добрый день, уважаемые коллеги! Сейчас и в Министерстве финансов, и среди обсуждающих налоговую тему уже нет такого аргумента о том, что нужно менять налоги для того, чтобы сбалансировать бюджет, бюджетную систему. Это абсолютно неправильно. Последние годы мы, именно исходя из этого, формировали свои предложения. Налоговая система должна, в первую очередь, реформироваться для того, чтобы решать основную задачу – это создавать условия для роста экономики, делать прогнозируемость для бизнеса, для инвесторов, свои бизнес-планы, свои предложения по участию в увеличении своего бизнеса. И именно через это, через такую призму мы и стараемся подходить к изменению налоговой системы. Мы не должны через налоговую систему решать проблему зачастую неэффективности расходов. Именно там нам нужно искать возможности сбалансированности бюджета, а не через увеличение налогов. Тезис первый: «Мы не будем увеличивать налоговую прибыль». Вот основная задача, которую мы ставим себе на предстоящий период, шестилетний период, когда мы говорим об изменении налогов – это первое.

Второе – мы действительно должны через налоги, как один из инструментов, решить вопрос об обеспечении высоких темпов роста, выше мировых и через налоги – это один из серьезных инструментов, который может воздействовать и должен воздействовать на решение этой задачи. Что это такое? И сегодня на завтраке у «Сбербанка» все говорили: «Доверие к власти, необходимость стабильных условий». А что это такое? Действительно, если ты вкладываешь деньги в какой-то бизнес, ты должен знать, что через два года не повысятся налоги, и твоя финансовая модель не «полетит». Поэтому, мы говорим о том, что сейчас создаются, наоборот, стабильные условия для развития бизнеса. Именно через такие инструменты как специнвестконтракт, когда не меняются налоговые условия, существует договор между государством и бизнесом. 

Мы сейчас говорим о необходимости стимулирования инвестиций через режим специальной инвестиционной льготы, которая в этом году была заявлена, и мы, начиная со следующего года, уже будем ее применять. Мы говорим о необходимости реализации тех решений в области налоговых режимов, которые есть, для того, чтобы привлечь в те регионы, в те территории специальных инвесторов. Чтобы можно было, не думая о том, что что-то изменится, не думая о том, что будет изменение налоговых параметров, налоговой системы, влиять на развитие бизнеса и так далее. Поэтому основная задача налогов – это обеспечить стабильность, прогнозируемость для участников экономической деятельности, обеспечить реализацию их бизнес-планов. 

Ну, и конечно, мы будем заниматься вопросами администрирования. Это, на наш взгляд, ключевая задача, потому что есть налоговая служба, таможенная служба, объединение усилий основных администраторов через прослеживаемость товаров, через объединение системы управления рисками налоговой и таможенной службы, через взаимодействие информационных систем мы можем достичь очень многого, и это уже делается. Действие налоговой службы с системой АСК НДС-2 в части улучшения сбора налогов. Мы видели, что в прошлом году, когда роста экономики практически не было, налоги росли гораздо быстрее, чем развивалась экономика. И сейчас то же самое мы видим. У нас, кстати говоря, доходы выросли за период с начала года на 25 процентов, это значительно выше, чем темпы роста ВВП. В первую очередь росли, конечно, нефтегазовые, но и не нефтегазовые доходы растут, примерно на 15 процентов. Это все следствие улучшения администрирования. Поэтому в этом направлении, с точки зрения повышения сбора налогов, будет находиться основной наш ресурс для наполнения бюджетной системы.

Макаров А.М.: Антон Германович, а можно уточнить некоторые вопросы? Я просто, может быть, их не понял, зал наверняка понял, но чтобы дальше вести, хотелось бы понять. Вы сказали замечательную фразу: «Мы не будем увеличивать налоговое бремя». Заметьте, я сейчас даже не буду спорить, кто увеличивает налоговое бремя, кто это принимает, абсолютно. Вообще, такое заявление от Минфина дорогого стоит. А если вы не будете увеличивать налоговое бремя, но будете увеличивать расходы? Ведь во многих программах говорят о том, что надо увеличить расходы. Тогда вопрос – где вы деньги возьмете?

Силуанов А.Г.: А я уже ответил на этот вопрос, Андрей Михайлович.

Макаров А.М.: А же говорю, что это я не понял, остальные все поняли.

Силуанов А.Г.: Собираемся через администрирование, у нас огромный пласт нашей работы – это тот теневой сектор, который существует. С него надо взять налоги, этого будет достаточно для того, чтобы профинансировать те наши дополнительные траты, которые необходимы. Это первое. 

И второе – это, конечно, улучшение структуры расходов за счет, в первую очередь, тех изменений, реформ, о которых мы только что говорили в сессии на завтраке в «Сбербанке». Поэтому два вопроса – это администрирование и улучшение качества расходов.

Макаров А.М.: Антон Германович, Мешочкин вместо себя прислал сюда Сатина, и я видел, как у него почернело буквально лицо, когда вы сказали, что эти дополнительные доходы вы получите за счет улучшения администрирования. Вопрос только в том, что вам предлагают, насколько я понимаю, увеличить расходы на абсолютно важные сферы – здравоохранение, образование – где-то так примерно на три процентных пункта ВВП. Вы действительно считаете, что на три процентных пункта ВВП можно за счет администрирования получить?

Силуанов А.Г.: Нет, конечно, кто так предлагает, тот предлагает и совершенно другие способы балансировки бюджета, а именно – увеличение дефицита бюджета, – и совершенно другие источники наполнения – это приватизация и так далее и тому подобное.

Макаров А.М.: Так я к чему и спрашиваю? Понимаете, вы сказали, что Минфин не будет делать, я понимаю, что вы против. Но вот я и спрашиваю, если все-таки ваше предложение по этой части, по расходам не пройдет, что тогда с налогами будем делать? Ну, это ладно, вопрос риторический. И более важный вопрос о том, что произойдет в итоге, ваши намерения? Мы можем протокол намерений сейчас здесь даже подписать, я так понял, что вы согласны. Все учли. А вот как узнает бизнес, а главное когда он это узнает, и какие же все-таки итоговые решения будут приняты, и как ему планировать сейчас свою деятельность? Ведь эта же налоговая система на долгие годы вперед, но планировать бизнесу надо сейчас. Вот сейчас-то что бизнесу делать? 

Силуанов А.Г.: Ответ здесь тоже простой. Мы говорим: первое – налоговая нагрузка меняться не будет. 

Второе, мы говорим о том, что основные предложения по изменению системы будут подготовлены в текущем году, законодательство будет принято в следующем году, вступят они в силу с 2019 года. Собственно, об этом нам давал поручение президент Российской Федерации. Следующий момент, наши предложения будут нацелены на то, чтобы сделать так, чтобы на добросовестный бизнес больше не увеличивалась нагрузка, а наоборот, снижалась как раз за счет того сектора, который сегодня находится в тени, где не осуществляется уплата налогов в соответствии с законодательством, вот оттуда как раз взять эти ресурсы. Вот, собственно, все эти предложения, которые и будут положены в основу наших инициатив в области налогов.

***

Силуанов А.Г.: Мы собираемся править то, что не относится к ведению даже ФНС. Потому что речь идет о налогах, налоговом законодательстве. И я согласен, что нужно снижать бремя прямых налогов (более затратных, сложных для бизнеса) и увеличивать косвенные. И как раз это даст возможность еще лучше работать налоговой службе, поскольку [уже] создан инструментарий администрирования сбора налогов, отлично работающий. И, если мы еще подправим законодательство в этой части, то сможем получить гораздо больший эффект, потому что инструментарий работает супер, как часы. И наша задача в том, чтобы подправить саму суть налогов, структуру налогов, тогда будет больший эффект.

***

Силуанов А.Г.: Мы не будем за счет налогов добиваться сбалансированности бюджетной системы. Это неправильно. Мы будем, наоборот, через налоги стимулировать развитие бизнеса.

И, пожалуйста, не думайте, что Министерство финансов – это орган, который занимается исключительно бухгалтерскими задачами, балансировкой доходов и расходов. Для нас рост экономики, бизнес-активность гораздо важнее, потому что, в конечном счете, мы видим, что и бюджет наполняется, в целом [улучшается] экономическая среда, бизнес-среда в государстве.

Поэтому, уважаемые коллеги, Андрей Михайлович [Макаров], хочу сказать, что мы будем работать по администрированию. Налоговая служба у нас отлично с этим справляется. Мы будем делать налоговую систему понятной, прозрачной и стимулирующей для новых вложений, для развития своего предпринимательства. И будем делать так, чтобы налогоплательщику работалось в России комфортно. И налогоплательщики стремились бы не убегать, как это раньше было, а, наоборот, возвращаться в нашу страну.