Проект Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) на производственных объектах организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, федеральным казенным учреждением «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации» на 2024 год

Опубликован в разделе: Нормативные правовые акты
скачать (DOCX, 34.75 KB)
Опубликовано: 25.09.2023Изменено: 25.09.2023
Проект Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) на производственных объектах организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, федеральным казенным учреждением «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации» на 2024 год Скачать

I. Общие положения

Настоящая Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) на производственных объектах организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, федеральным казенным учреждением «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации» на 2024 год (далее – Программа профилактики) содержит:

анализ текущего состояния осуществления постоянного государственного контроля (надзора) на производственных объектах организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, описание текущего развития профилактической деятельности Гохрана России в рамках осуществления постоянного государственного контроля (надзора), характеристику проблем, на решение которых направлена Программа профилактики;

цели и задачи реализации Программы профилактики;

перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения;

показатели результативности и эффективности Программы профилактики.

Постоянный государственный контроль (надзор) на производственных объектах организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, включенных в перечень производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015 «О федеральном государственном пробирном надзоре» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 27, ст. 5402, № 37, ст. 6518, № 50, ст. 8547, 2023, № 18, ст. 3312) (далее – постоянный государственный контроль (надзор), производственные объекты организаций, организации), осуществляет Управление государственного контроля (надзора) федерального казенного учреждения «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации» (далее – Гохран России).

В рамках постоянного государственного контроля (надзора) осуществляется оценка соблюдения производственными объектами организаций обязательных требований в области добычи драгоценных камней (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), установленных Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также соблюдение производственными объектами организаций требований документов в указанной области, исполнение которых является необходимым в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее – обязательные требования). Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. № 1166 «Об утверждении Перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках постоянного государственного контроля (надзора) на производственных объектах организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней».

Оценка соблюдения производственными объектами организаций обязательных требований проводится по результатам проведения уполномоченными должностными лицами Гохрана России мероприятий при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора), перечень которых, а также совершаемые контрольные (надзорные) действия в рамках этих мероприятий, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015.

Гохран России ежегодно утверждает графики проведения уполномоченными должностными лицами Гохрана России мероприятий в отношении конкретных производственных объектов организаций (далее – графики), которые устанавливают сроки проведения мероприятий.

В соответствии с графиками, утвержденными на 2023 год приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 октября 2022 г. № 426 «Об утверждении графиков проведения в 2023 году уполномоченными лицами федерального казенного учреждения «Государственное учреждение по формированию Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, хранению, отпуску и использованию драгоценных металлов и драгоценных камней (Гохран России) при Министерстве финансов Российской Федерации» мероприятий на производственных объектах организаций, указанных в пункте 2 перечня производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015» и приказом Гохрана России от 26 мая 2023 г. № 416 «Об утверждении графиков проведения в 2023 году уполномоченными должностными Гохрана России мероприятий на производственных объектах организаций, указанных в пункте 2 перечня производственных объектов аффинажных организаций и организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в отношении которых устанавливается режим постоянного государственного контроля (надзора), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015», уполномоченными должностными лицами Гохрана России в 2023 году проводились мероприятия на следующих производственных объектах организаций:

Центр сортировки алмазов акционерной компании «АЛРОСА» (публичного акционерного общества) (ЦСА АК «АЛРОСА» (ПАО));

филиал акционерной компании «АЛРОСА» (публичного акционерного общества) «Единая сбытовая организация АЛРОСА» («ЕСО АЛРОСА»);

филиал акционерной компании «АЛРОСА» (публичного акционерного общества) «Якутское предприятие по торговле алмазами акционерной компании «АЛРОСА» («ЯПТА АК «АЛРОСА»);

Управление драгоценных камней акционерного общества «АГД ДАЙМОНДС» (АО «АГД ДАЙМОНДС»);

Цех сортировки алмазов акционерного общества «Севералмаз» (АО «Севералмаз»);

акционерное общество «Мариинский прииск» (АО «Мариинский прииск»);

Управление по работе с ценностями Госфонда Гохрана России.

II. Анализ текущего состояния осуществления постоянного государственного контроля (надзора) на производственных объектах организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, описание текущего развития профилактической деятельности Гохрана России в рамках осуществления постоянного государственного контроля (надзора), характеристика проблем, на решение которых направлена Программа профилактики

В соответствии с графиками, утвержденными на 2023 год, уполномоченными должностными лицами Гохрана России за восемь месяцев 2023 года проведено 3 532 мероприятия. По результатам проведения мероприятий составлено 2 237 актов.

Мероприятия, предусмотренные графиками, выполнены уполномоченными должностными лицами Гохрана России в полном объеме в установленные сроки.

По результатам анализа текущего состояния осуществления постоянного государственного контроля (надзора) на производственных объектах организаций можно сделать вывод, что в целом обязательные требования производственными объектами организаций соблюдались. Предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений не выдавались.

В тоже время, в рамках проведения мероприятий по проверке классификационных и стоимостных параметров, выявлялись нарушения обязательных требований в части несоответствия классификационных характеристик и оценки отдельных драгоценных камней классификационным характеристикам и оценке, определенным при сортировке, первичной классификации и первичной оценке. В процессе проведения мероприятий уполномоченные должностные лица Гохрана России проводили профилактическое мероприятие – консультирование. Благодаря консультированию, а также сравнению указанных драгоценных камней с образцами драгоценных камней визуальным (органолептическим) методом, необходимые корректировки классификационных характеристик драгоценных камней были осуществлены работниками производственных объектов организаций в процессе проведения мероприятий.

Выявленные несоответствия классификационных характеристик драгоценных камней допущены работниками производственных объектов организаций в связи с их несвоевременной или недостаточной осведомленностью о нормативно-технических документах организаций, регулирующих процесс сортировки, первичной классификации и первичной оценки, а также некорректному применению образцов драгоценных камней.

Наиболее значимым риском в деятельности производственных объектов организаций является поступление в оборот драгоценных камней с недостоверными классификационными и стоимостными параметрами. Таким образом, профилактика рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям направлена, в первую очередь, на соблюдение производственными объектами организаций обязательных требований при сортировке, первичной классификации и первичной оценке драгоценных камней на основании образцов и классификаторов драгоценных камней, а также нормативно-технических документов организаций, регламентирующих проведение технологических операций по сортировке и первичной классификации драгоценных камней.

В целях профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям уполномоченные должностные лица Гохрана России проводили профилактические мероприятия, направленные на предупреждение нарушений обязательных требований.

Профилактические мероприятия проводились в соответствии с перечнем профилактических мероприятий, которые могут проводиться при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015 «О федеральном государственном пробирном надзоре» и Программой профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора), утвержденной на 2023 год приказом Министерства финансов Российской Федерации от 03 ноября 2022 г. № 473.

В рамках профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям за восемь месяцев 2023 года уполномоченными должностными лицами Гохрана России проведено 487 профилактических мероприятия, а именно:

1) поддерживался в актуальном виде размещенный на официальном сайте Гохрана России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – официальный сайт Гохрана России) перечень нормативных правовых актов и (или) их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора);

2) поддерживались в актуальном виде размещенные на официальном сайте Гохрана России нормативные правовые акты и (или) их отдельные части (приложения), содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора);

3) поддерживалась в актуальном виде размещенная на официальном сайте Гохрана России информация, касающаяся профилактики нарушений обязательных требований организациями, осуществляющими сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней;

4) на официальном сайте Гохрана России размещались информационные материалы по результатам информационных встреч с представителями производственных объектов организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, по разъяснению применения нормативных правовых актов и (или) их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования;

5) на официальном сайте Гохрана России размещены:

Программа профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) на 2023 год;

графики проведения уполномоченными должностными лицами Гохрана России мероприятий на производственных объектах организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в 2023 году;

доклад о результатах обобщения правоприменительной практики Гохраном России при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) в отношении организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в 2022 году;

6) руководителям производственных объектов организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, направлено 17 информационных писем, касающихся осуществления постоянного государственного контроля (надзора);

7) на официальном сайте Гохрана России ежеквартально размещался анализ состояния исполнения организациями, осуществляющими сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, обязательных требований;

8) подготовлен и направлен в Минфин России для обеспечения публичного обсуждения проект доклада о результатах обобщения правоприменительной практики Гохраном России при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) в отношении организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в 2022 году;

9) руководителям производственных объектов организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, направлено 4 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований с указанием на соответствующие обязательные требования, предусматривающие их нормативные правовые акты и (или) нормативно-технические документы, а также предложения о принятии мер по обеспечению соблюдения данных обязательных требований;

10) осуществлено 445 консультирований представителей производственных объектов организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением постоянного государственного контроля (надзора), соблюдения обязательных требований, разъяснения нормативных правовых актов и (или) их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования. Кроме того, проведено 3 информационные встречи, по результатам которых составлены и направлены руководителям производственных объектов организаций протоколы.

По итогам своевременного проведения уполномоченными должностными лицами Гохрана России комплекса профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений обязательных требований, получены положительные результаты соблюдения производственными объектами организаций в 2023 году обязательных требований. Показатель результативности (ПР) проведения профилактических мероприятий в 2023 году, в части проведенных профилактических мероприятий, составил 100%.

Проведение профилактических мероприятий позволило обеспечить сохранение низкого уровня нарушений обязательных требований и, как следствие, привело к отсутствию выданных предписаний о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений. Показатели эффективности проведения профилактических мероприятий в части исполненных предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований и в части устранения выявленных нарушений обязательных требований в процессе проведения мероприятий составили 100%.

Анализ результатов осуществления постоянного государственного контроля (надзора) свидетельствует о высокой эффективности проведенных профилактических мероприятий.

III. Цели и задачи реализации Программы профилактики

Целями реализации Программы профилактики являются:

1) стимулирование добросовестного соблюдения обязательных требований производственными объектами организаций;

2) устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

3) создание условий для доведения обязательных требований до руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей производственных объектов организаций, повышение информированности о способах их соблюдения.

Задачами проведения Гохраном России мероприятий в рамках настоящей Программы профилактики являются:

1) формирование единого понимания обязательных требований у работников производственных объектов организаций;

2) выявление условий, причин и факторов, способствующих (приводящих) к нарушениям обязательных требований производственными объектами организаций и (или) причинению вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, определение способов их устранения или снижения рисков их возникновения;

3) выявление типичных нарушений обязательных требований и подготовка предложений по их профилактике.

IV. Перечень профилактических мероприятий, сроки (периодичность) их проведения

Настоящая Программа профилактики определяет перечень профилактических мероприятий, которые могут проводиться при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) на производственных объектах организаций Гохраном России в 2024 году, в соответствии с приложением № 2 к Положению о федеральном государственном пробирном надзоре, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1015 «О федеральном государственном пробирном надзоре»:

№ п/п Наименование профилактического мероприятия Содержание профилактического мероприятия Срок (периодичность) проведения
1. Информирование Поддержание в актуальном виде размещенного на официальном сайте Гохрана России перечня нормативных правовых актов и (или) их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора); В течение года
Поддержание в актуальном виде размещенных на официальном сайте Гохрана России нормативных правовых актов и (или) их отдельных частей (приложений), содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора);
Размещение на официальном сайте Гохрана России Программы профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) на 2024 год; В течение 5 рабочих дней со дня ее утверждения
Размещение на официальном сайте Гохрана России графиков проведения уполномоченными должностными лицами Гохрана России мероприятий на производственных объектах организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в 2024 году, а также изменений в графики (при наличии); В течение 5 рабочих дней с момента их утверждения
Размещение на официальном сайте Гохрана России доклада о результатах обобщения правоприменительной практики Гохраном России при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) в отношении организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в 2023 году, утвержденного приказом Гохрана России; В течение года
Направление информационных писем, касающихся осуществления постоянного государственного контроля (надзора), руководителям производственных объектов организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней.
2. Обобщение правоприменительной практики Подготовка и направление в Минфин России для обеспечения публичного обсуждения проекта доклада о результатах обобщения правоприменительной практики Гохраном России при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) в отношении организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, в 2023 году, последующее утверждение доклада приказом Гохрана России. Январь-март
3. Объявление предостережения Направление руководителю производственного объекта организации, осуществляющей сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, которое содержит указание на соответствующие обязательные требования, предусматривающие их нормативные правовые акты и (или) нормативно-технические документы организации, осуществляющей сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, а также предложение о принятии мер по обеспечению соблюдения данных обязательных требований. В течение года в случаях выявления
4. Консультирование Консультирование представителей производственных объектов организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением постоянного государственного контроля (надзора), соблюдения обязательных требований, разъяснения нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, посредством информационных встреч, видео-конференц-связи, по телефону. В течение года

Лицами, ответственными за реализацию профилактических мероприятий, являются уполномоченные должностные лица Гохрана России на осуществление постоянного государственного контроля (надзора):

заместитель руководителя Гохрана России, на которого в соответствии с должностным регламентом возложено осуществление постоянного государственного контроля (надзора);

начальник и заместители начальника Управления государственного контроля (надзора) Гохрана России, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление постоянного государственного контроля (надзора);

работники Управления государственного контроля (надзора) Гохрана России, на которых в соответствии с должностными регламентами возложено осуществление постоянного государственного контроля (надзора).

V. Показатели результативности и эффективности Программы профилактики

Показателями результативности (ПР) и показателями эффективности (ПЭ) Программы профилактики являются:

1) результативность проведения профилактических мероприятий в установленные сроки уполномоченными должностными лицами Гохрана России при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) (ПР1).

Расчет осуществляется по формуле:

ПР1 = ПМ1 / ПМ2 * 100%,

где:

ПМ1 – количество проведенных профилактических мероприятий с соблюдением сроков;

ПМ2 – общее количество профилактических мероприятий.

2) результативность проведения профилактических мероприятий уполномоченными должностными лицами Гохрана России при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора), в части охвата производственных объектов организаций (ПР2).

Расчет осуществляется по формуле:

ПР2 = ПО1 / ПО2 * 100%,

где:

ПО1 – количество производственных объектов организаций, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;

ПО2 – общее количество производственных объектов организаций.

3) эффективность проведения профилактических мероприятий уполномоченными должностными лицами Гохрана России при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора), в части выполненных предписаний о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений (далее – предписания) (ПЭ1).

Расчет осуществляется по формуле:

ПЭ1 = ПП1 / ПП2 * 100%,

где:

ПП1 – количество выполненных предписаний;

ПП2 – количество выданных предписаний.

4) эффективность проведения профилактических мероприятий уполномоченными должностными лицами Гохрана России при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора), в части принятых к исполнению руководителями производственных объектов организаций предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований (ПЭ2).

Расчет осуществляется по формуле:

ПЭ2 = ПН1 / ПН2 * 100%,

где:

ПН1 – количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, принятых к исполнению руководителями производственных объектов организаций;

ПН2 – общее количество предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, направленных руководителям производственных объектов организаций.

5) эффективность проведения профилактических мероприятий уполномоченными должностными лицами Гохрана России при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора), в части устраненных в процессе проведения мероприятий выявленных нарушений обязательных требований (ПЭ3).

Расчет осуществляется по формуле:

ПЭ3 = ПТ1 / ПТ2 * 100%,

где:

ПТ1 – количество нарушений обязательных требований, устраненных в процессе проведения мероприятий;

ПТ2 – количество нарушений обязательных требований, выявленных в процессе проведения мероприятий.