Тезисы выступления заместителя Министра финансов Российской Федерации А.М. Лаврова

скачать (DOCX, 30.11 KB)
Опубликовано: 24.03.2021Изменено: 24.03.2021
Тезисы выступления заместителя Министра финансов Российской Федерации А.М. Лаврова Скачать

ТЕЗИСЫ
к всероссийскому совещанию в режиме видеоконференции по вопросу подведения итогов реализации Федерального закона от 13.07.2020 № 189-ФЗ
«О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» за 2020 год и обсуждения планов реализации в 2021 году

Уважаемые коллеги!

В 2020 году принят Закон о социальном заказе, который является продолжением реформы бюджетной сети, проводимой с 2010 года, и направлен на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг за счет привлечения негосударственного сектора к их оказанию.

Минфином России обеспечена подготовка нормативных правовых актов необходимых для реализации Закона о социальном заказе, а также ведется работа по методологическому сопровождению апробации.

Справочно:

Принято 13 постановлений Правительства РФ

Внесено 9 проектов постановлений в Правительство РФ

До 12 апреля будет внесено 4 постановлений Правительства РФ

На межведомственном согласовании находится проект плана методологического сопровождений апробации механизмов социального заказа.

В целях формирования лучших практик реализации Закона о социальном заказе определено 16 субъектов Российской Федерации, которые уже вовлечены в реализацию механизмов социального заказа.

Регионы определены федеральными органами исполнительной власти, исходя из уровня развития некоммерческого сектора и кадрового потенциала государственных (муниципальных) служащих, позволяющих реализовать механизм социального заказа.

Справочно:

В соответствии с распоряжением Правительства ПФ от 7 октября 2020 г. № 2579-р в апробации участвуют: Алтайский край, Красноярский край, Ставропольский край, Белгородская область, Воронежская область, Калининградская область, Московская область, Новгородская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Самарская область, Тюменская область, Челябинская область, Ярославская область, Город Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

Со всеми регионами заключены Соглашения о сотрудничестве в сфере апробации механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

Справочно:

В соответствии с Общими требованиями к принятию решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 октября 2020 г. № 1678, заключение соглашений о сотрудничестве реализовано в ГИИС «Электронный бюджет» (пункт 2 Общих требований).

Реализация Закона о социальном заказе осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

На федеральном уровне Минспортом России утвержден и размещен на Едином портале бюджетной системы федеральный социальный заказа на оказание услуг по направлению деятельности «Спортивная подготовка». Объем государственных гарантий по указанному направлению деятельности составляет 1400 человек (в соответствии с данными утвержденного федерального социального заказа).

Субъектами РФ работа по реализации Закона о социальном заказе осуществляется в соответствии с утвержденными ими планами апробации механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, предусматривающими организационные мероприятия, мероприятия по нормативно-правовому регулированию, коммуникационной поддержке, отбору исполнителей услуг, а также мониторингу, оценке результатов оказания государственных услуг, а также показателями эффективности организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, значение которых будут определены на основании пофакторной модели, разработанной Научно-исследовательским финансовым институтом Минфина России.

По итогам совместной работы Минфина России, Минтруда России, Минспорта России и Минздрава России с органами власти субъектов Российской Федерации в 2020 году:

регионы, участвующие в апробации, утвердили решения об организации оказания услуг в социальной сфере при формировании социального заказа на оказание таких услуг в соответствии Законом о социальном заказе;

в каждом регионе сформирована межведомственная, межотраслевая рабочая группа, действующая на основе горизонтального распределения полномочий между участниками, способную точечно внедрить в сложившуюся систему управления предлагаемые Законом о социальном заказе новации, определен ее руководитель;

во всех регионах, участвующих в апробации, сформированы, утверждены и опубликованы государственные (муниципальные) социальные заказы на 2021 год, определено количество граждан, получающих социальные гарантии;

Справочно:

В соответствии с утвержденными региональными социальными заказами порядка 3 млн. потребителей будут оказаны услуги в социальной сфере по направлениям деятельности, определенным статьей 28 Закона о социальном заказе (спортивная подготовка, социальное обслуживание (за исключением услуг в сфере социального обслуживания в стационарной форме), санаторно-курортное лечение (за исключением услуг, предоставляемых в рамках государственной социальной помощи), оказание паллиативной медицинской помощи, создание благоприятных условий для развития туристской индустрии в субъектах Российской Федерации, спортивная подготовка, содействие занятости населения)

определены услуги, в отношении которых будут использованы конкурентные способы определения исполнителей услуг (конкурс, социальный сертификат), при этом 9 регионов приняли решение об использовании таких способов, начиная с 2021 года, что отражено в утвержденных социальных заказах, в том числе количество граждан, которые получат услуги на основании сертификата или у исполнителя услуг, отобранного по результатам конкурса;

Справочно:

№ п/п Наименование региона Наименование услуги Натуральный объем
Сертификат Конкурс

Красноярский края

Социальное обслуживание в форме на дому и полустационарной форме

10300

Занятость (направление для получения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, включая обучение в другой местности)

316

Московская область

Социальное обслуживание в форме на дому и полустационарной форме

46449

Занятость (Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста)

550

Санкт-Петербург

Занятость (организация сопровождения при содействии занятости инвалидов)

50

Оренбургская область

Спортивная подготовка

15

Челябинская область

Спортивная подготовка

90

Ярославская область

Спортивная подготовка

91

Социальное обсаживание в форме на дому

926

ХМАО

Спортивная подготовка

40

Тюменская область

Занятость (организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также женщин, имеющих детей дошкольного возраста, не состоящих в трудовых отношениях и обратившихся в органы службы занятости в целях поиска работы)

50

Калининградская область

Социальное обслуживание в форме на дому

25

ИТОГО

58616

286

в бюджетах регионов (местных бюджетах) запланированы бюджетные ассигнования по кодам классификации видов расходов, предназначенных для отражения операций в рамках социального заказа.

Справочно:

Внесены изменений в приказ Минфина России от 6 июня 2019 г. N 85н "О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения" (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2020 N 60018). Указанный приказ предусматривает новые виды расходов, необходимые для реализации положений Федерального закона от 13.07.2020 N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", согласно которым предусматриваются новые виды расходов:

"614 Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление бюджетным учреждениям субсидий на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.";

"624 Субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление автономным учреждениям субсидий на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.";

"635 Субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление субсидий иным некоммерческим организациям в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на оплату соглашения:

об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, заключенного по результатам конкурса;

о финансовом обеспечении (возмещении) затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.";

"816 Субсидии в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление субсидий юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг в целях финансового обеспечения (возмещения) исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере на оплату соглашения:

об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, заключенного по результатам конкурса;

о финансовом обеспечении (возмещении) затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере.";

В 2021 году Минфином России совместно с отраслевыми федеральными органами исполнительной власти будет продолжена работа по методологическому сопровождению (проект плана мероприятий прилагается).

В частности, одним из приоритетов работы по реализации Закона о социальном заказе на 2021 год являются мероприятия по коммуникационной поддержке, направленные на разъяснение новых механизмов организации оказания государственных услуг для различных целевых групп, выстраивание диалога между органами государственной власти, некоммерческими организациями и потребителями услуг, получение обратной связи от всех участников взаимоотношений.

В этой связи в субъектах Российской Федерации будет организована подготовка разъясняющих видео и аудио материалов для различных целевых групп, а также обеспечено взаимодействие с негосударственными организациями, действующими в отраслях социальной сферы, общественными объединениями указанных организаций, региональными институтами развития, представителей сообществ получателей услуг на базе созданных в субъектах Российской Федерации межведомственных рабочих групп.

Кроме того, в рамках работы указанных рабочих групп в 2021 году предполагается рассмотреть следующие вопросы:

- разработка и утверждение нормативных актов, регламентирующих проведение конкурса на определение исполнителей, актов, регулирующих работу с сертификатами, актов, вводящих мониторинг исполнения услуг и независимую оценку качества услуг;

- определение исходных и планируемых целевых значений по показателям эффективности организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере;

- принятие решения об объёме услуг, в отношении которого будет проводиться конкурентный отбор;

- обсуждение предварительных итогов первого года апробации.

В 2021 году также запланировано решение задач, направленных на цифровизацию процесса формирования и исполнения государственных (муниципальных) социальных заказов. В частности, потребуется обеспечить:

проведение конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в ГИС «Электронный бюджет» или региональной информационной системе (в случае принятия регионом соответствующего решения);

использование Единого портала государственных (муниципальных) услуг в целях выбора получателем социального сертификата исполнителя услуг из реестра исполнителей услуг по социальному сертификату, а также подачи заявления о включении в реестр исполнителей услуг по сертификату, заявки на участие в конкурсе через Единый портал государственных (муниципальных) услуг;

ведение рейтинга исполнителей услуг на сайте www.bus.gov.ru и размещение информации об участниках конкурса;

доработку региональных информационных систем в целях обеспечения электронного взаимодействия между уполномоченными органами, исполнителями услуг и потребителями услуг в регионах-пилотах;

публикацию результатов отбора, проведенных в соответствии с Законом о социальном заказе, на Едином портале бюджетной системы.

Кроме того, в 2021 году планируется расширить количество субъектов Российской Федерации, на территории которых реализуется Закон о социальном заказе из числа направивших запрос на участие в апробации с 2022 год.

В дальнейшем также планируется обеспечить формирование системы мониторинга и контроля за исполнением соглашений об оказании государственных (муниципальных) услуг, в том числе с использованием информационных систем, достижением утвержденных значений по следующим показателям эффективности реализации Закона о социальном заказе:

улучшение условий для оказания государственных услуг некоммерческими организациями;

усиление конкуренции при выборе негосударственных исполнителей услуг;

увеличение охвата услугами/доступа к услугам, повышение качества оказанных услуг;

повышение качества и доступности услуг (по опросам потребителей услуг) не менее чем в 1,2 раза для порядка 3 млн. человек.

По итогам 6 месяцев 2024 года планируется проведение обследования с целью подтверждения достижения запланированных значений показателей эффективности, обсуждение результатов на заседаниях Общественной палаты Российской Федерации и направление доклада в Правительство Российской Федерации о режиме применения Закона о социальном заказе после 1 января 2025 года.