«АКСЕЛЬ.СОЦЗАКАЗ» (программа дополнительного образования повышения квалификации)

Опубликован в разделе: Общие документы
скачать (DOCX, 70.34 KB)
Опубликовано: 10.07.2023Изменено: 10.07.2023
«АКСЕЛЬ.СОЦЗАКАЗ» (программа дополнительного образования повышения квалификации) Скачать

«АКСЕЛЬ.СОЦЗАКАЗ»
(программа дополнительного образования повышения квалификации)

Согласовано Минфином России в рамках Протокола совещания проектного комитета Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе о реализации ведомственного проекта «Право гражданина на выбор исполнителей социальных услуг», являющегося структурным элементом государственной программы Российской Федерации № 39 «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» от 30 июня 2023 г.

Разработчик: Негосударственное образовательное частное учреждение организация дополнительного профессионального образования «Лаборатория социального предпринимательства»

Контактная работа: 95 академических часов

Самостоятельная работа: 173 академических часа

Направление подготовки: 38.00.00 Экономика и управление (38.03.01, 38.03.02)

Формат изучения: с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Москва, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ... 3

1.1. Цель реализации. 3

1.2. Состав участников, реализующих образовательную программу, описание их ролей. 3

1.3. Категория слушателей. 3

1.4. Формы обучения и сроки освоения. 3

1.5. Период обучения и режим занятий. 4

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ... 5

2.1 Календарный учебный график. 5

2.2. Учебный план. 6

3. ОЦЕНИВАНИЕ.. 11

4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.. 13

4.1. Рекомендуемая основная литература. 13

4.2. Рекомендуемая дополнительная литература. 16

4.3. Программное обеспечение. 13

4.4. Электронные образовательные ресурсы.. 18

4.5. Профессиональные базы данных, информационные справочные системы, интернет ресурсы: 21

4.6. Электронная библиотека и литература на тему развития социального предпринимательства, импакт-инвестиций: 22

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

1.1. Цель реализации

Программа направлена на предоставление слушателю углубленных знаний по вопросам менеджмента организации, в том числе финансового менеджмента, структурирования целей устойчивого развития организации, организационных основ управления сектором социальных услуг, регулирования социального заказа.

В результате освоения программы происходит получение слушателем знаний и навыков, позволяющих повысить конкурентоспособность, финансовую эффективность организации, представителем которой является слушатель, возможность доведения указанной организации до статуса исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.

1.2. Состав участников, реализующих образовательную программу, описание их ролей

1.2.1. Эксперт-спикер: специалист, приводящий экспертное мнение на соответствующую тему, в том числе в сфере правового регулирования социального заказа и иных мер государственной поддержки, при участии в модулях 4-6 программы – имеющий практический опыт в своей предметной сфере.

1.2.2. Тьютор: специалист с опытом работы в социальной сфере с оказанием услуг в соответствии с требования Федерального закона от 13.07.2020 № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ), имеющий опыт получения статуса исполнителя социального заказа или поставщика социальных услуг, который сопровождает образовательный процесс своего подопечного, помогает закрепить материал, следит за прогрессом, в том числе консультирует в применении теоретических знаний на практике.

1.2.3. Трекер: специалист, отвечающий за организационную поддержку команды проекта в рамках процесса акселерации, основной задачей которого является обеспечение образовательного процесса по бизнес-составляющей, в его функции входит помощь в выявлении и решении проблемы, мешающей эффективной работе проекта обучающегося или масштабированию проекта, а также вывод проекта в состояние финансовой устойчивости. Трекером может выступать специалист с опытом тренинговой деятельности, с бизнес-опытом (и/ или управленческим опытом) не менее 5 лет.

1.3. Категория слушателей

Программа рассчитана на слушателей, являющихся:

социальными предпринимателями, собственниками негосударственных предприятий (ООО / ИП / НКО / гибридные модели), или руководителями некоммерческих организаций, ведущих деятельность в социальной сфере не менее 3-х лет, на территории субъектов Российской Федерации, применяющих Федеральный закон № 189-ФЗ, которые ранее не имели опыта исполнения социального (муниципального) заказа, или имеющие такой опыт, с высоким потенциалом и мотивацией на рост и развитие;

1.4. Формы обучения и сроки освоения

Дистанционная форма обучения в синхронном формате с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) с элементами самостоятельной работы и индивидуальной экспертной поддержки.

Общая трудоемкость программы - 173 академических часа, в том числе 95 академических часов контактной работы со слушателями (35 академических часов контактной работы на одного слушателя).

1.5. Период обучения и режим занятий

Период обучения: 7 месяцев.

Обучение включает:

один дистанционный модуль преакселератора, представляющий собой образовательные онлайн-сессии продолжительностью: 3 дня по 8 академических часов (каждый);

пять дистанционных модулей акселератора, представляющих собой образовательные онлайн-сессии продолжительностью: от 2 до 3 дней по 8 академических часов в день (каждый модуль);

пять онлайн мероприятий формата «обмен опытом» продолжительностью 4 академических часа (каждое);

десять персональных онлайн-сессий с индивидуальным бизнес-трекером продолжительностью 3 академических часа (каждая;

не менее пяти персональных онлайн-сессий с индивидуальным тьютором по вопросам социального заказа (консультационная поддержка по вопросам достижения персональной цели на программу).

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2.1 Календарный учебный график

Период обучения (день или неделя)

1 месяц

2 месяц

3 месяц

4 месяц

5 месяц

6 месяц

7 месяц

1 модуль

Отбор ТОП 25

Каникулы

1 модуль

2 -3 модуль

4 модуль

5 модуль

Преакселерация

Акселерация

Таблица 1

2.2. Учебный план

Таблица 2

Наименование дисциплины

Общая трудоемкость, час

С применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, час

Самостоятельная работа, час

Планируемые результаты обучения, подлежащие контролю

Формы контроля

Всего

В том числе

Лекции

Практич. занятия

1

ПРЕАКСЕЛЕРАТОР. Модуль 1. Основы Федерального закона № 189-ФЗ

12

7

7

0

5

Знание, Понимание закона 189-ФЗ

Тест

1.1

Меры государственной поддержки

2

2

2

0

0

Знание мер поддержки

Тест

1.2

Права и обязанности участников государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере

1

1

1

0

0

1.3

Конкурентные способы отбора исполнителя услуг в рамках Федерального закона № 189-ФЗ

6

2

2

0

4

1.4

Заключение соглашений по результатам отбора исполнителей услуг и исполнение указанных соглашений

2

1

1

0

1

1.5

Обучение навыкам поиска регламентирующих документов

1

1

1

0

0

2

Модуль 2. Отраслевые особенности прохождения конкурентных процедур в рамках Федерального закона № 189-ФЗ

2

2

2

0

0

Знание отраслевых особенностей

Тест

2.1

В отраслевых группах: Отраслевые особенности проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и включения в реестр исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом

2

2

2

3

Модуль 3. Оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере

8

8

8

0

0

Знание процесса оказания услуг

Тест

3.1

В отраслевых группах: содержание и процесс оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере; требования к персоналу, непосредственно оказывающему государственные (муниципальные) услуги в социальной сфере; требования к материально-техническому оснащению организаций для оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере; финансовое обеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере; отчетность исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере; система контроля за оказанием государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере

8

8

8

0

0

4.

АКСЕЛЕРАТОР. Модуль 1. «Отраслевая специфика деятельности негосударственного исполнителя социального заказа»

8

8

0

8

0

Знание, навык

Тест

4.1

Мероприятие по обмену опытом в отраслевых группах: опыт прохождения конкурентных процедур; опыт оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере; опыт решения проблемы уровня покрытия расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг действующими нормативами (тарифами) затрат; способы эффективной конкуренции в том числе с бюджетными организациями; опыт взаимодействия с конечным благополучателем (привлечение клиента по соцзаказу);

8

8

0

8

0

5

Модуль 2. «Основы бизнес-моделирования»

44

24

16

8

20

Знание, навык

Тест

5.1

Основы подхода Сustomer Development: сегментация, ценность для потребителя, стейкхолдеры и гипотезы)

10

6

4

2

4

5.2

Понятие бизнес-модели и основные типы бизнес-моделей для масштабирования

2

2

2

0

0

5.3

Описание бизнеса "Как есть". Анализ текущей бизнес-модели и внедрение изменений с учетом аутсорсинага гос услуг. В результате анализа стейкхолдеров, поиск точек роста и оптимизации.

7

3

2

1

4

5.4

Понятие стратегии и обзор основных инструментов стратегического анализа

5

3

2

1

2

5.5

UNIT-экономика. Расчет основных финансовых показателей на начало программы и формулировка Цели. (Самостоятельная разработка дорожной карты на базе принципов целеполагания)

6

2

2

0

4

5.6

Продажа через ценность и подход JBD.

10

4

2

2

6

5.7

Метрики эффективности продаж и оценка воронки. Уточнение после интервью: регламенты, скрипты, СРМ, построение отдела, лояльность, сервисы автоматизации

4

4

2

2

6

Модуль 3.1 Коммуникация с клиентом и сервис

14

8

7

1

6

Знание, навык

Тест

6.1

Оценка каналов коммуникации

4

2

2

0

2

6.2

Безбюджетный маркетинг и 3 основных инструмента маркетинга

2

2

2

0

6.3

RFM анализ целевой аудитории и разработка продуктовой матрицы

2

2

1

1

6.4

UX - исследования. Как и зачем проводить. CJM обзор инструмента для самостоятельной проработки Формирование собственного клиентского сценария для нового продукта (флагманского)

6

2

2

0

4

7

Модуль 3.2 Лидерство и делегирование

13

8

6

2

5

Знание, навык

Тест

7.1

Эффективное делегирование: правила постановки задач и сбора обратной связи, ситуационное управление (или тут про Декомпозицию целей)

5

3

2

1

2

7.2

Управление персоналом: ролевой баланс, команда, подбор, мотивация и удержание

4

3

2

1

1

7.3

ОКР и КПЭ подходы и правила внедрения

4

2

2

0

2

8

Модуль 3.3 Бизнес-процессы

9

6

4

2

3

Знание, навык

Тест

8.1

Понятие бизнес-процессы, их описание и регламентация.

5

3

2

1

2

8.2

Основы внедрения процессного управления и обзор инструментов автоматизации управления бизнес-процессами.

4

3

2

1

1

9

Модуль 4. Финансы для собственника

17

9

6

3

8

Знание, навык

Тест

9.1

Разработка финансовой модели с учетом запуска нового продукта

7

3

2

1

4

9.2

Базовые финансовые показатели для собственника и их интерпретация и аналитика для собственника

5

3

2

1

2

9.3

Управление затратами. Распространенные методы оптимизации и ошибки.

5

3

2

1

2

10

Модуль 5. Социальное воздействие

14

7

5

2

7

Знание, навык

Тест

10.1

Подходы к оценке социального воздействия.

2

2

2

0

0

10.2

Что такое социальный эффект, зачем его измерять. Как использовать его результаты для маркетинга, управления и развития

4

2

1

1

2

10.3

Обзор основных подходов на примерах различных отраслей для определения слушателями приоритетного

3

2

2

0

1

10.4

По желанию слушателей: бронирование персональных экспертов для расчета социального воздействия в рамках постакселерационного сопровождения (для 10 слушателей)

5

1

0

1

4

11

Модуль 6. Навыки собственника

30

8

6

2

22

Навык

Тест

11.1

Переговоры для руководителя

4

3

2

1

1

11.2

Личный бренд и формирование экспертных сообществ

3

2

2

0

1

11.3

Психотипы: применение для жизни и бизнеса. Градация клиентов, партнеров, сотрудников.

3

3

2

1

0

11.4

Презентация прогресса участников и дорожных карт Презентация программы Постакселерационного сопровождения Подведение итогов и награждение лидеров рейтинга

20

0

0

0

20

Итоговая аттестация

2

0

0

0

2

ИТОГО

173

95

67

28

78

* На основе полученных знаний в рамках лекций и практических занятий слушатели в рамках самостоятельной работы осуществляют подготовку:

- плана мероприятий по прохождению конкурентных процедур отбора, определенных Федеральным законом № 189-ФЗ;

- стратегии развития негосударственной организации, включая ее финансовую составляющую.

План мероприятий по прохождению конкурентных процедур отбора, определенных Федеральным законом № 189-ФЗ, подразумевает календарный план мероприятий по:

- успешному прохождению конкурентной процедуры отбора (в рамках конкурса или сертификата);

- подготовке к оказанию выбранной государственной услуги (создание соответствующей материально-технической базы, набор дополнительного персонала или обучение собственных сотрудников и т.д.).

Стратегия развития негосударственной организации, включая ее финансовую составляющую, помимо формализации самой стратегии подразумевает проведение самостоятельной работы по следующим ее разделам:

- финансы;

- клиенты;

- бизнес-процессы;

- обучение и развитие персонала.

По каждому из данных разделов в рамках самостоятельной работы определяются:

- стратегические цели;

- показатели и их значения;

- действия (мероприятия).

3. ОЦЕНИВАНИЕ

Описываются особенности организации текущего контроля и промежуточной аттестации по программе, правила (или формула) определения оценки по промежуточной аттестации, критерии оценивания по элементам текущего контроля, наличие или отсутствие элементов, с которыми связывается дальнейшее освоение программы.

Текущий контроль оценивания осуществляется по двум направлениям.

В рамках первого направления осуществляется:

- контроль за формированием плана мероприятий по прохождению конкурентных процедур отбора, определенных Федеральным законом № 189-ФЗ;

- контроль за реализацией плана мероприятий по прохождению конкурентных процедур отбора, определенных Федеральным законом № 189-ФЗ.

В рамках второго направления осуществляется контроль за разработкой стратегии развития негосударственной организации, включая ее финансовую составляющую.

Промежуточный контроль знаний слушателей программы проводится путем тестирования по дисциплинам, изучение которых предусмотрено учебным планом. Тестирование осуществляется после завершения каждого модуля, предусмотренного учебным планом (таблица 3).

Таблица 3 – Оценочные процедуры

Наименование оценочных процедур

Сроки проведения

Ответственные

Текущий контроль:

- контроль за формированием плана мероприятий по прохождению конкурентных процедур отбора, определенных Федеральным законом № 189-ФЗ;

- контроль за реализацией плана мероприятий по прохождению конкурентных процедур отбора, определенных Федеральным законом № 189-ФЗ.

-

Тьютор

Текущий контроль:

- контроль за разработкой стратегии развития негосударственной организации, включая ее финансовую составляющую

-

Трекер

Промежуточный контроль:

- тестирование по дисциплинам, изучение которых предусмотрено учебным планом.

После завершения каждого модуля, предусмотренного учебным планом

Эксперт

Оценка развития коммерческой негосударственной организации проводится на основе следующих данных:

1. Показатели экономического вклада и финансовой устойчивости:

• финансовая устойчивость модели (выручка, окупаемость, прибыль), в том числе выручка от госзаказов;

• число и доли источников финансирования, сумма полученных компенсаций, субсидий, грантов и дотаций;

• доля коммерческой прибыли в бюджете;

• наличие и балансовая стоимость активов (средства производства, помещения и т.п.);

• наличие и доля заемных средств;

• расходы, в том числе на оплату труда, средняя зарплата;

• реинвестирование (расходы на развитие бизнеса);

• принципы распределения коммерческой прибыли, какой процент направляется на социальную миссию;

• количество созданных рабочих мест, в том числе для людей из уязвимых групп, среднесписочная численность сотрудников;

• налоговые отчисления, пошлины, сборы.

2. Базовые показатели финансовой устойчивости социального предпринимателя:

• выход на самоокупаемость/или планируемые сроки выхода на самоокупаемость;

• стабильность роста выручки и других показателей? Наличие выручки от госзаказов;

• достижение планируемой нормы прибыли;

• состав активов (недвижимость, оборудование и т.п.).

3. Источники финансирования, устойчивость (доли, %):

• коммерческая деятельность;

• заемные средства, инвестиции;

• привлеченные средства на безвозмездной основе (гранты, субсидии).

4. Рабочие места:

• количество рабочих мест;

• число сотрудников из уязвимых групп;

• фонд оплаты труда (ФОТ) и налоговые отчисления.

5. Распределение прибыли:

• объем прибыли, направляемой на социальные задачи, социальную миссию;

• процент прибыли, реинвестируемый в деятельность организации, связанной с решением социальных проблем.

* Конкретные данные и показатели развития организации будут представлены в форме контроля прохождения обучения.

4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

4.1. Рекомендуемая основная литература

1. Конституция Российской Федерации;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации;

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации;

4. Налоговый кодекс Российской Федерации;

5. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

6. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

7. Федеральный закон от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

8. Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты»;

9. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального облуживания граждан в Российской Федерации»;

10. Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;

11. Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2022 г. № 759 «О некоторых вопросах государственного управления в сфере туризма и туристской деятельности»

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.10.2020 № 1678 «Об утверждении общих требований к принятию решений органами государственной власти субъектов Российской Федерации (органами местного самоуправления) об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;

13. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.10.2020 № 1694 «Об утверждении примерной формы государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, примерной структуры государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере и общих требований к форме отчета об исполнении государственных (муниципальных) социальных заказов на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2021 № 859 «Об утверждении Правил проведения конкурса в целях заключения соглашения об оказании государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти»;

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.05.2021 № 757 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра участников конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, получивших аккредитацию в соответствии с Федеральным законом "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.05.2021 № 706 «Об утверждении Правил определения сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых обеспечивается проведение конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, и Правил информационного взаимодействия с созданными в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации государственными (муниципальными) информационными системами в сфере бюджетных правоотношений»;

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.04.2021 № 549 «Об утверждении Правил объединения государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти, в целях проведения конкурса на заключение соглашения об оказании таких услуг»;

18. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.2021 № 434 «Об утверждении Положения об особенностях проведения конкурса, включающего в себя возможность подачи участниками конкурса предложений о величине значимости критериев"

19. Постановление Правительства РФ от 19.02.2021 N 222 "Об утверждении Правил формирования, ведения и размещения реестра недобросовестных исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;

20. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2021 № 183 «Об утверждении Положения о структуре реестра исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере и порядке формирования информации, включаемой в такой реестр, а также Правил исключения исполнителя государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере из реестра исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере»;

21. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.11.2020 № 1915 «Об утверждении общих требований к форме и содержанию социального сертификата на получение государственной (муниципальной) услуги в социальной сфере»;

22. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.11.2020 № 1891 «О порядке формирования государственных социальных заказов на оказание государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, о форме и сроках формирования отчета об их исполнении»;

23. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1842 «Об утверждении Правил проведения конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;

24. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.2020 № 1789 «Об установлении дополнительных требований к условиям предоставления государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, доступности государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере для инвалидов, штатной численности участника отбора исполнителей услуг (в том числе к наличию и численности работников, имеющих определенные образование и квалификацию), оснащению оборудованием, необходимым для оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, а также требований к документам, которые могут быть истребованы у участников конкурса для подтверждения соответствия указанным дополнительным требованиям»;

25. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.2021 № 1164 «Об утверждении Правил формирования в электронном виде социальных сертификатов на получение государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти»;

26. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.07.2021 # 1144 «Об утверждении Правил выдачи единого социального сертификата на получение двух и более государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов исполнительной власти»;

27. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.07.2021 № 1127 «Об утверждении Правил принятия уполномоченным органом решения о возмещении потребителю государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере вреда, причиненного его жизни и (или) здоровью»;

28. Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2021 № 498 «Об утверждении Правил заключения в электронной форме и подписания усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно уполномоченного органа, исполнителя государственных услуг в социальной сфере, соглашений о финансовом обеспечении (возмещении) затрат, связанных с оказанием государственных услуг в социальной сфере в соответствии с социальным сертификатом на получение государственной услуги в социальной сфере, и соглашений об оказании государственных услуг в социальной сфере, заключенных по результатам конкурса на заключение соглашения об оказании государственных услуг в социальной сфере»;

29. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.03.2021 № 430 «Об определении иных обязательных условий, включаемых в договор, заключаемый исполнителем государственных услуг в социальной сфере с потребителем государственных услуг в социальной сфере в целях оказания государственных услуг в социальной сфере, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти»;

30. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.03.2021 № 393 «О случаях отказа победителя конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере от заключения такого соглашения»;

31. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2021 № 224 «Об утверждении Правил заключения уполномоченными органами соглашения о проведении совместного конкурса на заключение соглашения об оказании государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;

32. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2021 № 97 «Об утверждении Правил формирования, ведения и размещения реестра соглашений о предоставлении из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации субсидий»;

33. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2014 № 1285 «О расчете подушевых нормативов финансирования социальных услуг»;

34. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075 «Об утверждении Правил определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно»;

35. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2021 г. № 2577 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплекса мер, направленных на повышение доступности и популяризацию туризма для детей школьного возраста»;

36. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 2579-р «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, в которых вступает в силу Федеральный закон «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере»;

37. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р»;

38. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.02.2023 N 376-р «О распределении субсидий, предоставляемых в 2023 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации комплекса мер, направленных на повышение доступности и популяризацию туризма для детей школьного возраста»;

39. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 25 марта 2016 г. № 687 «Об утверждении собирательной классифицированной группировки видов экономической деятельности «Туризм»;

40. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 мая 2022 г. № 82н «О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения».

4.2. Рекомендуемая дополнительная литература

1. Сергеева В.А. Опыт реализации закона о соцзаказе // Журнал Бюджет Учредители: ООО «Издательский дом» Бюджет. – №. 12. – С. 24-29;

2. Энтони Багг-Левин, Джэд Эмерсон. Социально-преобразующие инвестиции. Как мы меняем мир и зарабатываем деньги // Издательство Смарт Ридинг. – 2020;

3. Роджер Мартин, Салли Осберг. Выходя за рамки лучшего: Как работает социальное предпринимательство // Издатель:Бомбора. – 2018;

4. Соколов-Митрич Дмитрий, Просветов Иван, Моисеев Владислав: Дельфины капитализма. 10 историй о людях, которые сделали всё не так и добились успеха // Издательство: Манн, Иванов и Фербер, - 2017;

5. Мухаммад Юнус. Мир трех нулей: Как справиться с нищетой, безработицей и загрязнением окружающей среды // Издательство Альпина Паблишер. – 2019;

6. Зверева Наталия. Создание успешного социального предприятия // Альпина Паблишер, - 2015;

7. Лестер Саламон. Финансовый рычаг добра: Новые горизонты благотворительности и социального инвестирования // Издательство Альпина Паблишер, - 2016;

8. Кикал Дж., Лайонс Т. Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше // Издательство: Альпина, 2014;

9. Дарден-Филлипс К. Ваш шанс изменить мир. Практическое пособие по социальному предпринимательству // Издательство Альпина Паблишер, - 2013;

10. Борнштейн Д. Как изменить мир. Социальное предпринимательство и сила новых идей // Дэвид Борнштейн; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2012;

11. Мухаммад Юнус, Алан Жоли. Создавая мир без бедности. Социальный бизнес и будущее капитализма // ООО «Альпина Паблишерз», 2010;

12. Гафарова К. Э. Роль государства в период трансформации системы социальных услуг //Ученые записки Крымского федерального университета имени ВИ Вернадского. Экономика и управление. – 2019. – Т. 5. – №. 3;

13. Еферина Т. В., Лизунова В. О., Просянюк Д. В. Механизмы повышения качества социальных услуг: разгосударствление сферы социального обслуживания населения //Отечественный журнал социальной работы. – 2015. – №. 2. – С. 125-134;

14. Заболотная Г. М., Ларионов А. В. Региональные практики институционализации негосударственных поставщиков социальных услуг //Вопросы государственного и муниципального управления. – 2017. – №. 3. – С. 72-91;

15. Красильников Д. Г., Сивинцева О. В., Троицкая Е. А. Современные западные управленческие модели: синтез New Public Management и Good Governance // Ars Administrandi. 2014. №2;

16. Краснопольская И. Взаимодействие государства и НКО при предоставлении услуг в социальной сфере //Информационно-аналитический бюллетень о развитии гражданского общества и некоммерческого сектора в РФ. – 2015. – №. 3. – С. 13;

17. Краснопольская И. И., Мерсиянова И. В. Трансформация управления социальной сферой: запрос на социальные инновации //Вопросы государственного и муниципального управления. – 2015. – №. 2. – С. 29-52;

18. Лисин Н. В., Рудник Б. Л. Реформа бюджетного сектора: проблемы, риски и перспективы //Вопросы государственного и муниципального управления. – 2012. – №. 2. – С. 60-77;

19. Мерсиянова И. В. Информационно-аналитический бюллетень о развитии гражданского общества и некоммерческого сектора в РФ //Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ. – 2015. – №. 3. – С. 1-23;

20. Мерсиянова И. В., Беневоленский В. Б. НКО как поставщики социальных услуг: верификация слабых сторон //Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016. – №. 4. – С. 7-26;

21. Мерсиянова И. В., Беневоленский В. Б. Преимущества НКО как поставщиков социальных услуг: апробация в российских условиях //Вопросы государственного и муниципального управления. – 2016. – №. 4. – С. 7-26;

22. Мерсиянова И. В., Иванова Н. В. Партнерство государства и благотворительных фондов как стратегия повышения ресурсной обеспеченности некоммерческих организаций //Вопросы государственного и муниципального управления. – 2018. – №. 1;

23. Озерова Н. Б. Реструктуризация бюджетного сектора. Причины, принципы, направления. Финансовый мониторинг бюджетной сферы (обзор материалов Минфина России) // Университетское управление: практика и анализ. 2004. №2;

24. Пофакторный анализ уровня конкуренции и зрелости рынка социальных услуг как инструмент эффективного внедрения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере: отчет о НИР (заключительный) / НИФИ Минфина России; рук. Хабаев. С.Г.; исполн. Хабаев С.Г., Крадинов П.Г. и др. – М., 2021. – 578 с. – Рег. № НИОКТР 121060700146-2;

25. Реформирование бюджетной сферы: проблемы, достижения и перспективы. Круглый стол // Вопросы государственного и муниципального управления – 02.02.2022 [Электронный ресурс] https://vgmu.hse.ru/2022--1/582197365.html (Дата обращения 11.05.2022)

26. Романова В.В., Ханова Л.М. Отдельные аспекты развития механизма государственного субсидирования НКО в разрезе субъектов Российской Федерации // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. № 6. С. 128–137;

27. Хабаев С.Г., Крадинов П.Г. Анализ ключевых факторов, влияющих на приятие решения о привлечении негосударственных организаций к оказанию государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. Том 10. № 10А. С. 360-368. DOI: 10.34670/AR.2021.67.12.042;

28. Хабаев С.Г., Крадинов П.Г. Подходы к оценке возможности возникновения конкуренции на рынке государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере // Российское предпринимательство. – 2018. – Том 19. – № 10. – С. 3065-3074. doi: 10.18334/rp.19.10.39469;

29. Хабаев С. Г., Крадинов П. Г. Предварительный анализ потенциала негосударственных организаций как исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере //Modern Economy Success. – 2020. – №. 5. – С. 60-67.

30. Хусаинов Ф. И. Можно ли измерить конкуренцию? // РЖД-Партнер. 2019. № 18. С. 46-49;

31. Якобсон Л. И. Государственный сектор экономики: экономическая теория и политика. М. : Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2000;

32. Ясин Е. Г. и др. Состоится ли новая модель экономического роста в России? //Вопросы экономики. – 2013. – №. 5. – С. 4-39;

33. Ивойлова И. В. Экономические аспекты туризма в России и мире // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – №. 1-1. – С. 127-132;

34. Лавров А.М. Соцзаказ в действии // Журнал Бюджет. – 2021. – №. 1. – С. 42-47.

35. Мухамедова З. Х., Данченко В. С. Военно-исторический потенциал страны и его реализация в туристских целях // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России. – 2019. – С. 45-49;

36. Рубцова Н. В., Солодухин К. С. Внутренний и выездной туризм в России: состояние и прогноз развития в условиях пандемии COVID-19 // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – Т. 12. – №. 1. – С. 301-314;

37. Самакаева М. Д., Ковалева И. Н. Проблемы развития внутреннего туризма в Российской Федерациное обеспечение;

38. Afanasieva A., Filatova M., Nikolskaya E. Tourism and Sustainable Development in Russia: Current Challenges and Constraints // Anais Brasileiros De Estudos Turísticos, 12 (Special Issue). – 2022;

39. Lukjanova J. Problems and trends of regional tourism development in Latvia // Economics. Ecology. Socium. – 2019. – Т. 3. – №. 1. – С. 1-11;

40. Gazley B., Brudney J. L. The purpose (and perils) of government-nonprofit partnership //Nonprofit and voluntary sector quarterly. – 2007. – Т. 36. – №. 3. – С. 389-415;

41. Gazley B. Why not partner with local government? Nonprofit managerial perceptions of collaborative disadvantage //Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. – 2010. – Т. 39. – №. 1. – С. 51-76;

42. Mykytyuk P. et al. Outsourcing as a tool of strategic planning in public administration //Studies of Applied Economics. – 2021. – Т. 39. – №. 3;

43. Lamothe M., Lamothe S. Beyond the search for competition in social service contracting: Procurement, consolidation, and accountability //The American Review of Public Administration. – 2009. – Т. 39. – №. 2. – С. 164-188;

44. Martikke S., Moxham C. Public sector commissioning: Experiences of voluntary organizations delivering health and social services //International Journal of Public Administration. – 2010. – Т. 33. – №. 14. – С. 790-799;

45. Salamon L. M., Toepler S. Government–nonprofit cooperation: Anomaly or necessity? //Voluntas: International Journal of Voluntary and Nonprofit Organizations. – 2015. – Т. 26. – №. 6. – С. 2155-2177;

46. Suslova S. The quasi-markets of social services: The competitiveness of Russian nonprofit organizations against for-profit organizations and public providers //Higher School of Economics Research Paper No. WP BRP. – 2014. – Т. 16.

4.4. Электронные образовательные ресурсы:

Организация

Название образовательной программы

Содержание программы

Ссылка на источник, ресурс

Фонд "Наше будущее", Лаборатория социального предпринимательства

Школа социального предпринимательства

Разработка бизнес-плана и запуск социального предприятия

http://shkolasp.ru/

Фонд "Наше будущее", Лаборатория социального предпринимательства

Курс Stepik Обучение предпринимательству: теория и практика

Обучение современным технологиям преподавания предпринимательства

https://stepik.org/course/114091/promo

Фонд "Наше будущее", Лаборатория социального предпринимательства

Курс Stepik Социальное предпринимательство: создаем бизнес-план

Разработка бизнес-плана социально-предпринимательского проекта

https://stepik.org/course/122392/

Фонд "Наше будущее", Лаборатория социального предпринимательства

Онлайн-курс «Бизнес-спринт»

Комплексная подготовка социальных предпринимателей к участию в грантовом конкурсе Минэкономразвития РФ

https://business-sprint.ru/

Фонд "Наше будущее", НИУ ВШЭ

Программа профессиональной переподготовки "Управление в социальном предпринимательстве: социальные инновации и предпринимательство"

Курс о предпринимательской деятельности, нацеленной не только на извлечение прибыли, но и на решение социальных проблем, ее формах и правовых основах функционирования; об особенностях и ресурсах развития бизнеса в социальной сфере.

https://www.hse.ru/edu/dpo/486204237

Фонд "Наше будущее", Лаборатория социального предпринимательства

Акселерационная программа для действующих социальных предпринимателей "Формула роста"

Содействие быстрому и качественному росту бизнеса социальных предпринимателей и масштабирование социального эффекта от их деятельности

http://formularosta-sp.ru/

Фонд "Наше будущее", Лаборатория социального предпринимательства

Акселерационная программа для потенциальных исполнителей социального заказа "Аксель.Соцзаказ"

Повышение конкурентоспособности и финансовой эффективности негосударственных организаций в оказании качественных государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере

https://fnb-aksel.ru

Фонд "Наше будущее", Лаборатория социального предпринимательства

YouTube-канал "Социальное предпринимательство"

Вебинары, ролики о социальном предпринимательстве, опыт успешных социальных проектов

https://www.youtube.com/channel/UC0EzEOG1MZ23jzG-XeAhc0g

Фонд "Наше будущее", Лаборатория социального предпринимательства

Библиотека Лаборатории социального предпринимательства

Литература на тему социального предпринимательства

https://lab-sp.ru/knowledge/books/

Фонд социальных инвестиций

Конкурс "Кейс-чемпионат"

Знания и навыки в сфере социального и технологического предпринимательства, практическое знакомство с методом кейсов, применяемым в лучших бизнес-школах мира

http://case-champ.tilda.ws/

Фонд социальных инвестиций

Онлайн курс о социальном предпринимательстве

Пошаговое руководство для создания и развития социально-значимого проекта, структурирование своего бизнеса, определение миссии и модели социального воздействия

https://opora.ru/

Фонд социальных инвестиций

Онлайн акселератор: Социальное предпринимательство. Старт

Основы социального предпринимательства, привлечение инвестиций, разработка бизнес-модели социального проекта, запуск проекта

https://www.soc-innov.ru/soczialnoe-predprinimatelstvo-start/

Фонд социальных инвестиций

Федеральный акселератор

Развитие бизнеса, масштабирование, привлечение инвестиций

https://www.soc-innov.ru/federalnyj-akselerator/

Фонд социальных инвестиций

Региональный акселератор

Развитие бизнеса, масштабирование, привлечению инвестиций

https://www.soc-innov.ru/regionalnyj-akselerator/

Фонд социальных инвестиций

Онлайн акселератор: Социальное предпринимательство. Развитие

Выявление узких мест, повышение устойчивости бизнеса, сеть полезных контактов

https://www.soc-innov.ru/soczialnoe-predprinimatelstvo-razvitie/

РАНХиГС

Всероссийский акселератор социальных инициатив RAISE

Первичные навыки социального проектирования у студентов, разработка социально-предпринимательских проектов, выход на продажи

https://raise.ranepa.ru/

Фонд поддержки социальных проектов

Инклюзивная Акселерационная программа

Оказание методологической и экспертной поддержки, ускорение развития проектов и повышение эффективности их реализации

https://fpsp.moscow/

Фонд поддержки социальных проектов

Школа социального предпринимателя

Обучающие мероприятия и сопровождение по разработке и апробации участниками собственных предпринимательских проектов в сфере социального предпринимательства

https://fpsp.moscow/shkola

Импакт Хаб

Акселератор “Начни Иначе"

Задачи: финансовая устойчивость СП, выявление точек роста, увеличение вклада в решение проблем людей из уязвимых групп, уменьшение неравенства

https://rosbankcares.ru/

Фонд позитивных изменений

Разработка алгоритмов оценки социально-экономической эффективности НКО: библиотека

Авторские материалы по оценке социально-экономического эффекта социальных проектов

https://impact.ngo.ru/library

Фонд позитивных изменений

Разработка алгоритмов оценки социально-экономической эффективности НКО: методики

Подходы и методики по оценке социально-экономического эффекта социальных проектов

https://impact.ngo.ru/metodiki.html

Фонд поддержки социальных проектов

Онлайн-программа "Создай свой первый социальный бизнес"

Пошаговое руководство для создания своего социального проекта, управление бизнес-процессами, привлечение финансирования

https://fpsp.online/

4.5. Профессиональные базы данных, информационные справочные системы, интернет-ресурсы:

1. Система Профессионального Анализа Рынка и Компаний (СПАРК). URL: https://spark-interfax.ru/;

2. Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/;

3. Справочная система КонсультатПлюс. URL: http://www.consultant.ru/;

4. Справочная система Гарант. URL: https://www.garant.ru/;

5. Национальная электронная библиотека НЭБ. URL: https://rusneb.ru/;

6. Базы данных по экономике.

URL: https://nlr.ru/lawcenter/econom/cat_show.php?rid=15827;

7. Единый портал бюджетной системы России. URL: https://budget.gov.ru/;

8. ИВИС/EastView. URL: https://dlib.eastview.com/basic/details;

9. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU. URL: https://www.elibrary.ru/;

10. Ресурсы издательства World Bank. URL: https://www.worldbank.org/en/home;

11. Cambridge University Press. URL: https://www.cambridge.org/;

12. Oxford University press. URL: https://academic.oup.com/journals?login=false;

13. Oxford Reference Online Premium. URL: https://www.oxfordreference.com/;

14. Oxford Scholarship Online. URL: https://academic.oup.com/pages/op-migration-welcome;

15. SAGE Journals Online. URL: https://journals.sagepub.com/;

16. De Gruyter academic publishing. URL: https://www.degruyter.com/;

18. The Wiley Journals Database. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/;

19. World Scientific Publishing. URL: https://www.worldscientific.com/;

20. Статистическая база данных по макроэкономике стран мира CEIC. URL: https://www.ceicdata.com/en?loc=RU&rand=iAukQ;

21. Электронные версии периодических изданий - на платформе East View. URL: https://dlib.eastview.com/;

22. JStor, Scopus, ELibrary, Springer Nature, Grebennikon, Journal of pragmatics;

23. Реферативная база данных Web of Science;

24. Прямые ссылки на профессиональные базы данных на сайте Российского института кооперации. URL: https://smolensk.ruc.su/student/professionalnye-bazy-dannykh_.php;

25. Базы данных экономической и статистической информации;

26. Базы данных новостей, юридической и общественно-политической информации;

27. Базы данных научно-технической, специальной информации;

28. Программное обеспечение для бизнеса. URL: https://businessyield.com/ru/management/business-software/;

29. Программное обеспечение для управления бизнес-процессами BPM (business process management).URL: https://marketsplash.com/ru/proghrammnoie-obiespiechieniie-dlia-upravlieniia-biznies-protsiessami/;

30. Наименование прикладных инструментов программного обеспечения BPM: 1С Управление торговлей, Microsoft Project, Kissflow, Monday.com, airSlate, Bpanda, FlowWright, Qntrl, ClickUp, NovaCura, Hive, SmartProcess, frevvo, TeamWork, ProcessMaker, Nintex Process Platform, ADONIS BPM Suite, Asana, BIC Process Design, Process Street, Zoho Creator, Appian;

31. Платформа YouTube «Апробация новых инструментов финансового менеджмента в социальной сфере», заместитель Директора Департамента правового регулирования бюджетных отношений Министерства финансов РФ – Сергеева Вероника Александровна. [Электронный ресурс]. URL: https://youtu.be/nRslYuS7OOc

4.6. Электронная библиотека и литература на тему развития социального предпринимательства, импакт-инвестиций:

1. http://nb-forum.ru/useful/kak-poluchit-status-sotsialnogo-predpriyatiya-poshagovaya-instruktsiya;

2. http://nb-forum.ru/library/books;

3. http://nb-forum.ru/library/books/issledovanie-mirovoi-opit-razvitiya-impakt-investitsii;

4. http://nb-forum.ru/library/books/atlas-praktik-razvitiya-sotsialnogo-predprinimatelstva-subektami-rf;

5. http://nb-forum.ru/useful/kak-zaregistrirovat-tovarnii-znak-instruktsiya-dlya-sotsialnogo-predprinimatelya;

6. http://nb-forum.ru/library/books/pozitivnie-izmeneniya-zhurnal-ob-impakt-investitsiyah-i-otsenke-sotsvozdeistviya.