Протокол заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности от 5 февраля 2019 г. № 84

скачать (DOCX, 74.26 KB)
Опубликовано: 08.02.2019Изменено: 08.02.2019
Протокол заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности от 5 февраля 2019 г. № 84 Скачать

П Р О Т О К О Л
заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности

Москва
от 5 февраля 2019 г. № 84

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ
Председатель Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
Л.А. Козлова

Присутствовали:

члены Рабочего органа Совета

-

Т.А. Арвачева, И.А. Буян,
М.Е. Егоров, Н.В. Кобозева,
И.В. Красильникова, Н.А. Малофеева,
Н.Е. Мельникова, И.М. Милюкова,
М.Э. Надеждина, О.А. Носова,
С.А. Рассказова-Николаева,
Е.В. Старовойтова, С.С. Суханов,
В.Т. Чая, Л.З. Шнейдман

приглашенные

-

Е.А. Иваницкая (Минэкономразвития России),
А.Ю. Котлярова (Банк России),
Л.Х. Муромцева (Казначейство России),
Ю.С. Ракчеева (Минэкономразвития России),
С.В. Соломяный (Минфин России),
Е.А. Черемных (Минфин России)

I. О повестке дня заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности


(Козлова, Муромцева)

С учетом состоявшегося обсуждения утвердить повестку заседания согласно приложению.

II. Об отчете о деятельности Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности за 2018 г.


(Арвачева)

1. Принять к сведению информацию секретаря Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности по данному вопросу.

2. Председателю Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности утвердить отчет о деятельности Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности за 2018 г. согласно приложению.

3. Представить отчет о деятельности Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности за 2018 г. Совету по аудиторской деятельности.

III. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (в части совершенствования механизма проведения обязательного аудита благотворительных фондов)


(Иваницкая, Милюкова, Старовойтова, Шнейдман)

1. Принять к сведению информацию Минэкономразвития России (Е.А. Иваницкая) по данному вопросу.

2. С учетом состоявшегося обсуждения рекомендовать Совету по аудиторской деятельности предложить Минфину России поддержать проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» согласно приложению.

IV. О предложениях по совершенствованию норм законодательства

Российской Федерации об аудиторской деятельности в части осуществления внеплановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций и применения мер воздействия


(Егоров, Кобозева, Муромцева, Старовойтова, Суханов, Чая)

1. Принять к сведению информацию Федерального казначейства (Л.Х. Муромцева) по данному вопросу.

2. С учетом состоявшегося обсуждения рекомендовать Совету по аудиторской деятельности одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 10.1 и 20 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (в части осуществления внеплановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций и применения мер воздействия) согласно приложению.

V. Об исполнении решений Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа


(Арвачева)

1. Принять к сведению информацию секретаря Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности по данному вопросу.

2. Признать исполненными решения Совета по аудиторской деятельности от 27 июня, 22 октября и 21 декабря 2018 г. (протоколы № 40, разделы I, III; № 42, пункт 4; № 44 раздел III) саморегулируемой организацией аудиторов Ассоциация «Содружество».

3. Признать исполненными следующие решения Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности от 9 октября 2018 г. (протокол № 81, раздел VI):

а) абзацы 2, 3, 4 и 6 подпункта «а» пункта 3 - саморегулируемыми организациями аудиторов «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) и Ассоциация «Содружество»;

в) подпункт «б» пункта 3 - автономной некоммерческой организацией «Единая аттестационная комиссия».

4. Предложить саморегулируемым организациям аудиторов принять меры по исполнению решения Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности от 9 октября 2018 г. (протокол № 81, раздел VI, пункт 3, подпункт «а», абзац 5).

VI. О проекте методических рекомендаций по осуществлению контроля соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения


(Кобозева, Надеждина, Милюкова, Муромцева, Соломяный, Шнейдман)

1. Принять к сведению информацию Федерального казначейства (Л.Х. Муромцева) по данному вопросу.

2. С учетом состоявшегося обсуждения рекомендовать Совету по аудиторской деятельности:

а) одобрить методические рекомендации по осуществлению контроля соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения согласно приложению;

б) предложить саморегулируемым организациям аудиторов и Федеральному казначейству принять на основе методических рекомендаций по осуществлению контроля соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения соответствующие внутренние документы.

Председатель Рабочего органа
Совета по аудиторской деятельности

Л.А. Козлова

Секретарь Рабочего органа
Совета по аудиторской деятельности

Т.А. Арвачева

Приложение № 1 к протоколу заседания
Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
от 5 февраля 2019 г. № 84

ПОВЕСТКА ЗАСЕДАНИЯ
Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности

1. Об отчете о деятельности Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности за 2018 г.

2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (в части совершенствования механизма проведения обязательного аудита благотворительных фондов)

3. О предложениях по совершенствованию норм законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности в части осуществления внеплановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций и применения мер воздействия

4. Об исполнении решений Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа

5. О проекте методических рекомендаций по осуществлению контроля соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

Приложение № 2 к протоколу заседания
Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
от 5 февраля 2019 г. № 84

ОТЧЕТ
о деятельности Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности за 2018 г.

1. Общие положения

Рабочий орган Совета по аудиторской деятельности (далее – Рабочий орган) образован в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Положение о Рабочем органе Совета по аудиторской деятельности утверждено приказом Минфина России от 29 декабря 2009 г. № 146н. Состав Рабочего органа и его численность утверждены приказами Минфина России от 15 декабря 2014 г. № 465, 13 июля 2015 г. № 208, 11 сентября 2015 г. № 304, 17 сентября 2015 г. № 313, 12 мая 2016 г. № 159, 21 июля 2016 г. № 262, 18 августа 2016 г. № 320, 10 февраля 2017 г. № 177, 9 февраля 2018 г. № 69 и 14 декабря 2018 г. № 3219. Регламент Рабочего органа утвержден Советом по аудиторской деятельности 22 сентября 2011 г.

Председателем Рабочего органа является Старовойтова Е.В. (до 31 декабря 2018 г.), заместителями председателя - Козлова Л.А. (до 31 декабря 2018 г.) и Шнейдман Л.З. Секретарем Рабочего органа является Арвачева Т.А.

В 2018 г. проведено 9 заседаний Рабочего органа.

Подготовка заседаний Рабочего органа велась, как правило, в постоянных комиссиях Рабочего органа. Указанными комиссиями проведены заседания:

Количество заседаний

Комиссия по вопросам регулирования аудиторской деятельности

11

Комиссия по мониторингу рынка аудиторских услуг

5

Комиссия по контролю качества работы

8

Комиссия по аттестации и повышению квалификации

9

В отчетный период деятельность Рабочего органа осуществлялась в соответствии с планом работы на 2018 г., поручениями Совета по аудиторской деятельности и предложениями Министерства финансов Российской Федерации, а также в инициативном порядке.

2. Основные направления деятельности

Основными направлениями деятельности Рабочего органа в отчетном году стали повышение качества аудиторских услуг, совершенствование условий ведения аудиторской деятельности, активизация участия аудиторской профессии в национальной антиотмывочной системе. Работа Рабочего органа способствовала укреплению институтов аудиторской профессии исходя из общественных интересов.

2.1. Повышение качества аудиторских услуг

Применение международных стандартов аудита

В рамках Рабочего органа обеспечено проведение экспертизы применимости 48 документов, содержащих МСА. По результатам этой экспертизы подготовлен проект заключения о применимости документов, содержащих МСА, на территории Российской Федерации. Заключение одобрено Советом по аудиторской деятельности (декабрь).

Подготовлены рекомендации по вопросам, возникающим при применении международных стандартов аудита в части применения международного стандарта аудита ISA 250 (пересмотренный) «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности» (сентябрь).

Одобрены методические рекомендации по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций, разработанные на основе международных стандартов аудита с учетом особенностей применения их отдельных положений при аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций (февраль).

Рабочий орган продолжил работу над Сборником примерных форм аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленных в соответствии с международными стандартами аудита. Сборник дополнен четырьмя примерными формами заключений по результатам обзорной проверки промежуточной финансовой информации (октябрь). Примерные формы разработаны в связи с тем, что начиная с промежуточной консолидированной финансовой отчетности за первое полугодие 2018 г. вступили в силу изменения в законодательстве о консолидированной финансовой отчетности, которыми введен обязательный аудит либо иная проверка (вид и порядок которой устанавливаются стандартами аудиторской деятельности) промежуточной консолидированной финансовой отчетности.

Совершенствование внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов

В 2018 г. продолжена работа по совершенствованию внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов. Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов; независимый от аудиторской профессии контроль качества работы аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимые организации, осуществляет Федеральное казначейство.

Рассмотрены предложения по совершенствованию норм законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности в части осуществления внеплановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций (февраль). Предложения предусматривают проведение внеплановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций, в отношении которых принято решение о приостановлении их членства в саморегулируемой организации аудиторов, для подтверждения надлежащего устранения выявленных нарушений. Работа по данному вопросу будет продолжена.

В целях приведения в соответствие понятий, используемых в Единых критериях оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов и Классификаторе нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, подготовлены изменения Единых критериев (февраль).

Совету по аудиторской деятельности представлены результаты анализа деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов в 2017 г. (июнь).

В 2018 г. завершена работа по толкованию понятий деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности. Подготовлено Разъяснение смысла понятий деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности, которые имеют важное значение при приеме новых членов в саморегулируемые организации аудиторов, а также при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (май, сентябрь, октябрь, декабрь). В Разъяснении предложено считать деловую (профессиональную) репутацию аудиторской организации, аудитора, коммерческой организации и физического лица, вступающих в члены саморегулируемой организации аудиторов, безупречной в случае, если отсутствуют свидетельства обратного. При этом Разъяснение содержит развернутый перечень примеров наиболее распространенных ситуаций, при которых могут иметь место свидетельства отсутствия безупречной деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности.

Совершенствование системы профессиональной аттестации

и непрерывного повышения квалификации аудиторов

Рабочий орган систематически рассматривал результаты квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора (далее - квалификационный экзамен), работу автономной некоммерческой организации «Единая аттестационная комиссия» (ЕАК) по совершенствованию организационно-технического и методического обеспечения квалификационного экзамена (март, май, декабрь). Рабочий орган предложил признать удовлетворительной деятельность ЕАК в 2018 г. Отмечено выполнение ЕАК рекомендаций Совета по совершенствованию перечня вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене, в части вопросов независимости аудиторов и аудиторских организаций, профессиональной этики, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В целях обеспечения перехода к новой модели квалификационного экзамена к одобрению Советом по аудиторской деятельности рекомендованы:

новая модель квалификационного экзамена, основанная на принципах иерархичности, модульности, компетентностной ориентации, практико-ориентированной направленности. Модель ориентирована на достижение необходимого уровня компетентности, позволяющего аудитору на практике демонстрировать способность к выполнению стоящих перед аудиторской профессией задач в соответствии со стандартами аудиторской деятельности (январь);

проект Положения о порядке проведения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, определяющий порядок проведения квалификационного экзамена на основе его новой модели (сентябрь). Среди прочего, в Положении существенно расширены механизмы гарантии и защиты интересов претендентов при сдаче квалификационного экзамена. Предполагается, что переход на новую модель квалификационного экзамена начнется с 2020 г.

Совету по аудиторской деятельности представлены результаты проведенного анализа исполнения аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, а также деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по организации такого обучения в 2018 г. (июнь). Подготовлены предложения о приоритетной тематике обучения по программам повышения квалификации аудиторов на 2019 г. (сентябрь). Рассмотрены вопросы обучения аудиторов по приоритетной тематике, определенной Советом по аудиторской деятельности на 2016 - 2017 гг. (декабрь).

Рассмотрено и удовлетворено ходатайство саморегулируемой организации аудиторов об одобрении Советом по аудиторской деятельности признания ею уважительной причины несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (декабрь).

2.2. Совершенствование условий ведения аудиторской деятельности

Проведено обсуждение положений проекта федерального закона «О публичной нефинансовой отчетности», посвященных организации внешней оценки публичной нефинансовой отчетности (июнь). Исходя из интересов и потребностей пользователей публичной нефинансовой отчетности Рабочий орган отметил, что профессиональное подтверждение (заверение) публичной нефинансовой отчетности должно осуществляться исключительно аудиторскими организациями в соответствии с международными стандартами аудита.

В связи с внесением изменений в Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принятый Международной федерацией бухгалтеров, подготовлены изменения Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, которые посвящены вопросам деятельности аудитора в случаях длительной работы с аудируемым лицом, включая ротацию руководителя аудиторского задания (май). Даны разъяснения порядка вступления в силу данных изменений (июнь).

Совету по аудиторской деятельности представлены результаты проведенного анализа состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации и результатов деятельности саморегулируемых организаций аудиторов в 2017 г. (июнь, сентябрь).

В отчетном периоде продолжено рассмотрение заявлений о включении объединений организаций в перечни сетей аудиторских организаций. Подготовлено 3 заключения о соответствии объединений организаций установленным требованиям (сентябрь, октябрь, ноябрь). На основании этих заключений Советом по аудиторской деятельности приняты решения о включении в перечень международных сетей аудиторских организаций объединений организаций «Russell Bedford International», «MAZARS», «TASK INTERNATIONAL».

Обсуждены результаты независимой оценки инфраструктуры корпоративной отчетности в Российской Федерации. Отмечены положительные тенденции в развитии всех элементов инфраструктуры корпоративной отчетности в Российской Федерации по сравнению с оценкой, проведенной в 2013 г. (январь).

Продолжено обсуждение процесса формирования единого рынка аудиторских услуг на территории Евразийского экономического союза (декабрь). Рассмотрены результаты ХХ Всемирного конгресса бухгалтеров, состоявшегося 5-8 ноября 2018 г., и участия в нем делегаций саморегулируемых организаций аудиторов (ноябрь).

Рекомендованы к одобрению Советом по аудиторской деятельности:

Программа профилактики нарушений обязательных требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов саморегулируемыми организациями аудиторов на 2018 г. (март). В Программе проанализировано текущее состояние государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов и профилактических мероприятий, подготовлен план – график профилактических мероприятий на 2018 г.;

обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2017 г. (май). Данный документ подготовлен Минфином России в рамках профилактической работы, направленной на предупреждение нарушений требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов. В обзоре обобщена и проанализирована правоприменительная практика организации и осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов, а также соблюдение требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

2.3. Активизация участия аудиторов

в национальной антиотмывочной системе

В 2018 г. особое внимание уделено вопросам реализации государственной политики в антиотмывочной сфере в связи с новыми требованиями законодательства, предъявляемыми к аудиторам. Установление на законодательном уровне обязанности аудиторов по уведомлению Росфинмониторинга о наличии любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции аудируемого лица связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (ОД/ФТ), определяет роль аудитора в национальной антиотмывочной системе.

В целях организации работы по исполнению аудиторами требований антиотмывочного законодательства и основываясь на национальной оценке рисков ОД/ФТ, Рабочий орган определил основные направления активизации участия аудиторской профессии в национальной антиотмывочной системе:

а) укрепление понимания аудиторской профессией своей роли в национальной антиотмывочной системе;

б) повышение осведомленности практикующих аудиторов в вопросах функционирования национальной антиотмывочной системы;

в) развитие навыков выявления рисков ОД/ФТ при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг;

г) совершенствование организации повышения квалификации аудиторов в вопросах противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и проверки знаний и навыков претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора в данной сфере;

д) активизация и совершенствование надзора за исполнением аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами требований противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Саморегулируемым организациям аудиторов и ЕАК предложено осуществить комплекс мер по указанным направлениям (октябрь).

Рабочий орган рекомендовал к одобрению Советом по аудиторской деятельности:

проект Отчета о секторальной оценке рисков отмывания (легализации) денежных средств и финансирования терроризма с участием аудиторов (ноябрь). Отчет подготовлен с учетом национальной оценки рисков ОД/ФТ с целью определения уровня риска использования сектора аудиторских услуг в схемах ОД/ФТ и будет способствовать пониманию и снижению данного риска в схемах ОД/ФТ;

Методические рекомендации по рассмотрению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ноябрь). Методические рекомендации призваны обеспечить единые подходы к определению рисков ОД/ФТ и повышению эффективности работы аудиторов по выявлению подозрительных операций и сделок аудируемого лица в разрезе конкретных групп рисков ОД/ФТ;

рекомендации по применению результатов национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма аудиторскими организациями и аудиторами (ноябрь). Рекомендации подготовлены для оказания помощи аудиторам в изучении и применении результатов национальной оценки рисков ОД/ФТ;

изменения Классификатора нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (сентябрь). Классификатор дополнен новым разделом, обобщающим нарушения, связанные с исполнением аудиторами требований антиотмывочного законодательства при оказании аудиторских, бухгалтерских и юридических услуг.

Одной из форм развития навыков и профессиональной компетентности аудиторов по антиотмывочной тематике является систематическое обучение по соответствующим программам повышения квалификации. Рабочий орган рекомендовал Совету по аудиторской деятельности включить вопросы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма в приоритетную тематику обучения аудиторов по программам повышения квалификации на 2019 г. (сентябрь). С целью повышения качества обучения по данной тематике разработана типовая программа повышения квалификации аудиторов «Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения» (ноябрь).

3. Участие в общественных обсуждениях,

инициативах и решениях Минфина России

В 2018 г. членам Рабочего органа в соответствии с решением руководства Минфина России направлялись:

проект итогового доклада «Об основных результатах деятельности Министерства финансов Российской Федерации в 2017 г. и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2018 год» (март);

отчет о ходе реализации публичной декларации целей и задач Минфина России на 2017 год (март);

проект публичной декларации целей и задач Минфина России на 2018 год (март).

Кроме того, членам Рабочего органа была предоставлена возможность: представить предложения для включения в План работы Общественного совета при Минфине России на 2019 г. (ноябрь);

разместить на официальном Интернет - сайте Минфина России сведения о себе в формате персональной страницы (январь). Заинтересованность в этом выразили 8 членов Рабочего органа.

4. Открытость и общедоступность сведений о деятельности Совета

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» сведения о деятельности Рабочего органа являются открытыми и общедоступными. Открытость и общедоступность сведений о деятельности Рабочего органа обеспечивалась, главным образом, путем размещения информации на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет». Для этого в разделе «Аудиторская деятельность» сайта открыт подраздел «Совет по аудиторской деятельности». В этом подразделе размещены Положение о Рабочем органе, состав и регламент Рабочего органа, типовое положение о постоянной рабочей группе (комиссии) Рабочего органа, перечень и состав постоянных комиссий и временных рабочих групп Рабочего органа, планы работы Рабочего органа на 2012-2018 гг. Систематически размещаются информационные сообщения о предстоящих и состоявшихся заседаниях Рабочего органа. Протоколы заседаний Рабочего органа размещены на специально открытых для этого страницах сайта.

Кроме того, открытость и общедоступность сведений о деятельности Рабочего органа обеспечивалась приглашением на заседания заинтересованных лиц, в частности, руководителей саморегулируемых организаций аудиторов, Банка России, Федерального казначейства, Росфинмониторинга, а также предоставлением информации о деятельности Рабочего органа средствам массовой информации.

Председатель Рабочего органа

Совета по аудиторской деятельности Л.А. Козлова

Приложение № 3 к протоколу заседания
Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
от 5 февраля 2019 г. № 84

ПРОЕКТ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 5 Федерального закона
«Об аудиторской деятельности»

Статья 1

Внести в часть 1 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 1, ст. 15; 2011, № 1, ст. 12; № 48, ст. 6728; 2013, № 52, ст. 6961; 2014, № 49, ст. 6912; 2016, № 27, ст. 4169, 4195, 4293; 2017, № 18, ст. 2673) следующие изменения:

1) в пункте 3 слова «или иным» исключить;

2) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

«3.1) если поступления имущества и денежных средств в течение предшествовавшего отчетному года в иной фонд превышают три миллиона рублей (за исключением фонда, являющегося специализированной организацией управления целевым капиталом);».

Президент
Российской Федерации

Приложение № 4 к протоколу заседания
Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
от 5 февраля 2019 г. № 84

ПРОЕКТ

Российская Федерация

Федеральный закон

О внесении изменений в статьи 10.1 и 20
Федерального закона «Об аудиторской деятельности»
(в части осуществления внеплановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций и применения мер воздействия)

Внести в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 1, ст. 15; 2017, № 18, ст. 2673; 2018, № 18, ст. 2582) следующие изменения:

1) часть 4 статьи 10.1. дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3) истечение срока приостановления членства аудиторской организации
в саморегулируемой организации аудиторов.»;

2) пункт 5 части 6 статьи 20 изложить в следующей редакции:

«5) направить саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушение требований, установленных частью 6 статьи 1, частью 1 статьи 8, частью 2 статьи 10.1, пунктами 2.1 и 3 части 2, частью 3 статьи 13 и частью 4 статьи 20 настоящего Федерального закона, обязательное для исполнения предписание об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций.».

Президент
Российской Федерации

Приложение № 5 к протоколу заседания
Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
от 5 февраля 2019 г. № 84

ПРОЕКТ

Методические рекомендации по осуществлению контроля соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях повышения эффективности организации и осуществления саморегулируемыми организациями аудиторов и Федеральным казначейством (далее вместе – субъекты контроля) контроля соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами (далее вместе – аудиторы) требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – ПОДФТ и ФРОМУ).

2. Настоящие Методические рекомендации разработаны с учетом требований:

Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ);

Федерального закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»);

международных стандартов противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы
с отмыванием денег (ФАТФ);

Положения о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля, утвержденного приказом Минфина России от 18 декабря 2015 г. № 203н;

иных федеральных законов и нормативных правовых актов.

3. Контроль соблюдения аудиторами требований законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ осуществляется в процессе внешнего контроля качества работы аудиторов (далее – ВККР), предусмотренного Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

4. По результатам национальной и секторальной оценки рисков легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее – ОД/ФТ) аудиторы относятся к группе низкого уровня риска ОД/ФТ.

Организация и осуществление проверок

5. Субъекты контроля:

1) в правилах организации и осуществления ВККР:

а) устанавливают применение риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контроля соблюдения аудиторами требований законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ;

б) определяют порядок реализации риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении контроля соблюдения аудиторами требований законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ, в частности критерии распределения аудиторов по уровням риска ОД/ФТ, периодичность проведения проверок соблюдения требований законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ, перечень проверяемых вопросов для каждого уровня рисков ОД/ФТ, др.;

2) при планировании ВККР осуществляют:

а) ранжирование аудиторов по следующим уровням риска ОД/ФТ: субъекты низкого уровня риска; субъекты умеренного уровня риска; субъекты значительного уровня риска[1]. Результаты ранжирования периодически, но не реже одного раза в 3 года подлежат пересмотру. Кроме того, пересмотр уровня риска ОД/ФТ должен производиться в следующих случаях:

– существенное изменение законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ;

– существенное изменение экономических условий в Российской Федерации;

– существенное изменение в деятельности аудиторов;

б) подготовку перечня вопросов соблюдения требований законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ. Содержание и количество вопросов зависит от уровня риска ОД/ФТ;

3) при осуществлении ВККР:

а) конкретизируют предмет контроля соблюдения законодательства о ПОД/ФТ и ФРОМУ, а именно: осуществлял ли конкретный аудитор от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ;

б) проводят проверку деятельности аудитора по перечню вопросов соблюдения требований законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ, соответствующему уровню риска ОД/ФТ, к которому относится проверяемый аудитор.

В случае если аудитор готовил или осуществлял от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, предметом проверки является соблюдение требований законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ в части:

– идентификации клиентов;

– организации внутреннего контроля (наличие правил внутреннего контроля и назначенного специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля);

– фиксирования и хранения информации;

– наличия личного кабинета на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга;

– уведомления Росфинмониторинга о сделках или о финансовых операциях, в отношении которых есть подозрения, что они могли быть осуществлены в целях ОД/ФТ;

– соблюдения сроков и порядка направления информации в Росфинмониторинг;

– неразглашение факта передачи информации в Росфинмониторинг.

В случае если аудитор оказывал аудиторские услуги предметом проверки является соблюдение требований законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ в части:

– наличия личного кабинета на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга;

– уведомления Росфинмониторинга о сделках или о финансовых операциях, в отношении которых есть подозрения, что они могли быть осуществлены в целях ОД/ФТ;

– соблюдения сроков и порядка направления информации в Росфинмониторинг;

– неразглашение факта передачи информации в Росфинмониторинг;

г) анализируют деятельность аудиторов на предмет наличия оснований для пересмотра их уровня риска ОД/ФТ.

Критерии отнесения объектов контроля к уровням риска

6. Оценка рисков ОД/ФТ должна охватывать всю деятельность аудиторов, включая информацию о бенефициарных владельцах аудиторской организации, о клиентах и оказываемых услугах.

7. При определении уровня риска ОД/ФТ аудиторов учитываются:

1) результаты национальной и секторальной оценки риска ОД/ФТ;

2) возможные нарушения законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ, в том числе информация о которых получена от Росфинмониторинга;

3) допущенные нарушения законодательства об аудиторской деятельности;

4) результаты осуществления контрольно-надзорной деятельности;

5) возможные нарушения законодательства, информация о которых получена от других органов власти, организаций и граждан.

8. Исходя из результатов национальной и секторальной оценки рисков ОД/ФТ для каждой группы объектов контроля определяются следующие потенциальные «клиентские» угрозы ОД/ФТ:

1) для субъектов значительного уровня риска ОД/ФТ:

а) наличие среди клиентов большого количества общественно значимых организаций, имеющих повышенные риски ОД/ФТ (осуществляют трансграничные операции, операции с денежными средствами или иным имуществом, др.);

б) наличие среди клиентов большого количества организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (кредитные организации, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, участники рынка ценных бумаг, др.);

в) совершение аудиторами от имени или по поручению своих клиентов операций с денежными средствами или иным имуществом (сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций);

2) для субъектов умеренного уровня риска ОД/ФТ:

а) наличие среди клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (ломбарды, операторы по приему платежей, микрофинансовые организации, операторы связи, др.);

б) совершение аудиторами от имени или по поручению своих клиентов операций с денежными средствами или иным имуществом (сделки с недвижимым имуществом, управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента, управление банковскими счетами или счетами ценных бумаг, привлечение денежных средств для создания организаций, обеспечения их деятельности или управления ими, создание организаций, обеспечение их деятельности или управления ими, а также куплю-продажу организаций);

3) для субъектов низкого уровня риска ОД/ФТ:

наличие среди клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и имеющих повышенные риски ОД/ФТ.

9. К группе критериев, связанных с возможными нарушениями законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ, относятся:

1) нарушения требований по надлежащей проверке клиента, идентификации;

2) отсутствие специального должностного лица или его несоответствие предъявляемым квалификационным требованиям;

3) отсутствие правил внутреннего контроля или их несоответствие законодательству;

4) непрохождение или несвоевременное прохождение обучения лицами, ответственными за соблюдение правил внутреннего контроля
в целях ПОДФТ;

5) неиспользование перечня организаций и физических лиц,
в отношении которых имеются сведения об их причастности
к экстремистской деятельности или терроризму;

6) признаки вовлеченности субъекта в схемы ОД/ФТ[2];

7) неиспользование личного кабинета на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга или его отсутствие;

8) нарушение порядка и сроков уведомления Росфинмониторинга, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2005 г. № 82 «О порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами, лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг»;

9) разглашение факта передачи в Росфинмониторинг соответствующей информации;

10) необеспечение хранения документов, содержащих сведения, указанные в статье 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

10. К группе критериев, связанных с допущенными нарушениями законодательства об аудиторской деятельности, относится неисполнение, несвоевременное или неполное исполнение предписаний об устранении нарушений законодательства об аудиторской деятельности.

11. К группе критериев, связанных с результатами осуществления контрольно-надзорной деятельности, относятся:

1) совершение нарушений законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ в течение предшествующих трех лет;

2) неисполнение, несвоевременное или неполное исполнение предписаний об устранении нарушений законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ;

3) воспрепятствование осуществлению проверки соблюдения законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ;

4) предоставление недостоверных сведений в ходе проверок.

12. К группе критериев, связанных с возможными нарушениями законодательства, информация о которых получена от других органов власти, организаций и граждан, относятся:

1) поступление сведений о возбуждении уголовного дела
в отношении руководителей, бенефициарных владельцев и аудиторов;

2) поступление сведений о признании аудиторского заключения заведомо ложным;

3) поступление сведений о возбуждении административного дела
в отношении аудиторов;

4) поступление сведений от органов власти, граждан и организаций
о признаках и фактах нарушения законодательства о ПОДФТ и ФРОМУ.

Использование критериев для установления итогового уровня риска

13. Все объекты контроля поднадзорные субъектам контроля, подлежат оценке по всем группам критериев, предусмотренным настоящими методическими рекомендациями. Выборочная оценка недопустима.

Меры реагирования, применяемые к объектам контроля

14. Меры реагирования применяются в отношении поднадзорных объектов контроля в зависимости от уровня риска, присвоенного по результатам оценки.

15. В отношении субъектов с низким уровнем риска ОД/ФТ применяются следующие меры реагирования:

1) проведение профилактических мероприятий;

2) наблюдение (мониторинг);

3) проведение внеплановых документарных проверок.

16. В отношении субъектов с умеренным уровнем риска ОД/ФТ применяются следующие меры реагирования:

1) проведение профилактических мероприятий;

2) наблюдение (мониторинг);

3) проведение плановых и внеплановых документарных проверок.

17. В отношении субъектов со значительным уровнем риска ОД/ФТ применяются следующие меры реагирования:

1) проведение профилактических мероприятий;

2) наблюдение (мониторинг);

3) проведение плановых и внеплановых выездных и документарных проверок.


[1] В соответствии с секторальной оценкой рисков ОД/ФТ:

– субъекты значительного уровня риска - аудиторские организации, проводящие обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 3 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;

– субъекты умеренного уровня риска – иные аудиторские организации;

– субъекты низкого уровня риска – индивидуальные аудиторы.

[2] Информация, полученная в результате информационного обмена с Росфинмониторингом.