Информация о рассмотрении Протокола заочного заседания Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации 18 - 24 февраля 2021 г. № 2

скачать (DOCX, 23.04 KB)
Опубликовано: 22.03.2021Изменено: 22.03.2021
Информация о рассмотрении Протокола заочного заседания Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации 18 - 24 февраля 2021 г. № 2 Скачать

Информация о рассмотрении Протокола заочного заседания Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации 18 - 24 февраля 2021 г. № 02

Особое мнение члена Общественного совета

Позиция Министерства финансов Российской Федерации

Член Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации – Мурычев А.В.

1

Необходимо обратить внимание, что на момент проведения голосования на сайте не размещены результаты опроса об удобстве пользования официальным сайтом Министерства финансов Российской Федерации, мобильных приложений Министерства финансов Российской Федерации и качестве публикуемого на них контента, проведенного в декабре 2020 года (п. 1.11 отчета).

Кроме того, полагаем, что перенос заседания коллегии Минфина России не является основанием для ненаправления проекта доклада об основных результатах деятельности Минфина России за 2019 год в Общественную палату Российской Федерации, в Счетную палату Российской Федерации, в профильные комитеты палат Федерального Собрания Российской Федерации, в Российскую академию наук, в Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации (п. 5.3).

Также рекомендуем рассмотреть возможность проведения заседаний Общественного совета в формате видеоконференцсвязи, поскольку данный формат уже используется другими общественными советами (п. 8.5).

В рамках реализации принципов открытости публикация результатов опроса будет обеспечена до конца марта 2021 года.

Дополнительно следует отметить, что в настоящее время осуществляются работы по разработке новой версии официального сайта Минфина России.

Проект доклада об итогах деятельности Минфина России размещен на официальном сайте в разделе «Открытое Министерство / Расширенные заседания коллегий Министерства финансов Российской Федерации / 2020 год» (https://minfin.gov.ru/ru/om/college/2020/?id_38=129826-proekt_itogovogo_doklada_k_rasshirennomu_zasedaniyu_kollegii_2020_goda).

Решение о проведении заседаний Общественного совета при Минфине России в формате видеоконференцсвязи принимаются в рабочем порядке.

Член Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации – Лисин В.С.

2

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти (далее - Концепция).

Разделом III Концепции утверждены принципы открытости ФОИВ и основные задачи по их реализации, в числе которых:

- принцип информационной открытости (в частности, своевременное предоставление информации о деятельности ФОИВ);

- принцип вовлеченности гражданского общества (в частности, обеспечение возможности участия предпринимательского сообщества в разработке и реализации управленческих решений с целью учета их мнений и приоритетов).

Пунктом 1.1. информации о ходе реализации плана Минфина России по реализации Концепции открытости ФОИВ за 2020 год Минфином России декларируется обеспечение соответствующих публикаций о деятельности.

Одновременно с этим:

1. За 2020 год на сайте Минфина России опубликовано только одно упоминание об изменении НДПИ (https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37193), причём уже после одобрения законопроекта Правительством и накануне его внесения в Госдуму.

2. Данный законопроект не проходил оценку регулирующего воздействия, не обсуждался с предпринимательским сообществом и по сути нарушает зафиксированную Президентом Российской Федерации стабильность налоговых условий для бизнеса.

В результате указанного была обеспечена невозможность формирования бизнес-сообществом своевременного аргументированного мнения по сути инициативы по изменению НДПИ при наличии очевидных негативных последствий ее внедрения для бизнеса (например, снижение темпов инвестиционной активности и развития минерально-сырьевой базы), причём в условиях дополнительно возникших издержек, связанных с противодействием распространению коронавирусной инфекции.

Указанное, по моему мнению, не в полной мере подтверждает соблюдение Минфином России Концепции в части «своевременности представления информации о деятельности ФОИВ» и «обеспечении возможности участия предпринимательского сообщества в разработке» соответствующих инициатив.

Следует добавить, что несмотря на существующий механизм предварительного общественного обсуждения законодательных актов, использование такого механизма фактически ограничено. Значительная часть изменений фискального законодательства, которые носят системный характер, вызывают наибольшие опасения у предпринимательского сообщества и увеличивают нагрузку на бизнес, вносятся в Государственную Думу ФС РФ без применения указанного механизма предварительного обсуждения или предлагаются как поправки ко второму чтению.

Считаю необходимым рассмотреть возможность предусмотреть процедуру ОРВ в отношении как поправок к проектам федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, так и в отношении поправок ко второму чтению в отношении любых законопроектов.

Кроме того, говоря о реализации принципов и механизмов открытости ФОИВ, следует иметь в виду суть данной идеологемы - открытость должна предполагать не просто формальное размещение на сайте отдельных пресс - релизов, опросов и документов, а, прежде всего, взаимодействие с референтными группами и обществом.

Учитывая тот факт, что на неоднократные позиции членов ОС ни разу не поступала какая бы то ни было реакция Минфина России, более того, документы, к которым ежегодно имеется ряд замечаний, продолжают поступать на рассмотрение ОС в неизменном виде, считаю невозможным поддержать позицию Минфина России по вопросам открытости.

В соответствии с пунктом 4 статьи 124 регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума), утвержденного постановлением Государственной Думы от 22.01.1998 «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее – Регламент), если принятый во втором чтении законопроект в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности регулирует отношения, в том числе по установлению, введению и взиманию налогов, сборов и страховых взносов в Российской Федерации, отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, отношения в области создания, реорганизации и ликвидации юридических лиц и осуществления ими своей деятельности, а также отношения в области применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в указанной области, ответственный комитет Государственной Думы может предложить Совету Государственной Думы направить законопроект в Правительство Российской Федерации для проведения оценки регулирующего воздействия.

Таким образом, Регламентом предусмотрен механизм общественного обсуждения поправок к проектам федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, при этом не только поправок Правительства Российской Федерации.

В связи с чем считаем дублирование действующего механизма общественного обсуждения нецелесообразным.

На основании изложенного предложение о проведении процедуры оценки регулирующего воздействия в отношении поправок к проектам федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, не поддерживается.