Информация о рассмотрении Протокола № 10 от 11-17.10.2022 заочного заседания Общественного совета при Минфине России

скачать (DOCX, 19.46 KB)
Опубликовано: 02.11.2022Изменено: 02.11.2022
Информация о рассмотрении Протокола № 10 от 11-17.10.2022 заочного заседания Общественного совета при Минфине России Скачать

Особое мнение членов общественного совета

Позиция Минфина России и Гохрана России

Член Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации – Лисин В.С.

Остаются в силе замечания, описанные ранее в ходе рассмотрения программы по снижению уровня рисков на 2022 г.:

Представленный документ носит формальный характер и не будет способствовать снижению уровня риска в сфере оборота драгоценных камней. Считаю необходимым провести обсуждение с поднадзорными субъектами и сформировать конкретный перечень мероприятий, которые позволят минимизировать нарушения в регулируемой сфере. Так, например, представляется целесообразной переработка документа по следующим направлениям.

1. В отношении анализа текущего состояния:

- Перечислить перечень конкретных проблем на производственных объектах, из-за которых в оборот поступают камни с недостоверными параметрами;

- Привести оценку существующих нарушений в денежном выражении в масштабах отрасли (в абсолютном выражении и в процентном от размера отрасли);

- Выделить топ-10 причин возникновения указанных проблем (нарушений).

2. В отношении перечня профилактических мероприятий:

По каждому блоку мероприятий выделить не менее пяти конкретных действий Гохрана России, которые направлены на устранение выявленных в рамках первого блока причин возникновения проблем. Например, не просто указать «консультирование представителей производственных объектов на предмет соблюдения требований», а конкретно способ, предмет (содержание) и сроки данных консультаций.

3. В отношении КПЭ:

Установить только два КПЭ: (1) минимизация стоимости некачественных камней на Х%, (2) минимизация соответствующих проверок и предписаний (т.к. профилактические мероприятия как раз и направлены на разъяснение и уменьшение числа неумышленных нарушений).

Предметом постоянного государственного контроля (надзора) является соблюдение обязательных требований организациями именно в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней. Уполномоченные должностные лица Гохрана России ежедневно (постоянно) проводят соответствующие мероприятия, установленные ежегодно утверждаемыми Минфином России графиками их проведения, в отношении добытых драгоценных камней на предмет соответствия их классификационных и стоимостных параметров. В случае выявления несоответствий классификационных и стоимостных параметров драгоценных камней при проведении мероприятий организации устраняют выявленные несоответствия до окончания проведения мероприятий. В случае не устранения выявленных несоответствий, организации выдается предписание.

До выполнения предписания (устранения выявленных несоответствий) драгоценные камни в оборот не поступают.

1. В отношении анализа текущего состояния.

В разделе I «Анализ текущего состояния» проекта приказа Минфина России обозначен наиболее значимый риск в деятельности организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку добытых драгоценных камней, а именно поступление в оборот драгоценных камней с недостоверными классификационными и стоимостными параметрами. В тоже время в разделе указываются конкретные проблемы, выявленные при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) в 2022 году и не относящиеся к наиболее значимому риску в деятельности организаций.

Благодаря осуществлению уполномоченными должностными лицами Гохрана России постоянного государственного контроля (надзора) с соблюдением норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, регламентирующими его осуществление, в оборот поступают драгоценные камни с достоверными классификационными и стоимостными параметрами.

Обращаем внимание, что оценка существующих нарушений в денежном выражении в масштабах отрасли (в части проверки правильности определения классификационных характеристик и первичной оценки добытых драгоценных камней) отражается в докладе об осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) Гохраном России, ежегодно представляемом в Минфин России.

Причинами возникновения нарушений обязательных требований, в части несоответствий классификационных характеристик и первичной оценки драгоценных камней, выявляемых уполномоченными должностными лицами Гохрана России при проведении мероприятий, установленных ежегодно утверждаемыми Минфином России графиками их проведения, являются несвоевременная или недостаточная осведомленность о нормативно-технических документах организации, регулирующих процесс сортировки, первичной классификации и первичной оценки, а также некорректное применение образцов драгоценных камней.

На предотвращение таких проблем (нарушений) и направлена деятельность по организации и проведению профилактических мероприятий, которые в свою очередь способствуют предупреждению нарушений обязательных требований.

2. В отношении перечня профилактических мероприятий.

Виды профилактических мероприятий, а также действия, которые могут осуществляться должностными лицами контрольного (надзорного) органа, установлены Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (глава 10).

Каждое профилактическое мероприятие содержит исчерпывающий перечень действий уполномоченных должностных лиц Гохрана России в рамках каждого профилактического мероприятия. В частности, в рамках мероприятия «консультирование представителей производственных объектов на предмет соблюдения требований» указаны способы его осуществления: посредством информационных встреч, видео-конференц-связи, по телефону.

Отражение конкретики в рамках мероприятия «консультирование представителей производственных объектов на предмет соблюдения требований» не представляется возможным, так как на практике способ, предмет (содержание) и сроки данных консультаций определяются по мере необходимости и возникновения самого предмета консультации (в том числе по просьбе организации), который невозможно предвидеть.

3. В отношении КПЭ.

(1) В связи с тем, что в оборот поступают драгоценные камни, классификационные характеристики и первичная оценка которых всегда соответствуют нормативным правовым актам и нормативно-техническим документам организаций, показатель минимизации стоимости некачественных драгоценных камней не может быть установлен.

(2) Постоянный государственный контроль (надзор) осуществляется уполномоченными должностными лицами Гохрана России посредством проведения мероприятий в соответствии с графиками их проведения, ежегодно утверждаемыми Минфином России, непрерывно в течение года. Проверки при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) отсутствуют.

С учетом изложенного не представляется возможным ввести показатель минимизации количества мероприятий.

Так как нормы действующего законодательства направлены на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством профилактики нарушений обязательных требований, постоянный государственный контроль (надзор) осуществляется в соответствии с данным направлением. Уполномоченные должностные лица проводят большую работу в рамках профилактических мероприятий, за счет чего минимизируется количество возможных предписаний. Результаты данной работы отражены в показателях, представленных в рассматриваемом проекте приказа Минфина России.

Член Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации –Хоружий Л.И.

Обращаю внимание на опечатку (в проекте Программы) в абзаце 2 раздела 1 (выделено):

«Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования в области добычи драгоценных камней (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), установленных Федеральным законом от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», другими федеральным марта и законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации…».

Учтено проектом приказа Минфина России.