Информация о рассмотрении Протокола № 10 от 11-17.10.2022 заочного заседания Общественного совета при Минфине России
Особое мнение членов общественного совета |
Позиция Минфина России и Гохрана России |
---|---|
Член Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации – Лисин В.С. |
|
Остаются в силе замечания, описанные ранее в ходе рассмотрения программы по снижению уровня рисков на 2022 г.: Представленный документ носит формальный характер и не будет способствовать снижению уровня риска в сфере оборота драгоценных камней. Считаю необходимым провести обсуждение с поднадзорными субъектами и сформировать конкретный перечень мероприятий, которые позволят минимизировать нарушения в регулируемой сфере. Так, например, представляется целесообразной переработка документа по следующим направлениям. 1. В отношении анализа текущего состояния: - Перечислить перечень конкретных проблем на производственных объектах, из-за которых в оборот поступают камни с недостоверными параметрами; - Привести оценку существующих нарушений в денежном выражении в масштабах отрасли (в абсолютном выражении и в процентном от размера отрасли); - Выделить топ-10 причин возникновения указанных проблем (нарушений). 2. В отношении перечня профилактических мероприятий: По каждому блоку мероприятий выделить не менее пяти конкретных действий Гохрана России, которые направлены на устранение выявленных в рамках первого блока причин возникновения проблем. Например, не просто указать «консультирование представителей производственных объектов на предмет соблюдения требований», а конкретно способ, предмет (содержание) и сроки данных консультаций. 3. В отношении КПЭ: Установить только два КПЭ: (1) минимизация стоимости некачественных камней на Х%, (2) минимизация соответствующих проверок и предписаний (т.к. профилактические мероприятия как раз и направлены на разъяснение и уменьшение числа неумышленных нарушений). |
Предметом постоянного государственного контроля (надзора) является соблюдение обязательных требований организациями именно в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней. Уполномоченные должностные лица Гохрана России ежедневно (постоянно) проводят соответствующие мероприятия, установленные ежегодно утверждаемыми Минфином России графиками их проведения, в отношении добытых драгоценных камней на предмет соответствия их классификационных и стоимостных параметров. В случае выявления несоответствий классификационных и стоимостных параметров драгоценных камней при проведении мероприятий организации устраняют выявленные несоответствия до окончания проведения мероприятий. В случае не устранения выявленных несоответствий, организации выдается предписание. До выполнения предписания (устранения выявленных несоответствий) драгоценные камни в оборот не поступают. 1. В отношении анализа текущего состояния. В разделе I «Анализ текущего состояния» проекта приказа Минфина России обозначен наиболее значимый риск в деятельности организаций, осуществляющих сортировку, первичную классификацию и первичную оценку добытых драгоценных камней, а именно поступление в оборот драгоценных камней с недостоверными классификационными и стоимостными параметрами. В тоже время в разделе указываются конкретные проблемы, выявленные при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) в 2022 году и не относящиеся к наиболее значимому риску в деятельности организаций. Благодаря осуществлению уполномоченными должностными лицами Гохрана России постоянного государственного контроля (надзора) с соблюдением норм и правил, установленных нормативными правовыми актами, регламентирующими его осуществление, в оборот поступают драгоценные камни с достоверными классификационными и стоимостными параметрами. Обращаем внимание, что оценка существующих нарушений в денежном выражении в масштабах отрасли (в части проверки правильности определения классификационных характеристик и первичной оценки добытых драгоценных камней) отражается в докладе об осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) Гохраном России, ежегодно представляемом в Минфин России. Причинами возникновения нарушений обязательных требований, в части несоответствий классификационных характеристик и первичной оценки драгоценных камней, выявляемых уполномоченными должностными лицами Гохрана России при проведении мероприятий, установленных ежегодно утверждаемыми Минфином России графиками их проведения, являются несвоевременная или недостаточная осведомленность о нормативно-технических документах организации, регулирующих процесс сортировки, первичной классификации и первичной оценки, а также некорректное применение образцов драгоценных камней. На предотвращение таких проблем (нарушений) и направлена деятельность по организации и проведению профилактических мероприятий, которые в свою очередь способствуют предупреждению нарушений обязательных требований. 2. В отношении перечня профилактических мероприятий. Виды профилактических мероприятий, а также действия, которые могут осуществляться должностными лицами контрольного (надзорного) органа, установлены Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (глава 10). Каждое профилактическое мероприятие содержит исчерпывающий перечень действий уполномоченных должностных лиц Гохрана России в рамках каждого профилактического мероприятия. В частности, в рамках мероприятия «консультирование представителей производственных объектов на предмет соблюдения требований» указаны способы его осуществления: посредством информационных встреч, видео-конференц-связи, по телефону. Отражение конкретики в рамках мероприятия «консультирование представителей производственных объектов на предмет соблюдения требований» не представляется возможным, так как на практике способ, предмет (содержание) и сроки данных консультаций определяются по мере необходимости и возникновения самого предмета консультации (в том числе по просьбе организации), который невозможно предвидеть. 3. В отношении КПЭ. (1) В связи с тем, что в оборот поступают драгоценные камни, классификационные характеристики и первичная оценка которых всегда соответствуют нормативным правовым актам и нормативно-техническим документам организаций, показатель минимизации стоимости некачественных драгоценных камней не может быть установлен. (2) Постоянный государственный контроль (надзор) осуществляется уполномоченными должностными лицами Гохрана России посредством проведения мероприятий в соответствии с графиками их проведения, ежегодно утверждаемыми Минфином России, непрерывно в течение года. Проверки при осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) отсутствуют. С учетом изложенного не представляется возможным ввести показатель минимизации количества мероприятий. Так как нормы действующего законодательства направлены на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством профилактики нарушений обязательных требований, постоянный государственный контроль (надзор) осуществляется в соответствии с данным направлением. Уполномоченные должностные лица проводят большую работу в рамках профилактических мероприятий, за счет чего минимизируется количество возможных предписаний. Результаты данной работы отражены в показателях, представленных в рассматриваемом проекте приказа Минфина России. |
Член Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации –Хоружий Л.И. |
|
Обращаю внимание на опечатку (в проекте Программы) в абзаце 2 раздела 1 (выделено): «Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования в области добычи драгоценных камней (в части сортировки, первичной классификации и первичной оценки драгоценных камней), установленных Федеральным законом от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», другими федеральным марта и законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации…». |
Учтено проектом приказа Минфина России. |
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная