Информация о рассмотрении Протокола № 5 от 7-15.03.2022 заочного заседания Общественного совета при Минфине России (по отчету по Госпрограмме № 39)

скачать (DOCX, 26.8 KB)
Опубликовано: 04.04.2022Изменено: 04.04.2022
Информация о рассмотрении Протокола № 5 от 7-15.03.2022 заочного заседания Общественного совета при Минфине России (по отчету по Госпрограмме № 39) Скачать

Особое мнение члена Общественного совета

Позиция Минфина России

Член Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации - Лисин В.С.

1

В приложенных материалах содержатся сведения о достижении показателей (индикаторов) государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» и соответствующих подпрограмм (Таблица 16_итог+).

При этом в указанной форме обоснование недостижения плановых показателей имеет общеописательный характер, что демонстрирует формальный подход к составлению отчета. Кроме того, требуют объяснения случаи значительного перевыполнения плановых показателей.

В соответствии с пунктом 32 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г. № 588 (далее – Порядок), годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» за 2021 год (далее соответственно – Годовой отчет, Госпрограмма № 39) содержит сведения о достижении целевых показателей (индикаторов) Госпрограммы № 39.

При этом согласно пункту 79 Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства экономического развития РФ от 17 августа 2021 г. № 500 (далее – Методические рекомендации), сведения о достижении целевых значений показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограмм государственной программы, федеральных целевых программ указываются по форме таблицы 16 приложения к Методическим указаниям с обоснованием отклонений по показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты.

Таким образом, согласно нормативной правовой базе в сфере государственных программ Российской Федерации пояснения в случае значительного перевыполнения плановых значений показателей (индикаторов) не требуются.

Вместе с тем в рамках Годового отчета Минфином России по ряду показателей представлены соответствующие пояснения в случае значительного перевыполнения плановых значений показателей (индикаторов) Госпрограммы № 39.

2

В материалах не содержится информации о предпринимаемых действиях, направленных на сокращение случаев недостижения плановых показателей, что увеличивает риски аналогичных отклонений в последующих отчетах.

В соответствии с требованиями Порядка и Методических рекомендаций сведения о достижении целевых значений показателей (индикаторов) государственной программы, подпрограмм государственной программы, федеральных целевых программ указываются с обоснованием отклонений по показателям (индикаторам), плановые значения по которым не достигнуты.

Согласно нормативной правовой базе в сфере государственных программ Российской Федерации в составе Годового отчета сведения о предпринимаемых действиях, направленных на сокращение случаев недостижения плановых показателей (индикаторов), не предусмотрены.

В рамках Годового отчета представлен анализ факторов (причин), повлиявших на ход реализации Госпрограммы № 39 в целом и реализацию основных мероприятий подпрограмм Госпрограммы № 39, анализ влияния последствий нереализации основных мероприятий подпрограмм на реализацию Госпрограммы № 39 и предложения по дальнейшей реализации Госпрограммы № 39.

При этом показатели (индикаторы) государственной программы Российской Федерации характеризуют в том числе ее успешность реализации. В этой связи, при подготовке государственной программы Российской Федерации разрабатываются дополнительные и обосновывающие материалы, содержащие описание рисков реализации государственной программы Российской Федерации, в том числе недостижения целевых показателей, а также описание механизмов управления рисками и мер по их минимизации.

3

В целом отчет носит декларативный характер, что не позволяет подвергнуть анализу и подтвердить полноту проведенных мероприятий по реализации рассматриваемой государственной программы.

Подготовка Годового отчета производится в соответствии с требованиями Порядка и Методических рекомендаций. В указанных документах определен перечень сведений и материалов, направляемых в составе годового отчета и необходимых в том числе для анализа и подтверждения полноты реализации запланированных в рамках Госпрограммы № 39 мероприятий, а также позволяющих однозначно оценить результаты реализации Госпрограммы № 39.

Форма Годового отчета утверждается Министерством экономического развития Российской Федерации.

Вместе с тем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. № 786 «О системе управления государственными программами Российской Федерации» с 1 января 2022 г. начинает действовать новая система государственных программ Российской Федерации, которая предусматривает четкое обособление в государственных программах проектных и процессных мероприятий с конкретными и измеримыми результатами, однозначно увязанными с бюджетными ассигнованиями, а также перевод государственных программ в цифровой формат путем формирования паспортов государственных программ (комплексных программ) Российской Федерации и паспортов входящих в них ведомственных проектов и комплексов процессных мероприятий в ГИИС «Электронный бюджет».

Член Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации - Мурычев А.В.

4

Необходимо отметить, что отдельные положения проектов нормативных правовых актов, подготовленных Минфином России и упомянутых в докладе, нуждаются в серьезной корректировке с учетом текущей ситуации.

Годовой отчет содержит сведения о достижении показателей, выполненных мероприятиях, полученных результатах в рамках реализации Министерством финансов Российской Федерации государственной политики в 2021 году, в этой связи корректировка отчетных сведений за прошедший период с учетом текущей ситуации и уточнение отдельных положений Годового отчета с учетом текущей ситуации по отдельным нормативным правовым актам (подписание законов Президентом Российской Федерации и т.д.) нецелесообразна.

Вместе с тем в связи с изменением геополитической и экономической ситуации, а также реализацией мер поддержки развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, Госпрограмма № 39 и ее основные параметры будут пересмотрены.

5

Также целесообразно уточнить отдельные положения Доклада с учетом текущей ситуации по отдельным нормативным правовым актам (подписание законов Президентом Российской Федерации и т.д.).

6

Кроме того, необходимо в отчете за 2022 год включать оценку удовлетворенности качества предоставления государственных услуг не только гражданами, но и бизнесом, в том числе в части работы территориальных налоговых органов.

Оценка удовлетворенности качества предоставления государственных услуг производится на основе постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2021 г. № 1284 «Об оценке гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления государственных услуг, руководителей многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с учетом качества организации предоставления государственных и муниципальных услуг, а также о применении результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей». Ответственным за формирование перечня подлежащих оценке государственных услуг, правил оценки, мониторинга качества государственных услуг является Министерство экономического развития Российской Федерации.

Соответственно, внесение изменений в указанное постановление Правительства Российской Федерации в части дополнения оценкой удовлетворенности качеством предоставления государственных услуг не только гражданами, но и бизнесом, в том числе в части работы территориальных налоговых органов, относится к компетенции Министерства экономического развития Российской Федерации.

Вместе с тем, по сведениям ФНС России, с учетом набора государственных услуг (например, государственная регистрация юридических лиц) субъектами оценки являются также и представители бизнеса (юридические лица, индивидуальные предприниматели).

Таким образом, оценка удовлетворенности качества предоставления государственных услуг ФНС России включает не только граждан, но и бизнес.