Информация о рассмотрении Протокола № 3 от 16-23.02.2022 заочного заседания Общественного совета при Минфине России

скачать (DOCX, 22.25 KB)
Опубликовано: 25.03.2022Изменено: 25.03.2022
Информация о рассмотрении Протокола № 3 от 16-23.02.2022 заочного заседания Общественного совета при Минфине России Скачать

Особое мнение членов Общественного совета

Позиция Министерства финансов Российской Федерации

Член Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации - Лисин В.С.

Целесообразно предусмотреть способы снижения негативных последствий отмены КГН, в том числе в рассматриваемом проекте постановления: предусмотреть альтернативный порядок исчисления налога на прибыль, учитывающий особенности КГН, либо предусмотреть переходные положения отмены КГН.

Отмена КГН с 2023 года повлечет негативные последствия для бюджетов ряда регионов, у которых резко снизятся налоговые доходы из-за изменений в распределении налога на прибыль. В то же время сохранение КГН будет отвечать как интересам крупного бизнеса, обеспечивающего существенную часть налоговых поступлений, так и государства, поскольку отмена КГН приведет к перераспределению налога в пользу Москвы и Санкт-Петербурга (что, очевидно, ухудшит финансовое положение целого ряда регионов). Таким образом, сохранение КГН или элементов КГН призвано продемонстрировать стабильность как налоговой, так и бюджетной систем Российской Федерации.

Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 302-ФЗ) установлен предельный срок действия договоров о создании консолидированных групп налогоплательщиков (далее – КГН) – 1 января 2023 года, по истечении которого функционирование института КГН будет прекращено.

Реализованное в вышеуказанном Федеральном законе решение о прекращении функционирования института КГН было основано на результатах его функционирования за период с 2012 по 2017 гг. и согласовано с субъектами Российской Федерации.

Результаты проведенного анализа, в частности, показали, что функционирование КГН за период с 2012 по 2017 гг. привело к снижению поступлений от уплаты налога на прибыль организаций в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации: в 2012 году – на 8,2 млрд руб., в 2013 году – на 16,4 млрд руб., в 2014 году – на 65,1 млрд руб., в 2015 году – на 125,9 млрд руб., в 2016 году – на 78,4 млрд руб., в 2017 году – на 34,0 млрд руб.

Необходимо отметить, что в 2018 – 2021 гг. тенденция, связанная со снижением поступлений от уплаты налога на прибыль организаций в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в результате функционирования КГН, сохранилась.

Функционирование КГН за вышеуказанный период привело к снижению поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации: в 2018 году – на 38,4 млрд руб., в 2019 году – на 25,7 млрд руб., в 2020 году – на 76,5 млрд руб., по итогам 9 месяцев 2021 года – на 35,6 млрд руб.

В связи с этим продление действия института КГН не поддерживается.

Одновременно отмечаем, что одной из задач ведомственного проекта «Нормативное правовое регулирование совершенствования межбюджетных отношений», являющегося структурным элементом государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами», является обеспечение справедливого распределения налога на прибыль организаций. В рамках данной задачи планируется подготовка и принятие Федерального закона «Об установлении особенности применения статьи 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации» (в части распределения налога на прибыль организаций, уплаченной налогоплательщиками, которые до 1 января 2023 года являлись участниками договора о создании консолидированной группы налогоплательщиков) и Федерального закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части уточнения определения доли прибыли обособленного подразделения).

Таким образом, в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» предусмотрены меры, направленные на   снижение негативных последствий отмены КГН.

В целях стимулирования увеличения объемов частных инвестиций, необходимых, в том числе, для реализации национальных целей развития Российской Федерации и комплекса стратегических инициатив в сфере социально-экономического развития, предлагаю:

1) рассмотреть возможность продления инвестиционного налогового вычета (ИНВ) до 2050 года и введения компенсации регионам со стороны федерального центра части выпадающих доходов из-за введения ИНВ;

2) закрепить единые для всех регионов условия применения инвестиционного налогового вычета (ИНВ);

3) предоставить налогоплательщикам право начислять амортизацию и применять амортизационную премию в отношении расходов на создание/ приобретение/ реконструкцию/ модернизацию объектов ОС, превышающих предельный размер расходов, установленный законами субъектов РФ для целей ИНВ;

4) закрепить на федеральном уровне максимальный размер ставки налога на прибыль, применяемой для расчета предельной величины ИНВ;

5) предусмотреть возможность применения ИНВ организациями, имеющими обособленные подразделения на территории субъектов РФ, отличных от места регистрации организации;

6) предусмотреть возможность «льготирования» федеральной части налога на прибыль вне зависимости от решения субъекта РФ;

7) предоставить налогоплательщикам право в случае принятия ими решения об отказе от использования права на ИНВ применять положения НК РФ в части начисления амортизации и применения амортизационной премии в отношении стоимости объектов ОС, сформированной за счет расходов, по которым не было использовано право на применение ИНВ, а также не было использовано право уменьшить сумму налога, подлежащую зачислению в федеральный бюджет;

8) предусмотреть порядок переноса ИНВ после окончания действия ст. 286.1. НК РФ;

9) закрепить в НК РФ случаи выбытия имущества, при которых нет необходимости восстанавливать ИНВ и платить пени (гибель, утрата и прочие, а также любое выбытие более чем через 5 лет непрерывного владения).

В части предложения 1.

Предложение по продлению периода действия механизма ИНВ в настоящее время прорабатывается в рамках подготовки Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.

В части предложений 2-4 и 7.

Данные предложения не поддерживаются, поскольку предлагаемые мероприятия направлены на сужение полномочий субъектов Российской Федерации, в то время как ИНВ уменьшает непосредственно сумму налога на прибыль организаций, подлежащего уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации, и решение по его введению на соответствующей территории также принимают субъекты Российской Федерации.

В части предложения 5.

Предложение требует уточнения, учитывая то, что статьей 2861 Налогового кодекса Российской Федерации уже предусмотрено применение ИНВ к сумме налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в бюджет того субъекта Российской Федерации, в котором располагается соответствующее обособленное подразделение налогоплательщика.

В части предложения 8.

Следует отметить, что в соответствии с гражданским законодательством предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (пункт 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, полагаем, что инвестор при принятии решения о возможности применения ИНВ должен рассчитывать последствия своего выбора.

В части предложений 6 и 9.

ИНВ по налогу на прибыль организаций – это преференциальный механизм, который устанавливается субъектом Российской Федерации в целях формирования у налогоплательщиков стимула к созданию и обновлению тех или иных основных производственных фондов (а также к поддержке государственных или муниципальных учреждений культуры), расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В целях сохранения указанных объектов основных средств на территории таких субъектов Российской Федерации, а также в целях исключения злоупотреблений указанной налоговой преференцией было установлено требование по восстановлению и уплате налога на прибыль организаций с учетом пеней в случае реализации (выбытия) объектов основных средств, по которым налогоплательщик использовал право на применение ИНВ, до истечения срока их полезного использования.

Учитывая изложенное, предложения не поддерживаются.

В рамках последних налоговых решений (очередное увеличение НДПИ, введение акциза на сталь) дополнительные налоговые поступления изымаются в федеральный бюджет, что может свидетельствовать о снижении эффективности управления региональными и муниципальными финансами.

Считаю необходимым предусмотреть в рассматриваемом проекте постановления параметры анонсируемых налоговых изменений, оказывающих влияние на федеративные отношения.

В случае, если такие изменения оказывают негативное влияние на федеративные отношения, считаю необходимым предусмотреть в проекте постановления подходы по минимизации такого негативного влияния.

Введение акциза на жидкую сталь, используемую для производства продукции металлургического производства, и изменение подходов к налогообложению налогом на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) добычи железных руд (за исключением окисленных железистых кварцитов) оказывает косвенное влияние на доходы региональных бюджетов за счет изменения поступления налога на прибыль организаций, ставка которого для региональных бюджетов составляет 17 процентов.

При этом дополнительные поступления по НДПИ и от акциза на жидкую сталь, зачисляемые в доходы региональных бюджетов по нормативу 17 %, полностью компенсируют возможное снижение налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов Российской Федерации. Таким образом, указанные изменения налогообложения нейтральны для региональных бюджетов.

В связи с этим установление в государственной программе дополнительных мер нецелесообразно.