Особое мнение членов Общественного совета в отношении информации за 2021 год о ходе реализации в Минфине России принципов и механизмов (инструментов) открытости, предусмотренных Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. № 93-р

скачать (DOCX, 24.56 KB)
Опубликовано: 11.03.2022Изменено: 11.03.2022
Особое мнение членов Общественного совета в отношении информации за 2021 год о ходе реализации в Минфине России принципов и механизмов (инструментов) открытости, предусмотренных Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. № 93-р Скачать

Особое мнение членов Общественного совета в отношении информации за 2021 год о ходе реализации в Минфине России принципов и механизмов (инструментов) открытости, предусмотренных Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 г. № 93-р

Предложения

Результаты рассмотрения

Ответственный департамент

Лисин В.С.

1

Замечания:

Распоряжением Правительства РФ от 30.01.2014 № 93-р утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти (далее – Концепция).

К ключевым принципам Концепции относятся:

  • обеспечение открытости и прозрачности государственного управления;
  • подотчетность и подконтрольность государственной власти гражданскому обществу;
  • формирование эффективного диалога федеральных органов исполнительной власти с гражданами, общественными объединениями и предпринимательским сообществом.

Кроме того, открытость также предполагает учет мнения референтных групп.

В то же время стоит отметить, что последние значимые изменения в налоговой сфере не всегда проводились в условиях соблюдения принципов открытости.

В частности, поправки в часть вторую Налогового кодекса РФ, направленные на введение акциза на жидкую сталь и увеличение НДПИ на коксующийся уголь и железную руду, были наиболее резонансными изменениями налоговой политики в 2021 г. Однако необходимость разработки такого законопроекта не обсуждалась с бизнес-сообществом, хронология подготовки законопроекта на сайте Минфина не содержится. Законопроект принимался в авральном режиме, что в условиях вступления в силу отдельных положений законопроекта с 01.01.2022 приводит к резкому росту фискальной нагрузки на бизнес и снижению инвестиционной привлекательности российской экономики в условиях непредсказуемости государственной налоговой политики.

По сути наиболее важные законопроекты презентуются бизнесу лишь для тонкой донастройки без какого-либо открытого диалога о целесообразности введения тех или иных изменений, концептуальные замечания бизнеса зачастую остаются без внимания.

По всей видимости, данный подход сохранится и в 2022 г. Так, без каких-либо предварительных обсуждений Швейцарская Конфедерация, Мальтийская Республика, Республика Кипр были включены в проект перечня государств, используемых для промежуточного (офшорного) владения активами. Организации, зарегистрированные в этих государствах, не смогут получать бюджетные инвестиции и субсидии.

Необходимо отметить, что если даже в условиях троекратного повышения нагрузки на репатриируемые доходы компании сохраняют свое присутствие в указанных юрисдикциях, то это обусловлено исключительно потребностями бизнеса. Для таких компаний наличие иностранного консолидирующего холдинга является ключевым условием развития бизнеса, получения доступа к международному финансированию, усиления присутствия на экспортных рынках.

Предложения по подготовке плана открытости Минфина России на 2022 год направлялись мной ранее:

«1. Считаем необходимым предложить Минфину России выступить с предложением к Аппарату Правительства Российской Федерации о снятии поручения о необходимости ежегодной подготовки данного плана.

По сути инициатива уже свернута, и подготовка Минфином России данного плана является формальностью.

2. В случае, если Минфин России действительно заинтересован в реализации открытости в финансово-бюджетной сфере, в которой он реализует регулирующие полномочия, то можно было бы рекомендовать построить план иным образом.

При составлении плана необходимо сосредоточиться на 2-5 конкретных инициативах в сфере прозрачности финансовой политики, описав конкретные предложения министерства и план действий по их реализации.

В качестве таких инициатив можно предложить (согласно лучшим мировым практикам стран-членов Open Government Partnership):

  • партисипаторное бюджетирование - конкретные инициативы по определению приоритетов расходования отдельных статей с помощью участия гражданского общества;
  • прозрачность расходования налоговых поступлений - например, в части НДФЛ (какая часть НДФЛ каждого человека в среднем затрачивается на какие нужды в %);
  • открытые данные - перечисление конкретных наборов данных и срока их подготовки и раскрытия;
  • понятный бюджет - продолжение инициативы бюджета для граждан с более подробным представлением проекта бюджета в понятной форме;
  • раскрытие результатов существенных налоговых изменений - описание того, как изменились поступления и на какие цели расходовались, какие результаты достигнуты и др.

В дополнение, в качестве примера можно рассмотреть план действий по открытости Канады (https://www.opengovpartnership.org/documents/canada-action-plan-2018-2020/f) или США (https://www.opengovpartnership.org/members/united-states/commitments/US0107/).»

1. Разработка нормативных правовых актов (далее – НПА) ведется в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» (далее – постановление № 851) и от 17.12.2012 № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление № 1318).

Одной из процедур разработки проекта НПА является размещение уведомления о начале разработки проекта НПА и текста проекта НПА на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов НПА и результатах их общественного обсуждения (пункт 5 Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением № 851, пункт 9, подпункт «ж» пункта 10, пункт 18 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением № 1318).

В рамках вышеуказанных процедур Минфином России принимаются замечания и предложения.

С результатами учета замечаний и предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения уведомления о начале разработки проекта НПА и текста проекта НПА, и доработанным текстом проекта НПА можно ознакомиться на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В целях реализации данных процедур в системе электронного документооборота Минфина России созданы формы заявок для размещения уведомления о начале разработки проекта НПА и текста проекта НПА, а также результатах их общественного обсуждения. При этом в данных формах заявок в поле «Сведения об органах и организациях» указываются организации, которые целесообразно привлечь к общественному обсуждению проекта НПА: федеральные органы исполнительной власти, референтные группы, экспертные и консультативные органы при Минфине России, в том числе и Общественный совет при Минфине России.

Таким образом, в Минфине России уже реализован инструмент по информированию и привлечению к обсуждению проектов НПА Общественного совета при Минфине России.

С учетом вышеизложенного отдельное рассмотрение проектов НПА на Общественном совете при Минфине России считаем нецелесообразным.

Кроме того, данная инициатива приведет к затягиванию разработки проектов НПА, и принимая во внимание частые поручения о разработке проектов НПА с весьма сжатыми сроками внесения их в Правительство Российской Федерации, повлечет за собой срыв сроков по данным поручениям, что, по мнению Департамента налоговой политики, является недопустимым.

Дополнительно отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, по общему правилу, вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Действующий порядок вступления в силу указанных федеральных законов неоднократно признавался Конституционным Судом Российской Федерации, разумным и способствующим поддержанию режима стабильных условий хозяйствования (например, постановления от 30.01.2001 № 2-П, от 02.07.2013 № 17-П).

2. В 2022 году Минфином России продолжена работа по реализации принципов и механизмов (инструментов) открытости, предусмотренных Концепцией открытости федеральных органов исполнительной власти, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.01.2014 № 93-р.

Реализованные в течение 2021 года мероприятия, предусмотренные Планом Минфина России по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2021 год, позволили поддержать ведущие позиции в рейтингах, формируемых в сфере открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Таким образом, Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти в настоящее время не теряет свою актуальность и ежегодно реализуется Минфином России в целях повышения уровня открытости.

Департамент налоговой политики

Департамент проектного управления и развития персонала