Информация о рассмотрении Протокола заочного заседания Общественного совета при Минфине России № 1 от 20-26.01.2022

скачать (DOCX, 22.21 KB)
Опубликовано: 02.03.2022Изменено: 02.03.2022
Информация о рассмотрении Протокола заочного заседания Общественного совета при Минфине России № 1 от 20-26.01.2022 Скачать

Особое мнение члена Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации В.С. Лисина

Информация по учету замечания

Замечания:

• Согласно пункту 2.1. Положения об Общественном совете при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 04.09.2019 № 484 (далее – Положение № 484), целью деятельности Общественного совета является в том числе осуществление общественного контроля за деятельностью Министерства, включая рассмотрение проектов разрабатываемых общественно значимых нормативных правовых актов;

• Согласно пункту 2.3.1 Положения № 484 Общественный совет вправе рассматривать ежегодные планы деятельности Министерства, в том числе по исполнению указов, распоряжений, поручений Президента Российской Федерации, а также участвовать в подготовке публичного отчета по их исполнению;

• Согласно пункту 2.3.6 Положения № 484, Общественный совет вправе осуществлять мероприятия, предусмотренные Концепцией открытости и рекомендациями по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти (в том числе непосредственно участвовать в процессах разработки и экспертизы решений, принимаемых ФОИВами).

В то же время представленные в Плане работы Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации на 2022 год (далее соответственно – План, Общественный совет) вопросы носят технический и шаблонный характер, без раскрытия конкретики нормативно-правовой работы Минфина России.

Недостаточное осведомление общественных экспертных групп о планах нормативно-правовой работы Минфина России может привести к снижению вовлеченности гражданского общества в процессы принятия решений публичной властью, снижению качества проработки законодательных инициатив.

В этой связи предлагаю ежеквартально выносить на обсуждение Общественного совета общественно значимые законопроекты, содержащиеся в плане законопроектной деятельности Минфина России, а также соответствующие подзаконные акты. При этом особое внимание должно быть уделено нормативно-правовым актам, связанным с налоговой и бюджетной политикой.

Кроме того, в целях повышения информативности Плана, формат описания вопросов требуют переработки. В вопросах должна быть указана краткая информация о задачах и основных направлениях работы Минфина по данной тематике в 2022 г., а также о ранее достигнутым и (или) недостигнутым результатам.

На основании изложенного текущая редакция Плана требует доработки.

• Согласно пункта 2.1 Положения об Общественном совете при Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 04.09.2019 № 484(далее – Положение № 484):

Разработка нормативных правовых актов (далее – НПА) ведется в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 № 851 «О порядке раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения» (далее – постановление № 851) и от 17.12.2012 № 1318 «О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – постановление № 1318).

• Согласно пункту 2.3.1 Положения № 484:

Одной из процедур разработки проекта НПА является размещение уведомления о начале разработки проекта НПА и текста проекта НПА на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», созданном для размещения информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов НПА и результатах их общественного обсуждения (пункт 5 Правил раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденных постановлением № 851, и пункт 9, подпункт «ж» пункта 10, пункт 18 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением № 1318).

В рамках вышеуказанных процедур Минфином России принимаются замечания и предложения.С результатами учета замечаний и предложений, поступивших в рамках общественного обсуждения уведомления о начале разработки проекта НПА и текста проекта НПА, и доработанным текстом проекта НПА можно ознакомиться на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В целях реализации данных процедур в системе электронного документооборота Минфина России (СЭД) созданы формы заявок для размещения уведомления о начале разработки проекта НПА и текста проекта НПА и результатах их общественного обсуждения. При этом в данных формах заявок в поле «Сведения об органах и организациях» указываются организации, которые целесообразно привлечь к общественному обсуждению проекта НПА: федеральные органы исполнительной власти, референтные группы, экспертные и консультативные органы при Минфине России, в том числе и Общественный совет при Минфине России.

Таким образом, в Минфине России уже реализован инструмент по информированию и привлечению к обсуждению проектов НПА Общественного совета при Минфине России.

С учетом вышеизложенного отдельное рассмотрение проектов НПА на Общественном совете при Минфине России считаем нецелесообразным.

Кроме того, данная инициатива приведет к затягиванию разработки проектов НПА, и принимая во внимание частые поручения о разработке проектов НПА с весьма сжатыми сроками внесения их в Правительство Российской Федерации, повлечет за собой срыв сроков по данным поручениям, что, по мнению Минфина, является недопустимым.

• Согласно пункту 2.3.6 Положения № 484:

Рассмотрения Общественным советом разрабатываемых проектов НПА в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 г. № 877 «Об утверждении состава нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, которые не могут быть приняты без предварительного обсуждения на заседаниях общественных советов при этих федеральных органах исполнительной власти» и другими решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации)

В План работы Общественного совета на текущий год включены приоритетные направления деятельности общественных советов при ФОИВ.

Департамент бюджетной политики и стратегического планирования поддерживает рассмотрение на Общественном совете при Министерстве финансов Российской Федерации Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной год и плановый период.

Указанное рассмотрение должно быть синхронизировано с графиком подготовки и рассмотрения проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Вопрос «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной период» включен в проект Плана работы Общественного совета при Минфине России на октябрь 2022 год.

Также в соответствии с пунктом 4.16. Стандарта деятельности общественного совета при федеральном органе исполнительной власти (Типовое положение) Общественный совет ежегодно направляет отчет о своей работе в Общественную палату, не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным годом. Эффективность деятельности Общественного совета ежегодно оценивается Общественной палатой.