Отчёт о выполнении в 2023 году в Минфине России мероприятий, направленных на предупреждение коррупции, в том числе предусмотренных Планом противодействия коррупции Министерства финансов Российской Федерации на 2021-2024 годы, утвержденным приказом Минфина России от 29 сентября 2021 г. № 415 (в редакции приказа Минфина России от 18 февраля 2022 г. № 68)

скачать (DOCX, 0.12 MB)
Опубликовано: 29.03.2024Изменено: 29.03.2024
Отчёт о выполнении в 2023 году в Минфине России мероприятий, направленных на предупреждение коррупции, в том числе предусмотренных Планом противодействия коррупции Министерства финансов Российской Федерации на 2021-2024 годы, утвержденным приказом Минфина России от 29 сентября 2021 г. № 415 (в редакции приказа Минфина России от 18 февраля 2022 г. № 68) Скачать

В целях реализации требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции Министерством финансов Российской Федерации в 2023 году проводилась работа по профилактике коррупционных и иных правонарушений, направленная на реализацию требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации в Министерстве и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством финансов Российской Федерации (далее – подведомственные организации).

В частности, в 2023 году была продолжена работа по реализации мероприятий Национального плана противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2021 № 478 (далее – Национальный план противодействия коррупции), и Плана противодействия коррупции Министерства финансов Российской Федерации на 2021-2024 годы, утвержденного приказом Минфина России от 29.09.2021 № 415 (в редакции приказа Минфина России от 18.02.2022 № 68) ( далее – План).

В соответствии с положениями Плана в Министерстве осуществлялась реализация мероприятий в сфере противодействия коррупции по следующим направлениям:

обеспечение соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими Минфина России (далее – гражданские служащие), руководителями территориальных органов федеральных служб (федерального агентства), находящихся в ведении Минфина России (далее – руководители территориальных органов, федеральные службы (федеральное агентство), а также работниками подведомственных организаций ограничений, запретов и требований к служебному поведению, предотвращения и урегулирования конфликта интересов;

выявление и систематизация причин и условий проявления коррупции в деятельности Минфина России и подведомственных организаций, мониторинг коррупционных рисков и их устранение;

взаимодействие Минфина России с институтами гражданского общества и гражданами, обеспечение доступности информации о деятельности Минфина России и подведомственных организаций;

мероприятия, с учетом специфики деятельности Минфина России и подведомственных организаций, включая мероприятия, предусмотренные Национальным планом противодействия коррупции).

При этом приоритетной задачей являлось совершенствование процедур антикоррупционного просвещения в Министерстве, направленное на внедрение современных методов с целью достижения индивидуального подхода к каждому гражданскому служащему.

Во исполнение пунктов 1.1, 1.2 Плана в течение 2023 года осуществлялся мониторинг и контроль исполнения обязанностей, соблюдения запретов, ограничений и требований, установленных законодательством Российской Федерации в целях противодействия коррупции, а также этических норм и правил служебного поведения гражданскими служащими Минфина России, руководителями территориальных органов федеральных служб (федерального агентства) и работниками подведомственных организаций.

В соответствии с требованиями антикоррупционного законодательства в 2023 году гражданскими служащими Министерства представлено:

-114 уведомлений о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;

-6 уведомлений о получении подарка;

-1 ходатайство о разрешении участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией.

Кроме того, от руководителей территориальных органов федеральных служб (федерального агентства) в Министерство поступило:

-15 уведомлений о намерении выполнять иную оплачиваемую работу;

-17 уведомлений о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Уведомлений о фактах обращения в целях склонения гражданского служащего (работника) к совершению коррупционных правонарушений в отчетном периоде не поступало.

В соответствии с пунктом 1.9 Плана уведомления о намерении выполнять иную оплачиваемую работу в отчетном периоде были рассмотрены в установленном порядке и представлены для ознакомления уполномоченному заместителю Министра финансов Российской Федерации.

Остальные уведомления и ходатайство также были рассмотрены в установленном порядке. Признаков возникновения конфликта интересов не выявлено, ходатайство удовлетворено.

Во исполнение пункта 1.5 Плана Минфином России во взаимодействии с федеральными службами (федеральным агентством) проведен анализ практики принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в связи с осуществлением трудовой и иной деятельности близкими родственниками (свойственниками) руководителей территориальных органов федеральных служб (федерального агентства).

Так, в 2023 году в Министерстве рассмотрены 17[1] докладов федеральных служб о результатах рассмотрения уведомлений руководителей территориальных органов федеральных служб о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, из которых 12 уведомлений представлено руководителями территориальных органов в связи с наличием у их родственников трудовых (иных имущественных) отношений с подконтрольными субъектами, 3 уведомления представлены в связи с арендой жилого помещения, принадлежащего подконтрольному субъекту, для собственных нужд руководителя территориального органа, и 3 уведомления представлены в связи с трудоустройством родственников руководителей территориальных органов федеральных служб в эти территориальные органы федеральных служб или их структуру.

Кроме того, Минфином России проанализированы меры, применяемые руководителями территориальных органов федеральных служб в целях недопущения случаев возникновения конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Так, в отчетном периоде руководителями территориальных органов федеральных служб и руководством федеральных служб применялись следующие меры:

установление распределения должностных обязанностей между руководителем территориального органа федеральной службы и его заместителями, направленного на исключение возможности возникновения конфликта интересов;

издание локального акта, предусматривающего меры по предотвращению конфликта интересов;

временное исключение из состава коллегиальных органов, в полномочия которых входит рассмотрение результатов контрольных мероприятий и принятие решений по результатам контрольных мероприятий (в случае поступления материалов проверки в отношении организации, с которой руководитель территориального органа связан личной заинтересованностью);

по поручению руководства федеральной службы осуществление самоконтроля руководителями территориальных органов в целях определения возможности возникновения конфликта интересов в связи с осуществлением трудовой (иной) деятельности их родственниками.

По результатам рассмотрения докладов федеральных служб Министерством в 2023 году даны поручения, направленные на усиление контроля за деятельностью территориальных органов федеральных служб в связи с наличием личной заинтересованности у их руководителей.

По результатам анализа сложившейся практики Министерством в отчетном периоде разработан проект комплекса мероприятий, направленных на недопущение возникновения конфликта интересов с учетом функций и полномочий, возложенных на территориальные органы федеральных служб (федерального агентства), и должностных обязанностей их руководителей, а также на минимизацию коррупционных рисков при осуществлении руководителями территориальных органов федеральных служб (федерального агентства) организационно-распорядительных функций и функций по контролю за деятельностью соответствующих территориальных органов (далее – комплекс мероприятий).

В декабре 2023 года проект комплекса мероприятий был рассмотрен и концептуально одобрен на рабочем совещании при участии подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений федеральных служб (федерального агентства), а также представителей заинтересованных структурных подразделений Министерства.

В соответствии с пунктом 1.7 Плана осуществлен мониторинг и анализ соблюдения лицами, замещавшими должности государственной гражданской службы в Минфине России и должности руководителей территориальных органов федеральных служб (федерального агентства), включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, ограничений, предусмотренных статьей 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», при заключении ими после увольнения с гражданской службы трудовых и гражданско-правовых договоров.

Всего в 2023 году в Министерство поступило 118 уведомлений от коммерческих и некоммерческих организаций о заключении трудовых и гражданско-правовых договоров с бывшими государственными служащими Минфина России, из которых 61 уведомление касалось лиц, замещавших в Министерстве должности, связанные с коррупционными рисками.

По результатам рассмотрения уведомлений фактов нарушения бывшими государственными служащими Минфина требований статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено не было.

Сведения о лицах, замещавших должности государственной гражданской службы, связанные с коррупционными рисками, и уволенных с государственной гражданской службы, в отношении которых в течение полугода со дня увольнения в Министерство не поступила информация о дальнейшем трудоустройстве, направлялись в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении организаций, не сообщивших в установленном порядке о трудоустройстве указанных лиц.

Также в Генеральную прокуратуру была направлена информация в отношении двух организаций, нарушивших установленный порядок сообщения о заключении трудовых договоров с лицами, замещавшими должности государственной гражданской службы, связанные с коррупционными рисками.

Кроме того, в федеральные службы (федеральное агентство) в отчетном периоде поступило 10 уведомлений о трудоустройстве лиц, замещавших должности руководителей территориальных органов федеральных служб (федерального агентства), по результатам рассмотрения которых также не установлено нарушений требований статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Во исполнение пункта 1.11 Плана в Министерстве в течение 2023 года проводилась ревизия нормативных правовых и ведомственных актов Минфина России, а также методических материалов в сфере противодействия коррупции.

В ходе ревизии проводился анализ нормативной правовой базы и методических материалов Минфина России в сфере противодействия коррупции на предмет соответствия действующему антикоррупционному законодательству Российской Федерации.

По результатам анализа было установлено, что произошедшие в 2023 году изменения в законодательстве не повлекли за собой необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты Минфина России, при этом изменения в антикоррупционном законодательстве были учтены в рамках актуализации следующих методических материалов Минфина России:

обзора типичных ошибок, допускаемых при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

памятки федеральному государственному гражданскому служащему Минфина России о запретах, ограничениях, обязанностях, требованиях к служебному поведению, типовых ситуациях конфликта интересов на государственной гражданской службе в Минфине России и порядке их урегулирования;

краткой памятки гражданам, претендующим на замещение должностей государственной службы в Минфине России, по представлению ими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в 2023 году;

презентационных материалов, используемых в рамках проведения мероприятий профессионального развития.

В связи с изменениями, произошедшими в Министерстве по результатам проведения организационно-штатных мероприятий, а также с учетом результатов ежегодно проводимой оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации Министерством и подведомственными организациями установленных функций, в 2023 году были изданы следующие нормативные правовые акты:

приказ Минфина России от 09.01.2023 № 1н «Об утверждении перечней должностей, замещение которых влечет за собой размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством финансов Российской Федерации, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

приказ Минфина России от 24.01.2023 № 7н «О внесении изменения в подпункт 2.10 пункта 2 перечня должностей, замещение которых влечет за собой запрет федеральным государственным гражданским служащим Министерства финансов Российской Федерации открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 ноября 2021 г. № 186н»;

приказ Минфина России от 10.11.2023 № 181н «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве финансов Российской Федерации, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие Министерства финансов Российской Федерации обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

приказ Минфина России от 10.11.2023 № 182н «Об утверждении перечня должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством финансов Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

В целях актуализации состава Комиссии Министерства финансов Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством финансов Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов с учетом прошедших изменений в кадровом составе Министерства в отчетном периоде изданы:

приказ Минфина России от 19.05.2023 № 228 «О внесении изменений в состав Комиссии Министерства финансов Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством финансов Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 июля 2017 г. № 509»;

приказ Минфина России от 25.12.2023 № 619 «О внесении изменений в состав Комиссии Министерства финансов Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством финансов Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов, утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 5 июля 2017 г. № 509».

Кроме того, в целях реализации положений Указа Президента Российской Федерации от 25.04.2022 № 232 «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции «Посейдон» и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» в рамках проведения подготовительных мероприятий по подключению Министерства к ГИС «Посейдон», предусмотренных Методическими рекомендациями по вопросам использования ГИС «Посейдон», в Минфине России в отчетном периоде изданы следующие акты:

приказ Минфина России от 10.05.2023 № 212 «Об определении порядка использования в Министерстве финансов Российской Федерации государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон» и должностных лиц Министерства финансов Российской Федерации, уполномоченных на работу с ней»;

приказ Минфина России от 13.03.2023 № 99 «О внесении изменений в пункт 4 Положения о Департаменте проектного управления и развития персонала Министерства финансов Российской Федерации, утверждённого приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2017 г. № 579».

Аналогичная ревизия локальных актов в 2023 году проведена подведомственными организациями.

В соответствии с пунктом 1.12 Плана в Министерстве организована и проведена декларационная кампания 2023 года, в рамках которой были осуществлены следующие мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения обязанности декларантов по представлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах и расходах):

организовано периодическое информирование гражданских служащих о необходимости представить сведения о доходах и расходах в установленный срок, а также консультирование гражданских служащих и работников по вопросам заполнения и представления справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – справки о доходах);

разработаны памятки и иные методические пособия по вопросам представления сведений о доходах и расходах;

проведен семинар-совещание с гражданскими служащими Минфина России, представителями федеральных служб (федерального агентства) и подведомственных организаций по актуальным вопросам организации декларационной кампании 2023 года.

Всего в рамках декларационной кампании 2023 года свои сведения о доходах и расходах, а также сведения о доходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за отчетный 2022 год в Министерство представили:

- 706 гражданских служащих Минфина России;

- 210 руководителей территориальных органов федеральных служб (федерального агентства);

- 30 работников подведомственных организаций.

Случаев непредставления сведений о доходах и расходах либо несвоевременного представления сведений о доходах и расходах в рамках декларационной кампании 2023 года не установлено.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 29.12.2022 № 968 «Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции» предусмотренное пунктом 1.13 Плана размещение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о доходах и расходах гражданских служащих Минфина России и работников подведомственных организаций не осуществлялось.

В соответствии с пунктом 1.14 Плана проведен анализ сведений о доходах и расходах, за отчетный 2022 год, представленных 706 гражданскими служащими Минфина России, 210 руководителями территориальных органов федеральных служб (федерального агентства), а также 30 работниками подведомственных организаций.

Анализ проведен методом сопоставления справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – справки о доходах) за отчетный период со справками о доходах за три предшествующих периода (в случае их наличия), а также с иной имеющейся в распоряжении Министерства информацией об имущественном положении, осуществляемых полномочиях гражданских служащих и работников, представивших сведения о доходах и расходах.

По результатам анализа выявлено 2 факта представления гражданскими служащими Министерства неполных и недостоверных сведений о доходах и имуществе, по которым в отчетном периоде в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению», проведены проверки.

По результатам проверок к одному гражданскому служащему применена мера дисциплинарного взыскания в виде выговора, к другому – в виде замечания.

В целях оптимизации процесса проведения антикоррупционных проверочных мероприятий в 2023 году установлено электронное взаимодействие с Росреестром и проведены необходимые подготовительные мероприятия, направленные на внедрение в деятельность Министерства государственной информационной системы в области противодействия коррупции «Посейдон».

Во исполнение пункта 1.15 Плана результаты анализа сведений о доходах и расходах были учтены при подготовке Обзора типичных ошибок, допускаемых при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, который ежегодно доводится до сведения декларантов в рамках проведения декларационной кампании.

В Министерстве в 2023 году уделено особое внимание мероприятиям профессионального развития, направленным на обеспечение антикоррупционного просвещения гражданских служащих Минфина России и работников подведомственных организаций.

В соответствии с пунктом 1.16 Плана на базе ФГБУ «МФК Минфина России» обеспечено проведение 58 семинаров по антикоррупционной тематике, из которых 3 проведены для работников подведомственных организаций, а 55 для гражданских служащих Минфина России.

Во исполнение пункта 1.17 Плана в Министерстве 15.03.2023 проведен семинар-совещание на тему: «Порядок представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», в работе которого приняли участие гражданские служащие Минфина России, должностные лица антикоррупционных подразделений федеральных служб (федерального агентства) и подведомственных организаций. На указанном семинаре были освещены вопросы, касающиеся особенностей проведения декларационной кампании 2023 года, применения Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2023 году (за отчетный 2022 год), а также использования специального программного обеспечения «Справки БК».

В соответствии с пунктом 1.18 Плана в Министерстве в 2023 году обеспечено проведение индивидуальных консультаций:

- по актуальным вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации о государственной службе и противодействии коррупции с 273 гражданами, поступающими на государственную гражданскую службу в Минфин России, и гражданскими служащими, назначаемыми в порядке перевода на должности государственной гражданской службы в Минфине России, замещение которых связано с коррупционными рисками;

- по разъяснению требований ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с 81 гражданским служащим, планирующим увольнение с должностей государственный гражданской службы в Минфине России, замещение которых связано с коррупционными рисками;

- по иным вопросам, связанным с реализацией требований антикоррупционного законодательства (свыше 1000 адресных консультаций за 2023 год).

Консультирование гражданских служащих Минфина России осуществлялось по вопросам:

- представления сведений о доходах и расходах;

- реализации права гражданского служащего на выполнение иной оплачиваемой работы;

- владения иностранными финансовыми инструментами;

- получения подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.

Применение индивидуального подхода при проведении консультативного и методического сопровождения является эффективным методом повышения уровня правовой грамотности гражданских служащих и способствует установлению отрицательного отношения к коррупции на государственной гражданской службе, в связи с чем работа по данному направлению будет продолжена в следующем году.

Во исполнение пункта 39 Национального плана противодействия коррупции, а также пунктов 1.19, 1.20, 1.21 Плана в Министерстве обеспечено:

участие 6 гражданских служащих Минфина России и 24 работников подведомственных организаций, в должностные обязанности которых входит участие в противодействии коррупции, в мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции, в том числе их обучение по дополнительным профессиональным программам в области противодействия коррупции;

участие 126 гражданских служащих Минфина России и 16 работников подведомственных организаций, впервые поступивших на государственную гражданскую службу (работу) в Министерство (подведомственную организацию), замещающих должности, связанные с соблюдением антикоррупционных стандартов, в мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции;

участие 33 гражданских служащих Минфина России и 183 работников подведомственных организаций, в должностные обязанности которых входит участие в проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в мероприятиях по профессиональному развитию в области противодействия коррупции, в том числе их обучение по дополнительным профессиональным программам в области противодействия коррупции.

Кроме того, обеспечен просмотр видеолекции по антикоррупционной тематике гражданскими служащими, впервые поступившими на государственную гражданскую службу в Министерство.

Доклад об организации и проведении мероприятий профессионального развития в области противодействия коррупции в 2023 году в соответствии с пунктом 39 Национального плана противодействия коррупции представлен в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1.22 Плана в Министерстве в 2023 году проведены оценочные мероприятия по антикоррупционной тематике в виде тестирования с лицами, допустившими несущественные нарушения и ошибки при представлении сведений о доходах и расходах.

Всего в тестировании приняли участие 131 гражданский служащий Минфина России, в том числе 28 гражданских служащих, замещающих должности, отнесенные к высшей группе должностей государственной гражданской службы.

По результатам прохождения тестирования 5 гражданских служащих были направлены на обучение по программе повышения квалификации в области противодействии коррупции на базе образовательного учреждения.

В целях достижения приоритетной задачи, установленной на 2023 год, а также в рамках реализации принципов клиентоцентричности, во исполнение пункта 1.23 Плана в Министерстве создан доступный всем гражданским служащим Минфина России в онлайн формате информационно-методический ресурс, в котором освещены основные направления деятельности по противодействию коррупции в Министерстве, собраны актуальные и часто задаваемые вопросы по антикоррупционной тематике и представлены развернутые ответы по ним, разработаны образцы необходимых бланков, запущена новостная лента с актуальными публикациями об изменениях в законодательстве, доступно изложены действующие в Министерстве порядки соблюдения антикоррупционных стандартов.

В соответствии с пунктом 1.25 Плана, а также утвержденным в Министерстве Планом по осуществлению контроля за деятельностью подведомственных Министерству финансов Российской Федерации федеральных государственных бюджетных учреждений и федеральных казенных учреждений на 2023 год в отчетном периоде осуществлена проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции и реализации мер по профилактике коррупционных и иных правонарушений в подведомственной организации. Выявленные в ходе проверки замечания подведомственной организацией были устранены.

В соответствии с пунктом 2.1 Плана обеспечены проведение антикоррупционной экспертизы в отношении нормативных правовых актов Минфина России и их проектов в целях выявления коррупциогенных факторов и устранение таких факторов, а также возможность проведения независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, их проектов, иных документов, разрабатываемых Минфином России.

Так, в отчетном периоде антикоррупционная экспертиза проведена в отношении 507 нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).

Во исполнение пункта 2.2 Плана осуществлена оценка коррупционных рисков, возникающих при реализации Министерством и подведомственными организациями установленных функций, по результатам которой утверждены в новой редакции перечни должностей в Минфине России и подведомственных организациях, замещение которых связано с коррупционными рисками (приказы Минфина России от 10.11.2023 № 181н и № 182н).

Во исполнение пункта 2.3 Плана реализованы мероприятия, направленные на выявление личной заинтересованности гражданских служащих Минфина России, которая приводит или может привести к конфликту интересов при осуществлении закупок товаров, работ и услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Согласно положениям Методических рекомендаций Минтруда России по проведению в федеральных государственных органах, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях, осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», работы, направленной на выявление личной заинтересованности государственных и муниципальных служащих, работников при осуществлении таких закупок, которая приводит или может привести к конфликту интересов, в Министерстве в 2023 году актуализирован перечень лиц, принимающих участие в осуществлении закупочной деятельности на разных этапах. С указанными лицами были проведены консультативно-методические совещания, направленные на их информирование об установленных законодательством Российской Федерации требованиях в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов, ответственности за их неисполнение, а также типовых ситуациях конфликта интересов, возникающих при осуществлении закупочной деятельности.

Кроме того, в 2023 году в Министерстве организован сбор деклараций о возможной личной заинтересованности гражданских служащих, участвующих в осуществлении закупочной деятельности. Представленные гражданскими служащими декларации были проанализированы уполномоченным подразделением Минфина России. Ситуаций, указывающих на возможное наличие конфликта интересов у гражданских служащих, не выявлено.

В соответствии с пунктом 2.4 Плана Министерством организована оценка эффективности деятельности подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений за 2023 год. Соответствующий опрос размещался на официальном сайте Минфина России и был доступен для прохождения в период 15.01.2024 по 15.02.2024. По результатам опроса 93 % респондентов положительно оценили деятельность антикоррупционного подразделения в 2023 году. Информация о проведении оценки представлена в установленном порядке в Минтруд России.

Во исполнение пункта 3.1 Плана в 2023 году продолжена работа по ведению и поддержанию в актуальном состоянии раздела «Противодействия коррупции» официального сайта Минфина России в соответствии с Требованиями к размещению и наполнению подразделов, посвященных вопросам противодействия коррупции, официальных сайтов федеральных государственных органов, Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственных корпораций (компаний), иных организаций, созданных на основании федеральных законов, утвержденными приказом Минтруда России от 07.10.2013 № 530н.

Так, в отчетном периоде:

проведена работа по актуализации размещенных в разделе «Противодействие коррупции» нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции и методических материалов;

обеспечено размещение гиперссылок на официальный сайт Минтруда России для доступа к актуальным методическим материалам;

размещены актуальные формы документов, связанных с противодействием коррупции, для заполнения;

актуализирован состав Комиссии Министерства финансов Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Министерством финансов Российской Федерации, и урегулированию конфликта интересов.

В соответствии с пунктом 3.2 Плана обобщена практика рассмотрения полученных в разных формах обращений граждан и организаций по фактам проявления коррупции.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращения, содержащие информацию о фактах проявления коррупции, в отчетном периоде направлялись в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией.

Во исполнение подпункта «б» пункта 6 и пункта 40 Национального плана противодействия коррупции, а также пункта 4.9.20 Плана в 2023 году Минфином России проведен мониторинг правоприменительной практики, связанной с рассмотрением обращений граждан и организаций по фактам коррупции и принятым по таким обращениям мерам реагирования, и с защитой лиц, сообщивших о ставших им известными фактах коррупции, за период с 2020 по 2022 годы, результаты которого направлены в Минтруд России.

В соответствии с пунктом 3.3 Плана в апреле 2023 года на заочном заседании Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации рассмотрен и одобрен отчет о выполнении в 2022 году в Минфине России мероприятий, направленных на предупреждение коррупции, в том числе предусмотренных Планом противодействия коррупции Министерства финансов Российской Федерации на 2021-2024 годы.

Во исполнение пункта 42 Национального плана противодействия коррупции, а также пункта 3.4 Плана членами Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации избраны два представителя Общероссийской общественной организация «Российская академия юридических наук», деятельность которой связана с противодействием коррупции.

В соответствии пунктом 3.5 Плана Минфином России и подведомственными организациями в отчетном периоде проведен мониторинг публикаций в средствах массовой информации, по результатам которого упоминаний о фактах проявления коррупции в Минфине России и подведомственных организациях не выявлено.

Согласно пункту 4.1 Плана в соответствии с положениями Методических рекомендаций по проведению оценки коррупционных рисков в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции (утв. протоколом заседания проектного комитета от 13.07.2017 № 47 (7) в отчетном периоде актуализирована и размещена в подразделе «Нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции» раздела «Противодействие коррупции» официального сайта Минфина России Карта коррупционных рисков при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов.

В части реализации мероприятий по противодействию коррупции, связанных с спецификой деятельности Минфина России, в 2023 году продолжена работа, предусмотренная пунктом 4.2 Плана, по реализации мероприятий, направленных на введение в промышленную эксплуатацию государственной интегрированной информационной системы в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (далее – ГИИС ДМДК) в целях обеспечения прослеживаемости движения драгоценных металлов и драгоценных камней и изделий из них на всех этапах их оборота.

ГИИС ДМДК предназначена для получения, обработки, хранения и предоставления информации о происхождении и об обращении драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, а также для организации специального учета и взаимодействия с государственными информационными системами налоговых органов, таможенных органов и иных федеральных органов исполнительной власти, определяемых Правительством Российской Федерации, органов внутренних дел, следственных органов, информационной системой Центрального банка Российской Федерации.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 № 93-р акционерное общество «Гознак» является единственным исполнителем осуществляемых Минфином России в 2022 – 2023 годах закупок работ, услуг, связанных с эксплуатацией и развитием ГИИС ДМДК, а также с выполнением функций оператора этой системы.

В рамках исполнения государственных контрактов на выполнение работ, услуг, связанных с развитием ГИИС ДМДК в 2023 году, утверждены соответствующие технические задания.

Вместе с тем постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2022 № 576 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2021 г. № 270» (далее – постановление) расширен перечень субъектов, представляющих информацию в ГИИС ДМДК.

В перечень субъектов включены Банк России и кредитные организации. В соответствии с постановлением с 01.03.2023 процедура прохождения госконтроля Банком России и кредитными организациями осуществляется через ГИИС ДМДК; кредитные организации представляют информацию о поступлении и реализации (отгрузке) слитков аффинированных драгоценных металлов в ГИИС ДМДК.

В рамках реализации мероприятия, предусмотренного пунктом 4.3 Плана, обеспечение функции государственного контроля за драгоценными камнями осуществляется с использованием ГИИС ДМДК. При реализации из Гохрана России драгоценных металлов и драгоценных камней, информация о них поступает в ГИИС ДМДК для обеспечения дальнейшего прослеживания их оборота на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней.

В рамках реализации мероприятия, предусмотренного пунктом 4.4 Плана, в АИС «Госфонд» реализованы функции интеграции системы с электронными весоизмерительными приборами, используемыми в Гохране России, что позволило исключить возможность фальсификации ценностей.

В соответствии с пунктом 4.6 Плана в отчетном периоде осуществлены выездные проверки в подразделения Управления государственного контроля (надзора) Гохрана России (г. Якутск, г. Мирный). В ходе проверок с работниками, замещающими должности, связанные с соблюдением антикоррупционных стандартов, проведено тестирование на предмет знаний основ антикоррупционного законодательства и проведены беседы с целью оказания практической и методической помощи по актуальным вопросам антикоррупционной тематики.

В соответствии с пунктом 4.7 Плана в декабре 2023 года в Министерстве проведено совещание с должностными лицами антикоррупционных подразделений федеральных служб (федерального агентства), на котором, в том числе, были рассмотрены вопросы взаимодействия федеральных служб (федерального агентства) с Департаментом проектного управления и развития персонала Минфина России в рамках организации и проведения очередной декларационной кампании и соблюдения руководителями территориальных органов федеральных служб (федерального агентства) требований нормативных правовых актов Минфина России в сфере противодействия коррупции.

Во исполнение пункта 4.8 Плана в декабре 2023 года в Министерстве проведено совещание с лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в подведомственных организациях, на котором рассмотрены результаты исполнения в 2023 году мероприятий, предусмотренных планами противодействия коррупции подведомственных организаций, а также основные аспекты организации очередной декларационной кампании.

Доклад о проводимой Министерством работе по обеспечению реализации подведомственными организациями мер по предупреждению коррупции был представлен на учебно-методическом семинаре «Вопросы применения законодательства о противодействия коррупции и основные направления профилактики коррупционных правонарушений», организованном Генеральной прокуратурой Российской Федерации и проведенном совместно с заинтересованными государственными органами в ноябре 2023 года.

В целях реализации подпункта «г» пункта 1 Национального плана противодействия коррупции, а также пункта 4.9.1 Плана, в 2022 году Минфином России в адрес Минтруда России были направлены предложения по совершенствованию правовой регламентации ограничений, касающихся получения подарков гражданскими служащими и работниками, гармонизации гражданского законодательства и законодательства о противодействии коррупции в части, касающейся регулирования правоотношений в этой сфере, а также по актуализации Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10.

С учетом предложений Минфина России Минтрудом России были подготовлены следующие проекты федеральных законов:

- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции»;

- «О внесении изменений в статью 575 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»;

- «О внесении изменения в статью 349.1 Трудового кодекса Российской Федерации».

Указанные проекты в 2023 году рассмотрены и в целом поддержаны Министерством.

Во исполнение подпункта «ж» пункта 1 Национального плана противодействия коррупции, а также пункта 4.9.2 Плана в 2023 году в Минтруд России направлены результаты проведенного Минфином России мониторинга коррупционных рисков, связанных с участием гражданских служащих на безвозмездной основе в управлении коммерческими организациями, являющимися организациями государственных корпораций (компаний) или публично-правовых компаний, и их деятельностью в качестве членов коллегиальных органов управления этих организаций в период с 2020 по 2022 гг.

Подготовленный Минтрудом России проект доклада по обобщенным результатам проведенного мониторинга, не выявившего существенных коррупционных рисков, в отчетном периоде был также согласован Минфином России.

Во исполнение абзаца второго подпункта «а» пункта 6 Национального плана противодействия коррупции, а также пункта 4.9.3 Плана Минфином России в отчетном периоде рассмотрен и согласован подготовленный Минтрудом России проект методических рекомендаций по вопросам соблюдения запретов на занятие предпринимательской деятельностью и участие в управлении коммерческой или некоммерческой организацией.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 7 Национального плана противодействия коррупции, участие в реализации которого также предусмотрено пунктом 4.9.4 Плана, Минтруду России во взаимодействии с заинтересованными государственными органами поручено провести анализ практики применения норм законодательства о противодействии коррупции, предусматривающих обязанность лица передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия в уставных (складочных) капиталах и паи в паевых фондах организаций) в доверительное управление в случае, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов, на предмет эффективности и достаточности этой меры и рассмотрение возможности введения специализированных форм доверительного управления указанным имуществом, позволяющих более эффективно использовать этот правовой институт в целях предотвращения и урегулирования конфликта интересов.

Минфином России отчетном периоде был поддержан проект доклада, подготовленный Минтрудом России по результатам проведенного анализа.

Кроме того, до сведения Минтруда России доведена позиция Минфина России по отдельным аспектам владения государственными и муниципальными служащими, государственными служащими субъекта Российской Федерации, должностными лицами государственных корпораций и публично-правовых компаний некоторыми ценными бумагами.

Во исполнение пункта 10 Национального плана противодействия коррупции, а также пункта 4.9.5 Плана Министерством финансов Российской Федерации разработаны Методические рекомендации по вопросам выявления и минимизации коррупционных рисков при принятии решения о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Указанные методические рекомендации согласованы Правительством Российской Федерации. Соответствующие материалы будут доведены до федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации.

В рамках реализации подпункта «а» пункта 13 Национального плана противодействия коррупции, а также пункта 4.9.6 Плана Минфином России направлены в Минтруд России предложения, касающиеся установления обязанности органов записи актов гражданского состояния предоставлять (в том числе в электронной форме) по запросам, направляемым им в установленном порядке в ходе осуществления антикоррупционных проверок, информацию об актах гражданского состояния, а также иные сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния и касающиеся лиц, в отношении которых направлен запрос.

По результатам проработки указанного вопроса Минтрудом России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», который был согласован Минфином России.

Положения согласованного законопроекта включены в проект федерального закона № 289051-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении 22.03.2023.

В целях реализации подпункта «б» пункта 13 Национального плана противодействия коррупции, а также подпункта 4.9.7 Плана Минфином России принято участие в рассмотрении вопроса об установлении обязанности налоговых органов Российской Федерации предоставлять по запросам, направляемым им в установленном порядке в ходе осуществления антикоррупционных проверок, информацию о наличии у лиц, в отношении которых направлен запрос, счетов (вкладов) в банках, расположенных на территории Российской Федерации.

В адрес Минтруда России были направлены соответствующие предложения в виде проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 7.1 Закона Российской Федерации «О налоговых органах».

Во исполнение подпункта «в» пункта 13 Национального плана противодействия коррупции, а также пункта 4.9.8 Плана Минфином России в 2023 году согласован проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона № 322235-8 «О внесении изменений в статью 86 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и статьи 6 и 13 Федерального закона «О кредитных историях».

Кроме того, Минфином России в 2023 году согласованы проекты указа Президента Российской Федерации «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» и постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Правительством Российской Федерации, и работниками, замещающими должности в этих организациях, и соблюдения работниками требований к служебному поведению».

В целях реализации подпункта «д» пункта 13 Национального плана противодействия коррупции, а также пункта 4.9.9 Плана Минфином России представлены замечания на проект методических рекомендаций по вопросам проведения проверок достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, соблюдения запретов и ограничений, исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Кроме того, представитель Минфина России принял участие в рабочем совещании, проведенном в Минтруде России по данному вопросу. По результатам доработки проект методических рекомендаций был согласован Минфином России.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 25 Национального плана противодействия коррупции, а также пунктом 4.9.10 Плана Минфином России в отчетном периоде согласован подготовленный Минюстом России доклад о результатах исполнения соответствующего поручения.

Во исполнение подпунктов «а» и «б» пункта 28 Национального плана противодействия коррупции, а также пунктов 4.9.11, 4.9.12 Плана Минфином России в 2023 году в Правительство Российской Федерации внесены проекты докладов Президенту Российской Федерации.

Согласно информации, направленной письмом Аппарата Правительства Российской Федерации, подпункты «а» и «б» пункта 28 Национального плана противодействия коррупции в 2023 году сняты с контроля.

В целях реализации подпункта «в» пункта 28 Национального плана противодействия коррупции, а также пункта 4.9.13 Плана издан Федеральный закон от 07.11.2022 № 385-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и признании утратившей силу части 7 статьи 34 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который с 01.03.2023 вступил в силу.

Одновременно заинтересованные федеральные органы исполнительной власти продолжают работу над внесением изменений в законодательство Российской Федерации, которые позволят повысить прозрачность процедур определения стоимости государственного и муниципального имущества и снизить коррупционные риски при принятии решений о распоряжении им. В частности, Минэкономразвития России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Также ФАС России подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Вместе с тем, учитывая, что разработчиками указанных проектов федеральных законов являются Минэкономразвития России и ФАС России соответственно, Минфином России в 2023 году предложено дальнейшую подготовку и представление в Правительство Российской Федерации проектов докладов Президенту Российской Федерации, касающихся исполнения подпункта «в» пункта 28 Национального плана противодействия коррупции, поручить Минэкономразвития России.

В рамках исполнения подпункта «а» пункта 52 Национального плана противодействия коррупции, а также пункта 4.9.14 Плана Минфином России в 2023 году рассмотрен проект доклада Президенту Российской Федерации по вопросу создания и внедрения цифровых технологий, позволяющих осуществлять в электронной форме прием сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, автоматическую обработку, анализ таких сведений и их хранение, в том числе централизованное, по которому в адрес Минцифры России были направлены замечания.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 53 Национального плана противодействия коррупции, а также пунктом 4.9.17 Плана Минфином России в 2023 году и в настоящее время совместно с заинтересованными ведомствами осуществляется доработка проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части порядка осуществления проверки достоверности и полноты сведений о владении цифровыми финансовыми активами, иными цифровыми правами, цифровой валютой.

В целях реализации подпункта «в» пункта 53 Национального плана противодействия коррупции, в также в соответствии с пунктом 4.9.19 Плана Минфин России в 2023 году направил в Правительство Российской Федерации проект доклада Президенту Российской Федерации по вопросу анализа и обобщения правоприменительной практики, касающейся представления сведений о владении цифровыми финансовыми активами, иными цифровыми правами, цифровой валютой, осуществления проверки достоверности и полноты таких сведений, а также осуществления контроля за расходами на приобретение цифровых финансовых активов, иных цифровых прав, цифровой валюты, в целях выявления проблем в этой сфере.

Во исполнение подпункта «в», «д» и «е» пункта 1 Национального плана противодействия коррупции в 2023 году проведены и представлены в Минтруд России результаты следующих мониторингов:

практики использования Минфином России различных каналов получения информации (горячая линия, телефон доверия, электронная приемная), по которым граждане могут конфиденциально, не опасаясь преследования, сообщать о возможных коррупционных правонарушениях, а также практики рассмотрения и проверки полученной информации и принимаемых мер реагирования, за период с 2020 по 2022 годы;

правоприменительной практики, связанной с соблюдением системы запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, временно исполняющими обязанности по должностям, замещение которых предполагает соблюдение этих стандартов, за период с 2020 по 2022 годы;

практики, связанной с применением федеральными органами исполнительной власти мер по защите лиц, уведомивших представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или иные государственные органы о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения либо о фактах совершения коррупционных правонарушений, за период с 2020 по 2022 годы.

В целях реализации подпункта «в» пункта 7 и пункта 22 Национального плана противодействия коррупции в отчетном периоде проведены мониторинги правоприменительной практики, касающейся ограничений, налагаемых на граждан после их увольнения с государственной (муниципальной) службы, а также практики применения норм законодательства о противодействии коррупции, предусматривающих обязанность лица передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия в уставных (складочных) капиталах и паи в паевых фондах организаций) в доверительное управление в случае, если владение ими приводит или может привести к конфликту интересов. Результаты проведенных мониторингов в установленном порядке направлены в Минтруд России.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации информация о результатах состояния выполнения поручений Национального плана противодействия коррупции, головным ответственным за реализацию которых установлен Минфин России, была представлена в 2023 году в Минтруд России.

В 2024 году Министерство продолжит работу по реализации поручений, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции, Планом противодействия коррупции в Министерстве финансов Российской Федерации на 2021-2024 годы, а также требований законодательства о противодействии коррупции Российской Федерации.


[1] Одно уведомление представлено руководителем территориального органа как в связи с выполнением родственником трудовых функций в объекте контроля, так и с трудоустройством родственника в территориальный орган