Представление об устранении нарушений трудового законодательства от 02.10.2023 № 2-20-2023

Опубликован в разделе: Документы
скачать (PDF, 1.45 MB)
Опубликовано: 09.10.2023Изменено: 09.10.2023
Представление об устранении нарушений трудового законодательства от 02.10.2023 № 2-20-2023 Скачать

Прикрепленные файлы (1)

Прокуратура Российской Федерация
Прокуратура Пермского края Прокуратура Индустриального района r. Перми
ул. Советской Армии, д. I7. г. Пермь Пермским край, Россия, 614066
тел. (8-342) 228-06-08

Начальнику Филиала – 9 отряда ФКУ ГУ «ВО Минфина России» Шляпникову В.А.
614066, г. Пермь, шоссе Космонавтов, 115 02.10.2023

№ 2-20-2023

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
об устранении нарушений трудового законодательства

Прокуратурой Индустриального района г. Перми в связи с поступившим поручением прокуратуры края проведена дополнительная проверка соблюдения трудовых прав при организации прохождения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, а также периодических проверок в учебных центрах.

В ходе проверки в деятельности Филиала – 9 отряда ФКУ «ГУ «ВО Минфина Россини» выявлены нарушения трудового законодательства.

Установлено, что Целоусов Д.Н. на основании трудового договора от 07 ноября 2016 года № 8 принят на работу в Филиал – 9 отряд ФКУ «ГУ «ВО Минфина России» на должность дежурного по охраняемому объекту: комендатуры по защите объектов Пермской печатной фабрики - филиала АО «Гознак».

Работа заявителя связана с использованием специальных средств и огнестрельного оружия для непосредственной защиты указанного охраняемого объекта.

16.03.2023 обратился с заявлением о выдаче направления для прохождения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в удовлетворении которого отказано в связи с позицией работодателя о необходимости прохождения данного медицинского освидетельствования, предусмотренного приказом Минздрава РФ от 2б ноября 2021 г. № 1104 н, за свой счет.

Приказом № 55 от 02.05.2023 отстранен от работы без сохранения заработной платы в связи с окончанием с 03 мая 2023 гада срока действия разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему по причине непрохождения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием.

22.05.2023 повторно обратится к работодателю с заявлением в выдаче направления для прохождения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, отмены приказа об отстранении, а также возмещении затрат, понесенных при прохождении периодической проверки на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств, частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами, однако в удовлетворении данных требований также отказано.

Приказом от 30.06.2023 № 29 л/с переведен на другую должность -дежурный по охраняемому объекту комендатуры па защите объекта УФНС России по Пермскому краю и Межрайонной ИФНС № 20 по Пермскому краю.

Согласно части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Из положений статей 214, 220 Трудового кодекса Российской Федерации, следует, что обязанность по оплате периодических медицинских осмотров работников в тех случаях, когда прохождение таких осмотров предусмотрено законодательством и является основанием для допуска к работе, лежит на работодателе.

Нормами трудового права не предусмотрена обязанность работника проходить за свой счет медицинское освидетельствование, требуемое для выполнения трудовых обязанностей. Статьей 215 Трудового кодекса Российской Федерации на работника возлагается лишь обязанность проходить обязательные медицинские осмотры и обязательные психиатрические освидетельствования по направлению работодателя в соответствии с нормативными правовыми актами.

Обязанность обеспечить организацию проведения за счет собственных средств обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, то есть всех видов обязательных медицинских осмотров, предусмотренных законодательством и требуемых для допуска работника до выполнения трудовых обязанностей статьей 214 Трудового кодекса Российской Федерации возлагается на работодателя.

Из анализа трудового договора, заключенного с работником, должностной инструкции по занимаемой заявителем должности, следует, что наличие специального права разрешения на хранение и ношение оружия является основанием для допуска к исполнению трудовых обязанностей.

Необходимость в прохождении рассматриваемого вида медицинского освидетельствования возникла в связи с использованием оружия при исполнении заявителем должностных обязанностей, а не в связи с приобретением личного оружия на основании полученной им лицензии.

Совокупность указанных норм трудового законодательства, законодательства о ведомственной охране и об оружии, свидетельствуют о наличии обязанности работодателя - Филиала по обеспечению прохождения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказании к владению орудием, прохождению периодических проверок в учебных центрах, что подтверждается сложившейся судебной практикой (определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 27.06.2023 по делу К 88-11217/2023)

Указанным определением суда установлено, что положения Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-Ф3 "Об оружии" подлежат применению к правоотношениям сторон в части, касающейся лишь установления порядка прохождения медицинского осмотра, постольку, поскольку отсутствие результатов прохождения данного вида осмотра препятствует выполнению трудовых обязанностей, однако не могут быть применены в части, касающейся его оплаты, поскольку противоречат в этой части положениям статьи 214 Трудового кодекса Российской Федерации, общим принципам трудового права, порядку применения Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих трудовые отношения.

В силу части 4 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Положения статьи 6.1 Федерального закона «Об оружии» и пункта 4 Порядка от 26 ноября 2021 года № 1104н регламентируют порядок прохождения медицинского освидетельствования за счет средств граждан в отношении граждан, впервые приобретающих оружие на основании лицензии, граждан, награжденных оружием, граждан, являющихся владельцами оружия.

Таким образам, проверкой установлено, что Филиалом – 9 отряда ФКУ «ГУ «ВО Минфина России» должным образом не обеспечено прохождение медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, за счет работодателя, что привело к отстранению от работы.

При этом, в нарушение требований ст. 76 Трудового кодекса РФ заработная плата заявителю не начислялась.

Кроме того, необоснованно отказано в возмещении затрат, понесенных при прохождении в ЧУ ДПО «Учебный центр «Одиссей» периодических проверок на пригодность к действиям, в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и (или) специальных средств, частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами, проведение которых необходимо было организовать в образовательных учреждениях на безвозмездной основе.

Указанные нарушения свидетельствуют о недопустимом отношении должностных лиц Филиала – 9 отряда ФКУ «ГУ «ВО Минфина России» к требованиям трудового законодательства.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ТРЕБУЮ:

1. Рассмотреть настоящее представление с участием прокурора и принять меры к устранению названных нарушений закона, а также причин и условий, способствующих их наступлению.

2. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных в допущенных нарушениях лиц к дисциплинарной ответственности,

3. О времени и месте рассмотрения представления известить прокурора района.

Представление подлежит рассмотрению в установленный Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» месячный срок с момента его поступления.

О рассмотрении и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в тот же срок.

Обращаю Ваше внимание, что установлена административная ответственность по ст. 17.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ за неисполнение законных требований прокурора.

Заместитель прокурора
Индустриального района г. Перми
младший советник юстиции
К.Н. Каун