Доклад о реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы за 2019 год
Доклад о реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы по итогам 2019 года
1. Общая информация об отраслевом документе стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации (далее - отраслевой документ стратегического планирования)
N п/п |
Содержание раздела |
---|---|
1.1 |
Наименование отраслевого документа стратегического планирования: Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы |
1.2 |
Реквизиты акта, которым утвержден отраслевой документ стратегического планирования: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 г. №2039-р |
1.3 |
Федеральный орган исполнительной власти (далее - разработчик): Министерство финансов Российской Федерации |
1.4 |
Федеральные органы исполнительной власти - соисполнители: Минпросвещения России, Минобрнауки России, Роспотребнадзор |
1.5 |
Отчетный год, за который представляется доклад о реализации отраслевого документа стратегического планирования: 01.01.2019 – 31.12.2019 |
2. Аналитическая справка о реализации отраслевого документа стратегического планирования
N п/п |
Содержание раздела |
---|---|
2.1 |
Описание динамики показателей отраслевого документа стратегического планирования, отраженных в пункте 5 настоящей формы: Показатели оценки эффективности реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (далее – Стратегия) измеряются на основе социологических и статистических исследований. В 2018 году проведено социологическое исследование, на основании которого Межведомственная комиссия по реализации Стратегии утвердила значения качественных индикаторов (см. пункт 5.1), которые будут применяться как базовые для последующего измерения динамики показателей в ходе проведения исследований в 2020 и 2022 гг. Помимо качественных показателей для оценки реализации Стратегии Межведомственной комиссией определены количественные показатели, измеряемые ежегодно. Количество преподавателей разных уровней, прошедших подготовку и повышение квалификации по программам повышения финансовой грамотности по линии Минфина России - 1960 преподавателей для бакалавриата/ магистратуры (нефинансовых специальностей) в 286 вузах, 32446 школьных педагогов, в том числе 5500 сельских учителей и 3530 педагогов по программам дополнительного образования, а также 10439 студентов педагогических специальностей. Количество образовательных организаций, проводящих мероприятия и реализующих программы по повышению финансовой грамотности: - по линии Минфина России занятия по финансовой грамотности ведутся на регулярной основе в более чем в 15 тыс. образовательных организаций общего и среднего профессионального образования. В рамках Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи (апрель 2019 г.) проведено 41 690 информационно-просветительских мероприятий с охватом 1 875 968 участников. Всего в рамках реализации Стратегии в 2017-2019 гг. в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи проведено 98 790 информационно-просветительских мероприятий с охватом 5 665 000 участников. Количество регионов Российской Федерации, реализующих программы повышения финансовой грамотности по линии Минфина России: 75 регионов, в том числе в 9 регионах реализуются комплексные региональные программы совместно с Минфином России; подписаны соглашения об использовании учебно-методических пособий Минфина по финансовой грамотности в образовательных организациях, проведено обучение педагогов. |
2.2 |
Оценка эффективности действующих мер государственного регулирования в описываемой сфере или отрасли экономики <1>: ___________________________________________________________________ (указывается перечень мер с характеристикой их влияния) |
2.3 |
Итоги реализации мероприятий, предусмотренных отраслевым документом стратегического планирования в отчетном году (при наличии таких мероприятий): План мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации (мероприятия отчетного года): 1. Направление деятельности, касающееся решения задачи по повышению охвата и качества финансового образования и информирования населения в области финансового образования, а также по обеспечению необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества 1.1. Формирование межведомственной экспертной рабочей группы по подготовке предложений по внесению изменений в федеральные государственные образовательные стандарты – выполнено; 1.2. Определение перечня элементов финансовой грамотности, рекомендуемых для включения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (предметных областей) (далее – ФГОС) и примерные основные образовательные программы (далее – ПООП) общего образования, включая дошкольное образование, на основе анализа действующих ФГОС и ПООП – выполнено; 1.3. Разработка единой рамки компетенций по вопросам финансовой грамотности и системы ее постоянного обновления с учетом международных рекомендаций «Группы двадцати» – выполнено; 1.4. Доработка по результатам апробации учебных программ и учебно-методических материалов образовательных курсов по основам финансовой грамотности для их включения в образовательные программы общеобразовательных организаций в качестве самостоятельных курсов в рамках обязательных уроков, внеурочной деятельности, факультативных и элективных курсов; публичное размещение и тиражирование материалов – выполнено; 1.5. Внедрение в образовательную практику общего образования учебных программ и учебно-методических материалов по основам финансовой грамотности в рамках учебных предметов, внеурочной деятельности, факультативных и элективных курсов, в том числе с использованием возможностей участников финансового рынка, работающих в удаленных регионах – выполнено частично; 1.6. Проведение регулярных измерений уровня финансовой грамотности в целях оценки эффективности реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы (далее – Стратегия) в соответствии с утвержденными показателями – выполнено; 1.8. Уточнение содержания общей компетенции финансовой грамотности для среднего профессионального образования и внесение соответствующих дополнений в ФГОС и ПООП среднего профессионального образования – выполнено; 1.9. Доработка по результатам апробации и публичное размещение учебных программ и учебно-методических материалов образовательных курсов по основам финансовой грамотности для их включения в образовательные программы профессиональных образовательных организаций – выполнено частично; 1.10. Внедрение в образовательную практику профессиональных образовательных организаций учебных программ и учебно-методических материалов образовательных курсов по основам финансовой грамотности – выполнено частично (срок завершения реализации мероприятия – 2023 год); 1.11. Определение содержания универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности, выпускников программ бакалавриата (специалитета) по всем направлениям подготовки и специальностям и внесение соответствующих изменений в ФГОС высшего образования третьего поколения – выполнено; 1.12. Актуализация существующих и разработка новых учебных программ и учебно-методических материалов образовательных курсов и (или) модулей, обеспечивающих формирование универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности, выпускников программ бакалавриата (специалитета) по всем направлениям подготовки и специальностям; публичное размещение всех материалов – выполнено; 1.13. Внедрение программ образовательных курсов и (или) модулей, обеспечивающих формирование универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности, выпускников программ бакалавриата (специалитета) по всем направлениям подготовки и специальностям во всех регионах; публичное размещение всех материалов – выполнено частично (срок завершения реализации мероприятия – 2020 год); 1.14. Внедрение и организация обучения финансовой грамотности и организация подготовки кадров по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» – уровень бакалавриата с двумя профилями (Предмет + Экономика); по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование» – уровень магистратуры; доработка программ по результатам анализа – выполнено; 1.15. Разработка и реализация механизмов популяризации и использования в образовательных организациях дополнительного образования детей программ, дидактических материалов и методических рекомендаций, созданных для системы дополнительного образования детей (в том числе детских центров) в рамках проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» (далее - проект Минфина России), а также в рамках образовательных мероприятий Банка России – выполнено частично (срок завершения реализации мероприятия – VI квартал 2020 года); 1.16. Разработка дополнительных образовательных программ по основам финансовой грамотности и основам предпринимательства для различных образовательных организаций и детских центров – выполнено частично (срок завершения реализации мероприятия – 2020 год); 1.17. Разработка и внедрение цифровых образовательных ресурсов (онлайн игр, мобильных приложений и др.); использование интернет-платформ по вопросам повышения финансовой грамотности для учителей, детей и родителей. Их внедрение в образовательные программы и во внеучебные ресурсы – выполнено; 1.18. Проведение всероссийских чемпионатов по финансовой грамотности среди детских и молодежных команд в сфере финансовой грамотности – выполнено; 1.19. Организация и проведение олимпиад в сфере финансовой грамотности, оценка их эффективности, разработка рекомендаций по их систематизации и усовершенствованию – выполнено частично (срок завершения реализации мероприятия – 2020 год); 1.21. Разработка механизма управления и координации системы комплексной подготовки педагогических работников, внедряющих в практику образовательные программы и материалы по вопросам повышения финансовой грамотности, созданной на базе Федеральной методической сети (включающей региональные методические центры), а также Федерального сетевого методического центра (включая вузы-партнеры) – выполнено частично; 1.22. Разработка программы повышения квалификации педагогических кадров по вопросам финансовой грамотности в сфере общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования; проведение обучения педагогических работников системы общего, среднего профессионального и высшего образования в заинтересованных субъектах Российской Федерации – выполнено; 1.23. Анализ разработанных в рамках проекта Минфина России и разработка новых (при необходимости) контрольно-измерительных материалов для оценки уровня освоения обучающимися учебных программ по финансовой грамотности – выполнено частично; 1.24. Подготовка предложений по включению в контрольно-измерительные материалы основного государственного экзамена заданий по основам финансовой грамотности в рамках предметных областей «Общественные науки», «Математика и информатика» – выполнено частично (срок завершения реализации мероприятия – 2020 год); 1.26. Осуществление систематической методической поддержки педагогических работников, реализующих в своей деятельности программы повышения финансовой грамотности, через проведение вебинаров, семинаров, конференций на регулярной основе – выполнено; 1.27. Оценка качества учебных программ и эффективности их внедрения; формирование рекомендаций по усовершенствованию учебных программ, методов и способов преподавания курсов финансовой грамотности – выполнено частично (срок завершения реализации мероприятия – 2023 год); 1.28. Разработка системы оценки качества учебников/учебных пособий, рекомендуемых для использования при реализации образовательных программ всех уровней образования – выполнено частично (срок завершения реализации мероприятия – 2020 год); 1.29. Подготовка и проведение регулярных Всероссийских недель финансовой грамотности для детей и молодежи, Всероссийских недель сбережений, Недель финансовой грамотности в регионах Российской Федерации, мероприятий, приуроченных к Дню финансиста, Неделе инвесторов и Дням пенсионной грамотности – выполнено; 1.30. Организация системы коммуникации с различными целевыми аудиториями в целях информирования населения по вопросам финансовой грамотности и привлечения внимания к этой проблематике, включая систему мониторинга и контроля результатов их проведения – выполнено; 1.31. Повышение квалификации представителей средств массовой информации в сфере финансовой грамотности через проведение семинаров, круглых столов, других форм просвещения – выполнено; 1.32. Улучшение качества информирования потребителей финансовых услуг, в том числе через внедрение механизмов обратной связи – выполнено; 1.33. Наполнение учебно-методическими и дидактическими материалами по финансовой грамотности, созданными в рамках проекта Минфина России платформы «Электронная образовательная среда» проекта «Московская электронная школа» (Российская электронная школа) – выполнено; 1.34. Содействие развитию проектной деятельности обучающихся общего образования по финансовой грамотности; обеспечение использования тематики финансовой грамотности в рамках выполнения обучающимися индивидуальных проектов – выполнено; 1.35. Обобщение и распространение информации о наилучших практиках и инициативах в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг – выполнено. 2. Направление, касающееся решения задачи по разработке механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения, в том числе в части информирования о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты, а также формирования социально ответственного поведения участников финансового рынка 2.1. Создание Межведомственной координационной комиссии и в случае необходимости рабочих групп по организации совместной деятельности – выполнено; 2.2. Разработка ФОИВ и Банком России, Пенсионным фондом Российской Федерации, участвующими в реализации Стратегии, планов деятельности по реализации Стратегии – выполнено; 2.4. Разработка материалов по информированию и консультированию потребителей финансовых услуг, в том числе цифровых финансовых услуг и цифровых каналов взаимодействия – выполнено; 2.5. Расширение практики информирования граждан по вопросам повышения финансовой грамотности и способах защиты своих прав и интересов как потребителей финансовых услуг – выполнено; 2.6. Разработка и распространение информационных материалов и коммуникационных продуктов по основам пенсионной грамотности для различных целевых аудиторий – выполнено; 2.7. Разработка стратегических планов деятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и региональных программ или региональных программ с иным наименованием, направленных на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг, в сфере финансовой грамотности населения и защиты прав потребителей финансовых услуг с учетом соглашений и планов мероприятий органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации с Минфином России и Банком России – выполнено; 2.8. Подготовка предложений и обоснований законодательных инициатив для совершенствования законодательного обеспечения участия субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в реализации мероприятий Стратегии – не выполнено; 2.9. Создание эффективного механизма отбора и поддержки (масштабирования) частных и общественных инициатив, а также межсекторного партнерства в области повышения финансовой грамотности – выполнено; 2.10. Разработка правил привлечения частных и общественных организаций к реализации мероприятий Стратегии – выполнено частично; 2.11. Взаимодействие с международными организациями – выполнено; 2.12. Контроль за ходом реализации Стратегии – выполнено; 2.13. Разработка механизма финансирования (софинансирования) мероприятий по реализации Стратегии, в том числе в субъектах Российской Федерации – выполнено частично (срок завершения реализации мероприятия – 2020 год). |
--------------------------------
<1> Дается оценка достаточности и эффективности регулирующих соответствующую сферу или отрасль экономики нормативных правовых актов и международных соглашений.
В отношении мер, оказавших значимое положительное влияние на сферу или отрасль экономики в целом, приводится описание их влияния.
При выявлении мер, оказавших значимое отрицательное влияние на сферу или отрасль экономики в целом, приводится описание этого влияния, при этом в пункте 3.2 настоящей формы указываются предложения по его предотвращению в дальнейшем.
3. Анализ факторов, повлиявших на ход реализации отраслевого документа стратегического планирования
N п/п |
Содержание раздела |
---|---|
3.1 |
Факторы, повлекшие полное или частичное неисполнение мероприятий и (или) недостижение целевых показателей (при наличии): ___________________________________________________________________ (указывается перечень факторов) |
3.2 |
Предложения по совершенствованию мер государственного регулирования в рассматриваемой отрасли: ___________________________________________________________________ (указывается перечень мероприятий) |
4. Предложения о необходимости корректировки отраслевого документа стратегического планирования
N п/п |
Содержание раздела |
---|---|
4.1 |
Перечень факторов, последствия которых окажут значительное влияние на сферы или отрасли экономики <2>: ___________________________________________________________________ (указывается перечень факторов с характеристикой их влияния) |
4.2 |
Предложения по корректировке содержания отраслевого документа стратегического планирования (при необходимости): ___________________________________________________________________ (указываются предложения по корректировке и/или уточнению) |
4.3 |
Предложения по корректировке мероприятий отраслевого документа стратегического планирования (при необходимости): ___________________________________________________________________ (указываются предложения по корректировке и/или уточнению) |
4.4 |
Предложения по корректировке показателей отраслевого документа стратегического планирования и (или) их значений (при необходимости): ___________________________________________________________________ (указываются предложения по корректировке и (или) уточнению) |
--------------------------------
<2> Указываются факторы, последствия которых окажут негативное или позитивное влияние на сферу или отрасль экономики, с характеристикой их влияния. В качестве характеристики влияния фактора указывается "негативное/позитивное".
5. Сведения о достижении целевых значений показателей за отчетный период
N п/п |
Показатели отрасли/сферы <3> |
Предыдущий год |
Отчетный год |
Характеристика показателя <5> |
|
---|---|---|---|---|---|
План <4> |
Факт |
||||
5.1 |
Основные показатели сферы/отрасли экономики (например, выпуск и потребление товаров, работ, услуг; инвестиции; цены/тарифы на товары, работы, услуги) Конечные показатели эффективности реализации Стратегии: 1. Процент граждан, понимающих соотношение «риск-доходность» 2. Процент граждан, располагающих запасом денег для непредвиденных жизненных ситуаций 3. Средний балл по базовой финансовой грамотности в области финансовых вычислений (ОЭСР) 4. Процент граждан, сравнивающих условия предоставления финансовых услуг в различных компаниях при выборе финансовой услуги 5. Процент граждан, осведомленных о государственной системе страхования вкладов в банках, включая информацию о максимально гарантированном размере страховой выплаты 6. Процент граждан, правильно называющих основные признаки финансовой пирамиды 7. Процент граждан, осведомленных об организациях, занимающихся защитой прав потребителей на финансовом рынке |
52% 40% 4,2 28% 15% 11% 39% |
Не измерялись в отчетном году, следующая оценка показателей эффективности запланирована на 2020 год |
Рисунок (не приводится) |
|
5.2 |
Динамика показателей, характеризующих место сферы/отрасли экономики России в мире (например, объемы выпуска товаров, работ, услуг в целом по миру; доля товаров, работ, услуг российского происхождения в мировом объеме) |
||||
5.3 |
Показатели финансового состояния сферы/отрасли экономики (например, прибыль/убыток, рентабельность отрасли/сектора) |
||||
5.4. |
Показатели, характеризующие технологическое развитие сферы/отрасли экономики (например, объем инновационных товаров, работ, услуг, их удельный вес в общем объеме товаров, работ, услуг; производительность труда; экологические показатели сферы/отрасли экономики - объемы выбросов загрязнений, объемы отходов) |
9 место по результатам исследования уровня финансовой грамотности взрослого населения Международной сети по финансовому образованию (INFE) ОЭСР |
--------------------------------
<3> Каждый показатель указывается в отдельной строке.
<4> При наличии утвержденного планового значения показателя на отчетный год в отраслевом документе стратегического планирования.
<5> Заполняется в соответствии с динамикой относительно предыдущего года (с точки зрения достижения целевого значения показателя):
Рисунок (не приводится) - улучшение ситуации в отрасли по сравнению с предыдущим годом;
Рисунок (не приводится) - ситуация не изменилась;
Рисунок (не приводится) - ухудшение ситуации по сравнению с предыдущим годом.
6. Данные об использованных бюджетных ассигнованиях на реализацию мероприятий государственных программ Российской Федерации, обеспечивающих реализацию отраслевого документа стратегического планирования
N п/п |
Наименование государственной программы Российской Федерации (госпрограммы), федеральной целевой программы (ФЦП) либо их составляющих <6> |
Объем бюджетных ассигнований, выделенных в отчетном году на реализацию отраслевого документа стратегического планирования |
---|---|---|
1 |
2 |
3 |
6.1 |
Наименование госпрограммы: _____________________________________ (указывается наименование) |
|
6.1.1 |
Наименование подпрограммы/ФЦП госпрограммы: _____________________________________ (указывается наименование) |
|
6.1.1.1 |
Наименование основного мероприятия подпрограммы госпрограммы/мероприятия в рамках ФЦП: _____________________________________ (указывается наименование) |
|
... |
--------------------------------
<6> Указываются все госпрограммы, механизмы которых используются для реализации отраслевого документа стратегического планирования.
В случае, когда госпрограмма полностью направлена на реализацию отраслевого документа стратегического планирования, разбивка на подпрограммы/ФЦП не требуется. При этом в столбце 3 указывается общий объем средств федерального бюджета в рамках госпрограммы.
В случае, когда на реализацию отраслевого документа стратегического планирования направлены только отдельные подпрограммы/ФЦП или отдельные основные мероприятия госпрограммы/мероприятия ФЦП, в столбце 3 приводится соответствующий объем бюджетных ассигнований.
7. Данные об объемах привлеченного внебюджетного финансирования, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, в рамках реализации отраслевого документа стратегического планирования
N п/п |
Наименование направления |
Объем внебюджетного финансирования |
Источник информации <7> |
---|---|---|---|
7.1 |
Внебюджетные средства в рамках государственных программ Российской Федерации |
||
7.2 |
Внебюджетные средства в рамках механизма государственно-частного партнерства, в том числе в разрезе проектов, реализуемых на: |
||
7.2.1 |
Федеральном уровне |
||
7.2.2 |
Региональном уровне |
||
7.2.3 |
Муниципальном уровне |
||
7.3 |
Внебюджетные инвестиции <8> |
--------------------------------
<7> В качестве источника информации может быть использована информация официальных статистических ведомств Российской Федерации, ведомственная статистика либо иная статистическая информация с указанием источника информации.
<8> К внебюджетным инвестициям относятся: собственные средства, кредиты банков, заемные средства других организаций, иностранные инвестиции, средства внебюджетных фондов, средства организаций и населения, средства вышестоящих организаций, средства от выпуска корпоративных облигаций, средства от эмиссий акций, направленные на развитие соответствующей сферы или отрасли экономики.
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная