Результаты оценки эффективности налоговых расходов за 2022 г.

скачать (ZIP, 15.83 MB)
Опубликовано: 01.04.2024Изменено: 01.04.2024
Результаты оценки эффективности налоговых расходов за 2022 г. Скачать
Наименование столбца № п/п в соответствии с Перечнем налоговых расходов Российской Федерации Код льготы Краткое наименование налогового расхода Российской Федерации Полное наименование налогового расхода Российской Федерации Куратор налогового расхода Российской Федерации Соисполнитель налогового расхода Российской Федерации Вид налогового расхода Российской Федерации Наименование налога, сбора, таможенного платежа и страховых взносов на обязательное социальное страхование Реквизиты законодательного акта (нормативного правового акта) Российской Федерации, международного соглашения (договора), устанавливающего налоговый расход Категории плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, для которых предусмотрены налоговые льготы, освобождения и иные преференции Условия предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование Целевая категория плательщиков Даты вступления в силу НПА, международных договоров, устанавливающих налоговые льготы, освобождения и иные преференции (дата начала действия налогового расхода Российской Федерации) Даты вступления в силу НПА, международных договоров, отменяющих налоговые льготы, освобождения и иные преференции (дата прекращения действия налогового расхода Российской Федерации) Целевая категория налогового расхода Российской Федерации Цели предоставления налоговых льгот, освобождений и иных преференций для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование Код государственной программы Российской Федерации Наименование государственной программы Российской Федерации, наименование НПА, международного договора, определяющего цели социально-экономической политики Российской Федерации, не относящиеся к государственным программам Российской Федерации Наименование цели государственной программы Российской Федерации / цели социально-экономической политики Российской Федерации, не относящейся к государственным программам Российской Федерации Наименование целевого показателя (индикатора) достижения целей государственных программ и (или) целей социально-экономической политики (целевые показатели)* Единица измерения целевого показателя Значения целевых показателей* Объем налоговых льгот, освобождений и иных преференций, предоставленных для плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, тыс. рублей Общая численность плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование Численность плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, воспользовавшихся правом на получение налоговых льгот, освобождений и иных преференций Получатели льгот, обуславливающих стимулирующие налоговые расходы, в 2018 году Получатели льгот, обуславливающих стимулирующие налоговые расходы, в 2019 году Получатели льгот, обуславливающих стимулирующие налоговые расходы, в 2020 году Получатели льгот, обуславливающих стимулирующие налоговые расходы, в 2021 году Получатели льгот, обуславливающих стимулирующие налоговые расходы, в 2022 году Численность плательщиков налогов, сборов, таможенных платежей и страховых взносов на обязательное социальное страхование, потенциально имеющих право на получение данной льготы Соответствие налоговых расходов целям государственных программ и (или) социально-экономической политики Востребованность налоговых льгот Вклад льготы в изменение значения целевого показателя* Сравнительный анализ результативности предоставления льготы и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы и (или) целей социально-экономической политики* Количественное значение оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) (чистая приведенная стоимость дополнительных налоговых поступлений от введения льготы, тыс. рублей) Краткое описание совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) Итоги оценки эффективности Предложения по итогам оценки эффективности Краткое описание результатов оценки эффективности
2022 год 2023 год 2024 год 2025 год 2026 год 2020 год 2021 год 2022 год 2023 год 2024 год 2025 год 2026 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год Ni (2018) Льгота (2018) База (2017) Ni (2019) Льгота (2019) База (2018) База (2017) Ni (2020) Льгота (2020) База (2019) База (2018) База (2017) Ni (2021) Льгота (2021) База (2020) База (2019) База (2018) База (2017) Ni (2022) Льгота (2022) База (2021) База (2020) База (2019) База (2018) База (2017) 2018 год 2019 год 2020 год 2021 год 2022 год Пороговое значение (в соответствии с методикой) Фактическое значение Качественная интерпретация уровня востребованности Фактическое значение показателя с учетом льготы в 2022 году Расчетное значение показателя без учета льготы в 2022 году Значение вклада льготы в изменение значения целевого показателя Значение вклада льготы в изменение значения целевого показателя Краткое описание Вид альтернативного механизма Краткое описание альтернативного механизма Фактическое значение целевого показателя при предоставлении льготы в 2022 году Расчетное значение целевого показателя при применении альтернативного механизма в 2022 году Фактическое значение объема налогового расхода в 2022 году Расчетное значение объема расходов федерального бюджета в целях применения альтернативного механизма в 2022 году Количественное значение результатов сравнительного анализа Качественное описание результатов сравнительного анализа
Пункт паспорта налогового расхода Российской Федерации по Постановлению Правительства РФ от 12.04.2019 № 439 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 10 11 12 13 14 14 14 14 15 16 16 16 16 17 18 20 15 19 20 19 19 20 19 19 19 20 19 19 19 19 20 15 19 19 19 19 19
Источник информации Перечень НР Перечень НР Перечень НР Перечень НР Перечень НР Куратор Куратор+Минфин Куратор+Минфин Перечень НР Перечень НР Куратор Куратор Куратор Куратор Перечень НР+куратор Куратор Перечень НР+куратор Перечень НР+куратор Куратор Куратор Куратор ФНС, ФТС, Минфин Минфин ФНС, ФТС ФНС, ФТС ФНС, ФТС ФНС, ФТС ФНС, ФТС ФНС, ФТС ФНС, ФТС Куратор Куратор Куратор Куратор Куратор Куратор Куратор Куратор Куратор Куратор Куратор Куратор Куратор Куратор Куратор Куратор Куратор Куратор Куратор Куратор Куратор Куратор
Столбец 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 80.1 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94
127 НП.0158 Налоговый вычет из налоговой базы по налогу на прибыль организаций сумме расходов на оплату труда за платежи по договорам страхования жизни на срок не меее пяти лет К расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся суммы платежей работодателей по договорам страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет с российскими страховыми организациями и в течение этих пяти лет не предусматривают страховых выплат, в том числе рент и (или) аннуитетов, за исключением страховых выплат в случае смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица Минфин России Налоговый вычет Страховые взносы Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред. от 06.08.2001 № 110-ФЗ) ст.255/ч.2/п.16/абз.3 Юридические лица Договор должен быть заключен на срок не менее 5 лет с российскими страховыми организациями, имеющими лицензии на ведение соответствующего вида деятельности, и в течение этих 5 лет не должен предусматривать страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов, за исключением страховых выплат в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица Юридические лица, осуществляющие платежи страховых взносов по договорам страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет 2007-07-24 Социальная Позволяет уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на суммы платежей (взносов) по договорам страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет 39 Государственная программа Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 320 "Создание условий к концу 2030 года, повышающих доступность финансового рынка, при которых доля инвестиционных, страховых и пенсионных продуктов в сбережениях граждан увеличится до 40% государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков""Развитие финансовой инфраструктуры" Объем налоговых льгот (преференций), представленных организациям - плательщикам страховых взносов по обязательному социальному страхованию % 13.58 4.55 12,5 19,23 19,23 119 939 100 939 134 077 137 275 149 896 157 813 166 078 1 072 401 995 891 967 246 947 301 970 773 90 91 81 73 66 x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x частичное соответствие не менее 0,01% 0.00679% льгота не востребована 0 - иная форма непосредственной финансовой поддержки альтернативным механизмом достижения цели государственной программы является предоставление налогоплательщикам возможности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций в сумме расходов на оплату труда в виде компенсации работодателем работнику платежей по договорам страхования жизни на срок не менее 5 лет, осуществляемых самим работником (для случаев, если это предусмотрено трудовым договором) 0 н/д н/д н/д н/д Бюджетную эффективность нельзя признать положительной ввиду малого количества организаций, воспользовавшихся указанной льготой н/д н/д льгота не получила широкого распространения сохранение льготы Поскольку налоговый расход не соответствует обоим критериям целесообразности и оценка вклада налоговой льготы в изменение значения показателя Подпрограммы не достигает пороговых значений ввиду крайне низкой востребованности, а оценка бюджетной эффективности не принимает положительное значение, налоговый расход нельзя признать эффективным. Налоговый расход не оказал ощутимого положительного воздействия на достижение цели Подпрограммы в 2022 году, применение пониженных тарифов страховых взносов не привело к существенному росту российских организаций, осуществляющих платежи страховых взносов по договорам страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет, которые воспользовались данной льготой.
123 НП.0248 Пониженная ставка налога на прибыль по доходам от операций по реализации или иного выбытия долей участия в уставном капитале российских и (или) иностранных организаций, а также акций российских и (или) иностранных организаций К налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских и (или) иностранных организаций, а также акций российских и (или) иностранных организаций, применяется налоговая ставка 0 процентов с учетом особенностей, установленных статьями 284.2 и 284.7 НК РФ, если иное не установлено пунктом 4.1 статьи 284 НК РФ Минфин России Пониженная ставка (тариф) Налог на прибыль организаций Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред. от 28.12.2010 № 395-ФЗ) ст.284/п.4.1 (ст.284.2,284.2.1,284.7) Юридические лица К налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций, применяется налоговая ставка 0 процентов в случае владения 5 и более лет и при соблюдении в отношении указанных акций одного из следующих условий: 1) при условии, что эти акции (доли) составляют уставный капитал таких организаций, не более 50 процентов активов которых, по данным финансовой отчетности на последний день месяца, предшествующего месяцу реализации, прямо или косвенно состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации; 2) в отношении операций по ценным бумагам иностранных организаций налоговый вычет применяется только в том случае, если государство постоянного местонахождения указанных иностранных организаций не включено в утверждаемый Минфином России перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны). По доходам от операций по реализации или иного выбытия (в том числе погашения) долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций, относящихся к высокотехнологичному (инновационному) сектору экономики (действие приостановлено до 01.01.2023):1) акции, облигации российских организаций, инвестиционные паи относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и в течение всего срока владения налогоплательщиком такими ценными бумагами являются ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики; 2) акции, облигации российских организаций, инвестиционные паи на дату их приобретения налогоплательщиком относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и на дату их реализации указанным налогоплательщиком или иного выбытия (в том числе погашения) у указанного налогоплательщика относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг и являющимся ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики. По доходам, полученным международной холдинговой компанией, при одновременном соблюдении следующих условий: 1) акции (доли участия в уставном капитале) российской или иностранной организации на дату их реализации или иного выбытия (в том числе погашения) непрерывно принадлежат международной холдинговой компании в течение не менее 365 календарных дней и составляют не менее чем 15-процентный вклад (долю) в уставном (складочном) капитале (фонде) такой организации; 2) акции (доли участия) составляют уставный капитал организаций, не более 50 процентов активов которых на последнюю отчетную дату, предшествующую дате реализации или иного выбытия (в том числе погашения), прямо или косвенно состоят из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации; 3) акции (доли участия в уставном капитале) российской или иностранной организации не были внесены (переданы) в уставный капитал международной холдинговой компании в течение 365 календарных дней до или после даты регистрации такой компании в качестве международной компании, а также приобретены такой компанией в результате реорганизации в течение 365 календарных дней до или после даты регистрации такой компании в качестве международной компании при условии, что государство постоянного местонахождения таких иностранных организаций не включено в перечень государств и территорий, утверждаемый Минфином России. Налоговая ставка 0 процентов, предусмотренная пунктом 4.1 статьи 284 настоящего Кодекса, применяется также к налоговой базе, определяемой по доходам от операций по реализации или от иного выбытия (в том числе погашения) в 2022 - 2023 годах акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций, полученным по сделкам, заключенным в 2022 - 2023 годах налогоплательщиком, в отношении которого на дату заключения таких сделок иностранными государствами, экономическими, политическими, военными или иными объединениями стран, международными финансовыми и иными организациями были установлены запретительные, ограничительные и (или) иные аналогичные меры, введенные в 2022 - 2023 годах и заключающиеся в установлении запретов и (или) ограничений на проведение расчетов и (или) осуществление финансовых операций, запретов или ограничений на проведение операций, связанных с заемным финансированием и (или) приобретением либо отчуждением ценных бумаг (долей участия в уставном капитале), при условии, что на дату реализации указанных акций (долей участия в уставном капитале) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более одного года. Юридические лица, осуществляющие реализацию или иное выбытие долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций, в случае владения 5 и более лет 2011-01-01 стимулирующая Стимулирование долгосрочного инвестирования в ценные бумаги российских эмитентов в целях развития рынка капитала и достижения положительного общеэкономического эффекта 39 Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков Повышение доступности финансового рынка, при которых доля инвестиционных, страховых и пенсионных продуктов в сбережениях граждан увеличится на 40 процентов. Доля операций на рынке акций в общей структуре объема биржевых операций на фондовом рынке % 47.31 47.46 47.61 47.76 47.91 91 571 474 198 168 925 86 837 236 63 497 938 69 335 962 72 998 317 76 821 297 1 072 401 995 891 967 246 947 301 970 773 110 350 373 433 413 894 782 790 12 338 885 556 422 789 2 129 661 350 49 626 176 1 636 086 245 514 840 201 673 245 997 91 571 474 261 082 843 326 914 151 90 523 696 1417173186 198 168 925 681 458 329 30 203 894 3 957 863 108 832 509 1 729 318 616 86 837 236 1 029 893 587 336 845 702 35 071 767 317 310 417 117 863 072 x x x x x полное соответствие 0.0005% 0.03 льгота востребована 47.31 н/д н/д н/д Оценка вклада налоговой льготы осуществляется методом экспертной оценки. В настоящее время в соответствии с пунктом 4.2.1. Методики осуществляется формирование экспертной комиссии, в связи с чем оценка не может быть произведена. субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки субсидирование брокерского обслуживания юридических лиц или механизм единоразовой субсидии налогоплательщикам – владельцам долей участия в уставном капитале российских и (или) иностранных организаций, а также акций российских и (или) иностранных организаций по истечении владения ими на праве собственности или на ином вещном праве более пяти лет. 47.31 47.31 86 837 236 296 959 836 210 122 600 Методикой предусмотрено, что при достижении показателем положительного значения предоставление льгот рассматривается в качестве наиболее эффективного инструмента государственной поддержки. Таким образом, представляется возможным сделать вывод об эффективности применения в 2022 году действующего инструмента государственной поддержки. -183 705 372 По итогам проведения совокупного бюджетного эффекта чистая (5-летняя) приведенная стоимость дополнительных налоговых поступлений от введения льготы демонстрирует отрицательное значение. льгота эффективна сохранение льготы По состоянию на 2022г. по итогам проведения совокупного бюджетного эффекта чистая (5-летняя) приведенная стоимость дополнительных налоговых поступлений от введения льготы демонстрирует отрицательные значение. Согласно данным Московский Биржи, в 2022 году отмечалось существенное снижение основных показателей фондового рынка. В частности, основной индикатор фондового рынка России – Индекс МосБиржи снизился за 2022 год на 43,1%. Высокая волатильность на рынке ценных бумаг в 2022 г. оказала непосредственное влияние на дополнительные налоговые поступления от введения льготы. Вместе с тем за 2018-2021гг. отмечается ежегодный прирост численности плательщиков налогов, сборов и страховых взносов на обязательное социальное страхование, воспользовавшихся правом на получение налоговой льготы. Данный фактор свидетельствует о целевой заинтересованности плательщиков в получении налоговой льготы и показатели демонстрируют соответствие целей предоставления налоговых вычетов целям социально-экономического развития Российской Федерации, при этом внося значительный вклад в их достижение. На основании вышеизложенного целесообразно сохранить налоговый расход «Пониженная ставка налога на прибыль по доходам от операций по реализации или иного выбытия долей участия в уставном капитале российских организаций, а также акций российских организаций». В целях достижения положительного значения чистой (5-летней) приведенной стоимости дополнительных налоговых поступлений от введения льготы по итогам проведения совокупного бюджетного эффекта необходимо повысить эффективность мер по информированию компаний о возможности получения налоговой льготы.
124 НДФЛ.0163 Налоговый вычет из налоговой базы по НДФЛ в размере положительного финансового результата по операциям с ценными бумагами При определении размера налоговой базы в соответствии с НК РФ налогоплательщик имеет право на получение инвестиционного налогового вычета в размере положительного финансового результата, полученного налогоплательщиком в налоговом периоде от реализации (погашения) ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 3 статьи 214.1 НК РФ и находившихся в собственности налогоплательщика более трех лет Минфин России Налоговый вычет Налог на доходы физических лиц Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред. от 28.12.2013 № 420-ФЗ) ст.219.1/п.1/пп.1 Физические лица Срок владения ценными бумагами более 3 лет Предельный размер вычета устанавливается в размере 3 млн. рублей за каждый полный год Физические лица, владеющие ценными бумагами более 3 лет 2015-01-01 Социальная Стимулирование долгосрочного инвестирования в ценные бумаги российских эмитентов в целях развития рынка капитала и достижения положительного общеэкономического эффекта 39 Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков Повышение доступности финансового рынка, при которых доля инвестиционных, страховых и пенсионных продуктов в сбережениях граждан увеличится на 40 процентов. Доля участников рынка ценных бумаг в общем количестве трудоспособного населения % 30.57 30.72 30.87 31.02 31.17 1 867 101 3 474 727 2 099 962 2 381 040 2 643 417 2 836 589 3 042 257 66 173 407 65 979 565 64 053 157 65 398 145 65 500 694 9 580 17 879 29 056 50 656 51 554 x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x 66 173 407 65 979 565 64 053 157 65 398 145 65 500 694 полное соответствие 0.2 4.79 льгота востребована 30.57 н/д н/д н/д Оценка вклада налоговой льготы осуществляется методом экспертной оценки. В настоящее время в соответствии с пунктом 4.2.1. Методики осуществляется формирование экспертной комиссии, в связи с чем оценка не может быть произведена. субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки субсидия на брокерское обслуживание физических лиц в размере 0,01% от объема клиентских операций при условии бесплатного брокерского обслуживания физических лиц в течение первого года с момента заключения договора 30.57 30.57 2 099 962 231 976 244 229 876 282 Методикой предусмотрено, что при достижении показателем положительного значения предоставление льгот рассматривается в качестве наиболее эффективного инструмента государственной поддержки. Таким образом, представляется возможным сделать вывод об эффективности применения в 2022 году действующего инструмента государственной поддержки. х х льгота эффективна сохранение льготы Результаты проведенной оценки демонстрируют соответствие целей предоставления налоговых вычетов целям социально-экономического развития Российской Федерации, при этом внося значительный вклад в их достижение. Количество налогоплательщиков, воспользовавшихся налоговой льготой в отчетном году существенно увеличилось по сравнению с предыдущими периодами. Стремительный рост количества активных участников рынка ценных бумаг демонстрирует эффективность применяемых мер при их значительной бюджетной эффективности. На основании вышесказанного целесообразно сохранить налоговый расход «Налоговый вычет из налоговой базы по НДФЛ в размере положительного финансового результата по операциям с ценными бумагами».
125 НДФЛ.0164 Налоговый вычет из налоговой базы по НДФЛ в сумме денежных средств, внесенных на индивидуальный инвестиционный счет При определении размера налоговой базы в соответствии с НК РФ налогоплательщик имеет право на получение инвестиционного налогового вычета в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет Минфин России Налоговый вычет Налог на доходы физических лиц Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред. от 28.12.2013 № 420-ФЗ) ст.219.1/п.1/пп.2 Физические лица Минимальный срок инвестирования для получения вычета – 3 года. Максимальная сумма налогового вычета - 52 тыс. рублей при внесении на ИИС 400 тыс. рублей и более. Сумма, которую можно получить, не может превышать размер уплаченного НДФЛ. Вычет предоставляется ежегодно при условии ежегодного внесения средств на ИИС и наличия дохода, облагаемого по ставке 13%. Физические лица, владеющие инвестиционным счетом более 3 лет 2015-01-01 Социальная Стимулирование долгосрочного инвестирования в ценные бумаги российских эмитентов в целях развития рынка капитала и достижения положительного общеэкономического эффекта 39 Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков Повышение доступности финансового рынка, при которых доля инвестиционных, страховых и пенсионных продуктов в сбережениях граждан увеличится на 40 процентов. Доля участников рынка ценных бумаг в общем количестве трудоспособного населения % 30.57 30.72 30.87 31.02 31.17 11 129 255 10 920 342 4 618 356 5 236 519 5 813 554 6 238 389 6 690 706 66 173 407 65 979 565 64 053 157 65 398 145 65 500 694 79 792 165 690 290 791 286 619 120 490 x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x 66 173 407 65 979 565 64 053 157 65 398 145 65 500 694 полное соответствие 30 38.62 льгота востребована 30.57 23.63 - 7% Налоговая льгота признается результативной в связи с достижением значения вклада налоговой льготы больше 1,5 %. субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки субсидия на брокерское обслуживание физических лиц в размере 0,01% от объема клиентских операций при условии бесплатного брокерского обслуживания физических лиц в течение первого года с момента заключения договора 30.57 30.57 4 618 356 231 976 244 226 910 017 Методикой предусмотрено, что при достижении показателем положительного значения предоставление льгот рассматривается в качестве наиболее эффективного инструмента государственной поддержки. Таким образом, представляется возможным сделать вывод об эффективности применения в 2022 году действующего инструмента государственной поддержки. х х льгота эффективна сохранение льготы Результаты проведенной оценки демонстрируют соответствие целей предоставления налоговых вычетов целям социально-экономического развития Российской Федерации, при этом внося значительный вклад в их достижение. Количество налогоплательщиков, воспользовавшихся налоговой льготой в отчетном году существенно увеличилось по сравнению с предыдущими периодами. Стремительный рост количества активных участников рынка ценных бумаг демонстрирует эффективность применяемых мер при их значительной бюджетной эффективности. На основании вышесказанного целесообразно сохранить налоговый расход «Налоговый вычет из налоговой базы по НДФЛ в размере положительного финансового результата по операциям с ценными бумагами».
126 НДФЛ.0165 Налоговый вычет из налоговой базы по НДФЛ в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете При определении размера налоговой базы в соответствии с НК РФ налогоплательщик имеет право на получение инвестиционного налогового вычета в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете Минфин России Налоговый вычет Налог на доходы физических лиц Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред. от 28.12.2013 № 420-ФЗ) ст.219.1/п.1/пп.3 Физические лица Минимальный срок инвестирования для получения вычета – 3 года. Не было использовано право получения налогового вычета на взнос Физические лица, владеющие инвестиционным счетом более 3 лет 2015-01-01 Социальная Стимулирование долгосрочного инвестирования в ценные бумаги российских эмитентов в целях развития рынка капитала и достижения положительного общеэкономического эффекта 39 Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков Повышение доступности финансового рынка, при которых доля инвестиционных, страховых и пенсионных продуктов в сбережениях граждан увеличится на 40 процентов. Доля участников рынка ценных бумаг в общем количестве трудоспособного населения % 30.57 30.72 30.87 31.02 31.17 135 231 153 760 447 871 507 818 563 777 604 976 648 840 66 173 407 65 979 565 64 053 157 65 398 145 65 500 694 434 902 1 564 3 061 3 368 x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x x 66 173 407 65 979 565 64 053 157 65 398 145 65 500 694 полное соответствие 30 38.62 льгота востребована 30.57 23.63 - 7% Налоговая льгота признается результативной в связи с достижением значения вклада налоговой льготы больше 1,5 %. субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки субсидия на брокерское обслуживание физических лиц в размере 0,01% от объема клиентских операций при условии бесплатного брокерского обслуживания физических лиц в течение первого года с момента заключения договора 30.57 30.57 447 871 231 976 244 226 910 017 Методикой предусмотрено, что при достижении показателем положительного значения предоставление льгот рассматривается в качестве наиболее эффективного инструмента государственной поддержки. Таким образом, представляется возможным сделать вывод об эффективности применения в 2022 году действующего инструмента государственной поддержки. х х льгота эффективна сохранение льготы Результаты проведенной оценки демонстрируют соответствие целей предоставления налоговых вычетов целям социально-экономического развития Российской Федерации, при этом внося значительный вклад в их достижение. Стремительный рост как количества налогоплательщиков, использующих финансовый инструмент, на популяризацию которого направлены налоговые меры стимулирования, так и количества налогоплательщиков, воспользовавшихся налоговыми вычетами, демонстрирует эффективность применяемых мер при их значительной бюджетной эффективности. На основании вышесказанного целесообразно сохранить налоговые расходы «Налоговый вычет из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в сумме денежных средств, внесенных на индивидуальный инвестиционный счет» и «Налоговый вычет из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете».
386 НДФЛ.0215 Освобождение от уплаты НДФЛ доходов, получаемых от реализации (погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: доходы, получаемые от реализации (погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев, при условии, что на дату их реализации (погашения) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более одного года и в отношении их соблюдается одно из условий Минфин России Освобождение от налогообложения (обложения страховыми взносами) Налог на доходы физических лиц Налоговый кодекс Российской Федерации (в ред. от 21.11.2022 № 443-ФЗ) ст.217/п.17.2-1 Физические лица доходы, получаемые от реализации (погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев, при условии, что на дату их реализации (погашения) они непрерывно принадлежали налогоплательщику на праве собственности или ином вещном праве более одного года и в отношении их соблюдается одно из следующих условий: акции, облигации российских организаций, инвестиционные паи относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и в течение всего срока владения налогоплательщиком такими ценными бумагами являются ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики; акции, облигации российских организаций, инвестиционные паи на дату их приобретения налогоплательщиком относятся к ценным бумагам, не обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и на дату их реализации указанным налогоплательщиком или погашения относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг и являющимся ценными бумагами высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики. Физические лица, получающие доходы от реализации (погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев, непрерывно принадлежавших им на дату их реализации (погашения) на праве собственности или ином вещном праве более одного года 2023-01-01 Стимулирующая Стимулирование долгосрочного инвестирования в ценные бумаги российских эмитентов в целях развития рынка капитала и достижения положительного общеэкономического эффекта 39 Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков Повышение доступности финансового рынка, при которых доля инвестиционных, страховых и пенсионных продуктов в сбережениях граждан увеличится на 40 процентов. В отношении налогового расхода оценка результативности не проводится. х х х х х х х х х х х х х 66 173 407 65 979 565 64 053 157 65 398 145 65 500 694 х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х х полное соответствие х х х х х х х х х х х х х х х х х х льгота эффективна сохранение льготы Результаты проведенной оценки демонстрируют соответствие целей предоставления налоговой льготы целям социально-экономического развития Российской Федерации, при этом внося значительный вклад в их достижение. На основании вышесказанного целесообразно сохранить налоговый расход «Освобождение от уплаты НДФЛ доходов, получаемых от реализации (погашения) акций, облигаций российских организаций, инвестиционных паев».