Обобщение практики применения МСФО на территории Российской Федерации (ОП 20-2023)
О применении Международных стандартов финансовой отчетности
Межведомственная рабочая группа по применению Международных стандартов финансовой отчетности, образованная приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2012 г. № 148, обобщила опыт применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) на территории Российской Федерации и сообщает следующее.
Представление обязательства и расхода по налогу на сверхприбыль в консолидированной финансовой отчетности
Федеральным законом от 4 августа 2023 г. № 414-ФЗ «О налоге на сверхприбыль» (далее – Федеральный закон № 414-ФЗ) установлен налог на сверхприбыль, являющийся налогом разового характера.
Объектом налогообложения данным налогом признается сверхприбыль, полученная налогоплательщиком, а налоговой базой – денежное выражение сверхприбыли. Налогоплательщики данного налога, налоговая ставка, порядок определения сверхприбыли и налоговой базы, исчисления налога, его уплаты и представления налоговой декларации установлены Федеральным законом № 414-ФЗ.
1. Информация о налоге на сверхприбыль раскрывается в консолидированной финансовой отчетности в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», введенным в действие для применения в Российской Федерации приказом Минфина России от 28 декабря 2015 г. № 217н.
2. Исходя из параграфа 5 МСФО (IAS) 12, в целях консолидированной финансовой отчетности налог на сверхприбыль рассматривается в качестве текущего налога.
3. Согласно параграфу 12 МСФО (IAS) 12 неоплаченные суммы текущего налога признаются в качестве обязательства. Исходя из этого, обязательство и расход по налогу на сверхприбыль подлежат отражению в консолидированной финансовой отчетности начиная с момента, когда Федеральный закон № 414-ФЗ был фактически принят (параграфы 46 и 48 МСФО (IAS) 12)), т.е. в 2023 г.
В промежуточной консолидированной финансовой отчетности обязательство и расход по налогу на сверхприбыль подлежат отражению, начиная с отчетности за 9 месяцев 2023 г.
4. Согласно параграфу 46 МСФО (IAS) 12 обязательства по текущему налогу оцениваются в сумме, которую ожидается уплатить налоговым органам, рассчитанной с использованием ставок налога (и налогового законодательства), действующих или по существу принятых по состоянию на конец отчетного периода.
Поскольку с момента принятия Федерального закона № 414-ФЗ налоговое законодательство предусматривает возможность использования налогового вычета при условии внесения обеспечительного платежа в период с 1 октября по 30 ноября 2023 г., при определении сумм обязательства и расхода по налогу на сверхприбыль, подлежащих отражению в консолидированной финансовой отчетности за 2023 г., организация должна учитывать свои намерения относительно внесения обеспечительного платежа в федеральный бюджет и использования права на налоговый вычет. При обоснованном изменении намерений организации и исходя из фактического перечисления/неперечисления обеспечительного платежа в федеральный бюджет сумма обязательства и расхода по налогу на сверхприбыль может соответствующим образом корректироваться на каждую отчетную дату до погашения обязательства по налогу на сверхприбыль.
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная