Протокол № 1 от 18 апреля 2023 года заседания Совета по развитию внутреннего финансового аудита

скачать (PDF, 3.93 MB)
Опубликовано: 21.04.2023Изменено: 21.04.2023
Протокол № 1 от 18 апреля 2023 года заседания Совета по развитию внутреннего финансового аудита Скачать

Прикрепленные файлы (1)

ПРОТОКОЛ
заседания Совета по развитию внутреннего финансового аудита

«18» апреля 2023 г.

г. Москва

№ 1

Председательствовал:

Романов Сергей Владимирович - директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России, Председатель Совета по развитию внутреннего финансового аудита

Присутствовали:

Члены Совета по развитию внутреннего финансового аудита:

Артюхин Роман Евгеньевич - руководитель Федерального казначейства
Бычков Станислав Сергеевич - заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Горбатов Анатолий Александрович - заместитель директора Департамента организации и контроля Минюста России
Григорян Аркадий Робертович - заместитель начальника Правового управления Росреестра
Гулида Юлия Викторовна - руководитель Контрольно-ревизионной комиссии Социального фонда России
Дубровин Алексей Андреевич - начальник Службы внутреннего финансового аудита РАНХиГС
Иванова Наталия Владимировна - главный эксперт-специалист Контрольно-ревизионного управления МВД России
Исаев Эли Абубакарович - заместитель руководителя Федерального казначейства
Ковалев Николай Юрьевич - ведущий советник Отдела анализа качества финансового менеджмента Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Колосов Григорий Михайлович - начальник Отдела внутреннего финансового аудита Департамента цифрового развития и информационных технологий Минздрава России
Константинова Мария Валерьевна - помощник руководителя Росимущества
Коромыслова Вера Васильевна - начальник Отдела внутреннего финансового аудита Департамента социально-экономического развития отдельных территорий Минстроя России
Курбатов Павел Игоревич - заместитель начальника Управления внутреннего аудита – начальник Отдела внутреннего финансового аудита Управления внутреннего аудита ФНС России
Сапрыкин Сергей Васильевич - заместитель директора Контрольно-ревизионного департамента Минобрнауки России
Метелькова Елена Олеговна - начальник Отдела анализа качества финансового менеджмента Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России
Политов Василий Александрович - советник Службы внутреннего финансового аудита Москомспорта
Сикора Екатерина Борисовна - ведущий аудитор Ревизионного отдела ГКУ «СФК» Москомспорта
Табалина Светлана Александровна - старший научный сотрудник НИФИ Минфина России
Тарасова Елена Викторовна - начальник Контрольно-аналитического управления в финансово-бюджетной сфере Федерального казначейства
Третьякова Ирина Александровна - помощник Председателя Счетной палаты Российской Федерации
Чеснокова Анастасия Вячеславовна - начальник Отдела финансового контроля и внутреннего аудита Контрольно-ревизионного управления Судебного департамента
Шиляев Петр Иванович - заместитель директора Департамента - начальник Отдела внутреннего финансового аудита бюджетных средств Департамента внутреннего аудита Госкорпорации «Росатом»
Юргенс Альберт Арвидович - начальник Отдела по осуществлению внутреннего финансового аудита Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Форма проведения заседания: очно с использованием средств видео-конференц-связи. Кворум имеется.

Приглашенные к участию в заседании Совета по развитию внутреннего финансового аудита лица:

Струкова Елена Михайловна - начальник Отдела внутреннего финансового аудита и проверок деятельности структурных подразделений Министерства Контрольно-ревизионного департамента Минобрнауки России
Кузнецов Андрей Владимирович - заместитель начальника Контрольно-финансового управления ФАС России

I. Об избрании Секретаря Совета по развитию внутреннего финансового аудита

(Романов С.В., Артюхин Р.Е., Бычков С.С., Горбатов А.А., Григорян А.Р., Гулида Ю.В., Дубровин А.А., Иванова Н.В., Исаев Э.А., Ковалев Н.Ю., Колосов Г.М., Константинова М.В., Коромыслова В.В., Сапрыкин С.В., Курбатов П.И., Метелькова Е.О., Политов В.А., Сикора Е.Б., Табалина С.А., Тарасова Е.В., Третьякова И.А., Чеснокова А.В., Шиляев П.И., Юргенс А.А., Струкова Е.М., Кузнецов А.В.)

1. Принять к сведению доклад об избрании Секретаря Совета по развитию внутреннего финансового аудита Е.О. Метельковой.

2. Избрать Н.Ю. Ковалева Секретарем Совета по развитию внутреннего финансового аудита.

II. О проекте Графика заседаний Совета по развитию внутреннего финансового аудита на июнь – декабрь 2023 года

(Романов С.В., Артюхин Р.Е., Бычков С.С., Горбатов А.А., Григорян А.Р., Гулида Ю.В., Дубровин А.А., Иванова Н.В., Исаев Э.А., Ковалев Н.Ю., Колосов Г.М., Константинова М.В., Коромыслова В.В., Сапрыкин С.В., Курбатов П.И., Метелькова Е.О., Политов В.А., Сикора Е.Б., Табалина С.А., Тарасова Е.В., Третьякова И.А., Чеснокова А.В., Шиляев П.И., Юргенс А.А., Струкова Е.М., Кузнецов А.В.)

1. Принять к сведению доклад о График заседаний Совета по развитию внутреннего финансового аудита на июнь – декабрь 2023 года Е.О. Метельковой.

2. Утвердить График заседаний Совета по развитию внутреннего финансового аудита на июнь – декабрь 2023 года согласно Приложению № 1 к настоящему протоколу.

III. О проекте Рекомендаций по организации профессионального развития должностных лиц (работников), наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита

(Романов С.В., Артюхин Р.Е., Бычков С.С., Горбатов А.А., Григорян А.Р., Гулида Ю.В., Дубровин А.А., Иванова Н.В., Исаев Э.А., Ковалев Н.Ю., Колосов Г.М., Константинова М.В., Коромыслова В.В., Сапрыкин С.В., Курбатов П.И., Метелькова Е.О., Политов В.А., Сикора Е.Б., Табалина С.А., Тарасова Е.В., Третьякова И.А., Чеснокова А.В., Шиляев П.И., Юргенс А.А., Струкова Е.М., Кузнецов А.В.)

1. Принять к сведению мнения, аналитические, справочные и иные материалы членов Совета по развитию внутреннего финансового аудита.

2. Утвердить с учетом результатов обсуждения Рекомендации по профессиональному развитию должностных лиц (работников), наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, согласно Приложению № 2 к настоящему протоколу.

IV. О проекте Рекомендаций по определению перечня знаний, умений, прав и обязанностей для разработки должностных регламентов (инструкций) должностных лиц (работников), наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита

(Романов С.В., Артюхин Р.Е., Бычков С.С., Горбатов А.А., Григорян А.Р., Гулида Ю.В., Дубровин А.А., Иванова Н.В., Исаев Э.А., Ковалев Н.Ю., Колосов Г.М., Константинова М.В., Коромыслова В.В., Сапрыкин С.В., Курбатов П.И., Метелькова Е.О., Политов В.А., Сикора Е.Б., Табалина С.А., Тарасова Е.В., Третьякова И.А., Чеснокова А.В., Шиляев П.И., Юргенс А.А., Струкова Е.М., Кузнецов А.В.)

1. Принять к сведению мнения, аналитические, справочные и иные материалы членов Совета по развитию внутреннего финансового аудита.

2. Утвердить с учетом обсуждения Рекомендации по определению перечня знаний, умений, прав и обязанностей для разработки должностных регламентов (инструкций) должностных лиц (работников), наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, согласно Приложению № 3 к настоящему протоколу.

V. О проекте Методических рекомендаций по организации внутреннего финансового аудита

(Романов С.В., Артюхин Р.Е., Бычков С.С., Горбатов А.А., Григорян А.Р., Гулида Ю.В., Дубровин А.А., Иванова Н.В., Исаев Э.А., Ковалев Н.Ю., Колосов Г.М., Константинова М.В., Коромыслова В.В., Сапрыкин С.В., Курбатов П.И., Метелькова Е.О., Политов В.А., Сикора Е.Б., Табалина С.А., Тарасова Е.В., Третьякова И.А., Чеснокова А.В., Шиляев П.И., Юргенс А.А., Струкова Е.М., Кузнецов А.В.)

1. Принять к сведению мнения, аналитические, справочные и иные материалы членов Совета по развитию внутреннего финансового аудита.

2. Рекомендовать Минфину России при доработке проекта Методических рекомендаций по организации внутреннего финансового аудита:

в положении о необходимости непосредственного подчинения субъекта внутреннего финансового аудита руководителю главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее – главный администратор), распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее – администратор) раскрыть конкретные формы образования такого субъекта внутреннего финансового аудита;

конкретизировать пример недопустимой практики принятия решений о самостоятельном выполнении руководителем главного администратора (администратора) действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, в случае выборочного осуществления руководителем главного администратора (администратора) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

уточнить способ получения профессиональных и специальных знаний в практическом примере обеспечения наличия у должностного лица (работника), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, совокупности профессиональных и специальных знаний, опыта, навыков и умений, а также других компетенций, необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита;

уточнить возможность передачи администратором полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита вне зависимости от иных исполняемых им бюджетных полномочий в случае подведомственности такого администратора главному администратору и исключить положение об отсутствии основания для передачи главным администратором полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита;

в примере недопустимой практики о принятии решения об образовании субъекта внутреннего финансового аудита путем наделения полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита должностного лица (работника) главного администратора (администратора) дополнить последствием принятия такого решения в виде несоблюдения принципа компетентности;

учесть замечания юридико-технического характера.

VI. О проекте приказа Минфина России «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита»

(Романов С.В., Артюхин Р.Е., Бычков С.С., Горбатов А.А., Григорян А.Р., Гулида Ю.В., Дубровин А.А., Иванова Н.В., Исаев Э.А., Ковалев Н.Ю., Колосов Г.М., Константинова М.В., Коромыслова В.В., Сапрыкин С.В., Курбатов П.И., Метелькова Е.О., Политов В.А., Сикора Е.Б., Табалина С.А., Тарасова Е.В., Третьякова И.А., Чеснокова А.В., Шиляев П.И., Юргенс А.А., Струкова Е.М., Кузнецов А.В.)

1. Принять к сведению мнения, аналитические, справочные и иные материалы членов Совета по развитию внутреннего финансового аудита.

2. Рекомендовать Минфину России при доработке проекта приказа Минфина России «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита»:

исключить положения, ограничивающие право посещения помещений и территорий, которые занимают субъекты бюджетных процедур, проведением аудиторского мероприятия;

предусмотреть возможность осуществления субъектом внутреннего финансового аудита консультирования субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации и осуществления контрольных действий, повышением качества финансового менеджмента, наравне с проведением аудиторского мероприятия;

дополнить правом субъекта внутреннего финансового аудита подготовки не только аналитических записок, но и справок;

обеспечить гармонизацию положений федеральных стандартов внутреннего финансового аудита в части самостоятельного проведения уполномоченным должностным лицом (работником) главного администратора (администратора), наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, аудиторского мероприятия;

исключить из определения мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков устранение выявленных нарушений и (или) недостатков и внести соответствующие правки по тексту;

дополнить определение мер по минимизации (устранению) бюджетного риска мерами по организации внутреннего финансового контроля;

дополнить определение программы аудиторского мероприятия положением о применении при ее составлении принципа компетентности;

дополнить положение о мониторинге процедур внутреннего финансового контроля возможностью его проведения в течение всего периода выполнения бюджетной процедуры в текущем финансовом году;

в положении о необходимости непосредственного подчинения субъекта внутреннего финансового аудита руководителю главного администратора (администратора) раскрыть конкретные формы образования такого субъекта внутреннего финансового аудита;

исключить положения о проведении анализа администратором на предмет необходимости образования субъекта внутреннего финансового аудита в главном администраторе;

обеспечить предоставление администратору права по передаче полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита при отсутствии возможности упрощенного осуществления внутреннего финансового аудита;

предоставить возможность проведения аудиторского мероприятия, целью которого является подтверждение достоверности годовой бюджетной отчетности, в том числе соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии учета и отчетности, в период с даты начала финансового года, за который составляется годовая бюджетная отчетность, до даты, установленной для ее представления, и не исключать право проведения одного такого аудиторского мероприятия;

определить требования или способы проведения переоценки бюджетных рисков (рисков искажения бюджетной отчетности);

дополнить положения о проведении мониторинга мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков способом анализа информации, содержащейся в прикладных программных средствах и (или) информационных ресурсах;

указать требования к подтверждению достоверности годовой бюджетной отчетности для случаев, когда организация является одновременно администратором средств федерального бюджета и главным администратором средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

учесть замечания юридико-технического характера.

Председатель Совета по развитию

внутреннего финансового аудита С.В. Романов

Приложение № 1 к Протоколу заседания Совета по развитию внутреннего финансового аудита от «18» апреля 2023 г. № 1

ГРАФИК

заседаний Совета по развитию внутреннего финансового аудита

в июне – декабре 2023 года

№ п/п Вопросы повестки дня заседания Совета по развитию внутреннего финансового аудита Формат проведения Срок проведения
1 1. О проекте Методических рекомендаций по оценке бюджетных рисков; 2. О проекте Методических рекомендаций по планированию внутреннего финансового аудита; 3. О проекте Методических рекомендаций по формированию программ аудиторских мероприятий Заочное заседание Июнь
2 1. О проекте Методических рекомендаций по проведению аудиторских мероприятий; 2. О проекте приказа Минфина России «О внесении изменений в федеральные стандарты внутреннего финансового аудита»; 3. Об обобщении практики выявления ограничений по формированию предложений и рекомендаций по результатам аудиторских мероприятий, обусловленных отсутствием установленных законодательством Российской Федерации требований к организации (обеспечению выполнения), выполнению операций по передаче документов в централизованную бухгалтерию Заочное заседание Август
3 1. О проекте Методических рекомендаций по составлению заключений 2. О проекте Методических рекомендаций по мониторингу мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков; 3. О проекте Методических рекомендаций по составлению годовой отчетности Заочное заседание Октябрь
4 О проекте Концепции трансформации внутреннего финансового аудита Очное заседание Декабрь

Приложение № 2 к Протоколу заседания Совета по развитию внутреннего финансового аудита от «18» апреля 2023 г. № 1

Рекомендации по профессиональному развитию должностных лиц (работников), наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита

Общие положения

Настоящие Рекомендации направлены на оказание помощи в обеспечении профессионального развития должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица (работника), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее – уполномоченное должностное лицо), членов аудиторской группы) путем приобретения новых знаний и умений, развития профессиональных и личностных качеств в целях поддержания и повышения уровня квалификации (профессионального уровня), необходимого для надлежащего исполнения должностных обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита.

Настоящие Рекомендации предлагают основные тематические направления, изучение и поддержание уровня знаний по которым необходимо для осуществления внутреннего финансового аудита субъектом внутреннего финансового аудита (уполномоченным должностным лицом, членами аудиторской группы), на высоком профессиональном уровне, не содержат обязательных требований, не устанавливают правовых норм и носят рекомендательный характер.

В целях профессионального развития указанных (работников) должностных лиц использовать настоящие Рекомендации целесообразно:

- руководителям главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходов бюджета, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее – главный администратор (администратор) бюджетных средств);

- субъекту внутреннего финансового аудита (уполномоченному должностному лицу, членам аудиторской группы);

- должностным лицам структурных подразделений главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, в полномочия которых входят вопросы организации профессионального развития.

Также настоящие Рекомендации могут быть использованы при разработке программ повышения квалификации, программ профессиональной переподготовки, при организации образовательных курсов, конференций, круглых столов, служебных стажировок, иных мероприятий соответствующими организациями, в том числе образовательными организациями.

Цель, способы и планируемые результаты профессионального развития

Профессиональное развитие субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица, членов аудиторской группы) направлено на освоение (совершенствование) общепрофессиональных компетенций в сфере внутреннего финансового аудита, способствующих повышению качества реализации (выполнения) должностных прав и обязанностей при осуществлении внутреннего финансового аудита в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и федеральных стандартов внутреннего финансового аудита.

В ходе профессионального развития рекомендуется получение информации, умений, знаний и практического опыта по следующим направлениям:

1) бюджетный процесс;

2) организационная структура главного администратора (администратора) бюджетных средств;

3) организация и осуществление внутреннего финансового аудита;

4) общепрофессиональные компетенции.

Для достижения поставленной цели профессиональное развитие должностным лицом (работником) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченным должностным лицом, членами аудиторской группы) осуществляется в первую очередь путем:

1) самостоятельного изучения, в том числе в ходе планирования аудиторских мероприятий (оценки бюджетных рисков), положений законодательных и иных нормативных правовых (правовых) актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения в части бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств по:

- формированию проекта бюджета;

- исполнению бюджета;

- осуществлению бюджетного учета;

- формированию и представлению бюджетной отчетности.

Для поддержания знаний в актуальном состоянии рекомендуется на регулярной основе проводить мониторинг и осуществлять ознакомление с информацией об изменениях, внесенных в нормативные правовые (правовые) акты (муниципальные правовые акты), касающиеся вопросов бюджетного процесса.

Кроме того, рекомендуется обеспечивать ознакомление с информацией (в том числе разъяснениями и аналитическими материалами) по вопросам исполнения бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов) бюджетных средств, а также управления активами, осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, в том числе размещаемой на официальных сайтах Министерства финансов Российской Федерации, Федерального казначейства и Федеральной антимонопольной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) самостоятельного изучения, в том числе в ходе планирования аудиторских мероприятий (оценки бюджетных рисков), организационной структуры главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе путем изучения:

- структуры и способов взаимодействия субъектов бюджетных процедур;

- внутренних (ведомственных) актов главного администратора (администратора) бюджетных средств (в том числе положений о его структурных подразделениях, должностных регламентов (инструкций) должностных лиц (работников), принимающих участие в организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетных процедур);

- алгоритмов выполнения бюджетных процедур в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств;

3) самостоятельного изучения в области организации и осуществления внутреннего финансового аудита:

- основных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации в части организации и осуществления внутреннего финансового аудита;

- федеральных стандартов внутреннего финансового аудита и методических рекомендаций по организации и осуществлению внутреннего финансового аудита;

- подходов к формированию суждений о надежности внутреннего финансового контроля, достоверности бюджетной отчетности (существенности ошибок), а также эффективности и результативности использования бюджетных средств (например, путем изучения результатов контрольных, экспертно-аналитических мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля, аналитических мероприятий Федерального казначейства, проводимых в соответствии с положениями статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации);

- международных стандартов внутреннего аудита в части, не противоречащей федеральным стандартам внутреннего финансового аудита;

- основных положений международных стандартов аудита, в том числе положений Международного стандарта аудита 610 «Использование работы внутренних аудиторов»;

4) самостоятельного развития и поддержания компетенций и навыков, не связанных напрямую с деятельностью по осуществлению внутреннего финансового аудита, в частности:

- системное, логическое мышление, умение анализировать и оценивать информацию, делать объективные выводы, способность их аргументировать и расставлять приоритеты для дальнейших планов;

- выявление и анализ причинно-следственных связей;

- планирование деятельности и эффективное распределение имеющихся ресурсов;

- грамотное изложение материала в письменном виде;

- коммуникативные навыки и выстраивание продуктивных рабочих отношений, в том числе при организации (обеспечении) взаимодействия (коммуникации) с субъектами бюджетных процедур.

Также допускается прохождение должностным лицом (работником) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченным должностным лицом, членами аудиторской группы) обучения в рамках дополнительного профессионального образования (профессиональной переподготовки и повышения квалификации) и иных мероприятий по профессиональному развитию (образовательных курсов, конференций, круглых столов, служебных стажировок, иных мероприятий) в сфере внутреннего финансового аудита и ведения бюджетного учета и составления, утверждения и представления бюджетной отчетности, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также по специализированным направлениям деятельности и общепрофессиональным компетенциям. Указанные мероприятия могут осуществляться путем очно-заочного обучения (тренинги, лекции, семинары, мастер-классы, кейсы) с применением методов дистанционного обучения (вебинары, видео-лекции, тестовые задания, интерактивные кейсы (формат интерактивного онлайн-обучения, основанный на принципе погружения пользователя в игровую среду, максимально приближенную к реальным условиям работы).

При выборе программ дополнительного профессионального образования и иных мероприятий по профессиональному развитию рекомендуется руководствоваться примером тематического плана профессионального развития, приведенного в настоящих Рекомендациях.

Программы дополнительного профессионального образования и иные мероприятия могут подразделяться в зависимости от уровня обучения (например, базовый и углубленный).

Изучение целей внутреннего финансового аудита и способов его организации (тема 1 примера тематического плана профессионального развития) также может включаться в вопросы программы дополнительного профессионального образования и иные мероприятия, предусмотренные для лиц, замещающих должности руководителей.

Пример тематического плана профессионального развития

Тема 1. Правовые основы организации и осуществления внутреннего финансового аудита. Порядок организации внутреннего финансового аудита.

1.1. Международные основы профессиональной практики внутреннего аудита (определение внутреннего аудита, миссия, кодекс этики, стандарты).

1.2. Отличие внешнего аудита и внутреннего аудита, внутреннего аудита и внутреннего финансового аудита, внутреннего финансового аудита и контроля учредителя (ведомственного контроля в сфере закупок).

1.3. Правовые основы организации и осуществления внутреннего финансового аудита:

- положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, система федеральных стандартов внутреннего финансового аудита;

- определение и цели осуществления внутреннего финансового аудита.

1.4. Порядок организации внутреннего финансового аудита: выбор оптимальной формы организации внутреннего финансового аудита в зависимости от условий деятельности организации.

Тема 2. Риск-ориентированный подход при осуществлении внутреннего финансового аудита. Оценка бюджетных рисков.

2.1. Подходы к формированию суждения в рамках оценки бюджетных рисков: способы определения и оценки последствий реализации, причин, критериев оценки бюджетных рисков, в том числе оценки существенности ошибки.

2.2. Подходы к формированию и использованию в деятельности субъекта внутреннего финансового аудита информации, содержащейся в реестре бюджетных рисков, в том числе источники информации для его формирования.

2.3. Мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков: цель и подходы к оценке бюджетных рисков.

Тема 3. Планирование деятельности.

3.1. Составление и утверждение плана проведения аудиторских мероприятий: источники формирования данных для составления проекта плана проведения аудиторских мероприятий и инструменты их оценки, применение риск-ориентированного подхода при планировании деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.

3.2. Эффективное распределение имеющихся ресурсов при планировании внутреннего финансового аудита.

3.3. Подходы к выбору между внесением изменений в план проведения аудиторских мероприятий и проведением внеплановых аудиторских мероприятий.

3.4. Формирование вопросов аудиторского мероприятия.

Тема 4. Основы проведения аудиторских мероприятий и заключение.

4.1. Проведение аудиторского мероприятия:

- подходы к выбору методов внутреннего финансового аудита с учетом особенностей объектов внутреннего финансового аудита;

- сплошной и выборочный способы изучения объектов внутреннего финансового аудита: случаи применения, применение статистических инструментов анализа, методы экстраполяции результатов выборки;

- анализ информации и принятие решений о формировании выводов, предложений и рекомендаций;

- выбор рабочей документации аудиторского мероприятия и способы ее систематизации.

4.2. Формирование заключения:

- стиль изложения заключения, примеры заключений в зависимости от целей аудиторского мероприятия, выявленных нарушений и (или) недостатков;

- примеры существенных ошибок в заключении.

4.3. Организация эффективной коммуникации и взаимодействия с субъектами бюджетных процедур при проведении аудиторских мероприятий.

Тема 5. Аудиторские мероприятия в зависимости от целей осуществления внутреннего финансового аудита и заключение.

5.1. Понятие системы внутреннего контроля. Задачи внутреннего финансового контроля. Элементы внутреннего контроля (контрольная среда, управление рисками, контрольные действия, информация и коммуникации, мониторинг). Вопросы аудиторского мероприятия в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля. Оценка схемы построения (эффективности) контрольных действий объекта внутреннего финансового аудита. Инструменты анализа информации, конкретные примеры и алгоритмы проведения аудиторских мероприятий, интерпретация выявленных фактов, выявление реальных причин и условий, выявление и описание возможных негативных последствий (рисков), формирование выводов, предложений и рекомендаций. Подходы к оценке надежности внутреннего финансового контроля.

5.2. Основные положения бюджетного законодательства Российской Федерации и федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов в отношении ведения бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности. Вопросы аудиторского мероприятия в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Подходы к определению существенных данных и показателей бюджетной отчетности. Инструменты анализа информации, конкретные примеры и алгоритмы проведения аудиторских мероприятий, интерпретация выявленных фактов, выявление реальных причин и условий, выявление и описание возможных негативных последствий (рисков), формирование выводов, предложений и рекомендаций. Подходы к оценке достоверности бюджетной отчетности.

5.3. Экономность и результативность использования бюджетных средств. Основные подходы к оценке эффективности использования бюджетных средств. Вопросы аудиторского мероприятия в целях повышения качества финансового менеджмента, в том числе подготовка предложений о повышении результативности и экономности использования бюджетных средств и способы формирования выводов. Инструменты анализа информации, конкретные примеры и алгоритмы проведения аудиторских мероприятий, интерпретация выявленных фактов, выявление реальных причин и условий, выявление и описание возможных негативных последствий (рисков), формирование выводов, предложений и рекомендаций.

Приложение № 3 к Протоколу заседания Совета по развитию внутреннего финансового аудита от «18» апреля 2023 г. № 1

Рекомендации по определению перечня знаний, умений, прав и обязанностей для разработки должностных регламентов (инструкций) должностных лиц (работников), наделенных полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита

Настоящие Рекомендации направлены на оказание практической помощи при составлении должностного регламента (инструкции) должностного лица (работника) главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее – главный администратор), распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее – администратор), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее – должностной регламент (инструкция) субъекта ВФА).

Настоящие Рекомендации не содержат обязательных требований, не устанавливают правовых норм и носят рекомендательный характер, в том числе содержат положения, рекомендуемые к включению в должностной регламент (инструкцию) субъекта ВФА.

Настоящие Рекомендации разработаны с учетом положений:

- статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- федеральных стандартов внутреннего финансового аудита;

- Справочника квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, разработанного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в рамках практической реализации положений части 8 статьи 12 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Справочник ГГС);

- статьи 7 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в том числе о единстве основных квалификационных требований[1] для замещения должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и должностей муниципальной службы;

- профессионального стандарта «Внутренний аудитор», утвержденного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации согласно пункту 16 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2013 № 23 (далее – ПС «Внутренний аудитор»);

- международных стандартов внутреннего аудита в части, не противоречащей федеральным стандартам внутреннего финансового аудита.

I. Общие положения

Решение об организации субъекта внутреннего финансового аудита должно быть принято в соответствии с положениями федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2019 № 237н (далее – СВФА «Организация»).

Требования к квалификации (профессиональному уровню) должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица (работника) главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее – уполномоченное должностное лицо), членов аудиторской группы) положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и положениями федеральных стандартов внутреннего финансового аудита не установлены. Опыт, навыки и умения, а также другие компетенции, необходимые для осуществления внутреннего финансового аудита, могут быть получены в ходе осуществления полномочий по внутреннему финансовому аудиту.

Согласно положениям федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 № 195н (далее – СВФА «Права и обязанности»), указанные лица имеют право, но не обязанность, руководствоваться применимыми при осуществлении внутреннего финансового аудита положениями ПС «Внутренний аудитор» в части положений, не урегулированных федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, а также ведомственными (внутренними) актами главного администратора (администратора), обеспечивающими осуществление внутреннего финансового аудита.

II. Особенности составления должностного регламента (инструкции) субъекта ВФА в случае образования субъекта внутреннего финансового аудита

Определение уровня знаний, умений, профессиональных навыков, прав и обязанностей в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА предусматривается в случае образования субъекта внутреннего финансового аудита:

- с образованием структурного подразделения главного администратора (администратора) и его наделением полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;

- без образования структурного подразделения главного администратора (администратора) путем наделения должностного лица (работника) главного администратора (администратора) полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита при условии, когда его должность согласно штатному расписанию предусматривает возложение на него исполнения функций по осуществлению внутреннего финансового аудита.

В случае образования субъекта внутреннего финансового аудита без образования структурного подразделения главного администратора (администратора) путем наделения должностного лица (работника) главного администратора (администратора) полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита при условии, когда занимаемая им должность не предусматривает возложения на него исполнения функций по осуществлению внутреннего финансового аудита согласно штатному расписанию[2], его должностной регламент (инструкция) составляется в соответствии с должностью согласно штатному расписанию, должностной регламент (инструкция) субъекта ВФА не составляется. В таком случае требуемый уровень знаний, умений, профессиональных навыков, прав и обязанностей может устанавливаться ведомственным (внутренним) актом главного администратора (администратора), обеспечивающим осуществление внутреннего финансового аудита.

Общие требования к составлению должностных регламентов (инструкций) определяются законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации (муниципальными правовыми актами) и внутренними порядками (правилами) главного администратора (администратора) (например, требования к должностному регламенту федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации установлены положениями статьи 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

При разработке должностных регламентов (инструкций) субъекта ВФА помимо положений указанных правовых актов и федеральных стандартов внутреннего финансового аудита рекомендуется учитывать положения о квалификационных требованиях в части регулирования в сфере внутреннего финансового аудита:

- Справочника ГГС;

- Справочника типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, разработанного Минтрудом России;

- ПС «Внутренний аудитор».

В связи с отсутствием согласно положениям статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации обязательности применения при организации внутреннего финансового аудита ПС «Внутренний аудитор», он может применяться в качестве основы для определения требований к квалификации (профессиональному уровню) должностных лиц (работников) с учетом особенностей выполняемых должностными лицами (работниками) трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда, в части положений, не урегулированных и не противоречащих федеральным стандартам внутреннего финансового аудита, а также ведомственным (внутренним) актам главного администратора (администратора), обеспечивающим осуществление внутреннего финансового аудита.

Также в целях реализации прав и обязанностей субъекта внутреннего финансового аудита с учетом необходимости обеспечения реализации принципов внутреннего финансового аудита, в том числе принципа законности, рекомендуется учитывать при разработке должностных регламентов (инструкций) субъекта ВФА положения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (муниципальных правовых актов), в том числе:

- Кодекса этики и служебного поведения работников организации, принятого главным администратором (администратором) в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

- Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне»;

- Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»;

- Федерального закона от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

В должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА предполагается необходимым учесть положения пункта 4 СВФА «Организация» путем:

- указания на непосредственное и исключительное подчинение структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, или уполномоченного должностного лица руководителю главного администратора (администратора);

- недопущения указания на участие должностного лица (работника) субъекта внутреннего финансового аудита (уполномоченного должностного лица) в организации, обеспечении выполнения, выполнении бюджетных процедур и (или) составляющих эти процедуры операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (в том числе внутреннего финансового контроля), которые являются объектами внутреннего финансового аудита;

- указания на необходимость соблюдения принципов внутреннего финансового аудита (законности, функциональной независимости, объективности, компетентности, профессионального скептицизма, системности, эффективности, ответственности и стандартизации).

При определении необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита профессионально-функциональных знаний в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА с учетом установленных требований к составу должностных регламентов (инструкций) могут быть указаны знания:

1) основ экономики и финансов;

2) основ составления проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

3) основ исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

4) основ ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (понятие, объекты и субъекты бухгалтерского учета, принципы бюджетного учета и бюджетной отчетности);

5) основ права собственности;

6) основ законодательства о закупках;

7) принципов организации и порядка осуществления бюджетных полномочий главных администраторов (администраторов);

8) понятия и целей осуществления внутреннего финансового аудита;

9) порядка организации и осуществления внутреннего финансового аудита;

10) основ применения риск-ориентированного подхода;

11) информационных систем (программных продуктов), применяемых в организации, в объеме, необходимом для целей осуществления внутреннего финансового аудита;

12) основ влияния информационных технологий на выполнение бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур);

13) общих требований к оформлению документов;

14) правил хранения документов и защиты информации;

15) систем взаимодействия в рамках внутриведомственного и межведомственного электронного документооборота;

16) способов формирования и ведения, состава реестра бюджетных рисков;

17) порядка составления, представления и внесения изменений в план проведения аудиторских мероприятий;

18) оснований проведения внеплановых аудиторских мероприятий;

19) порядка формирования и состава программы аудиторского мероприятия;

20) оснований продления и приостановления аудиторских мероприятий;

21) порядка составления и представления, а также состава заключения;

22) целей и способов осуществления мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;

23) порядка составления и представления, а также состава годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита;

24) порядка привлечения к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) и (или) экспертов;

25) в сфере нормативного правового регулирования, в том числе:

- Бюджетного кодекса Российской Федерации;

- Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

- Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

- Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»;

- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»;

- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;

- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 № 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»;

- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 № 195н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита»;

- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 № 196н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита»;

- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 18.12.2019 № 237н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита»;

- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22.05.2020 № 91н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Реализация результатов внутреннего финансового аудита»;

- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2020 № 160н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита»;

- приказа Министерства финансов Российской Федерации от 01.09.2021 № 120н «Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности» и о внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Российской Федерации по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита».

При необходимости разграничения в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА знания, указанные:

- в пунктах 1 – 12 и 25, могут быть отнесены к профессиональным знаниям;

- в пунктах 13 – 24, могут быть отнесены к функциональным знаниям.

При определении необходимых для осуществления внутреннего финансового аудита профессионально-функциональных умений в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА с учетом установленных требований к составу должностных регламентов (инструкций) могут быть указаны умения:

1) анализа и оценки информации, выявления причинно-следственных связей, формирования выводов и рекомендаций;

2) работы с информационными системами (программными продуктами) и базами данных;

3) подготовки документов при осуществлении внутреннего финансового аудита;

4) планирования и распределения имеющихся ресурсов для достижения целей осуществления внутреннего финансового аудита;

5) проведения аудиторских мероприятий;

6) выявления (обнаружения) и определения значимости (уровня) бюджетного риска;

7) осуществления редактирования документации на высоком стилистическом уровне;

8) оценки схемы построения бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур);

9) применения методов внутреннего финансового аудита;

10) формирования аудиторской выборки;

11) обеспечения получения (осуществления контроля полноты) обоснованных, надежных и достаточных аудиторских доказательств;

12) определения способов взаимодействия с субъектами бюджетных процедур;

13) формирования (осуществления контроля полноты) рабочей документации аудиторского мероприятия.

При необходимости разграничения в должностном регламенте (инструкции) субъекта ВФА умения, указанные:

- в пунктах 1 – 7, могут быть отнесены к профессиональным умениям;

- в пунктах 8 – 13, могут быть отнесены к функциональным умениям.

Определение прав и обязанностей субъекта внутреннего финансового аудита рекомендуется осуществлять:

1) в отношении прав согласно:

- пункту 3 СВФА «Права и обязанности» для работников структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;

- пунктам 3 – 5 СВФА «Права и обязанности» для руководителя структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, или уполномоченного должностного лица.

2) в отношении обязанностей согласно:

- пункту 6 СВФА «Права и обязанности» для работников структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита;

- пунктам 6 - 8 СВФА «Права и обязанности» для руководителя структурного подразделения главного администратора (администратора), наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, или уполномоченного должностного лица.

III. Особенности составления должностного регламента (инструкции) субъекта ВФА в случае передачи администратором полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору, в ведении которого он находится, или другому администратору, находящемуся в ведении данного главного администратора

При передаче администратором полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору, в ведении которого он находится, или другому администратору, находящемуся в ведении данного главного администратора, согласно положениям пункта 17 СВФА «Организация» субъектом внутреннего финансового аудита администратора, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, является субъект внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора), принявшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита. В таком случае разработка должностного регламента (инструкции) субъекта ВФА со стороны администратора, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, не требуется. Указанный должностной регламент (инструкцию) субъекта ВФА разрабатывает (при необходимости) главный администратор (администратор), принявший полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита.

IV. Особенности составления должностного регламента (инструкции) в случае самостоятельного выполнения руководителем главного администратора (администратора) действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита

При самостоятельном выполнении руководителем главного администратора (администратора) действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, субъект внутреннего финансового аудита не образуется, должностные регламенты (инструкции) субъекта ВФА не разрабатываются.

Решение о самостоятельном выполнении руководителем главного администратора (администратора) действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, оформляется с учетом положений пункта 14 СВФА «Организация» одним или одновременно несколькими из следующих способов (подпункт «б» пункта 11 СВФА «Организация»):

- утверждение приказа или распоряжения о самостоятельном выполнении руководителем главного администратора (администратора) действий, направленных на достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита;

- внесение изменений в должностной регламент (инструкцию) руководителя главного администратора (администратора);

- внесение изменений в служебный контракт (трудовой договор), заключенный с руководителем главного администратора (администратора).

При формировании вышеуказанных документов рекомендуется обеспечить в них указание об обязанности самостоятельного выполнения и ответственности за выполнение руководителем главного администратора (администратора) положений пункта 14 СВФА «Организация», в частности (в зависимости от бюджетных полномочий главного администратора (администратора):

- установления (определения) достаточности, актуальности и соответствия правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, правовых актов и документов главного администратора (администратора), устанавливающих требования к организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур);

- выявления избыточных операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

- обеспечения предотвращения случаев несанкционированного доступа к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора);

- оценки соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению бюджетных полномочий и организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетной процедур);

- определения отсутствия осуществления или несоразмерности бюджетным рискам осуществляемых должностными лицами (работниками) и (или) структурными подразделениями главного администратора (администратора) контрольных действий, проведения анализа причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления);

- оценки исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента;

- определения влияния прикладных программных средств, информационных ресурсов на операции (действия) по выполнению бюджетных процедур;

- оценки результатов исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений субъектов бюджетных процедур;

- оценки экономности и результативности использования бюджетных средств главным администратором (администратором);

- организации и осуществления внутреннего процесса главного администратора (администратора), направленного на соблюдение установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий (внутреннего финансового контроля).


[1] Согласно положениям статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации под квалификацией работника понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

[2] Исходя из положений Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе о трудовой функции (работе по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретном виде поручаемой работнику работы).