Протокол заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 21 декабря 2018 г. № 44

Опубликован в разделе: Архив
скачать (DOCX, 69.61 KB)
Опубликовано: 24.12.2018Изменено: 24.12.2018
Протокол заочного голосования Совета по аудиторской деятельности от 21 декабря 2018 г. № 44 Скачать

П Р О Т О К О Л
заочного голосования Совета по аудиторской деятельности

г. Москва
от 21 декабря 2018 г. № 44

В соответствии с Регламентом Совета по аудиторской, утвержденным Советом по аудиторской деятельности 22 сентября 2011 г. (протокол № 2), по состоянию на 20 декабря 2018 г. поступило 14 опросных листов от членов Совета по аудиторской деятельности:

Члены Совета по аудиторской
деятельности, представившие 
опросные листы:

Р.Е. Артюхин, М.Е. Киселев,
В.И. Колбасин, Е.И. Курицына,
В.В. Лазорин, Д.Н. Лимаренко,
И.В. Ломакин-Румянцев,
А.В. Мурычев, О.Л. Семенова,
Д.Н. Сурков, И.В. Трунин,
С.С. Федоренко, И.М. Филиппова,
Л.З. Шнейдман
Члены Совета по аудиторской
деятельности, опросные листы
которых признаны
действительными при
принятии решения:
Р.Е. Артюхин, М.Е. Киселев,
В.И. Колбасин, Е.И. Курицына, В.В. Лазорин, Д.Н. Лимаренко,
И.В. Ломакин-Румянцев,
А.В. Мурычев, О.Л. Семенова,
Д.Н. Сурков, И.В. Трунин,
С.С. Федоренко, И.М. Филиппова,
Л.З. Шнейдман

Результаты заочного голосования определены 21 декабря 2018 г.

I. О результатах сдачи квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора в 2018 г.


1. Признать работу автономной некоммерческой организации «Единая аттестационная комиссия» по организационно-техническому и методическому обеспечению квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора в 2018 г. удовлетворительной.

2. Поручить Рабочему органу Совета по аудиторской деятельности продолжить мониторинг деятельности автономной некоммерческой организации «Единая аттестационная комиссия» по совершенствованию организационно-технического и методического обеспечения квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора.

Распределение голосов членов Совета по аудиторской деятельности:

«ЗА» - 13 голосов,

«ПРОТИВ» - 0 голосов,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» - 1 голос.

II. О примерных формах заключений, составленных в соответствии с международными стандартами аудита


1. Наименование «Сборник примерных форм аудиторских заключений, составленных в соответствии с Международными стандартами аудита» изложить в следующей редакции: «Сборник примерных форм заключений, составленных в соответствии с Международными стандартами аудита».

2. Одобрить примерные формы заключений по результатам обзорной проверки промежуточной финансовой информации согласно приложению для последующего включения в Сборник примерных форм заключений, составленных в соответствии с Международными стандартами аудита.

Распределение голосов членов Совета по аудиторской деятельности:

«ЗА» - 14 голосов,

«ПРОТИВ» - 0 голосов,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» - 0 голосов.

III. О внесении изменения в Разъяснение смысла понятий деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности


1. Одобрить изменение Разъяснения смысла понятий деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности согласно приложению.

2. Предложить саморегулируемым организациям аудиторов довести изменение Разъяснения смысла понятий деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности до сведения своих членов.

Распределение голосов членов Совета по аудиторской деятельности:

«ЗА» - 13 голосов,

«ПРОТИВ» - 0 голосов,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» - 1 голос.

IV. О типовой программе повышения квалификации аудиторов по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения


Одобрить типовую программу повышения квалификации аудиторов по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения согласно приложению.

Распределение голосов членов Совета по аудиторской деятельности:

«ЗА» - 14 голосов,

«ПРОТИВ» - 0 голосов,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» - 0 голосов.

V. О рекомендациях по применению результатов национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма аудиторскими организациями и аудиторами


Одобрить рекомендации по применению результатов национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма аудиторскими организациями и аудиторами согласно приложению.

Распределение голосов членов Совета по аудиторской деятельности:

«ЗА» - 13 голосов,

«ПРОТИВ» - 0 голосов,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» - 1 голос.

VI. Об обучении аудиторов по приоритетной тематике, определенной Советом по аудиторской деятельности на 2016 - 2017 гг.


Обратить внимание саморегулируемых организаций аудиторов на необходимость:

а) обеспечения прохождения всеми аудиторами обучения по программам повышения квалификации по приоритетной тематике;

б) более тщательной проработки содержательного наполнения программ повышения квалификации с учетом приоритетной тематики;

в) введения контроля качества обучения аудиторов по программам повышения квалификации аудиторов по приоритетной тематике («выходной контроль»).

Распределение голосов членов Совета по аудиторской деятельности:

«ЗА» - 14 голосов,

«ПРОТИВ» - 0 голосов,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» - 0 голосов.

VII. О признании уважительной причины несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности


Одобрить признание саморегулируемой организацией аудиторов «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) уважительной причину несоблюдения в 2017 г. аудитором Т.И. Соколовой требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности».

Распределение голосов членов Совета по аудиторской деятельности:

«ЗА» - 13 голосов,

«ПРОТИВ» - 0 голосов,

«ВОЗДЕРЖАЛСЯ» - 1 голос.

В соответствии с пунктом 43 Регламента Совета по аудиторской деятельности решения Совета по аудиторской деятельности приняты.

Председатель Совета по аудиторской деятельности

И.В. Ломакин-Румянцев

Секретарь Совета по аудиторской деятельности

Л.З. Шнейдман

Приложение № 1
к протоколу заочного голосования
Совета по аудиторской деятельности
от 21 декабря 2018 г. № 44

3. ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ

3.1. Обзорная проверка полного комплекта квартальной консолидированной финансовой отчетности, вывод без оговорки

[Заключение по результатам обзорной проверки составлено аудиторской организацией при следующих обстоятельствах:

обзорная проверка проводилась в соответствии с Международным стандартом обзорных проверок 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации», введенным в действие и подлежащим применению на территории Российской Федерации;

обзорная проверка проводилась в отношении полного комплекта промежуточной консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), включая требования МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность», введенными в действие и подлежащими применению на территории Российской Федерации;

на основе проведенной обзорной проверки аудиторская организация сформировала вывод без оговорки.][1]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Акционерам акционерного общества «YYY»

Введение

Мы провели обзорную проверку прилагаемого промежуточного консолидированного отчета о финансовом положении публичного акционерного общества «YYY» (ОГРН 8800000000000, дом 220, улица Профсоюзная, Москва, 115621) и его дочерних организаций (далее – Группа) по состоянию на 31 марта 2019 года и связанных с ним промежуточных консолидированных отчетов о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе, об изменениях в собственном капитале и о движении денежных средств за три месяца, закончившихся на указанную дату, а также примечаний, состоящих из значимых положений учетной политики и прочей пояснительной информации (далее - промежуточная консолидированная финансовая отчетность). Руководство Группы несет ответственность за подготовку и достоверное представление данной промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), включая требования МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность». Наша ответственность состоит в формировании вывода о данной промежуточной консолидированной финансовой отчетности на основе проведенной нами обзорной проверки.

Объем обзорной проверки

Мы провели обзорную проверку в соответствии с Международным стандартом обзорных проверок 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации». Обзорная проверка промежуточной финансовой информации включает направление запросов, в первую очередь, лицам, ответственным за финансовые вопросы и вопросы бухгалтерского учета, а также применение аналитических и других процедур обзорной проверки. Объем обзорной проверки значительно меньше объема аудита, проводимого в соответствии с Международными стандартами аудита, и поэтому обзорная проверка не дает нам возможности получить уверенность в том, что нам станут известны все значимые вопросы, которые могли бы быть выявлены в процессе аудита. Следовательно, мы не выражаем аудиторское мнение.

Вывод

На основе проведенной нами обзорной проверки не выявлены факты, которые могут служить основанием для того, чтобы мы сочли, что прилагаемая промежуточная консолидированная финансовая отчетность не отражает достоверно во всех существенных аспектах консолидированное финансовое положение Группы по состоянию на 31 марта 2019 года, а также ее консолидированные финансовые результаты и движение денежных средств за три месяца, закончившихся на указанную дату, в соответствии с МСФО, включая требования МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность».

[Подпись аудитора]

Инициалы, фамилия

Аудиторская организация:

акционерное общество «ZZZ»,

ОГРН 9900000000000,

111421, Москва, улица Королева, дом 101,

член саморегулируемой организации аудиторов «NNN»,

ОРНЗ 01234567890

«_____» _____________ 2019 года

3.2. Обзорная проверка сокращенного комплекта квартальной консолидированной финансовой информации, вывод без оговорки

[Заключение по результатам обзорной проверки составлено аудиторской организацией при следующих обстоятельствах:

обзорная проверка проводилась в соответствии с Международным стандартом обзорных проверок 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации», введенным в действие и подлежащим применению на территории Российской Федерации;

обзорная проверка проводилась в отношении сокращенного комплекта промежуточной консолидированной финансовой информации, составленной в соответствии с МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность», введенным в действие и подлежащим применению на территории Российской Федерации;

на основе проведенной обзорной проверки аудиторская организация сформировала вывод без оговорки.][2]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКИ СОКРАЩЕННОЙ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Акционерам акционерного общества «YYY»

Введение

Мы провели обзорную проверку прилагаемого сокращенного промежуточного консолидированного отчета о финансовом положении публичного акционерного общества «YYY» (ОГРН 8800000000000, дом 220, улица Профсоюзная, Москва, 115621) и его дочерних организаций (далее – Группа) по состоянию на 31 марта 2019 года и связанных с ним сокращенных промежуточных консолидированных отчетов о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе, об изменениях в собственном капитале и о движении денежных средств за три месяца, закончившихся на указанную дату, а также избранных пояснительных примечаний к сокращенной промежуточной консолидированной финансовой информации (далее – сокращенная промежуточная консолидированная финансовая информация). Руководство Группы несет ответственность за подготовку и представление данной сокращенной промежуточной консолидированной финансовой информации в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность». Наша ответственность состоит в формировании вывода о данной сокращенной промежуточной консолидированной финансовой информации на основе проведенной нами обзорной проверки.

Объем обзорной проверки

Мы провели обзорную проверку в соответствии с Международным стандартом обзорных проверок 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации». Обзорная проверка промежуточной финансовой информации включает направление запросов, в первую очередь, лицам, ответственным за финансовые вопросы и вопросы бухгалтерского учета, а также применение аналитических и других процедур обзорной проверки. Объем обзорной проверки значительно меньше объема аудита, проводимого в соответствии с Международными стандартами аудита, и поэтому обзорная проверка не дает нам возможности получить уверенность в том, что нам станут известны все значимые вопросы, которые могли бы быть выявлены в процессе аудита. Следовательно, мы не выражаем аудиторское мнение.

Вывод

На основе проведенной нами обзорной проверки не выявлены факты, которые могут служить основанием для того, чтобы мы сочли, что прилагаемая сокращенная промежуточная консолидированная финансовая информация по состоянию на 31 марта 2019 года и за три месяца, закончившихся на указанную дату, не подготовлена во всех существенных аспектах в соответствии с Международным стандартом финансовой отчетности (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность».

[Подпись аудитора]

Инициалы, фамилия

Аудиторская организация:

акционерное общество «ZZZ»,

ОГРН 9900000000000,

111421, Москва, улица Королева, дом 101,

член саморегулируемой организации аудиторов «NNN»,

ОРНЗ 01234567890

«_____» _____________ 2019 года

3.3. Обзорная проверка полного комплекта квартальной консолидированной финансовой отчетности за 2-ой квартал, вывод без оговорки распространяется на промежуточные периоды текущего года

[Заключение по результатам обзорной проверки составлено аудиторской организацией при следующих обстоятельствах:

обзорная проверка проводилась в соответствии с Международным стандартом обзорных проверок 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации», введенным в действие и подлежащим применению на территории Российской Федерации;

обзорная проверка проводилась в отношении полного комплекта промежуточной консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), включая требования МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность», введенными в действие и подлежащими применению на территории Российской Федерации;

на основе проведенной обзорной проверки аудиторская организация сформировала вывод без оговорки.][3]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Акционерам акционерного общества «YYY»

Введение

Мы провели обзорную проверку прилагаемого промежуточного консолидированного отчета о финансовом положении публичного акционерного общества «YYY» (ОГРН 8800000000000, дом 220, улица Профсоюзная, Москва, 115621) и его дочерних организаций (далее – Группа) по состоянию на 30 июня 2019 года, связанных с ним промежуточных консолидированных отчетов о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе за трех- и шестимесячный периоды, закончившиеся 30 июня 2019 года, и промежуточных консолидированных отчетов об изменениях в собственном капитале и о движении денежных средств за шестимесячный период, закончившийся 30 июня 2019 года, а также примечаний, состоящих из значимых положений учетной политики и прочей пояснительной информации (далее - промежуточная консолидированная финансовая отчетность). Руководство Группы несет ответственность за подготовку и достоверное представление данной промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), включая требования МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность». Наша ответственность состоит в формировании вывода о данной промежуточной консолидированной финансовой отчетности на основе проведенной нами обзорной проверки.

Объем обзорной проверки

Мы провели обзорную проверку в соответствии с Международным стандартом обзорных проверок 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации». Обзорная проверка промежуточной финансовой информации включает направление запросов, в первую очередь, лицам, ответственным за финансовые вопросы и вопросы бухгалтерского учета, а также применение аналитических и других процедур обзорной проверки. Объем обзорной проверки значительно меньше объема аудита, проводимого в соответствии с Международными стандартами аудита, и поэтому обзорная проверка не дает нам возможности получить уверенность в том, что нам станут известны все значимые вопросы, которые могли бы быть выявлены в процессе аудита. Следовательно, мы не выражаем аудиторское мнение.

Вывод

На основе проведенной нами обзорной проверки не выявлены факты, которые могут служить основанием для того, чтобы мы сочли, что прилагаемая промежуточная консолидированная финансовая отчетность не отражает достоверно во всех существенных аспектах консолидированное финансовое положение Группы по состоянию на 30 июня 2019 года, а также ее консолидированные финансовые результаты за трех- и шестимесячный периоды, закончившиеся 30 июня 2019 года, и консолидированное движение денежных средств за шестимесячный период, закончившийся на указанную дату, в соответствии с МСФО, включая требования МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность».

[Подпись аудитора]

Инициалы, фамилия

Аудиторская организация:

акционерное общество «ZZZ»,

ОГРН 9900000000000,

111421, Москва, улица Королева, дом 101,

член саморегулируемой организации аудиторов «NNN»,

ОРНЗ 01234567890

«_____» _____________ 2019 года

3.4. Обзорная проверка полного комплекта квартальной консолидированной финансовой отчетности, вывод с оговоркой

[Заключение по результатам обзорной проверки составлено аудиторской организацией при следующих обстоятельствах:

обзорная проверка проводилась в соответствии с Международным стандартом обзорных проверок 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации», введенным в действие и подлежащим применению на территории Российской Федерации;

обзорная проверка проводилась в отношении полного комплекта промежуточной консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), включая требования МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность», введенными в действие и подлежащими применению на территории Российской Федерации;

на основе проведенной обзорной проверки аудиторская организация сформировала вывод с оговоркой в связи с нераскрытием в промежуточной консолидированной финансовой отчетности имени конечной контролирующей стороны в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах»;

влияние обстоятельства, послужившего основанием для формирования вывода с оговоркой, не распространяется на промежуточный период предшествующего года.][4]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОБЗОРНОЙ ПРОВЕРКИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Акционерам акционерного общества «YYY»

Введение

Мы провели обзорную проверку прилагаемого промежуточного консолидированного отчета о финансовом положении публичного акционерного общества «YYY» (ОГРН 8800000000000, дом 220, улица Профсоюзная, Москва, 115621) и его дочерних организаций (далее – Группа) по состоянию на 31 марта 2019 года и связанных с ним промежуточных консолидированных отчетов о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе, об изменениях в собственном капитале и о движении денежных средств за три месяца, закончившихся на указанную дату, а также примечаний, состоящих из значимых положений учетной политики и прочей пояснительной информации (далее - промежуточная консолидированная финансовая отчетность). Руководство Группы несет ответственность за подготовку и достоверное представление данной промежуточной консолидированной финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), включая требования МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность». Наша ответственность состоит в формировании вывода о данной промежуточной консолидированной финансовой отчетности на основе проведенной нами обзорной проверки.

Объем обзорной проверки

Мы провели обзорную проверку в соответствии с Международным стандартом обзорных проверок 2410 «Обзорная проверка промежуточной финансовой информации, выполняемая независимым аудитором организации». Обзорная проверка промежуточной финансовой информации включает направление запросов, в первую очередь, лицам, ответственным за финансовые вопросы и вопросы бухгалтерского учета, а также применение аналитических и других процедур обзорной проверки. Объем обзорной проверки значительно меньше объема аудита, проводимого в соответствии с Международными стандартами аудита, и поэтому обзорная проверка не дает нам возможности получить уверенность в том, что нам станут известны все значимые вопросы, которые могли бы быть выявлены в процессе аудита. Следовательно, мы не выражаем аудиторское мнение.

Основание для вывода с оговоркой

Группа не раскрыла имя конечной контролирующей стороны по состоянию на 31 марта 2019 года. Раскрытие данной информации требуется МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах». Мы не имеем возможности предоставить данную информацию.

Вывод с оговоркой

На основе проведенной нами проверки, за исключением обстоятельств, изложенных в предыдущем разделе, не выявлены факты, которые могут служить основанием для того, чтобы мы сочли, что прилагаемая промежуточная консолидированная финансовая отчетность не отражает достоверно во всех существенных аспектах консолидированное финансовое положение Группы по состоянию на 31 марта 2019 года, а также ее консолидированные финансовые результаты и движение денежных средств за три месяца, закончившихся на указанную дату, в соответствии с МСФО, включая требования МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность».

[Подпись аудитора]

Инициалы, фамилия

Аудиторская организация:

акционерное общество «ZZZ»,

ОГРН 9900000000000,

111421, Москва, улица Королева, дом 101,

член саморегулируемой организации аудиторов «NNN»,

ОРНЗ 01234567890

«_____» _____________ 2019 года

Приложение № 2
к протоколу заочного голосования
Совета по аудиторской деятельности
от 21 декабря 2018 г. № 44

Изменение, которое вносится в Разъяснение смысла понятий деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности

Пункт 1 Приложения № 2 «Примеры свидетельств того, что деловая (профессиональная) репутация аудитора может оказаться небезупречной» Разъяснения смысла понятий деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности, одобренного Советом по аудиторской деятельности 22 октября 2018 г. (протокол № 42) после слов "заведомо ложным" дополнить словами "либо осуществление аудитором функций руководителя задания, ответственного за выпуск аудиторского заключения, которое в соответствии с вступившим в законную силу судебным актом признано заведомо ложным;».

Приложение № 3
к протоколу заочного голосования
Совета по аудиторской деятельности
от 21 декабря 2018 г. № 44

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ АУДИТОРОВПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ОРУЖИЯ МАССОВОГО УНИЧТОЖЕНИЯ

Продолжительность обучения - 16 академических часов

Цель программы – совершенствование знаний и навыков аудиторов при исполнении требований законодательства Российской Федерации по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения (далее – ПОД/ФТ/ФРОМУ).

Раздел 1. Институционально-правовые основы национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ

Тема 1. Международные стандарты ПОД/ФТ/ФРОМУ

Правовые и институциональные основы международного сотрудничества в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Формирование единой международной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ. Организации и специализированные органы. Международные стандарты ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Тема 2. Оценка деятельности установленных нефинансовых предприятий и профессий (УНФПП) на основе методологии оценки технического соответствия рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ/ФРОМУ

Критерии технического соответствия. Критерии эффективности. Ключевые недостатки стран, прошедших взаимную оценку ФАТФ, в части работы УНФПП по линии ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Тема 3. Правовое регулирование в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ в Российской Федерации

Национальная система ПОД/ФТ/ФРОМУ. Общая характеристика нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Последние изменения в законодательстве Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ. Федеральные органы исполнительной власти, занятые в национальной системе ПОД/ФТ/ФРОМУ. Правовой статус Росфинмониторинга. Роль аудиторских организаций и аудиторов в национальной системе ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Тема 4. Национальная оценка рисков легализации (отмывания) преступных доходов и рисков финансирования терроризма (НОР ОД/ФТ)

Публичные версии отчетов по оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и рисков финансирования терроризма. Предметные области (зоны) риска. Определение угроз. Определение уязвимостей. Оценка рисков. Принятые и принимаемые меры по минимизации рисков. Ключевые вопросы подготовки к взаимной оценке эффективности национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Тема 5. Надзор в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

Формы надзора и виды проверок. Планирование и основания проведения проверок по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ. Объекты проверки. Права проверяющего государственного органа саморегулируемых организаций. Взаимодействие Росфинмониторинга с надзорными органами и саморегулируемыми организациями.

Тема 6. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

Виды, меры и основания для привлечения к ответственности за нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ (уголовная, административная, гражданско-правовая). Полномочия должностных лиц государственных (надзорных) органов. Порядок применения мер ответственности. Обжалование решений должностных лиц.

Раздел 2. Организация и осуществление внутреннего контроля как механизма эффективной реализации мер по ПОД/ФТ/ФРОМУ1

Тема 7. Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом

Финансовые и нефинансовые организации, представители нефинансовых отраслей и профессий. Лицензирование или специальный учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Требования к организации внутреннего контроля аудируемых лиц – субъектов первичного финансового мониторинга. Их основные права и обязанности.

Требования к организации внутреннего контроля аудиторской организации __________________

1 Вопросы данного раздела изучаются отдельно применительно к деятельности: 1) аудируемых лиц-субъектов исполнения требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»; 2) аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, оказывающих аудиторские услуги и не оказывающих бухгалтерские и юридические услуги, связанные с подготовкой или осуществлением от имени или по поручению клиента операций с денежными средствами или иным имуществом; 3) аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, оказывающих помимо аудиторских услуг бухгалтерские и юридические услуги, связанные с подготовкой или осуществлением от имени или по поручению клиента операций с денежными средствами или иным имуществом.

как субъекта первичного финансового мониторинга. Идентификация клиентов и выгодоприобретателей; обеспечение конфиденциальности информации; фиксирование сведений; хранение информации; приостановление операций. Порядок, сроки, способы, формат представления информации об операциях, подлежащих контролю, в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Тема 8. Требования к разработке правил внутреннего контроля

Организация и осуществление внутреннего контроля. Перечень внутренних документов по ПОД/ФТ/ФРОМУ субъекта первичного финансового мониторинга. Лица, ответственные за разработку правил внутреннего контроля. Обязательные компоненты правил внутреннего контроля. Рекомендуемые программы осуществления правил внутреннего контроля. Программа оценки риска. Программа проверки внутреннего контроля. Порядок и сроки утверждения и согласования правил внутреннего контроля. Основания для отказа в согласовании. Механизмы надлежащей проверки клиентов. Режим СПО. Превентивные меры.

Тема 9. Критерии и признаки сомнительных сделок или финансовых операций

Операции, подлежащие обязательному контролю. Критерии и признаки выявления сделок или финансовых операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Типологии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Характерные схемы и способы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Тема 10. Система подготовки и обучения кадров организаций

Квалификационные требования, права и обязанности специального должностного лица. Перечень работников, обязанных проходить обучение и подготовку по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ. Формы, периодичность и сроки обучения.

Тема 11. Типичные правонарушения в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

Примеры нарушений требований законодательства о ПОД/ФТ/ФРОМУ субъектами первичного финансового мониторинга.

Раздел 3. Аудиторские процедуры, связанные с соблюдением требований законодательства ПОД/ФТ/ФРОМУ

Тема 12. Нормативные правовые акты, регламентирующие обязанности аудиторов в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности», Кодекс профессиональной этики аудиторов, международные стандарты аудита (МСА 240 «Обязанности аудитора в отношении недобросовестных действий при проведении аудита финансовой отчетности». МСА 250 «Рассмотрение законов и нормативных актов в ходе аудита финансовой отчетности»). Концептуальный подход к оценке ОД/ФТ, обязательные требования.

Тема 13. Применение подхода, основанного на оценке рисков ОД/ФТ, при оказании аудиторских услуг

Подходы к оценке рисков ОД/ФТ. Оценка рисков в отношении ОД/ФТ при принятии на обслуживание нового клиента или продолжение сотрудничества. Использование национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов и национальной оценки рисков финансирования терроризма. Аудиторские процедуры, направленные на выявление сделок и финансовых операций, связанных с ОД/ФТ/ФРОМУ на каждом этапе: при принятии клиента/ продолжении сотрудничества, при планировании аудита, при проведении аудита, при завершении аудита.

Тема 14. Аудиторская документация

Рабочие документы, составляемые аудитором в рамках рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований ПОД/ФТ/ФРОМУ. Объем информации, который обязаны предоставить аудируемые лица о системе ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Раздел 4. Информационное взаимодействие аудиторской организациис Росфинмониторингом

Тема 15. Передача информации в уполномоченный орган

Обязанности организаций по передаче информации в уполномоченный орган. Сроки, объем, форма, формат, содержание передаваемых сведений. Конфиденциальность передаваемой информации. Личный кабинет на официальном Интернет-сайте Росфинмониторинга как универсальный механизм коммуникации с частным сектором. Механизм обратной связи (Совет комплаенс и Консультативный совет при МВК).

Раздел 5. Практические занятия по выявлению фактов, которые могут указывать на случаи ОД/ФТ у аудируемого лица

Тема 16. Практические занятия

Пример выполнения типовых процедур оценки рисков недобросовестных действий аудируемого лица, несоблюдения им законодательства ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также рисков ОД/ФТ. Пример выполнения аудиторских процедур, направленных на проверку соблюдения аудируемым лицом законодательства при совершении сделок и финансовых операций, подлежащих контролю согласно законодательству по ПОД/ФТ/ФРОМУ. Примеры подготовки рабочей документации, использования личного кабинета, передачи информации уполномоченному органу.

Результат обучения:

Углубление знаний аудиторов и развитие их навыков, необходимых для исполнения требований законодательства Российской Федерации по ПОД/ФТ/ФРОМУ.

Рекомендуемая литература:

1. Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

2. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности»

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2005 № 82 «Об утверждении Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг»

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей»

5. Международные стандарты аудита, введенные в действие для применения на территории Российской Федерации

6. Приказ Росфинмониторинга от 08.05.2009 № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок»

7. Приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 № 110 «Об утверждении Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

8. Отчет о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов (публичная версия)

9. Отчет о национальной оценке рисков финансирования терроризма (публичная версия)

10. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ)

11. Нормативные правовые акты и иная соответствующая литература по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ у субъектов первичного финансового мониторинга, отличных от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов

Приложение № 4
к протоколу заочного голосования
Совета по аудиторской деятельности
от 21 декабря 2018 г. № 44

Рекомендации
по применению результатов национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма аудиторскими организациями и аудиторами

1. Настоящие Рекомендации предназначены для оказания помощи аудиторским организациям и аудиторам (далее вместе – аудиторы) в изучении и применении результатов национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее- НОР).

2. Результаты НОР содержат ключевые риски, угрозы и уязвимости, характерные для Российской Федерации.

Результаты НОР изложены в публичных версиях Отчета о национальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и Отчета о национальной оценке рисков финансирования терроризма (www.fedsfm.ru).

3. Аудиторам рекомендуется использовать результаты НОР не только в целях исполнения обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, но и:

а) непосредственно при оказании аудиторских услуг (МСА 315, др.);

б) при организации и поддержании внутреннего контроля качества своей работы (МСКК 1, др.).

4. Результаты НОР могут быть использованы аудитором на всех этапах оказания аудиторских услуг.

5. До принятия задания от нового клиента, при определении целесообразности продолжения существующего задания, а также при принятии нового задания от существующего клиента результаты НОР могут быть использованы для выявления и оценки рисков, которым подвержен соответственно потенциальный клиент или существующий клиент. При этом данные риски рассматриваются как в отношении основных видов деятельности и операций клиента, так и в отношении руководства клиента, его собственников, бенефициарных владельцев.

6. При проведении аудита и оказании других аудиторских услуг результаты НОР могут быть использованы в процессе получения аудитором понимания аудируемого лица и его окружения, в частности, для выявления и оценки соответствующих рисков и планирования ответных действий на выявленные и оцененные риски.

7. При изучении деятельности аудируемого лица рекомендуется обратить особое внимание на описанные в результатах НОР угрозы в кредитно-финансовой и бюджетной сфере, включая угрозы недобросовестных действий в области налоговых правоотношений, а также возможность совершения руководством аудируемого лица или его собственниками недобросовестных действий коррупционной направленности.

8. Основные уязвимые места и риски легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (далее – риски ОД/ФТ), описанные в результатах НОР, целесообразно использовать в качестве индикаторов для определения областей повышенного аудиторского риска при планировании аудита и идентификации рисков, которые требуют особого внимания.

9. В процессе получения понимания деятельности аудируемого лица и его системы внутреннего контроля рекомендуется оценить, насколько риски, описанные в результатах НОР, присущи деятельности аудируемого лица, и выделить значительные виды операций и области, в которых возможно появления рисков ОД/ФТ.

10. В процессе выявления рисков ОД/ФТ, оценки их значительности и вероятности возникновения рекомендуется учитывать их группировку в результатах НОР и относить риски ОД/ФТ, включенные в группы высокого, повышенного и умеренного риска в результатах НОР, к ключевым областям аудита.

11. При разработке и выполнении аудиторских процедур в ответ на выявленные риски целесообразно принимать во внимание меры по минимизации рисков, описанные в результатах НОР.

12. Продвижение ориентированной на достижение качества внутренней корпоративной культуры в отношении системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) достигается действиями руководства аудиторской организации, направленными на активное вовлечение аудиторов в систему ПОД/ФТ при оказании аудиторских услуг.

13. Аудитор должен разработать и внедрить политику и процедуры, нацеленные на создание благоприятных условий для поддержания у своего персонала соответствующей компетентности и квалификации и для приверженности персонала принципам этики. Указанные политика и процедуры должны обеспечивать разумную уверенность в том, что персонал владеет, среди прочего, необходимыми знаниями и опытом по тематике ПОД/ФТ.

14. Одной из форм развития навыков и профессиональной компетентности аудиторов по тематике ПОД/ФТ является систематическое обучение по соответствующим программам повышения квалификации, а также целенаправленное изучение результатов НОР.


[1] Здесь и далее описаны основные обстоятельства задания по обзорной проверке, по результатам которого составляется заключение. Данное описание не является частью заключения, не приводится в нем и не сопровождает его.

[2] Здесь и далее описаны основные обстоятельства задания по обзорной проверке, по результатам которого составляется заключение. Данное описание не является частью заключения, не приводится в нем и не сопровождает его.

[3] Здесь и далее описаны основные обстоятельства задания по обзорной проверке, по результатам которого составляется заключение. Данное описание не является частью заключения, не приводится в нем и не сопровождает его.

[4] Здесь и далее описаны основные обстоятельства задания по обзорной проверке, по результатам которого составляется заключение. Данное описание не является частью заключения, не приводится в нем и не сопровождает его.