Пояснительная записка

скачать (DOCX, 26.72 KB)
Опубликовано: 14.11.2022Изменено: 14.11.2022
Пояснительная записка Скачать
  1. Пример формирования Реестра бюджетных рисков (далее – Реестр) составлен на основе анализа бюджетных и иных полномочий главного распорядителя (распорядителя) средств федерального бюджета, получателя средств федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Бюджетные процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетных процедур и бюджетные риски сформированы по состоянию на 01.11.2022 на основании положений законодательных и иных нормативных правовых актов, информация о которых указана в наименованиях соответствующих бюджетных процедур в Реестре.

В Реестре приведены два варианта бюджетных процедур по управлению имуществом – для организаций, являющихся учредителями (бюджетная процедура 26(1), и организаций, являющихся подведомственными казенными учреждениями (бюджетная процедура 26(2).

При этом в Реестре отсутствуют отдельные бюджетные процедуры (операции (действия) по выполнению бюджетных процедур), в том числе в части предоставления субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям, дотаций, межбюджетных трансфертов государственным внебюджетным фондам; рассмотрения дел в суде; обжалования судебных актов.

Также Реестр составлен без учета возможности передачи полномочий по ведению бюджетного учета и формированию (представлению) бюджетной отчетности.

  1. В графе 1 Реестра приведена кодировка бюджетных рисков, которая состоит из 3 чисел, разделенных точками (например, 1.2.3), где:

- первое число соответствует коду бюджетной процедуры, в рамках которой выявлен бюджетный риск;

- второе число соответствует коду операции (действия) по выполнению закодированной бюджетной процедуры, в рамках которой выявлен бюджетный риск;

- третье число соответствует коду бюджетного риска во взаимосвязи с операцией (действием) по выполнению бюджетной процедуры.

Коды и наименования бюджетных процедур приведены перед соответствующими операциями (действиями) по выполнению бюджетных процедур.

  1. При составлении перечня операций (действий) по выполнению бюджетных процедур (графа 2 Реестра) в их наименовании учитывалась информация об этапе бюджетного процесса, на котором они выполняются. Дополнение Реестра данной информацией предложено в целях разделения схожих операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, различие которых заключается в сроках, отдельных параметрах формирования документов, а также возможных ответственных исполнителях.
  2. Бюджетные риски (графа 3 Реестра) составлены путем описания возможных событий, в том числе обусловленных наличием соответствующих требований (положений), установленных бюджетным законодательством Российской Федерации.

Допустимо применение иных подходов к указанию данной информации при условии соблюдения положений абзацев тридцать восьмого и пятьдесят четвертого пункта 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита», утвержденного приказом Минфина России от 21.11.2019 № 196н, в том числе путем описания воздействия последствий возможного события на результаты исполнения бюджетных полномочий (например, бюджетный риск увеличения расходов на уплату неустойки по неисполненным бюджетным обязательствам) или сочетания возможного события и воздействия его последствий (например, бюджетный риск увеличения расходов на уплату неустойки по неисполненным бюджетным обязательствам вследствие несвоевременности формирования (непредставления) предложений по внесению изменений в обоснования (расчеты) плановых сметных показателей).

При этом обращаем внимание, что согласно пункту 4 Приложения № 1 «Оценка бюджетных рисков» к федеральному стандарту внутреннего финансового аудита «Планирование и проведение внутреннего финансового аудита», утвержденному приказом Минфина России от 05.08.2020 № 160н (далее – Оценка бюджетных рисков № 160н), в реестр бюджетных рисков включаются операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры как со значимыми бюджетными рисками, так и с незначимыми бюджетными рисками.

Выявление (обнаружение) бюджетных рисков осуществляется с учетом положений пункта 5 Оценки бюджетных рисков № 160н и пункта 2 Приложения № 1 «Оценка рисков искажения бюджетной отчетности» к федеральному стандарту внутреннего финансового аудита «Осуществление внутреннего финансового аудита в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности», утвержденному приказом Минфина России от 01.09.2021 № 120н (далее - Оценка рисков искажения бюджетной отчетности № 120н), в том числе путем определения по каждой операции (действию) по выполнению бюджетной процедуры возможных событий, наступление которых негативно повлияет на результат выполнения бюджетной процедуры (например, несвоевременность выполнения операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, ошибки, допущенные в ходе их выполнения, в том числе по причине возможных технических неполадок информационных систем или возможного изменения владельцев бюджетного риска при исполнении бюджетных полномочий).

Отсутствие аудиторских мероприятий в отношении бюджетных процедур (операций (действий) по выполнению бюджетных процедур) не является основанием для необеспечения отражения бюджетных рисков в реестре бюджетных рисков.

  1. В графе 4 Реестра приведены примеры указания владельцев бюджетного риска и (или) структурных подразделений, ответственных за выполнение (результаты выполнения) бюджетной процедуры, операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры, в рамках которой выявлен бюджетный риск.

Допустимо применение иных подходов к указанию данной информации при условии соблюдения положений абзацев седьмого, сорок четвертого и сорок восьмого пункта 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита», утвержденного приказом Минфина России от 21.11.2019 № 196н.

  1. В графе 5 Реестра приведены примеры возможных последствий реализации бюджетных рисков, определенных с учетом:

- необходимости достижения целевых показателей качества финансового менеджмента (информация приведена в соответствии с приказом Минфина России от 18.06.2020 № 112н «Об утверждении Порядка проведения Министерством финансов Российской Федерации мониторинга качества финансового менеджмента»);

- рисков выявления нарушений в ходе мероприятий, проводимых в рамках реализации полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля;

- информации об административных наказаниях за совершение административных правонарушений (на основе положений статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовного кодекса Российской Федерации, положений законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (например, в сфере управления имуществом);

- возможного негативного воздействия на результат выполнения другой операции (действия) по выполнению бюджетной процедуры или на исполнение бюджетных полномочий в целом.

  1. В графах 7 и 10 Реестра приведены примеры описания причин бюджетного риска, мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков (с указанием приоритетности их принятия в случае наличия более 1 меры).

При этом при указании мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков необходимо учитывать положения абзаца сорок девятого пункта 3 федерального стандарта внутреннего финансового аудита «Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита», утвержденного приказом Минфина России от 21.11.2019 № 196н, согласно которому меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков (в том числе контрольные действия) являются конкретными, достижимыми и имеющими срок выполнения.

  1. Оценки значимости (уровня) бюджетных рисков автоматически (с использованием формул) рассчитываются в графе 9 Реестра при заполнении оценок по критериям «степень влияния» («существенность ошибки») и «вероятность» («вероятность допущения ошибки») с учетом положений пункта 9 Оценки бюджетных рисков № 160н и пункта 8 Оценки рисков искажения бюджетной отчетности № 120н.