Доклад об организации Министерством финансов Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в 2022 году

Опубликован в разделе: Антимонопольный комплаенс
скачать (PDF, 0.41 MB)
Опубликовано: 03.07.2023Изменено: 03.07.2023
Доклад об организации Министерством финансов Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в 2022 году Скачать

Прикрепленные файлы (1)

УТВЕРЖДЕН
Общественным советом
при Министерстве финансов
Российской Федерации
(протокол от 16.06.2023 № 08)

Доклад об организации Министерством финансов Российской Федерации
системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям
антимонопольного законодательства
(антимонопольный комплаенс)

в 2022 году

Во исполнение приказа Минфина России от 22.08.2019 № 470 «Об утверждении Положения об организации Министерством финансов Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс)» (далее – Положение об антимонопольном комплаенсе) и с учетом методических рекомендаций по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р, подготовлен ежегодный доклад об организации Министерством финансов Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс).

В соответствии с пунктом 17 Положения об антимонопольном комплаенсе доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:

1) о результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;

2) об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства;

3) о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.

I. О результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства

В целях оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства выполнены следующие мероприятия:

проведен анализ нормативных правовых актов Минфина России за 2022 год на предмет выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства;

осуществлен анализ проектов нормативных правовых актов Минфина России в процессе их разработки;

проведено ознакомление федеральных государственных гражданских служащих и работников Минфина России с Положением об антимонопольном комплаенсе;

осуществлен мониторинг и анализ практики применения Минфином России и подведомственными Минфину России организациями антимонопольного законодательства;

проведен сбор данных о наличии выявленных нарушений антимонопольного законодательства со стороны Минфина России за 2022 год и со стороны подведомственных организаций за 2020 – 2022 годы (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел);

проведены мероприятия, направленные на выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства в деятельности Минфина России.

В рамках осуществления анализа нормативных правовых актов Минфина России за 2022 год Правовым департаментом осуществлена экспертиза проектов приказов Минфина России на предмет выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства, выражающихся в недопущении, ограничении, устранении конкуренции.

Нормативные правовые акты, принятие которых привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, Минфином России не принимались.

Кроме того, в Правовой департамент департаментами Минфина России в соответствии с их компетенцией представлена информация об отсутствии признаков нарушения антимонопольного законодательства в проектах нормативных правовых актов Минфина России, разработанных в 2022 году, что также подтверждается результатами экспертизы, проводимой с указанной целью Правовым департаментом.

Согласно пункту 9 Положения об антимонопольном комплаенсе реализация Минфином России функции по размещению нормативных правовых актов Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в рамках осуществления антимонопольного комплаенса обеспечивается посредством их размещения на официальном сайте regulation.gov.ru в соответствии с Правилами проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 № 1318 (далее – Правила проведения оценки регулирующего воздействия), Правилами раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2012 № 851 (далее – Правила раскрытия информации о подготовке проектов актов).

Таким образом, все нормативные правовые акты Минфина России (проекты нормативных правовых актов Минфина России), подлежащие размещению в соответствии с требованиями Правил проведения оценки регулирующего воздействия, Правил раскрытия информации о подготовке проектов актов, были размещены на официальном сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно представленной департаментами Минфина России информации в деятельности Минфина России в период 2020 – 2022 годов нарушений антимонопольного законодательства не имеется (отсутствуют предостережения, предупреждения, штрафы, жалобы, возбужденные дела о нарушении антимонопольного законодательства).

Вместе с тем ФКУ «ГУ АЗ Минфина России» получены предписания УФАС г. Москвы на устранение выявленных нарушений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Указанной организацией на постоянной основе проводятся мероприятия, направленные на снижение нарушений Федерального закона № 44-ФЗ и усилен контроль в рассматриваемой сфере деятельности.

II. Об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства

План мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства не утверждался и соответственно мероприятия по их снижению в докладе не приводятся в связи с тем, что в деятельности Минфина России не выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства в 2022 году.

Учитывая, что в деятельности Минфина России и подведомственных Минфину России организациях в целом не выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, необходимость их классификации и разработки дополнительных мероприятий, направленных на их предупреждение (снижение), отсутствует.

III. О достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса

Приказом Минфина России от 06.02.2023 № 56 «Об установлении ключевых показателей эффективности системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в Министерстве финансов Российской Федерации и подведомственных ему организациях и о внесении изменений в Положение об организации Министерством финансов Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 августа 2019 г. № 470» установлены ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса в Министерстве финансов Российской Федерации.

Ключевыми показателями эффективности антимонопольного комплаенса для Минфина России и подведомственных ему организаций в 2022 году являлись:

а) коэффициент (процент) снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему организаций;

б) доля проектов нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства;

в) доля нормативных правовых актов Министерства финансов Российской Федерации, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства.

Ключевым показателем эффективности для Правового департамента, осуществляющего функции уполномоченного подразделения, в 2022 году является доля сотрудников Минфина России, ознакомленных с методическими материалами по антимонопольному комплаенсу и антимонопольному законодательству.

Между тем в целях определения коэффициента снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны Минфина России и подведомственных ему организаций на 31.12.2022 по сравнению с 2021 годом установлено, что количество выявленных нарушений антимонопольного законодательства в 2022 году (1 нарушение) уменьшилось относительно количества нарушений антимонопольного законодательства в 2021 году (4 нарушения) на 75 %.

В соответствии с расчетом, осуществленным в порядке, предусмотренном пунктом 2.3 Методики расчета ключевых показателей эффективности функционирования в федеральном органе исполнительной власти антимонопольного комплаенса, утвержденной приказом ФАС России от 27.12.2022 № 1034/22 (далее – Методика), доля проектов нормативных правовых актов Минфина России, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, за отчетный период равна 0 (0:0,1).

В соответствии с расчетом, осуществленным в порядке, предусмотренном пунктом 2.4 Методики, доля нормативных правовых актов Минфина России, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства, за отчетный период равна 0 (0:0,1).

В соответствии с расчетом, осуществленным в порядке, предусмотренном пунктом 3.2 Методики, доля работников, ознакомленных с Положением об антимонопольном комплаенсе, составляет 0,98.

Кроме того, новый функционал обновленного официального сайта Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» позволил сделать более наглядным, информационно наполненным и доступным раздел «Антимонопольный комлаенс», что также способствует ознакомлению не только сотрудников Минфина России, но и подведомственных организаций с основными правовыми актами в рассматриваемой сфере и результатами деятельности Минфина России по повышению эффективности антимонопольного комплаенса.

Также в 2023 году издан разработанный Правовым департаментом приказ Минфина России от 06.02.2023 № 56 «Об установлении ключевых показателей эффективности системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в Министерстве финансов Российской Федерации и подведомственных ему организациях и о внесении изменений в Положение об организации Министерством финансов Российской Федерации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс), утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 августа 2019 г. № 470», который направлен на достижение следующих целей:

1) оптимизацию процесса организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) путем установления ключевых показателей эффективности системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс), что позволит исключить необходимость их ежегодного утверждения Министром финансов Российской Федерации в случае отсутствия изменений;

2) перераспределение сроков реализации мероприятий, предусмотренных Положением об антимонопольном комплаенсе, а именно сроков представления департаментами Министерства и подведомственными Министерству организациями информации о результатах осуществления мероприятий, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пунктов 7, 8 Положения об антимонопольном комплаенсе, по запросу Правового департамента с 15 февраля на 15 мая, а также сроков представления проекта доклада об антимонопольном комплаенсе на подпись Министру финансов Российской Федерации с 1 марта на 1 июня.

Проведенный в соответствии с Методикой расчет ключевых показателей эффективности позволяет сделать вывод о достижении Минфином России ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса на 2022 год.

Министр финансов Российской Федерации
А.Г. Силуанов