Леонид Горнин: поддержка регионов является важнейшим приоритетом в сфере межбюджетных отношений

28 апреля 2022 15:20

«Коллективный Запад» принимает меры недружественного характера в отношении России, касающиеся всех секторов экономики.

Введены санкции против Банка России, связанные с управлением резервами и активами, в результате чего более половины резервов Банка России заблокированы. Ряд российских банков отключили от платежной системы SWIFT и ограничили трансграничные переводы.

На фоне обострения геополитической ситуации необходимо оценить давление, оказываемое на регионы и их экономику.

В текущий год регионы вошли с положительными результатами исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2021 г. собственная доходная база регионов не только полностью восстановилась, но и превысила «допандемийные» уровни.

Поступление налоговых и неналоговых доходов за 2021 г. составило 13,6 трлн руб., с ростом на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. или с ростом на 24% по сравнению с 2019 г. Положительная динамика налоговых и неналоговых доходов обеспечена в 84 регионах, что существенно выше планируемых регионами поступлений. Сверхплановые доходы составили 1,4 трлн руб.

Финансовая поддержка из федерального бюджета сохранилась на уровне 2020 г. (3,6 трлн руб., составив 21% доходов).

В целом консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации исполнены с рекордным за всю современную историю профицитом в 661 млрд руб. (в 2020 г. – дефицит 677 млрд руб.).

По итогам исполнения 2021 г. достигнуто снижение как государственного и рыночного долга регионов, так и муниципального долга.

Государственный долг субъектов Российской Федерации сократился на 22 млрд руб. и достиг 2 474 млрд руб., или 21% доходов без учета безвозмездных поступлений (сократился на 6 п.п.). Задолженность по рыночным заимствованиям сократилась на 281 млрд руб. и составила 9% доходов без учета безвозмездных поступлений (сократилась на 3 п.п.).

При этом улучшилась структура государственного долга за счет предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета (бюджетные кредиты составляют 55%).

По итогам первого квартала текущего года (оперативные данные), несмотря на оказываемое санкционное давление, сохраняется положительная динамика исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

В подавляющем большинстве регионов (82 из 85 регионов) наблюдается рост налоговых и неналоговых доходов: +31% к уровню 2021 г. или +53% к «доковидному» 2019 г.

За первый квартал 2022 г. регионы получили больше налоговых и неналоговых доходов, чем в прошлом году, на 860 млрд руб. Увеличились безвозмездные поступления из федерального бюджета на 10%.

Остатки средств бюджетов составили 3,5 трлн руб., с ростом с начала года на 46% (+1 102 млрд руб.). Больше половины из них размещены на депозитах в коммерческих банках (1,9 трлн руб.).

Государственный долг по состоянию на 1 апреля текущего года сохраняется на безопасном уровне (22% от налоговых и неналоговых доходов), рыночный долг составляет 1 трлн руб.

Спрогнозировать влияние санкционных решений на доходы регионов в настоящее время крайне сложно. Однако, имея такие беспрецедентные положительные результаты, регионам необходимо эффективно распоряжаться накопленными резервами и направлять их на финансирование первоочередных расходов, софинансирование национальных проектов, финансирование удорожания стоимости строительства, а также на снижение задолженности по рыночным заимствованиям субъектов Российской Федерации.

Для сглаживания «санкционных» последствий на федеральном уровне уже сейчас приняты решения, позволяющие регионам оперативно реагировать на сложившуюся ситуацию и принимать меры по поддержке экономики, которыми нужно пользоваться:

1) регионам дано право оперативно вносить изменения в утвержденный бюджет через сводную бюджетную роспись, использовать остатки средств бюджетных учреждений (для регионов с высоким уровнем долговой устойчивости и с долей межбюджетных трансфертов не более 20%);

2) снято ограничение (3% от расходов) на объем резервных фондов высших исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации;

3) установлены полномочия субъектов Российской Федерации вводить в 2022 г. меры «налоговой» поддержки экономики – продлять сроки уплаты налогов, предусмотренные специальными налоговыми режимами, а также региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора;

4) упрощены процедуры государственных закупок (внесение изменений в действующие государственные контракты, расширены случаи закупки у единственного поставщика);

5) расширены направления использования высвобождаемых от реструктуризации бюджетных кредитов средств (на мероприятия, связанные с предотвращением влияния изменения геополитической обстановки и ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики и финансового сектора, а также на финансирование региональных проектов).

Все эти меры направлены на повышение бюджетной самостоятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации.

Для поддержания ликвидности на счетах региональных бюджетов предусмотрено:

– авансовое перечисление дотаций при наличии кассовых разрывов при исполнении регионального бюджета;

– предоставление Федеральным казначейством бюджетных кредитов.

Ожидается принятие ряда дополнительных мер, направленных на поддержание финансовой стабильности бюджетов субъектов Российской Федерации:

– увеличение лимита «казначейских» кредитов на 2022 г. до 10% объема собственных доходов региона. Соответственно, в номинальном выражении лимит с 360 млрд руб. может быть увеличен до 1 143 млрд руб., при этом срок кредита планируется увеличить с 240 до 270 дней;

– освобождение от погашения задолженности по бюджетным кредитам (по ранее реструктурированным кредитам срок погашения задолженности по основному долгу и начисленным процентам переносится с 2022 на 2029 г., по нереструктурированным – предоставляется право рассрочки аналогично действующим подходам);

– предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета для погашения рыночных заимствований, сложившихся на 1 января 2022 г. (плата за пользование составит 0,1% годовых, погашение – до 2028 г.).

В условиях складывающейся ситуации руководителям регионов необходимо:

1) взять под полный личный контроль исполнение в субъекте Российской Федерации социально значимых расходных обязательств, в том числе по своевременной выплате заработной платы работникам бюджетной сферы, предоставлению мер социальной поддержки населения, финансированию системы здравоохранения, выплатам на детей в возрасте от 8 до 17 лет;

2) создать максимальные резервы;

3) осуществлять мероприятия, направленные на оптимизацию действующих расходных обязательств субъектов Российской Федерации или приоритизацию действующих расходных обязательств с целью формирования дополнительных бюджетных резервов;

4) взять на особый контроль бюджетный процесс в муниципальных образованиях.

В текущих условиях повестка регионального развития остается актуальной. Проекты устойчивого экономического и инфраструктурного развития регионов не сворачиваются, а, напротив, должны реализовываться в полную силу.

В прошлом году был разработан специальный федеральный проект, направленный на системную поддержку развития инфраструктуры в регионах, в рамках реализации которого государство планирует вложить в инфраструктуру регионов в ближайшие годы более 2 трлн руб.

В рамках использования субъектами Российской Федерации высвобождаемых от ранее проведенной реструктуризации средств на территории Российской Федерации планируются к реализации порядка 1 248 новых инвестиционных проектов.

Очень востребованным среди регионов оказался финансовый инструмент «инфраструктурных» бюджетных кредитов. В рамках распределения первого транша поддержки поступили заявки от 83 регионов. Средства «инфраструктурных» бюджетных кредитов в размере 500 млрд руб. планируется направить на реализацию 242 проектов, включающих в себя 699 объектов (мероприятий).

Также мы не должны забывать про наши стратегические направления деятельности в сфере межбюджетных отношений с регионами, отраженные в государственной программе Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами» (далее – Госпрограмма).

Поддержка регионов является важнейшим приоритетом государственной политики в сфере межбюджетных отношений.

Российская Федерация через предоставление межбюджетных трансфертов и установление конкретных целей и результатов участвует в реализации региональных полномочий, что способствует достижению совместно с регионами поставленных задач в важных для граждан сферах. На современном этапе это является более эффективной моделью управления, если мы хотим добиться результата.

Необходимо отметить, что темпы роста поступления доходов в региональные бюджеты за период с 2005 по 2021 г. – 5,8 раза – существенно превышают темпы роста доходов федерального бюджета – 4,9 раза. Особенно ярко это проявляется в кризисные годы. Основные риски по обеспечению сбалансированности бюджетной системы принимает на себя федеральный бюджет, в том числе за счет предоставляемой регионам финансовой поддержки, объем которой за указанный период увеличился в 7,5 раза.

В прошлом году с учетом изменения требований к формированию государственных программ Российской Федерации Госпрограмма была принята в новой форме, изменена и ее структура.

При выполнении мероприятий Госпрограммы будет продолжена реализация задачи по совершенствованию межбюджетных отношений на федеральном, региональном и муниципальном уровнях за счет изменения бюджетного законодательства Российской Федерации в части:

– обеспечения стабильности и предсказуемости системы межбюджетных отношений, повышения ее открытости и прозрачности;

– ускорения доведения межбюджетных трансфертов от субъектов Российской Федерации местным бюджетам;

– совершенствования подходов к выравниванию субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности;

– совершенствования подходов к формированию, распределению и предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с целью повышения эффективности их предоставления и использования, в том числе с учетом перевода иных межбюджетных трансфертов в субсидии и установления особенностей предоставления таких субсидий.

В текущем году будут подготовлены изменения Бюджетного кодекса Российской Федерации, направленные на стимулирование развития агломераций, в том числе возможности заключения соглашений о межрегиональном и межмуниципальном сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры. Также планируется разработать механизмы, в том числе финансовые, стимулирования развития агломераций в виде донастройки порядков предоставления отдельных субсидий, предусмотрев в них повышающие коэффициенты при распределении субсидий на развитие агломераций.

Планируемые изменения позволят создать условия для формирования городских агломераций и определить перечень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые будут вовлечены в процесс формирования городских агломераций, что даст возможность в дальнейшем стимулировать их к заключению соответствующих соглашений о сотрудничестве для совместного развития инфраструктуры.

С учетом проведения реформы местного самоуправления в рамках обеспечения единства публичной власти Российской Федерации планируется: внесение изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, направленных на исключение из бюджетной системы видов бюджетов упраздняемых муниципальных образований; уточнение бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; внесение изменений в распределение налоговых доходов между региональными и местными бюджетами; изменение механизмов межбюджетного регулирования на региональном уровне в отношении нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в местные бюджеты и переход на одноуровневую модель выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований из регионального бюджета.

Будет продолжена реализация задачи по содействию сбалансированному исполнению региональных и местных бюджетов за счет:

– выравнивания субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности;

– сокращения разрывов дифференциации субъектов Российской Федерации по уровню бюджетной обеспеченности с учетом общего объема финансовой поддержки из федерального бюджета на реализацию собственных полномочий субъектов Российской Федерации;

– оказания нецелевой финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации в течение текущего финансового года в целях содействия сбалансированному исполнению консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Усилия федерального центра без их поддержки и реализации на региональном и муниципальном уровнях не приведут к положительному результату.

В связи с этим будет продолжена реализация задач по повышению качества управления финансами в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, поощрению регионов по итогам оценки эффективности деятельности по достижению национальных целей развития Российской Федерации, поощрению и распространению применения примеров лучшей практики деятельности органов местного самоуправления по организации муниципального управления

Минфин России в текущем году осуществляет подготовку правовых оснований запуска «пилотного проекта» по предоставлению регионам из федерального бюджета «единой субсидии» на достижение показателей государственных программ, что позволит регионам самостоятельно определить конкретные расходные обязательства, финансирование которых необходимо в целях достижения указанных показателей.

К участию в таком «эксперименте» планируется привлечь высокообеспеченные регионы, а в случае признания его успешным практика предоставления «единой субсидии» будет распространена на другие регионы, что позволит вернуться к задаче по оптимизации (укрупнению) межбюджетных субсидий.

Поддержка регионов является важнейшим приоритетом в сфере межбюджетных отношений

Горнин Леонид Владимирович Первый заместитель Министра