Интервью заместителя директора Департамента бюджетной методологии Татьяны Саакян

01 ноября 2013 10:09

 ЗА «НЕЦЕЛЕВКУ» НАКАЖУТ ДИСКВАЛИФИКАЦИЕЙ

 

Журнал «Казенные учреждения: Учет. Отчетность. Налогообложение»

01.11.2013

 

Гость номера – Татьяна Саакян, действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса

Сегодня можно выделить несколько важных тем, связанных с бюджетной реформой: организация целостной системы государственного (муниципального) финансового контроля, повышение эффективности бюджетных расходов, связанных с закупкой товаров, работ и услуг, с осуществлением инвестиций

и оказанием госуслуг. Все эти вопросы нашли отражение в новациях законодательства РФ, в частности в Бюджетном кодексе РФ, Кодексе об административно- правовых нарушениях РФ. Подробнее о ключевых изменениях рассказывает наш эксперт.

 

Одними из важнейших являются поправки в БК РФ в части госфинконтроля (Закон № 252-ФЗ). Действительно ли они в корне меняют процедуру контроля?

 - Закон № 252-ФЗ можно рассматривать как завершающий этап в создании целостной системы государственного и муниципального финансового контроля, четко определивший его понятие, предмет и сферу. Закон вносит серьезные поправки в БК РФ и КоАП РФ, устанавливая рамочные нормы, в развитие которых финансовым органам субъектов РФ и муниципальных образований необходимо организовать разработку подзаконных актов.

 

Изменилось ли понятие финансового контроля как такового?

 - В соответствии с поправками в БК РФ теперь более четко разграничены виды контроля: внешнего и внутреннего, предварительного и последующего.

Согласно ст. 265 БК РФ внешний  госфинконтроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Счетной палаты РФ и контрольно- счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований. Его целью является аудит эффективности, анализ достоверности отчетности об исполнении бюджета и иные функции, осуществляемые в рамках полномочий парламентского контроля.

Внутренний госфинконтроль подразделяется на два вида. Предварительный осуществляют Федеральное казначейство, финорганы субъектов РФ и муниципальных образований в целях предупреждения и пресечения бюджетных нарушений в процессе исполнения бюджета. Последующий отнесен к полномочиям Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, органов госфинконтроля субъектов РФ и муниципалитетов. Он проводится по результатам исполнения соответствующего бюджета в целях установления законности их исполнения, достоверности учета и отчетности.

У каждого из видов контроля свои методы: санкционирование операций, проверка, ревизия, обследование.

Поправками в ст. 158, 160.1, 160.2 БК РФ определены полномочия в системе внутреннего контроля главных распорядителей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета и администраторов источников финансирования дефицита бюджета.

 

Кто является объектом госфинконтроля?

 - Важной нормой Закона № 252-ФЗ является ограничение области регулирования госфинконтроля сферой бюджетных правоотношений, т. е. отношений, возникающих в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ, их утверждения и исполнения, контроля за исполнением, осуществления бюджетного учета, составления отчетности.

Отмечу, что «безусловными» объектами госфинконтроля являются органы власти и казенные учреждения, т. е. участники бюджетного процесса, а также организации, созданные с участием публично-правового образования (бюджетные и автономные учреждения, унитарные пред- приятия, госкорпорации, госкомпании и хозяйствующие субъекты с участием ППО). Предметом контроля является проверка соблюдения условий, определенных при предоставлении средств из бюджета.

Другие юридические лица могу т стать объектами госфинконтроля толь- ко в процессе проверки участника бюджетного процесса, предоставившего им соответствующие средства из бюджета, в части соблюдения условий, определенных договором о предоставлении целевых средств, которым должно предусматриваться право на проверку юрлица.

Исходя из понятий предмета, объекта финконтроля, по-новому сформулированы нормы о бюджетном нарушении.

 

Что относится к бюджетным правонарушениям?

 - Согласно ст. 3061 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы РФ, действие (бездействие), осуществленное:

•              участником бюджетного процесса (финорганом,  главным  распорядителем (распорядителем) или получателем бюджетных средств, главным администратором доходов бюджета, главным администратором источников финансирования дефицита бюджета);

•              лицом, не являющимся участником бюджетного процесса.

Логично, что за бюджетное правонарушение, совершенное участником бюджетного процесса, применяются меры принуждения,  носящие  «бюджетный характер»:

•              бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета другому бюджету;

•              бесспорное взыскание суммы платы за пользование средствами, предоставленными из одного бюджета другому бюджету;

•              бесспорное взыскание пеней за несвоевременный возврат средств бюджета;

•              приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций);

•              передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий ГРБС, РБС, ПБС.

Как видим, их всего пять. Одна из мер носит, скорее, экзотический характер. Она заключается в праве применения к ГРБС, серьезно нарушившему бюджетное законодательство, нормы об отстранении его от осуществления отдельных полномочий до устранения нарушений, и назначения «уполномоченного по со- ответствующему бюджету» – своеобразного временного управляющего. Стоит отметить, что мне неизвестны случаи применения такой меры принуждения.

Все положения по остальным мерам за нарушение бюджетного законодательства, имевшие место в прежней редакции главы 28 БК РФ, признаны утратившими силу, но они не исчезли, а благополучно перекочевали в КоАП РФ.

 

Так какие же поправки внесены в КоАП РФ?

 - Дополнений по части наказаний в КоАП РФ внесено гораздо больше, чем в БК РФ. Например, за нецелевое использование бюджетных средств теперь не только налагается административный штраф на должностных лиц в размере от 20 тыс. до 50 тыс. руб., но также может быть применена дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет, а на юрлиц – от 5 до 25% суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы РФ, использованных не по целевому назначению.

Вводятся новые штрафы. Например, за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов грозит наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 года до 2 лет.

А вот как регулирует КоАП РФ непредставление или представление с нарушением сроков бюджетной отчетности либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности, в отношении которых БК РФ только обозначал их как основание для применения меры принуждения, не устанавливая ее. Согласно ст. 15.15.6 КоАП РФ это событие влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Интерес для органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения, представляет установленная ст. 15.15.15 КоАП РФ мера за нарушение порядка формирования или финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания. За такое нарушение налагается административный штраф от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Зачастую органы-учредители превышают свои полномочия, выдвигают учреждениям незаконные требования. Например, требуют, чтобы бюджетные учреждения представляли документы для осуществления расходов за счет субсидии, выделенной на выполнение госзадания (договоры, контракты, счета-фактуры, ведомости и т. п.). Между тем законодательством данному типу учреждений определена свобода действий в отношении указанных средств. Есть надежда, что принятая мера позволит ликвидировать подобные нарушения.

КоАП РФ дополнен статьями, устанавливающими административную ответственность за нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет, принятия бюджетных обязательств, условий предоставления

субсидий, создающими исчерпывающий перечень наказаний, которые могут быть применены к объектам контроля (см. таблицу).

 

В 2014 г. вступают в действия отдельные положения Закона № 44- ФЗ. В нем тоже предусмотрены определенные меры контроля?

 - Да, в этом документе много норм, которые так или иначе касаются контроля за осуществлением закупок товаров, работ и услуг.

Закон № 44-ФЗ распространяется на всех ПБС, а также на все бюджетные учреждения (с учетом особенностей, установленных ст. 15 Закона № 44-ФЗ), автономные учреждения и государственные (муниципальные) унитарные предприятия при осуществлении капитальных вложений за счет средств, полученных из бюджета.

Новым порядком осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд помимо ФАС РФ вводятся дополнительные органы, уполномоченные на осуществление контроля. Такое право теперь предоставлено и Казначейству России, и органам госфинконтроля, и финорганам субъектов РФ (муниципалитетов).

 

Какие еще новые нормы законодательства можно тметить?

–               Этот год был плодотворным по уточнению бюджетного законодательства. Были приняты Закон № 104-ФЗ и Закон № 181-ФЗ, которыми внесены очень важные поправки в БК РФ. Кроме всем известных норм по «программному бюджету» Законом № 104-ФЗ установлены и другие интересные новации, например возможность использования остатков лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) прошлого года для оплаты ранее заключенных договоров на закупку товаров, работ и услуг.

Допустим, у учреждения остались не- использованными ЛБО в части какого-то контракта (были поставлены некачественные товары, не выполнены работы, т. е. оплатить их учреждение не смогло), а согласно ст. 242 БК РФ все ЛБО «закрываются» 31 декабря. Исходя из этой нор- мы, учреждения вынуждены были иногда использовать бюджетные средства, мягко говоря, вопреки здравому смыслу. Благодаря поправке в ст. 217 БК РФ можно воспользоваться остатками ЛБО на закупку товаров, работ, услуг по, условно говоря, старым долгам (по контрактам, которые были заключены, но не оплачены).

Данное положение вступает в силу с 1 января 2014 г. При этом финансовые органы и ГРБС должны понимать, что его нужно рассматривать и применять в совокупности с другими поправками, внесенными Законом № 104-ФЗ в ст. 94– 96 БК РФ, регулирующими нормы об источниках финансирования дефицита бюджета. Следует отметить, что норма в отношении обязательств получателей средств бюджета субъекта РФ и местного бюджета может быть применена, если за- коном (решением) о бюджете будет установлено такое основание.

Небольшим по объему Законом № 181- ФЗ вводится норма о грантах, которая серьезнейшим образом меняет сложившийся порядок их предоставления и использования.

Беседовала Марина Уткина