Интервью Л.В.Горнина газете "Московские новости"

11 июня 2013 09:14

«В первую очередь инвестор должен поверить первому лицу в регионе» / Московские новости

 

Леонид Горнин Заместитель министра финансов РФ

Беседовали Ирина Граник и Лана Самарина

11.06.2013

 

— У богатых и бедных регионов страны значение интегрального рейтинга отличается в пять раз. Как Минфин оценивает это неравенство?

— Неоднородность российских регионов по уровню экономического развития сложилась не сегодня и не десять лет назад. Дифференциация связана с неравномерным размещением природных ресурсов, добывающего или наукоемкого производства. Если брать показатели внутреннего регионального продукта на душу населения, то разрыв между минимальным и максимальным значением — больше 20 раз. По среднедушевым денежным доходам разница более чем в 6 раз. По расчетной бюджетной обеспеченности на душу населения до выравнивания — более чем в 21 раз. Степень дифференциации по инвестициям в основной капитал на душу населения увеличилась с 3,7 до 4 раз. Социально-экономическое положение регионов выравнивается за счет федеральной помощи и межбюджетного регулирования. Нам удается снизить различие в уровне бюджетной обеспеченности между десятью богатыми и десятью бедными регионами с 6,8 до 2,8 раза. Благодаря этому стандарты предоставления государственных и муниципальных услуг в регионах примерно одинаковые.

— Есть ли у Минфина оценка, насколько повлияет на ситуацию необходимость повышать зарплаты бюджетникам в течение трех лет?

— Очевидно, в ближайшие три года губернаторам придется снижать долю инвестиционных расходов, несмотря на 30-процентную поддержку из федерального бюджета (100 млрд руб.) расходов на повышение зарплат. Потому что темп роста «зарплатных» расходов в эти три года будет опережать темп роста других расходов. Снижение расходов на инвестиции — плохо, но повышение оплаты труда — приоритет еще более важный. Ведь это и инструмент мотивации к повышению производительности труда, основа структурных преобразований в бюджетном секторе и стимул для регионов к повышению качества услуг. То есть повышение зарплат бюджетникам также работает на экономический рост.

— Будут ли расти собственные доходы регионов? И если будут, то какая часть прироста пойдет на выплату зарплат?

— До 40–45% прироста собственных доходов регионов будет уходить на исполнение указов президента. Хочу подтвердить, что большинство субъектов с поставленной задачей справится. Регионы демонстрируют хороший прирост собственных доходов. Темп их роста на 1 мая 2013 года к маю 2012 года составил в среднем 14%. Это даже чуть выше прогноза. Уже можно говорить о том, что принятый 16 мая правительством макроэкономический прогноз на 2013–2014 годы корректен для большинства регионов.

Прирост по собственным налоговым доходам в целом до конца 2013 года даст регионам 850 млрд руб. Из них 480 млрд руб. уйдет на исполнение указов президента. Конечно, для регионов это существенная нагрузка. Кстати, в фокусе внимания Минфина сейчас оказалось 13 ресурсозависимых регионов, у которых из-за ухудшения экономической конъюнктуры снизились поступления налога на прибыль. Конечно, у Ямала, Тюмени и Ханты-Мансийского округа достаточно крепкие бюджеты, и они даже при снижении собственных доходов легче выполнят задачу по повышению заработной платы.

— 14-процентный рост собственных доходов в условиях снижения темпов роста экономики — это неожиданность. В более благополучном 2011 году рост составил 11%. В чем причины? Повлияло поручение президента принять в каждом регионе инвестиционные стандарты и инвестиционную стратегию?

— По данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), 57 субъектов сейчас внедряют инвестиционный стандарт, разрабатывают инвестиционные стратегии. Правда, реально разработанных стандартов я пока не видел. В любом случае если губернатор создает условия для привлечения инвестиций, он в перспективе получает дополнительные доходы. Калуга у нас уже стала типовым примером того, как надо развивать регион. Вот и сейчас на 1 мая (к маю 2012 года) темп роста налога на прибыль в субъекте — 120% при среднем темпе роста по РФ 112%. Так что многое зависит от команды, от губернатора. Ведь в первую очередь инвестор должен поверить первому лицу. А дальше — и налоговые преференции, и субсидирование производства из бюджета региона. Кстати, если за счет увеличения госдолга средства направляются на развитие, то ничего плохого нет в росте госдолга. Нельзя допустить ситуации когда за счет заемных средств финансируются текущие расходы бюджета.

— Минэкономразвития дает весьма оптимистичный прогноз на три года вперед по росту инвестиций.

— Будем надеяться. Отмечу лишь, что при всех прогнозах ситуация очень подвижная. Особенно по налогу на прибыль. Это связано с введением консолидированных групп налогоплательщиков. Многие крупные предприятия теперь платят налог на прибыль не в Москве по месту регистрации своих центральных офисов, а в других регионах — там, где реальное производство. В результате большинство регионов выиграло.

— Децентрализация полномочий и перераспределение налогов в пользу регионов действительно способствует росту?

— Первый шаг сделан — консолидируется девять субвенций с передачей финансовых ресурсов на территории. Губернаторы смогут сами уточнять, на что их распределять. Но этот вариант — полумера. Лучше не просто передавать полномочия, а закреплять на постоянной основе. Тогда повышается и роль, и ответственность субъектов РФ, а следовательно, и эффективность. По перераспределению налогов все сложней. Более 70% налогов собирается на территории десяти субъектов РФ, где проживает 29% населения. И дальнейшая передача налоговых источников может еще больше увеличить дифференциацию регионов по бюджетной обеспеченности.

Сейчас все-таки 2% налога на прибыль перераспределяется от богатых регионов к бедным.

— Но можно найти на территориях и другие налоговые источники. Например, уже неоднократно предлагалось ввести уплату НДФЛ не по месту работы физлица, а по месту жительства.

— Вопрос справедлив. Но мы к этому не готовы. Ввести этот вариант сегодня не позволяет наша налоговая культура, налоговая дисциплина. Физлица не готовы сами на себя заявлять в налоговую инспекцию. А администрирование НДФЛ очень непростое дело: если нет деклараций, то только по факту, через проверки, можно четко подтвердить, есть ли недоимка НДФЛ. Убежден, что, перейдя на такую модель, которая используется в ряде европейских государствах, мы существенно снизим налоговую дисциплину и уровень администрирования по этому налогу. Так что из налогов особо нечего перераспределять. И в этом проблема.