Интервью Л.В.Горнина газете "Московские новости"

05 декабря 2012 11:58

Минфин - регионы : это не спор, это обмен мнениями

— Одним из своих первых указов президент поручил поднять в ближайшее пятилетие зарплату работникам бюджетной сферы до средней по региону. Уже в 2013 году регионы должны найти на это в своих бюджетах 328 млрд руб. Но в ходе обсуждения федерального бюджета они заявили, что таких денег у них нет, и потребовали от центра дать им на это помощи больше, чем обещанные 100 млрд руб. Как решать эту проблему?

— По отношению к собственным налоговым доходам регионов эта нагрузка — 328 млрд — составит в среднем 4%. Естественно, все зависит от состояния бюджета, от численности работников бюджетной сферы. В каждом субъекте ситуация разная. Регионы, в которых бюджетная обеспеченность высокая, такие как Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономные округа, Тюмень, Санкт-Петербург, Москва, гораздо легче выполнят поставленную задачу. Но в целом, конечно, регионы должны будут оптимизировать свои расходы, повысить эффективность бюджетных трат. Учитывая, что социальные расходы являются приоритетными, возможно, кому-то придется и частично уменьшить капитальные инвестиции.

Теперь о помощи регионам. Кроме так называемых дотаций на сбалансированность бюджетов субъектов РФ в размере 100 млрд руб. будет на 5% проиндексирован федеральный фонд финансовой поддержки регионов. Это даст им еще 21 млрд. Есть и такой инструмент, как бюджетные кредиты. Но основным источником для повышения зарплат должны стать собственные доходы регионов. Ведь субъекты как иногда рассуждают: если есть указ, то центр должен предоставить финансовый ресурс на его выполнение. Но тут как раз наоборот — указ касается полномочий регионов, тех проблем, которые они должны решать.

— Минфин считает, что в будущем году налоговые доходы регионов вырастут на 15%, или на 1 трлн руб. (почти до 7,8 трлн). Но они в такой оценке сомневаются.

— Такое увеличение в целом реалистично. Например, по итогам 2011 года собственные доходы регионов выросли на 17%. Вообще субъекты всегда стараются занизить свой налоговый потенциал, и это нормально. Как раз сейчас Минфин проводит с ними работу, чтобы сверить все расчеты на следующий год. Это не спор, это обмен мнениями, мы не можем за них определять их будущие доходы. Согласно принципам бюджетного федерализма регионы сами оценивают свой налоговый потенциал на базе своих моделей развития. Но уже первые оце

нки показали, что у нас цифры практически одинаковые, степень погрешности 2–3%.

Давая изначально скромные прогнозы по доходам, практически все субъекты по два-три раза в год корректируют свои доходы в сторону увеличения

Так что 1 трлн руб. дополнительных доходов — реалистичный показатель. К тому же, давая изначально скромные прогнозы по доходам, практически все субъекты по два-три раза в год корректируют свои доходы в сторону увеличения. Напомню, их основные налоговые источники — налог на прибыль, на доходы физических лиц, на имущество, а также акцизы. Минфинежемесячно мониторит все бюджеты регионов. Конечно, бывают случаи выпадения доходов, например из-за приостановки каких-то производств. Тогда применяется традиционный инструментарий межбюджетного регулирования — бюджетные кредиты и дотация на сбалансированность.

— А проблема с долгами регионов по кредитам? Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко потребовала их реструктуризации, а кое-кто из сенаторов — даже списания.

— Это, на мой взгляд, не является особой проблемой. Весь внутренний долг регионов составляет 1,125 трлн руб. и имеет тенденцию к снижению. Это примерно 17% от суммы их собственных доходов, что является финансово безопасным уровнем. Из всего объема долга 416 млрд руб. — это бюджетные кредиты. Из них 125 млрд уже в будущем году будут реструктурированы. Это решение существенно уменьшит нагрузку для регионов по возврату бюджетных кредитов в ближайшие два года. Теперь долги по банковским кредитам — они составляют 274 млрд. За этот год они снизились на 10%. Это значит, что долговая нагрузка и по уплате процентов существенно снижается — ведь банковские кредиты на 3–4% дороже, чем бюджетные. Уменьшается долг и по облигациям. В 2012 году он снизился на 4 процентных пункта и составляет всего 339 млн руб. Остальная часть долга — это бюджетные гарантии, которые в большинстве случаев не влекут за собой реальных расходов регионов.

— Вы говорили об оптимизации расходов регионов. А есть ли у них, на ваш взгляд, возможности для увеличения доходов, причем без роста налоговой нагрузки?

— Во-первых, нельзя забывать об улучшении налогового администрирования. Но самый эффективный способ — создание комфортных условий для бизнеса, в том числе снятие административных барьеров. Практика последних лет уже показала, что в тех регионах, где темп роста частных инвестиций превышает средний уровень по России, наблюдается существенный рост налоговых поступлений.

Основным источником для повышения зарплат бюджетникам должны стать собственные доходы регионов

— Но благоприятные условия для инвесторов создаются ведь и за счет бюджетных инвестиций — в дороги, вообще инфраструктуру. Однако, по вашим словам, регионам теперь из-за повышения зарплат придется их сокращать.

— Если говорить о бюджетных инвестициях в строительство и развитие автомобильных дорог, то они сокращаться не будут. За дорожными фондами, которые существуют последние три года, жестко закреплены свои налоговые источники.

— По мнению экспертов, нередко региональным властям не хватает опыта и знания бизнеса, чтобы принять эффективные решения, иногда даже просто увидеть, где «закопаны деньги».

— Инвестор в первую очередь, общаясь с региональными властями, должен понимать, что он разговаривает с ними на одном языке. Он должен увидеть единомышленника. А не чиновника эпохи социализма, который мыслит в категориях директивно-плановой экономики. Нужны люди, которые разбираются в современных финансовых и проектных технологиях. Сейчас наблюдается тенденция к обновлению и омоложению власти в регионах. Приходят люди с новой культурой, с пониманием того, как ведется бизнес.

— Можно ли оценить потенциальный рост доходов в регионах с приходом грамотных команд, улучшением условий для инвесторов и т.д.?

— Я думаю, что как минимум поступления в региональные бюджеты можно было бы увеличить на 10%. Это вполне реально.

— Какая часть регионов уже демонстрирует успехи в этом направлении?

— Сейчас регионы уже оцениваются по результатам работы с бизнесом и получают бюджетные гранты. По итогам последних трех лет 25 регионов продемонстрировали наилучшие успехи по увеличению своего налогового потенциала. При этом инвестиционный потенциал есть у всех регионов. Практически все территории имеют свои конкурентные преимущества независимо от особенностей климата или наличия полезных ископаемых. Там, где нет природных ресурсов, можно развивать наукоемкое высокотехнологичное производство.