Справка по Федеральному закону от 24.11.2014 N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»

Опубликовано: 26.11.2014Изменено: 26.11.2014
2
Справка по Федеральному закону от 24.11.2014 N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)»

Справка
по Федеральному закону от 24.11.2014 N 376-ФЗ
«О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)

С 1 января 2015 года в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ) вводятся следующие новые для России нормы:

1.  налогообложение прибыли контролируемых иностранных компаний;

2.  институт налогового резидентства для организаций;

3.  фактический получатель дохода.

 

1.                      НК РФ дополняется новой главой 3.4, предусматривающей внедрение механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний.

Действие закона распространяется на организации и физических лиц, участвующих в иностранных компаниях или контролирующих их.

Предусматривается введение новых понятий: контролируемая иностранная компания и контролирующее лицо.

Контролируемой иностранной компанией будет признаваться иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:

1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;

2) контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Также контролируемой иностранной компанией будет признаваться иностранная структура без образования юридического лица, контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.

Контролирующими лицами иностранных компаний признаются российские налоговые резиденты с долей прямого или косвенного участия единолично более 25% или более 10 %, если совместно с иными налоговыми резидентами РФ доля более 50 %, (переходные положения до 2017 года – доля участия для признания лица контролирующим лицом – 50 %);

Правила также распространяются на иностранные трасты и фонды, принадлежащие российским собственникам.

Законом предусматривается, что прибыль контролируемой иностранной компании освобождается от налогообложения, если в отношении такой организации выполняется хотя бы одно из следующих условий:

- она является некоммерческой организацией, которая в соответствии со своим личным законом не распределяет полученную прибыль (доход) между акционерами (участниками, учредителями) или иными лицами;

- она образована в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза;

- ее постоянным местонахождением является государство (территория), с которым имеется международной договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией, и эффективная ставка налогообложения доходов (прибыли) для этой иностранной организации, определяемая по итогам периода, за который в соответствии с личным законом такой организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 75 процентов средневзвешенной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций;

- ее постоянным местонахождением является государство (территория), с которым имеется международной договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, предусматривающий избежание двойного налогообложения доходов, за исключением государств (территорий), не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения с Российской Федерацией, и доля доходов этой организации за период, за который в соответствии с личным законом этой иностранной организации составляется финансовая отчетность за финансовый год, в общей сумме всех доходов организации по данным финансовой отчетности, составленной иностранной компанией в соответствии с ее личным законом за указанный период, составляет не более 20 процентов;

- она является иностранной структурой без образования юридического лица, в отношении которой соблюдаются определенные условия;

- она является банком или страховой организацией, осуществляющей деятельность в соответствии со своим личным законом на основании лицензии или иного специального разрешения на осуществление банковской или страховой деятельности, и государством (территорией) ее постоянного местонахождения является государство (территория), с которым у Российской Федерации действует международной договор Российской Федерации по вопросам налогообложения;

- она является эмитентом обращающихся облигаций или организацией, уполномоченной на получение процентных доходов, подлежащих выплате по обращающимся облигациям, или организацией, которой были уступлены права и обязанности по выпущенным обращающимся облигациям, эмитентом которых является другая иностранная организация, при соблюдении ряда требований к таким иностранным организациям и обращающимся облигациям;

- она участвует в проектах в соответствии с соглашениями о разделе продукции, концессионными соглашениями, лицензионными соглашениями или сервисными соглашениями (контрактами), аналогичными соглашениям о разделе продукции, на условиях риска, либо иными аналогичными соглашениями с правительством соответствующего государства (территории) или с уполномоченными таким правительством институтами (органами государственной власти, государственными компаниями);

- она является оператором нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственным акционером (участником) оператора нового морского месторождения углеводородного сырья.

Налоговые резиденты Российской Федерации (контролирующие лица) обязаны:

- представлять в налоговые органы уведомления о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) и о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются, в установленном порядке;

- декларировать и подтверждать нераспределенную прибыль контролируемой иностранной компании.

При этом прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций или по налогу на доходы физических лиц за налоговый период в случае, если ее величина составила более 10 млн. руб. (2015 год - 50 млн. руб., 2016 год - 30 млн. руб.).

2.     Вводится понятие налогового резидентства организаций.

Налоговыми резидентами Российской Федерации, помимо юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, будут признаваться организации, местом фактического управления которых является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором.

Такие организации будут признаваться российскими налогоплательщиками и уплачивать налог на прибыль в Российской Федерации.

При этом местом фактического управления иностранной организацией признается Российская Федерация, если выполняются следующие условия:

- большинство заседаний совета директоров (или иного аналогичного органа организации, за исключением исполнительного органа) проводятся на территории Российской Федерации;

- исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из Российской Федерации;

- главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные и несущие ответственность за планирование, управление и контроль над деятельностью предприятия) преимущественно осуществляют свою деятельность в виде руководящего управления этой иностранной организацией в Российской Федерации.

Иностранной организации будет предоставлено право самостоятельно признать себя налоговым резидентом Российской Федерации, а также отказаться от такого статуса.

3.     Вводится понятие фактического получателя дохода.

Норма направлена на пресечение выведения доходов в низконалоговые юрисдикции с применением соглашений об избежании двойного налогообложения (в отношении дивидендов, процентов, платежей по нематериальным активам).

В совокупности нормы закона направлены на обеспечение прозрачности ведения бизнеса, создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды, а также совершенствование норм законодательства о налогах и сборах в части налогообложения и контроля иностранных организаций.