Отчет о выполнении поручений Рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации

Опубликован в разделе: 2001-2007 годы
скачать (ZIP, 52.39 KB)
Опубликовано: 22.08.2000
Отчет о выполнении поручений Рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации Скачать

Министерство финансов Российской Федерации
Департамент межбюджетных отношений

К заседанию Рабочей группы по
совершенствованию межбюджетных
отношений в Российской Федерации
21 августа 2000 г.

ОТЧЕТ
о выполнении поручений Рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации

по п. 3 протокола № 12 от 27.07.2000

Москва, август 2000

ВЫПИСКА

из протокола заседания Рабочей группы по совершенствованию межбюджетных отношений в Российской Федерации

от 27 июля 2000 г.

3. Об основных методических подходах к распределению финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации в 2001 году

3.1 Одобрить основные подходы к формированию методик распределения средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и Фонда компенсаций на 2001 год.

3.2 Минфину России при доработке проектов методик распределения средств Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации и Фонда компенсаций на 2001 год рассмотреть следующие замечания и предложения:

    - учесть численность вынужденных переселенцев и беженцев в субъектах Российской Федерации;

    - исходить из создания стимулов для повышения собственных доходов бюджетов субъектов Федерации;

    - учесть международный опыт представления финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам других уровней.

3.3 Членам Рабочей группы до 15 августа 2000 года представить в Минфин России замечания и предложения по данному вопросу.

Об учете численности вынужденных переселенцев и беженцев при распределении трансфертов ФФПР

Согласно разъяснениям Госкомстата России (копия письма прилагается) основная часть зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке вынужденных переселенцев и беженцев включена в численность и постоянного и наличного населения на соответствующие даты.

Однако при оценке наличного населения на 01.01.2000 г. Госкомстатом России было перераспределено 198,4 тысяч человек, покинувших территорию Чеченской Республики, между субъектами Российской Федерации. Как следует из таблицы 1, основная их часть (более 170 тыс. чел.) была условно включена в численность наличного населения Республики Ингушетия. В настоящее время невозможно определить какая часть этого населения остается на постоянном месте жительства в Республике Ингушетия. Включение же дополнительного числа лиц в базу расчета трансфертов ФФПР приведет к увеличению нормативных расходов бюджета Республики Ингушетия в 1,5 раза.

В связи с вышеизложенным Минфин России считает нецелесообразным использование в расчетах трансфертов ФФПР численности наличного населения. Решение вопросов, связанных с жизнеообеспечением категорий вынужденных переселенцев и беженцев, следует решать в рамках федеральной миграционной программы, а также по линии МЧС и других федеральных ведомств.

Таблица 1

Субъекты Российской Федерации

Численность постоянного населения на 01.01.1999, тыс.чел.

Численность наличного населения в среднем за 1999 г., тыс.чел.

Численность постоянного населения на 01.01.2000, тыс.чел.

Численность наличного населения на 01.01.2000, тыс.чел.

Численность вынужденных переселенцев и беженцев (на 01.01.2000), тыс.чел.

Наличное население к постоянному (на 01.01.2000)

Республика Карелия

771,1

769,4

765,1

766,4

1,71

1,002

Республика Коми

1151,4

1141,9

1136,6

1134,5

2,07

0,998

Архангельская область

1432,5

1423,0

1414,0

1413,8

0,93

1,000

Ненецкий авт.округ

45,5

46,2

45,2

46,1

0,04

1,020

Вологодская область

1328,1

1328,4

1319,2

1324,0

4,08

1,004

Мурманская область

1018,1

991,8

1001,2

983,3

1,99

0,982

г. Санкт-Петербург

4695,4

4711,1

4660,8

4694,0

6,60

1,007

Ленинградская область

1673,7

1677,6

1666,5

1674,0

17,00

1,005

Новгородская область

733,9

732,0

727,1

728,7

14,18

1,002

Псковская область

811,1

806,9

800,3

801,5

7,89

1,001

Брянская область

1451,0

1449,3

1438,1

1442,9

7,65

1,003

Владимирская область

1617,7

1615,9

1603,7

1608,9

16,97

1,003

Ивановская область

1232,3

1229,1

1218,5

1222,3

6,16

1,003

Калужская область

1087,5

1085,7

1078,5

1081,2

13,43

1,003

Костромская область

786,9

789,4

780,7

786,3

3,79

1,007

г. Москва

8538,2

8630,3

8537,2

8630,4

14,77

1,011

Московская область

6500,5

6529,4

6464,5

6511,4

6,06

1,007

Орловская область

902,6

901,6

897,0

898,9

12,48

1,002

Рязанская область

1298,3

1290,0

1285,3

1283,6

9,11

0,999

Смоленская область

1142,7

1140,2

1128,2

1133,0

12,80

1,004

Субъекты Российской Федерации

Численность постоянного населения на 01.01.1999, тыс.чел.

Численность наличного населения в среднем за 1999 г., тыс.чел.

Численность постоянного населения на 01.01.2000, тыс.чел.

Численность наличного населения на 01.01.2000, тыс.чел.

Численность вынужденных переселенцев и беженцев (на 01.01.2000), тыс.чел.

Наличное население к постоянному (на 01.01.2000)

Тверская область

1613,5

1611,3

1594,9

1602,2

20,60

1,005

Тульская область

1763,4

1757,5

1740,4

1746,1

11,77

1,003

Ярославская область

1425,1

1420,2

1412,3

1413,9

4,45

1,001

Республика Марий Эл

761,2

760,1

758,7

758,9

2,06

1,000

Республика Мордовия

937,1

933,7

929,0

929,6

3,25

1,001

Чувашская Республика

1361,8

1358,2

1358,6

1356,7

2,37

0,999

Кировская область

1603,2

1595,8

1590,4

1589,4

6,58

0,999

Нижегородская область

3687,7

3669,8

3663,4

3657,7

17,00

0,998

Белгородская область

1489,5

1494,8

1495,1

1497,7

30,02

1,002

Воронежская область

2471,7

2466,8

2455,5

2458,8

26,73

1,001

Курская область

1323,5

1321,6

1311,5

1315,6

6,84

1,003

Липецкая область

1244,9

1242,4

1239,9

1239,9

10,76

1,000

Тамбовская область

1283,7

1275,6

1270,5

1269,2

9,19

0,999

Республика Калмыкия

316,1

315,9

314,6

315,7

1,09

1,003

Республика Татарстан

3784,0

3779,3

3782,4

3778,6

25,00

0,999

Астраханская область

1019,5

1025,1

1015,8

1024,1

7,90

1,008

Волгоградская область

2693,0

2686,4

2676,5

2678,6

23,44

1,001

Пензенская область

1541,8

1536,0

1530,6

1530,5

11,35

1,000

Самарская область

3305,3

3302,7

3294,6

3297,4

36,70

1,001

Саратовская область

2719,0

2716,6

2709,0

2712,1

27,33

1,001

Ульяновская область

1472,1

1472,3

1463,2

1467,9

8,99

1,003

Республика Адыгея

449,3

449,3

447,9

448,9

1,39

1,002

Республика Дагестан

2120,1

2134,7

2142,7

2148,8

8,91

1,003

Республика Ингушетия

317,0

402,9

314,9

488,2

39,70

1,550

Кабардино-Балкарская Республика

786,3

792,0

785,5

791,6

1,09

1,008

Карачаево-Черкесская Республика

433,5

435,4

431,3

434,7

4,44

1,008

Республика Северная Осетия-Алания

662,7

669,0

670,1

673,8

41,69

1,006

Чеченская Республика

679,4

573,9

Краснодарский край

5009,9

5068,6

5006,7

5067,5

40,66

1,012

Ставропольский край

2659,9

2690,1

2659,8

2691,0

35,37

1,012

Ростовская область

4367,9

4371,1

4340,8

4357,9

33,44

1,004

Республика Башкортостан

4110,3

4117,4

4109,6

4117,1

16,56

1,002

Удмуртская Республика

1632,6

1634,2

1629,0

1632,5

7,52

1,002

Курганская область

1102,1

1100,4

1096,2

1097,5

14,50

1,001

Оренбургская область

2225,5

2226,7

2219,5

2223,8

35,26

1,002

Пермская область

2818,3

2820,0

2806,1

2814,0

8,95

1,003

Коми-Пермяцкий АО

151,4

152,1

150,4

151,6

0,29

1,008

Свердловская область

4631,0

4626,4

4602,6

4612,3

16,21

1,002

Челябинская область

3678,2

3678,0

3666,8

3672,4

14,02

1,002

Республика Алтай

203,1

204,3

204,0

204,8

1,24

1,004

Алтайский край

2664,8

2658,6

2653,6

2653,0

40,07

1,000

Кемеровская область

3002,1

2997,5

2981,6

2987,3

22,44

1,002

Субъекты Российской Федерации

Численность постоянного населения на 01.01.1999, тыс.чел.

Численность наличного населения в среднем за 1999 г., тыс.чел.

Численность постоянного населения на 01.01.2000, тыс.чел.

Численность наличного населения на 01.01.2000, тыс.чел.

Численность вынужденных переселенцев и беженцев (на 01.01.2000), тыс.чел.

Наличное население к постоянному (на 01.01.2000)

Новосибирская область

2748,2

2747,8

2740,4

2744,0

31,57

1,001

Омская область

2179,7

2170,4

2164,0

2162,5

22,12

0,999

Томская область

1072,2

1069,7

1068,0

1067,6

7,17

1,000

Тюменская область

1353,2

1358,1

1351,3

1357,5

9,44

1,005

Ханты-Мансийский АО

1383,5

1368,9

1381,7

1368,3

4,42

0,990

Ямало-Ненецкий АО

506,8

496,7

503,9

495,2

1,15

0,983

Республика Бурятия

1038,2

1037,9

1031,9

1034,8

2,09

1,003

Республика Тыва

310,7

311,3

310,9

311,4

0,20

1,002

Республика Хакасия

581,4

582,2

579,4

581,2

0,85

1,003

Красноярский край

3011,9

2989,0

2988,5

2977,4

15,79

0,996

Таймырский авт.округ

44,3

43,3

43,7

43,0

0,00

0,984

Эвенкийский авт.округ

19,4

18,8

18,9

18,5

0,08

0,979

Иркутская область

2615,0

2612,4

2598,7

2604,2

9,18

1,002

Усть-Ордынский Бурятский АО

143,2

143,7

143,4

143,8

0,23

1,003

Читинская область

1186,8

1184,8

1176,9

1179,9

1,20

1,003

Агинский Бурятский АО

79,1

79,0

79,3

79,1

0,04

0,997

Республика Саха (Якутия)

1000,7

982,4

988,6

976,4

0,04

0,988

Еврейская авт.область

200,9

201,0

197,2

199,1

0,37

1,010

Чукотский авт.округ

83,1

74,4

78,6

72,2

0,01

0,919

Приморский край

2194,2

2185,5

2172,1

2174,4

3,72

1,001

Хабаровский край

1523,3

1525,7

1506,6

1517,4

0,98

1,007

Амурская область

1007,7

1010,6

998,3

1005,9

1,26

1,008

Камчатская область

365,3

356,9

359,2

353,9

0,50

0,985

Корякский авт.округ

30,8

29,8

29,9

29,3

0,01

0,980

Магаданская область

246,1

236,3

239,1

232,8

0,19

0,974

Сахалинская область

608,5

603,0

598,6

598,0

0,73

0,999

Калининградская область

951,3

950,1

948,5

948,7

10,11

1,000

Российская Федерация

145 547

146 309,1

145 547

145 924,9

960,30

1,003

О создании стимулов для субъектов Российской Федерации повышать собственные бюджетные доходы

Основная цель распределения финансовой помощи - выравнивание объективно сложившихся различий в бюджетной обеспеченности регионов. Создание стимулов для экономического развития и наращивания собственных бюджетных доходов является лишь одним из дополнительных условий формирования соответствующей методики. В ее рамках могут быть сведены к минимуму возможные негативные последствия бюджетного выравнивания, однако собственно создание стимулов для саморазвития регионов в основном должно обеспечиваться путем четкого и стабильного закрепления за бюджетами разных уровней доходных источников, разграничения расходных обязательств и расширения налоговых полномочий региональных и местных органов власти и управления.

Предлагаемая на 2001 год методика распределения средств ФФПР содержит 3 ключевых механизма, направленных на минимизацию "иждивенческих тенденций".

Во-первых, после распределения трансфертов уровень реальной бюджетной обеспеченности недотационных регионов остается более высоким, чем у регионов, получающих трансферты.

Во-вторых, большая часть ФФПР распределяется пропорционально отставанию бюджетной обеспеченности от среднероссийского уровня. В результате дотационные регионы, имевшие до распределения трансфертов более высокий уровень бюджетной обеспеченности, сохраняют преимущество и после распределения трансфертов.

В-третьих, оценка бюджетных доходов субъектов Федерации проводится не по отчетным данным, а по налоговому потенциалу (на основе ВРП), что повышает заинтересованность в собираемости налогов и более эффективном использовании сложившегося на территории в базовом году налогового потенциала. Динамика ВРП после базового года и связанное с этим изменение (в ту или иную сторону) налоговых поступлений в бюджеты конкретных регионов не влияет на размер трансферта и, следовательно, не приводит ни к его сокращению в случае относительного увеличения собственных налоговых доходов, ни к компенсации сокращающихся доходов.

После завершения реформы ФФПР методика и базовые параметры (индексы налогового потенциала и бюджетных расходов) и/или результаты распределения трансфертов ФФПР должны будут утверждаться на среднесрочную (до 3-х лет) перспективу, что будет способствовать повышению заинтересованности субъектов Федерации в развитии налогового потенциала.

О международном опыте регулирования межбюджетных отношений

Аналитическая записка Центра фискальной политики по данному вопросу, подготовленная по запросу Департамента межбюджетных отношений Минфина России, прилагается (приложение 1).

О замечаниях и предложениях к проектам методик распределения средств ФФПР и Фонда компенсаций

Сводная таблица замечаний и предложений к проектам методик (по состоянию на 18.08.2000) прилагается (приложение 2)