Паспорт государственной программы Российской Федерации «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами»
УТВЕРЖДЕН
решением Правительства
Российской Федерации
ПАСПОРТ
государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации
Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами
1. Основные положения
Куратор государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации | Хуснуллин Марат Шакирзянович - Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации |
Ответственный исполнитель государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации | Силуанов Антон Германович - Министр финансов Российской Федерации |
Период реализации | Этап I: 2013-2021 г. Этап II: 2022-2030 г. |
Цели государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации | Сокращение отклонения в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации с учетом оказания финансовой поддержки из федерального бюджета в форме целевых межбюджетных трансфертов до 2,4 раза к 2030 году |
Сохранение уровня долговой нагрузки по рыночным заимствованиям субъектов Российской Федерации на уровне не более 25 процентов от налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 2030 года | |
Увеличение доли субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 83,5 процентов к 2030 году | |
Цели государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации | Увеличение доли субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга по достижению установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 45 процентов к 2030 году |
Увеличение доли расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 15,3 процента к 2025 году | |
Направления (подпрограммы) | 1. Направление (подпрограмма) «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» |
2. Направление (подпрограмма) «Использование инструментов долговой политики в целях устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации» | |
3. Направление (подпрограмма) «Оценка эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по повышению качества управления региональными и муниципальными финансами и повышению уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» | |
4. Направление (подпрограмма) «Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти и контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий» | |
Объемы финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета за весь период реализации | 5 825 394 388,8 тыс. руб. |
Влияние на достижение национальных целей развития Российской Федерации / Влияние на достижение приоритетов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации | 1. Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство / Показатель "Реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года" / Показатель "Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности" |
2. Показатели государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации
№ п/п |
Наименование показателя | Единица измерения (по ОКЕИ) | Базовое значение | Значения показателей | Документ | Ответственный за достижение показателя | Связь с показателями национальных целей | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
2024 | 2025 | 2026 | |||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||
Сокращение отклонения в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации с учетом оказания финансовой поддержки из федерального бюджета в форме целевых межбюджетных трансфертов до 2,4 раза к 2030 году | |||||||||||||||||||
1 | Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации с учетом оказания финансовой поддержки из федерального бюджета в форме целевых межбюджетных трансфертов | Единиц | 2.5 | 2.4 | 2.4 | 2.4 | Распоряжение ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31.01.2019 №117-р | МИНФИН РОССИИ | Обеспечение темпа роста валового внутреннего продукта страны выше среднемирового при сохранении макроэкономической стабильности | ||||||||||
Сохранение уровня долговой нагрузки по рыночным заимствованиям субъектов Российской Федерации на уровне не более 25 процентов от налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 2030 года | |||||||||||||||||||
2 | Уровень долговой нагрузки по рыночным заимствованиям субъектов Российской Федерации | Процент | 25.0 | 25.0 | 25.0 | 25.0 | Распоряжение ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31.01.2019 №117-р | МИНФИН РОССИИ | |||||||||||
Увеличение доли субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 83,5 процентов к 2030 году | |||||||||||||||||||
3 | Доля субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации | Процент | 82.3 | 83.5 | 83.5 | 83.5 | Распоряжение ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31.01.2019 №117-р | МИНФИН РОССИИ | |||||||||||
Увеличение доли субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга по достижению установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации до 45 процентов к 2030 году | |||||||||||||||||||
4 | Доля субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга по достижению установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации | Процент | 42.0 | 43.0 | 43.0 | 43.0 | Указ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 04.02.2021 №68 | МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ | |||||||||||
Увеличение доли расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации до 15,3 процента к 2025 году | |||||||||||||||||||
5 | Доля расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации | Процент | 14.3 | 15.0 | 15.3 | - | Распоряжение ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31.01.2019 №117-р | МИНФИН РОССИИ | Реальный рост инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов по сравнению с показателем 2020 года |
3. Структура государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации
№ п/п | Задачи структурного элемента | Краткое описание ожидаемых эффектов от реализации задачи структурного элемента | Связь с показателями | ||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||||||||||
1 | Направление (подпрограмма) «Совершенствование системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» | ||||||||||||||||||
1.1 | Комплекс процессных мероприятий «Поддержка и организация направления субъектам Российской Федерации межбюджетных трансфертов с целью выравнивания их бюджетной обеспеченности, обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, социально-экономического развития и исполнения делегированных полномочий» | ||||||||||||||||||
Ответственный за реализацию: МИНФИН РОССИИ | - | ||||||||||||||||||
1.1.1 | Обеспечено ежегодное предоставление и распределение бюджетам субъектов Российской Федерации единой субвенции и дотаций из федерального бюджета, а также проведение мониторинга эффективности предоставления субсидий | обеспечено прозрачное распределение и своевременное перечисление дотаций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам закрытых административно-территориальных образований; обеспечено прозрачное распределение и своевременное предоставление единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура; обеспечено заключение соглашений с субъектами Российской Федерации, получающими дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; обеспечено проведение мониторинга предоставления субсидий, достижения значений результатов использования субсидий субъектами Российской Федерации | Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации с учетом оказания финансовой поддержки из федерального бюджета в форме целевых межбюджетных трансфертов | ||||||||||||||||
2 | Направление (подпрограмма) «Использование инструментов долговой политики в целях устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации» | ||||||||||||||||||
2.1 | Федеральный проект «Инфраструктурное меню» (Хуснуллин Марат Шакирзянович - куратор) | ||||||||||||||||||
Ответственный за реализацию: МИНСТРОЙ РОССИИ | Срок реализации: 2022-2030 | ||||||||||||||||||
2.1.1 | Создание инструментов, позволяющих направить возвратные средства на реализацию экономически-эффективных и социально-значимых проектов для обеспечения инфраструктурного развития регионов | обеспечено предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов; обеспечено списание задолженности по бюджетным кредитам на суммы поступлений налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов в случае соответствующего обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; обеспечено проведение мониторинга направления регионами высвобождаемых средств от проведенной реструктуризации бюджетных кредитов на финансирование объектов инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, а также подключения (технологического присоединения) таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения | Доля расходов инвестиционного характера в расходах консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации | ||||||||||||||||
2.2 | Комплекс процессных мероприятий «Содействие сокращению уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации» | ||||||||||||||||||
Ответственный за реализацию: МИНФИН РОССИИ | - | ||||||||||||||||||
2.2.1 | Усовершенствован механизм предоставления бюджетных кредитов, направленных на стимулирование сокращения долговой нагрузки бюджетов субъектов Российской Федерации | обеспечено проведение мониторинга выполнения субъектами Российской Федерации условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам в части снижения объема дефицита и государственного долга субъектов Российской Федерации; обеспечено применение мер ответственности, предусмотренных в случае нарушения условий реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам | Уровень долговой нагрузки по рыночным заимствованиям субъектов Российской Федерации | ||||||||||||||||
3 | Направление (подпрограмма) «Оценка эффективности деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по повышению качества управления региональными и муниципальными финансами и повышению уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» | ||||||||||||||||||
3.1 | Комплекс процессных мероприятий «Поощрение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и деятельности органов местного самоуправления» | ||||||||||||||||||
Ответственный за реализацию: МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ | - | ||||||||||||||||||
3.1.1 | Простимулировано повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | обеспечено перечисление грантов субъектам Российской Федерации по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по достижению национальных целей развития Российской Федерации; обеспечено премирование муниципальных образований – победителей Всероссийского конкурса «Лучшая муниципальная практика» | Доля субъектов Российской Федерации, превысивших среднее значение итогового рейтинга по достижению установленных целевых значений показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в общем количестве субъектов Российской Федерации | ||||||||||||||||
3.2 | Комплекс процессных мероприятий «Оценка качества управления региональными и муниципальными финансами и методическая поддержка реализации мероприятий по повышению качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами» | ||||||||||||||||||
Ответственный за реализацию: МИНФИН РОССИИ | - | ||||||||||||||||||
3.2.1 | Повышено качество управления региональными и муниципальными финансами | проведен мониторинг качества управления бюджетным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях; обеспечено проведение мониторинга соблюдения субъектами Российской Федерации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации; обеспечено проведение мониторинга выполнения обязательств, установленных соглашениями о предоставлении дотаций, и применение мер ответственности в случае невыполнения указанных обязательств; обеспечено проведение мониторинга выполнения субъектами Российской Федерации, в том числе высокодотационными, обязательств и целевых показателей, установленных соглашениями, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, а также применение мер ответственности в случае нарушения условий указанных соглашений; обеспечена методическая поддержка реализации мероприятий по повышению качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами | Доля субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации | ||||||||||||||||
4 | Направление (подпрограмма) «Совершенствование разграничения полномочий между уровнями публичной власти и контроля за осуществлением переданных федеральных полномочий» | ||||||||||||||||||
4.1 | Комплекс процессных мероприятий «Анализ разграничения полномочий между уровнями публичной власти» | ||||||||||||||||||
Ответственный за реализацию: МИНЮСТ РОССИИ | - | ||||||||||||||||||
4.1.1 | Проведен анализ разграничения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления | приняты меры по уточнению разграничения полномочий между уровнями публичной власти | Доля субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации | ||||||||||||||||
Структурные элементы, не входящие в направления (подпрограммы) | |||||||||||||||||||
1 | Ведомственный проект «Нормативное правовое регулирование совершенствования межбюджетных отношений» (Горнин Леонид Владимирович - куратор) | ||||||||||||||||||
Ответственный за реализацию: МИНФИН РОССИИ | Срок реализации: 2022-2026 | ||||||||||||||||||
1.1 | усовершенствованы механизмы предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации | совершенствование методики предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации; совершенствование механизма предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации; установлены требования к соглашениям, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации, заключаемым с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации | Отклонение в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наименее и 10 наиболее обеспеченными субъектами Российской Федерации с учетом оказания финансовой поддержки из федерального бюджета в форме целевых межбюджетных трансфертов | ||||||||||||||||
2 | Ведомственный проект «Интеграция новых субъектов Российской Федерации в бюджетную и финансовую системы Российской Федерации» (Горнин Леонид Владимирович - куратор) | ||||||||||||||||||
Ответственный за реализацию: МИНФИН РОССИИ | Срок реализации: 2023-2099 | ||||||||||||||||||
2.1 | оказана методологическая поддержка по интеграции новых субъектов Российской Федерации в бюджетную систему Российской Федерации | содействие новым субъектам Российской Федерации в приведении правовых актов в соответствие с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации | Доля субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации | ||||||||||||||||
2.2 | cозданы условия для учета особенностей новых субъектов Российской Федерации при формировании и исполнении бюджетов новых субъектов Российской Федерации | формирование и исполнение бюджетов новых субъектов Российской Федерации, формирование отчетности об исполнении бюджетов с учетом особенностей бюджетного процесса в новых регионах | Доля субъектов Российской Федерации, имеющих высокое и надлежащее качество управления региональными финансами, в общем количестве субъектов Российской Федерации |
4. Финансовое обеспечение государственной программы (комплексной программы) Российской Федерации
Наименование государственной программы (комплексной программы), структурного элемента / источник финансового обеспечения | Объем финансового обеспечения по годам реализации, тыс. рублей | |||
---|---|---|---|---|
2024 | 2025 | 2026 | Всего | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Государственная программа (комплексная программа) (всего), в том числе: | 1 222 021 979,6 | 1 236 440 646,2 | 1 266 496 817,9 | 3 724 959 443,7 |
Федеральный бюджет | 1 222 021 979,6 | 1 236 440 646,2 | 1 266 496 817,9 | 3 724 959 443,7 |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 1 222 021 979,6 | 1 236 440 646,2 | 1 266 496 817,9 | 3 724 959 443,7 |
Федеральный проект "Инфраструктурное меню" | - | - | - | 0,0 |
Ведомственный проект "Нормативное правовое регулирование совершенствования межбюджетных отношений" | - | - | - | 0,0 |
Ведомственный проект "Интеграция новых субъектов Российской Федерации в бюджетную и финансовую системы Российской Федерации" | - | - | - | 0,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Поддержка и организация направления субъектам Российской Федерации межбюджетных трансфертов с целью выравнивания их бюджетной обеспеченности, обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, социально-экономического развития и исполнения делегированных полномочий" | 1 208 021 979,6 | 1 222 440 646,2 | 1 252 496 817,9 | 3 682 959 443,7 |
Федеральный бюджет | 1 208 021 979,6 | 1 222 440 646,2 | 1 252 496 817,9 | 3 682 959 443,7 |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 1 208 021 979,6 | 1 222 440 646,2 | 1 252 496 817,9 | 3 682 959 443,7 |
Комплекс процессных мероприятий "Анализ разграничения полномочий между уровнями публичной власти" | - | - | - | 0,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Поощрение субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и деятельности органов местного самоуправления" | 14 000 000,0 | 14 000 000,0 | 14 000 000,0 | 42 000 000,0 |
Федеральный бюджет | 14 000 000,0 | 14 000 000,0 | 14 000 000,0 | 42 000 000,0 |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | 14 000 000,0 | 14 000 000,0 | 14 000 000,0 | 42 000 000,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Содействие сокращению уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации" | - | - | - | 0,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Оценка качества управления региональными и муниципальными финансами и методическая поддержка реализации мероприятий по повышению качества управления государственными финансами субъектов Российской Федерации и муниципальными финансами" | - | - | - | 0,0 |
4.1. Финансовое обеспечение государственной программы Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета
Наименование структурного элемента / источник финансового обеспечения | Объем финансового обеспечения по годам реализации, тыс. рублей | |||
---|---|---|---|---|
2024 | 2025 | 2026 | Всего | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Государственная программа (всего) за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе: | 175 000 000,0 | 175 000 000,0 | - | 350 000 000,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Поддержка и организация направления субъектам Российской Федерации межбюджетных трансфертов с целью выравнивания их бюджетной обеспеченности, обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, социально-экономического развития и исполнения делегированных полномочий" | 175 000 000,0 | 175 000 000,0 | - | 350 000 000,0 |
Комплекс процессных мероприятий "Содействие сокращению уровня долговой нагрузки субъектов Российской Федерации" | - | - | - | 0,0 |
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная