Контроль деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (отчёт за 2022 год)

скачать (DOC, 0.15 MB)
Опубликовано: 22.08.2023Изменено: 22.08.2023
Контроль деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (отчёт за 2022 год) Скачать

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности

КОНТРОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ  И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АУДИТОРОВ
Отчет за 2022 г.
2023

Введение

В настоящем Отчете представлены обобщенные сведения о состоянии системы контроля деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в Российской Федерации в 2022 г.

Настоящий Отчет составлен на основе сведений, представляемых ежегодно в Минфин России саморегулируемой организацией аудиторов, Федеральным казначейством как уполномоченным органом по контролю за аудиторскими организациями, а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. При подготовке Отчета использованы законодательные и иные нормативные правовые акты в области регулирования аудиторской деятельности, результаты анализа материалов проведенных в 2022 г. внешних проверок деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, экспертные оценки и мнения по вопросу организации и осуществления таких проверок.

Система контроля деятельности

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимого ими аудита. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля установлены стандартами аудиторской деятельности. Банк России вправе устанавливать дополнительные к установленным стандартами аудиторской деятельности требования к организации внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций на финансовом рынке.

Кроме того, аудиторские организации, аудиторы обязаны:

проходить внешний контроль своей деятельности (далее – ВКД);

участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов ВКД других членов этой организации.

Внешний контроль деятельности аудиторских организаций, а также индивидуальных и иных аудиторов осуществляет саморегулируемая организация аудиторов Ассоциация «Содружество» (далее - ААС).

ВКД аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, помимо саморегулируемой организации аудиторов осуществляет Федеральное казначейство. Согласно Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» общественно значимыми организациями являются: публичные акционерные общества; организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, а также организации, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых включается в проспект ценных бумаг; кредитные организации, головные кредитные организации банковских групп, головные организации банковских холдингов; страховые организации, общества взаимного страхования; организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, клиринговые организации, организаторы торговли, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; государственные корпорации и компании, публично-правовые компании; организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 %; иные организации, которые представляют и (или) раскрывают отчетность в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности».

Предметом ВКД является соблюдение аудиторскими организациями и аудиторами требований:

Федерального закона «Об аудиторской деятельности», других федеральных законов, принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов и нормативных актов Банка России;

правил независимости аудиторов и аудиторских организаций;

кодекса профессиональной этики аудиторов (далее вместе - обязательные требования).

Правила организации и осуществления ВКД членов саморегулируемой организации аудиторов определены этой организацией. Порядок организации и проведения ВКД аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям, Федеральным казначейством регулируется Федеральными законами «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об аудиторской деятельности», Положением о внешнем контроле деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (федеральном государственном контроле (надзоре), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2021 г. № 1009 (далее – Положение о ВКД).

С 1 января 2022 г. полномочиями по осуществлению надзора за деятельностью аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке, наделен также Банк России. Порядок осуществления такого надзора устанавливается Банком России.

Показатели контрольной деятельности за 2022 г.

В 2022 г. в рамках системы ВКД Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов проведены 4946 проверок, в том числе 819 проверок аудиторских организаций и 4127 проверок аудиторов, включая 37 проверок индивидуальных аудиторов. Данными проверками были охвачены 24 % всех аудиторских организаций, 8 % всех индивидуальных аудиторов и 25 % всех иных аудиторов, которые участвовали в аудиторской деятельности (вели ее) в Российской Федерации. В 2022 г. в рамках надзора за деятельностью аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям на финансовом рынке, Банком России проверки не проводились.

Федеральное казначейство

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703, Федеральное казначейство как независимый от аудиторской профессии орган осуществляет ВКД аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям. В 2022 г. данные услуги оказывали около 423 аудиторских организаций.

Планирование проверок ведется на основе риск-ориентированного подхода. Данный подход предполагает отбор объектов ВКД на основе анализа рисков их аудиторской деятельности. Для целей управления рисками объекты ВКД распределяются по следующим категориям риска: чрезвычайно высокий, высокий, средний, низкий. При этом Федеральным казначейством обеспечивается соблюдение установленной Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и Положением о ВКД следующей периодичности проведения плановых проверок:

Категория риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям

Периодичность проведения плановых проверок

Вид плановой проверки

Чрезвычайно высокий

один раз в год

выездная

Высокий

один раз в два года

выездная или документарная

Средний

один раз в три года

выездная или документарная

Низкий

не проводятся

х

В 2022 г. был установлен запрет на осуществление федеральными органами исполнительной власти плановых проверок (постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 г. № 336). В связи с этим за год Федеральным казначейством проведена лишь 71 проверка, 90 % которых являлись плановыми, 10 % - внеплановыми, в том числе в связи с поступившими в Федеральное казначейство жалобами.

В 2022 г. имели место 6 случаев уклонения аудиторских организаций от прохождения ВКД со стороны Федерального казначейства.

Количество штатных контролеров Федерального казначейства в 2022 г. составило 93 человека.

Факты нарушения аудиторскими организациями обязательных требований установлены в ходе 55 проверок. По результатам этих проверок Федеральным казначейством приняты 55 решений о применении мер воздействия. Меры воздействия, принятые Федеральным казначейством в 2022 г., характеризуются следующими данными:

Вид принятых мер воздействия

Количество аудиторских организаций, к которым приняты меры воздействия

Предписание, обязывающее устранить выявленные нарушения обязательных требований

5

Предупреждение о недопустимости нарушения обязательных требований

35

Предписание о приостановлении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов

9

Предписание об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов

6

Кроме того, Федеральным казначейством составлены 8 протоколов об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), за непредставление сведений (информации).

В 2022 г. доля проверок, по итогам которых Федеральным казначейством приняты меры воздействия, в общем количестве проведенных им проверок аудиторских организаций составила 77 % (2021 г. – 84 %).

Саморегулируемая организация аудиторов

Планирование проверок саморегулируемой организацией аудиторов осуществлялось, главным образом, на основе риск-ориентированного подхода. В целях реализации такого подхода при планировании ВКД выделяются три группы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов:

аудиторские организации, имеющие риски, обусловленные количеством клиентов, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, количеством иных клиентов, которые являются общественно значимыми организациями;

аудиторские организации, имеющие в штате аудиторов, работающих в четырех и более аудиторских организациях;

члены ААС, имеющие повышенные риски возможного нарушения обязательных требований.

В то же время саморегулируемой организацией аудиторов обеспечивалось соблюдение установленной Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» периодичности проведения проверок не реже одного раза в пять лет.

Исходя из установленной периодичности проведения саморегулируемой организацией аудиторов внешних проверок деятельности своих членов, теоретический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проверками в течение пятилетнего цикла должен составлять не менее 20 %. Фактический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов контрольными мероприятиями, проводимыми саморегулируемой организацией аудиторов, составил в среднем за пять лет 17,2 % (2018 г. – 17,9 %, 2019 г. – 20,3 %, 2020 г. – 13,2 %, 2021 г. – 14,1 %, 2022 г. – 20,4 %). Отклонение фактического уровня охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов контрольными мероприятиями, проводимыми саморегулируемой организацией аудиторов, от теоретического уровня обусловлено изменениями структуры аудиторской профессии и ее институтов, имевшими место в последние годы.

Количество внешних проверок деятельности аудиторских организаций и аудиторов, проведенных саморегулируемой организацией аудиторов, характеризуется следующими данными:

Количество проведенных проверок, ед.

Доля проверенных членов саморегулируемой организации аудиторов в их общем количестве, %

2022 г.

2021 г.

2022 г.

2021 г.

Аудиторские организации

748

539

22

15

Индивидуальные аудиторы

37

42

8

8

Аудиторы (без индивидуальных)

4 090

2 586

25

15

По сравнению с 2021 г. количество проведенных в 2022 г. саморегулируемой организацией аудиторов проверок деятельности аудиторских организаций увеличилось на 38,8 %, индивидуальных аудиторов - уменьшилось на 11,9 %, иных аудиторов - увеличилось на 58,2 %.

Как и ранее, большинство проверок деятельности в 2022 г. проведено саморегулируемой организацией аудиторов в малых аудиторских организациях. В отчетном году доля проверенных ею аудиторских организаций, которые проводили аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, уменьшилась на 25,6 процентных пункта и составила 33,8 %. Проверками были охвачены аудиторские организации, расположенные во всех федеральных округах.

Из общего количества проверок 99 % являлись плановыми (2021 г. - 99 %), 1 % - проведены вне утвержденного плана (2021 г. - 1 %), в том числе на основании поступивших в саморегулируемую организацию аудиторов жалоб.

С целью устранения дублирования контрольных функций саморегулируемая организация аудиторов приняла решение признавать плановую внешнюю проверку деятельности аудиторской организации осуществленной в случае, если в соответствующем периоде в отношении деятельности такой аудиторской организации Федеральным казначейством проведена плановая проверка. ААС признаны осуществленными запланированные на 2022 г. внешние проверки деятельности 19 аудиторских организаций.

В 2022 г. имел место 591 случай уклонения аудиторских организаций и 133 случая уклонения аудиторов от прохождения ВКД. По сравнению с 2021 г. количество таких случаев по аудиторским организациям увеличилось в 2,2 раза, а по аудиторам - в 1,6 раза. К 63 аудиторским организациям и 68 аудиторам, уклонившимся от прохождения ВКД, приняты меры дисциплинарного воздействия.

Результаты проверок деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, проведенных саморегулируемой организацией аудиторов в 2022 г., характеризуются следующими данными:

Оценка качества аудита[1]

Количество проверок, ед.

аудиторские организации

индивидуальные аудиторы

Не выявлены нарушения

0

0

Выявлены несущественные нарушения

146

6

Выявлены существенные устранимые нарушения

198

5

Выявлены существенные неустранимые нарушения

304

11

Выявлены грубые нарушения

76

9

Не осуществлялась аудиторская деятельность

5

6

Расходы саморегулируемой организации аудиторов на ВКД в 2022 г. составили 48,1 млн. руб. или 23,6 % общих расходов этой организации. По сравнению с 2021 г. расходы на ВКД увеличились на 93 %, а их доля в общих расходах саморегулируемой организации аудиторов увеличилась на 8,2 процентных пункта:

Показатели

2022 г.

2021 г.

Расходы на ВКД, млн. руб.

48,1

24,9

Расходы на ВКД в расчете на:

одну проверку, руб.

9 867

7 862

одного члена саморегулируемой организации аудиторов, руб.

2 355

1 181

Совокупная величина компенсационных фондов саморегулируемой организации аудиторов по состоянию на 31 декабря 2022 г. составила 108,8 млн. руб. По сравнению с 2021 г. величина компенсационных фондов выросла на 8,5 %. Как и в предыдущие годы, в 2022 г. выплаты из компенсационных фондов не производились.

В 2022 г. количество контролеров в саморегулируемой организации аудиторов составило 130 человек. Фактически принимали участие в ВКД 116 контролеров или 89 % их общего количества. В 2022 г. в саморегулируемой организации аудиторов отсутствовали штатные контролеры. Результативность деятельности контролеров саморегулируемой организации аудиторов характеризуется следующими данными:

Показатели

2022 г.

2021 г.

Количество контролеров, фактически принимавших участие в ВКД

116

165

Количество проверок, приходящихся на одного контролера, фактически принимавшего участие в ВКД

42,0

19,2

Количество проверок аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, приходящихся на одного контролера, фактически принимавшего участие в ВКД

6,8

3,5

По результатам проведенных саморегулируемой организацией аудиторов плановых проверок в 2022 г. ВКД прошли 729 аудиторских организаций и 37 индивидуальных аудиторов, т.е. все проверенные объекты контроля. При этом выявлены 11163 нарушения. Случаи причинения вреда действиями членов саморегулируемой организации аудиторов по результатам проверок не выявлялись.

Меры дисциплинарного воздействия приняты саморегулируемой организацией аудиторов по результатам 1228 проверок (2021 г. - 1143). Эти меры приняты к 303 аудиторским организациям (2021 г. - 312) и 925 аудиторам (2021 г. - 831). Меры дисциплинарного воздействия, принятые в 2022 г., характеризуются следующими данными:

Вид принятых мер дисциплинарного воздействия

Количество объектов контроля, к которым приняты меры дисциплинарного воздействия

аудиторские организации

аудиторы

Предписание, обязывающее устранить нарушения обязательных требований

0

0

Предупреждение о недопустимости нарушения обязательных требований

251

891

Штраф

0

0

Приостановление членства в саморегулируемой организации аудиторов

51

32

Исключение из членов саморегулируемой организации аудиторов

1

2

В 2022 г. имело место увеличение количества примененных мер дисциплинарного воздействия на 7,4 % по сравнению с 2021 г. Доля проверок, по итогам которых саморегулируемой организацией аудиторов приняты меры воздействия, в общем количестве проведенных ею проверок аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов составила в 2022 г. 40 % (2021 г. - 59 %).

Контроль соблюдения антиотмывочного законодательства

Федеральное казначейство и саморегулируемая организация аудиторов в пределах своей компетенции осуществляют контроль соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения (антиотмывочное законодательство). Количество проверок соблюдения антиотмывочного законодательства в 2022 г. составило:

Количество проверок, ед.

аудиторских организаций

индивидуальных аудиторов

2022 г.

2021 г.

2022 г.

2021 г.

ААС

780

627

37

40

Федеральное казначейство

71

241

х

х

Указанный контроль осуществлялся в ходе внешних проверок деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также путем проведения специальных (тематических) проверок. В 2022 г. саморегулируемой организацией аудиторов проведена 51 специальная проверка (2021 г. - 122).

По результатам проведенных в 2022 г. проверок соблюдения антиотмывочного законодательства были приняты следующие меры воздействия:

одно предписание, обязывающие аудиторскую организацию устранить выявленные нарушения этого законодательства (2021 г. - 19);

24 предупреждения о недопустимости нарушения этого законодательства (2021 г. - 39);

два решения и шесть предписаний о приостановлении членства аудиторских организаций в саморегулируемой организации аудиторов (2021 г. - соответственно 0 и 7);

одно предписание об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов из членов саморегулируемой организации аудиторов (2021 г. - 7).

Недостатки, выявленные

системой ВКД

Наиболее существенные недостатки в деятельности аудиторских организаций и аудиторов выявлены проведенными в 2022 г. проверками, а также отмечены экспертами по вопросам аудиторской деятельности в следующих областях:

организация и осуществление внутреннего контроля качества работы;

проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;

независимость и профессиональная этика.

Анализ результатов проведенных проверок, а также экспертных мнений позволяет считать данные недостатки типичными, требующими особого внимания со стороны аудиторских организаций и аудиторов. При этом большинство недостатков отмечается на протяжении ряда лет.

Организация и осуществление

внутреннего контроля качества работы

С точки зрения соблюдения требований стандартов аудиторской деятельности в части организации и осуществления внутреннего контроля качества работы выявлены следующие наиболее существенные нарушения и недостатки:

1) формальный подход к осуществлению внутреннего контроля качества работы;

2) отсутствие факта или документального свидетельства осуществления внутреннего контроля качества работы (количество выявленных нарушений в 2022 г. - 263[2], в 2021 г. - 1029).

Проведение аудита

бухгалтерской (финансовой) отчетности

С точки зрения соблюдения требований стандартов аудиторской деятельности выявлены следующие наиболее существенные нарушения и недостатки в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности:

Содержание нарушения

Количество выявленных нарушений

2022 г.

2021 г.

Неисполнение требований к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения

2461

1884

Отсутствие факта или документального свидетельства сообщения информации руководству и представителям собственника аудируемого лица

291

-

Низкое качество рабочей документации аудитора, в том числе формирования и хранения аудиторских файлов

255

410

Недостаточность принимаемых мер по оценке рисков существенного искажения информации

218

217

Неисполнение требований в отношении изучения информации о связанных сторонах

205

203

Отсутствие заявлений и разъяснений аудируемого лица в аудиторских файлах

192

-

Отсутствие или недостаточность аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

182

233

Неисполнение требований, связанных с получением аудиторских доказательств

48

139

Низкий уровень планирования аудита

43

134

Неисполнение обязанностей по рассмотрению недобросовестных действий в ходе аудита

27

41

Отсутствие документов, обосновывающих величину аудиторской выборки

23

53

Отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита

22

80

Неисполнение требований в отношении выявления и оценки событий после отчетной даты

3

20

Независимость и профессиональная этика

С точки зрения соблюдения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодекса профессиональной этики аудиторов выявлены следующие наиболее существенные недостатки:

1) несоблюдение отдельных принципов профессиональной этики (количество выявленных нарушений в 2022 г. – 206, в 2021 г. - 319);

2) отсутствие факта или недостаточность свидетельств рассмотрения угроз независимости и мер предотвращения таких угроз (в 2022 г. – 123, в 2021 г. – 129 нарушений).

Основные проблемы системы ВКД

В 2022 г. Минфином России, Федеральным казначейством и ААС продолжена работа по совершенствованию системы ВКД (см. приложение). Однако анализ функционирования этой системы свидетельствует о наличии проблем в данной области. Среди них, в частности:

1) незначительность влияния мер воздействия, принимаемых по результатам ВКД, на репутацию недобросовестных участников рынка аудиторских услуг;

2) незначительность влияния мероприятий ВКД, прежде всего мероприятий профилактического характера, на сокращение нарушений обязательных требований, допускаемых аудиторскими организациями, аудиторами;

3) уклонение аудиторских организаций, аудиторов от прохождения ВКД;

4) значительная нагрузка на контролеров ААС, обусловливающая риск низкого качества проводимых контрольных мероприятий; отсутствие штатных контролеров в ААС;

5) отсутствие систематической работы контролирующих органов по анализу и оценке влияния мероприятий ВКД и мер воздействия, принимаемых по результатам ВКД, на деятельность аудиторских организаций, аудиторов.

Приложение к отчету
Реализация рекомендаций по совершенствованию системы внешнего контроля деятельности, предложенных в 2022 г.

В 2022 г. Минфином России, Федеральным казначейством и саморегулируемой организацией аудиторов проведена следующая работа по решению проблем системы внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, аудиторов (далее – ВКД).

С целью обеспечения гласности результатов ВКД на официальном Интернет-сайте Минфина России http://minfin.gov.ru/ размещен отчет «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2021 г.». Федеральное казначейство и саморегулируемая организация аудиторов на своих официальных Интернет-сайтах систематически размещали информацию о результатах проведенных контрольных мероприятий.

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2022 г., изданных Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности и размещенных на официальном Интернет-сайте Минфина России, обращено внимание аудиторов на недостатки в проведении аудита, отмеченные в отчете «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2021 г.».

Приказами Федерального казначейства утверждены:

форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), применяемого при осуществлении ВКД аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (приказ от 4 февраля 2022 г. № 7н);

порядок предоставления аудиторскими организациями, оказывающими аудиторские услуги общественно значимым организациям, саморегулируемой организацией аудиторов в Федеральное казначейство электронных документов и их получения такими аудиторскими организациями и саморегулируемой организацией аудиторов от Федерального казначейства (приказ от 2 марта 2022 г. № 11н);

формы документов, используемых Федеральным казначейством при осуществлении ВКД аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям (приказ от 2 декабря 2022 г. № 32н).

Саморегулируемой организацией аудиторов утверждены требования к деловой (профессиональной) репутации аудиторов, аудиторских организаций, физических лиц и коммерческих организаций, желающих стать членами саморегулируемой организации аудиторов в качестве соответственно аудиторов и аудиторских организаций (протокол Правления Ассоциации «Содружество» от 16 декабря 2022 г. № 599).


[1] Согласно Единым критериям оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 29 марта 2018 г.

[2] Здесь и далее - количество выявленных нарушений, определенных на основе Классификатора нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, одобренного Советом по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 г.