Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (отчет за 2018 год)

скачать (DOC, 0.15 MB)
Опубликовано: 03.07.2019Изменено: 03.07.2019
Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (отчет за 2018 год) Скачать

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетностии аудиторской деятельности

КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА РАБОТЫ АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ АУДИТОРОВ

Отчет за 2018 г.

2019

Введение

В настоящем Отчете представлены обобщенные сведения о состоянии системы контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в Российской Федерации в 2018 г.

Настоящий Отчет составлен на основе сведений, представляемых ежегодно в Минфин России саморегулируемыми организациями аудиторов, Федеральным казначейством как уполномоченным органом по надзору за аудиторскими организациями, а также аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами. При подготовке Отчета использованы законодательные и иные нормативные правовые акты в области регулирования аудиторской деятельности, результаты анализа материалов проведенных в 2018 г. внешних проверок качества работы, экспертные оценки и мнения по вопросу организации и осуществления внешнего контроля качества работы, материалы обсуждений по данному вопросу на заседаниях Совета по аудиторской деятельности и его Рабочего органа.

Система контроля качества работы

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны установить и соблюдать правила внутреннего контроля качества проводимого ими аудита. Принципы осуществления внутреннего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требования к организации указанного контроля установлены стандартами аудиторской деятельности.

Кроме того, аудиторские организации, аудиторы обязаны:

проходить внешний контроль качества работы;

участвовать в осуществлении саморегулируемой организацией аудиторов, членами которой они являются, внешнего контроля качества работы других членов этой организации.

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, а также индивидуальных и иных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. В 2018 г. статус саморегулируемых организаций аудиторов имели «Российский Союз аудиторов» (Ассоциация) (РСА) и Ассоциация «Содружество» (ААС).

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, помимо саморегулируемых организаций аудиторов осуществляло Федеральное казначейство. Для целей настоящего Отчета под общественно значимыми организациями понимаются организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иные кредитные и страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании.

Предметом внешнего контроля качества работы является соблюдение аудиторскими организациями и аудиторами требований:

Федерального закона «Об аудиторской деятельности»,

стандартов аудиторской деятельности,

правил независимости аудиторов и аудиторских организаций,

кодекса профессиональной этики аудиторов.

Принципы осуществления внешнего контроля качества работы и требования к организации такого контроля установлены Положением о принципах осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и требованиях к организации указанного контроля, утвержденным приказом Минфина России от 18 декабря 2015 г. № 203н. Правила организации и осуществления внешнего контроля качества работы определены саморегулируемыми организациями аудиторов. Порядок организации и осуществления внешнего контроля качества работы Федерального казначейства регулируется Административным регламентом исполнения государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», утвержденным приказом Минфина России от 11 января 2013 г. № 3н.

Показатели контрольной деятельности за 2018 г.

В 2018 г. в рамках системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 4382 проверок, в том числе 1012 проверок аудиторских организаций и 3370 проверок аудиторов, включая 95 проверок индивидуальных аудиторов. Данными проверками были охвачены 24 % всех аудиторских организаций, 15 % всех индивидуальных аудиторов и 17 % всех иных аудиторов, которые участвовали в аудиторской деятельности (вели ее) в Российской Федерации.

Планирование проверок Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов осуществлялось, главным образом, на основе риск-ориентированного подхода. Риск-ориентированный подход предполагает отбор объектов внешнего контроля качества работы на основе анализа рисков их аудиторской деятельности. При этом во внимание принимались, в частности, следующие риски деятельности аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов): количество клиентов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах; количество иных клиентов, которые считаются общественно значимыми; результаты предыдущих внешних проверок, в том числе выявленные недостатки в организации и осуществлении внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора), нарушения требования независимости аудиторов и аудиторских организаций, несоблюдение требования обучения по программам повышения квалификации аудиторов.

В то же время Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов обеспечивалось соблюдение установленной Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» периодичности проведения проверок:

аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, - не чаще одного раза в три года (для Федерального казначейства); не реже одного раза в три года (для саморегулируемых организаций аудиторов);

других аудиторских организаций, а также индивидуальных аудиторов – не реже одного раза в пять лет (для саморегулируемых организаций аудиторов).

Исходя из периодичности проведения саморегулируемыми организациями аудиторов внешних проверок качества работы своих членов не реже одного раза в пять лет, теоретический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов проверками в течение пятилетнего цикла должен составлять не менее 20%. Фактический уровень охвата аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов контрольными мероприятиями проводимыми саморегулируемыми организациями аудиторов, составил в среднем за пять лет 21,5% (2014 г. – 21,3%, 2015 г. – 20,4%, 2016 г. – 29,0%, 2017 г. – 18,7%, 2018 г. – 17,9%).

Федеральное казначейство

В 2018 г. в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703, Федеральное казначейство как независимый от аудиторской профессии орган осуществлял внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской отчетности общественно значимых организаций. В 2018 г. данную услугу оказывали около 590 аудиторских организаций.

За год Федеральным казначейством проведены 240 проверок (272 – в 2017 г.). Проверки проводились во всех федеральных округах. Из общего количества проверок 88 % являлись плановыми (96 % - в 2017 г.), 12 % - проведены вне утвержденного плана, в том числе в связи с поступившими в Федеральное казначейство жалобами (4 % - в 2017 г.).

В 2018 г. имел место 21 случай уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны Федерального казначейства. По сравнению с 2017 г. количество таких случаев не изменилось.

Количество штатных контролеров Федерального казначейства в 2018 г. составило 75 человек.

Факты нарушения аудиторскими организациями Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и стандартов аудиторской деятельности установлены в ходе 206 проверок (224 – в 2017 г.). По результатам этих проверок Федеральным казначейством приняты 206 решений о применении мер воздействия:

45 предписаний, обязывающих аудиторские организации устранить выявленные нарушения (46 – в 2017 г.);

126 предупреждений о недопустимости нарушения правил аудиторской деятельности (150 – в 2017 г.);

27 предписаний о приостановлении членства аудиторских организаций в саморегулируемых организациях аудиторов (20 – в 2017 г.);

8 предписаний об исключении аудиторских организаций из саморегулируемых организаций аудиторов (8 – в 2017 г.).

Кроме того, Федеральным казначейством составлены 15 протоколов об административных правонарушениях (14 – в 2017 г.), ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), за представление сведений (информации) в неполном объеме или искаженном виде, за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор).

Доля проверок, по итогам которых Федеральным казначейством приняты меры воздействия, в общем количестве проведенных им проверок аудиторских организаций составила в 2018 г. 86 % (82 % - в 2017 г.). Контрольная деятельность Федерального казначейства оказывает существенное дисциплинирующее воздействие на субъекты аудиторской деятельности, способствует повышению надежности финансовой информации и укреплению доверия к ней пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Саморегулируемые организации аудиторов

Количество внешних проверок качества работы аудиторских организаций, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов, характеризуется следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля проверенных аудиторских организаций - членов саморегулируемой организации аудиторов, в общем количестве аудиторских организаций  - членов, %

2018 г.

2017 г.

2018 г.

2017 г.

РСА

397

488

19

24

ААС

375

330

17

16

Всего

772

818

18

19

По сравнению с 2017 г. количество проведенных в 2018 г. саморегулируемыми организациями аудиторов внешних проверок качества работы аудиторских организаций уменьшилось на 5,6 %. При этом в ААС имело место увеличение количества проведенных проверок, а в РСА – уменьшение.

Как и ранее, большинство внешних проверок качества в 2018 г. проведено саморегулируемыми организациями аудиторов в малых аудиторских организациях. В отчетном году доля проверенных ими аудиторских организаций, которые проводили аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности общественно значимых организаций, увеличилась на 2,3 процентных пункта и составила 30,1 %. Проверками были охвачены аудиторские организации, расположенные во всех федеральных округах.

Из общего количества внешних проверок качества работы 97 % являлись плановыми (99 % - в 2017 г.), 3 % - проведены вне утвержденных планов (1 % - в 2017 г.), в том числе на основании поступивших в саморегулируемые организации аудиторов жалоб.

В 2018 г. имели место 268 случаев уклонения аудиторских организаций от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны саморегулируемых организаций аудиторов, в том числе 139 случаев в РСА и 129 случаев в ААС. По сравнению с 2017 г. количество таких случаев увеличилось на 5 %.

Количество внешних проверок качества работы индивидуальных аудиторов, проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов, приведено в следующей таблице:

Саморегулируемая организация

аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля проверенных индивидуальных аудиторов - членов саморегулируемой организации аудиторов, в общем количестве индивидуальных аудиторов - членов, %

2018 г.

2017 г.

2018 г.

2017 г.

РСА

61

55

23

24

ААС

34

58

10

21

Всего

95

113

15

23

По сравнению с 2017 г. количество проведенных в 2018 г. внешних проверок качества работы индивидуальных аудиторов уменьшилось на 16 %.  При этом в РСА имело место увеличение количества проведенных проверок, а в ААС - уменьшение.

Количество внешних проверок качества работы аудиторов (помимо индивидуальных аудиторов) по саморегулируемым организациям аудиторов характеризуется следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов

Количество проведенных проверок

Доля проверенных аудиторов - членов саморегулируемой организации аудиторов, в общем количестве аудиторов – членов,%

2018 г.

2017 г.

2018 г.

2017 г.

РСА

1 653

1 235

17

15

ААС

1 622

1 301

18

23

Всего

3 275

2 536

17

13

По сравнению с 2017 г. количество проведенных в 2018 г. внешних проверок качества работы указанных аудиторов увеличилось на 29 %. При этом в обеих саморегулируемых организациях аудиторов имело место увеличение количества проведенных проверок.

В 2018 г. имели место 238 случаев уклонения аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы со стороны саморегулируемых организаций аудиторов. По сравнению с 2017 г. данный показатель увеличился более чем в 4 раза.

Совокупные расходы саморегулируемых организаций аудиторов на осуществление внешнего контроля качества в 2018 г. составили 37,8 млн. руб. или 21,3 % общих расходов этих организаций. По сравнению с 2017 г. эти расходы увеличились на 18 %, а их доля в общих расходах саморегулируемых организаций аудиторов увеличилась на 2 процентных пункта. В обеих саморегулируемых организациях аудиторов имело место увеличение расходов на осуществление внешнего контроля качества.

Саморегулируемая организация аудиторов

Расходы на осуществление внешнего контроля качества, млн. руб.

Расходы на осуществление внешнего контроля качества в расчете на

одну проверку, руб.

одного члена саморегулируемой организации аудиторов, руб.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

2017 г.

РСА

16,7

13,8

7 911

7 762

1 356

1 306

ААС

21,1

18,2

10 389

10 776

1 835

2 285

Всего

37,8

32,0

9 126

9 230

1 587

1 336

Совокупная величина компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов по состоянию на 31 декабря 2018 г. составила 119,3 млн. руб. Средний размер компенсационного фонда - 59,7 млн. руб. По сравнению с 2017 г. величина компенсационных фондов саморегулируемых организаций аудиторов выросла в РСА на 4,9 %, в ААС на 3,6 %. Как и в предыдущие годы, выплаты из компенсационных фондов саморегулируемыми организациями аудиторов в 2018 г. не производились.

В 2018 г. количество уполномоченных контролеров в саморегулируемых организациях аудиторов составило 296 человек, в том числе 4 штатных контролера в ААС и 1 в РСА. Однако в осуществлении внешнего контроля качества работы фактически принимали участие лишь 207 контролеров саморегулируемых организаций аудиторов или 70 % из общего количества.

В 2018 г. 582 аудитора прошли обучение по программам повышения квалификации, связанным с внешним контролем качества работы (482 – в 2017 г.).

Результативность деятельности контролеров качества саморегулируемых организаций аудиторов характеризуется следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов

Количество контролеров качества, фактически принимавших участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

Количество всех проверок, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

Количество аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, приходящихся на одного контролера качества, фактически принимавшего участие в осуществлении внешнего контроля качества работы

2018 г.

2017 г.

2018 г.

2017 г.

2018 г.

2017 г.

РСА

79

100

26,7

17,8

29,3

23,0

ААС

128

124

15,9

13,6

19,8

19,3

По результатам проведенных саморегулируемыми организациями аудиторов в 2018 г. плановых проверок внешний контроль качества работы прошли 672 аудиторских организаций и 92 индивидуальных аудиторов (100 % от общего количества проверенных саморегулируемыми организациями аудиторов аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов). Вместе с тем в 2018 г. в ходе внешних проверок качества работы всеми саморегулируемыми организациями аудиторов выявлено 18793 нарушений. Случаи причинения вреда действиями членов саморегулируемых организаций аудиторов по результатам проверок не выявлялись.

Меры дисциплинарного воздействия приняты саморегулируемыми организациями аудиторов по результатам 161 проверки (182 – в 2017 г.). Эти меры приняты к 111 аудиторским организациям (86 – в 2017 г.) и 50 аудиторам (96 – в 2017 г.). Меры дисциплинарного воздействия, принятые в 2018 г., характеризуются следующими данными:

Саморегулируемая организация аудиторов

Принятые меры дисциплинарного воздействия

Предписания, обязывающие устранить нарушения

Предупреждения о недопустимости нарушений

Штрафы

Приостановление членства в саморегулируемой организации аудиторов

Исключение из членов саморегулируемой организации аудиторов

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

Аудиторы

Аудиторские организации

РСА

1

5

4

62

0

0

0

2

0

0

ААС

0

0

43

32

2

0

0

3

0

0

В 2018 г. имело место уменьшение количества примененных мер дисциплинарного воздействия на 14,9 % по сравнению с 2017 г. Увеличение количества примененных саморегулируемыми организациями мер дисциплинарного воздействия имело место по приостановлениям членства в саморегулируемой организации аудиторов. Доля проверок, по итогам которых саморегулируемыми организациями аудиторов приняты меры воздействия, в общем количестве проведенных ими проверок аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов составила в 2018 г. 19 % (20 % - в 2017 г.).

Контроль соблюдения антиотмывочного законодательства

Федеральное казначейство и саморегулируемые организации аудиторов в пределах своей компетенции осуществляют контроль соблюдения аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (антиотмывочное законодательство). Количество проверок соблюдения антиотмывочного законодательства в 2018 г. составило:

Саморегулируемая организация аудиторов / Федеральное казначейство

Количество проведенных проверок аудиторских организаций

Количество проведенных проверок индивидуальных аудиторов

2018 г.

2017 г.

2018 г.

2017 г.

РСА

350

459

60

55

ААС

361

319

32

55

ФК

212

241

х

х

Всего

923

1 019

92

110

В 2018 г. указанный контроль осуществлялся в ходе внешних проверок качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, а также путем проведения специальных (тематических) проверок (в 2017 г. – только в ходе внешних проверок качества работы). В 2018 г. саморегулируемыми организациями аудиторов проведены 39 специальных проверок (РСА – 24, ААС - 15).

По результатам 6 проведенных в 2018 г. проверок соблюдения антиотмывочного законодательства были приняты следующие меры воздействия:

приостановлено членство в саморегулируемой организации аудиторов – 4 случая;

наложен штраф на индивидуального аудитора – 2 случая.

Недостатки, выявленные

системой внешнего контроля качества работы

Наиболее существенные недостатки в работе аудиторских организаций и аудиторов выявлены проведенными в 2018 г. проверками, а также отмечены экспертами по вопросам аудиторской деятельности в следующих областях:

организация и осуществление внутреннего контроля качества работы;

проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности;

независимость и профессиональная этика.

Анализ результатов проведенных проверок, а также экспертных мнений позволяет считать данные недостатки типичными, требующими особого внимания со стороны аудиторских организаций и аудиторов. При этом большинство недостатков отмечается на протяжении ряда лет.

Организация и осуществление

внутреннего контроля качества работы

С точки зрения соблюдения требований стандартов аудиторской деятельности в части организации и осуществления внутреннего контроля качества работы выявлены следующие наиболее существенные нарушения и недостатки:

1) формальный подход к осуществлению внутреннего контроля качества работы;

2) отсутствие факта или документального свидетельства осуществления внутреннего контроля качества работы (ФПСАД № 34, ФПСАД № 7, МСКК 1, МСА 220).

Проведение аудита

бухгалтерской (финансовой) отчетности

С точки зрения соблюдения требований стандартов аудиторской деятельности выявлены следующие наиболее существенные нарушения и недостатки в проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности:

1) неисполнение требований к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения (ФСАД № 1/2010, ФСАД № 2/2010, МСА 700, МСА 705);

2) отсутствие факта или документального свидетельства выполнения аудиторских процедур аудитором либо контроля со стороны аудитора за выполнением аудиторских процедур работниками аудиторской организации (ФПСАД № 7, МСКК 1, МСА 220);

3) неисполнение требований в отношении изучения информации о связанных сторонах (ФПСАД № 9, МСА 550);

4) отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения соблюдения аудируемым лицом требований нормативных правовых актов в ходе аудита (ФСАД № 6/2010, МСА 250);

5) низкое качество рабочей документации аудитора, в том числе формирования и хранения аудиторских файлов (ФПСАД № 2, МСА 230);

6) неисполнение требований, связанных с получением аудиторских доказательств (ФСАД № 7/2011, МСА 500);

7) неисполнение требований в отношении рассмотрения недобросовестных действий (МСА 240);

8) отсутствие или недостаточность аудиторских процедур в отношении применимости допущения непрерывности деятельности аудируемого лица (ФПСАД № 11, МСА 570);

9) недостаточность принимаемых мер по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты (ФПСАД № 10, МСА 240, МСА 560);

10) отсутствие факта или документального свидетельства рассмотрения в ходе аудита сопоставимых данных в бухгалтерской (финансовой) отчетности (ФПСАД № 26, МСА 710);

11) несоблюдение порядка согласования условий проведения аудита с аудируемым лицом (ФПСАД № 12, МСА 210);

12) отсутствие заявлений и разъяснений аудируемого лица в аудиторских файлах (ФПСАД № 2, ФСАД № 6/2010, МСА 580);

13) отсутствие или недостаточность альтернативных аудиторских процедур при неполучении ответов на запрос о внешнем подтверждении; оставление без должного рассмотрения неурегулированных расхождений в данных аудируемого лица и данных внешнего подтверждения (ФПСАД № 18, МСА 505).

Независимость и профессиональная этика

С точки зрения соблюдения требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности», федеральных стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и Кодекса профессиональной этики аудиторов выявлены следующие наиболее существенные недостатки:

1) отсутствие факта или недостаточность свидетельств рассмотрения угроз независимости и мер предотвращения таких угроз;

2) несоблюдение требований к профессиональному поведению аудитора.

Основные проблемы

системы внешнего контроля качества

В 2018 г. Советом по аудиторской деятельности, Минфином России, Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов продолжена работа по совершенствованию системы внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (см. приложение). Однако анализ функционирования этой системы свидетельствует о наличии проблем в данной области. Среди них, в частности:

1) формальный подход к проведению внешних проверок качества работы, ограничение их лишь установлением наличия соответствующего набора рабочих документов аудитора;

2) неприменение саморегулируемыми организациями аудиторов в своей деятельности форм, методов и процедур контроля, которые способствовали бы профилактике возможных нарушений установленных требований;

3) отсутствие глубокого анализа и оценки применения мер воздействия и оказываемого этими мерами влияния на деятельность аудиторских организаций, аудиторов;

4) неэффективность принимаемых мер воздействия по результатам внешних проверок качества работы, отсутствие их влияния на репутацию недобросовестных участников рынка аудиторских услуг;

5) недостаточный контроль за устранением системных грубых и существенных нарушений выявленных по результатам внешних проверок качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов;

6) неравномерная нагрузка на контролеров;

7) кадровое обеспечение внешнего контроля качества, в том числе: недостаточный уровень квалификации специалистов и отсутствие их ротации, низкая ответственность специалистов за результаты проведенных проверок, отсутствие действенных стимулов и заинтересованности контролеров саморегулируемых организаций аудиторов в результатах своей работы;

8) уклонение аудиторских организаций, аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы, в том числе путем перехода в другую саморегулируемую организацию аудиторов;

9) необоснованно длительные сроки проведения внешних проверок качества работы аудиторских организаций, аудиторов;

10) несоблюдение требований к периодичности проведения внешних проверок качества.

 


Приложение к отчету

Реализация рекомендаций по совершенствованию

системы внешнего контроля качества,

предложенных в 2018 г.

В 2018 г. Советом по аудиторской деятельности (далее - Совет), Минфином России, Федеральным казначейством и саморегулируемыми организациями аудиторов проведена следующая работа по решению проблем системы внешнего контроля качества работы.

Вопросы организации и осуществления внешнего контроля качества систематически рассматривались на заседаниях Совета и его Рабочего органа.

Унифицирован понятийный аппарат, принятый в одобренных Советом в 2017 г. Единых критериях оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов и Классификаторе нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (март 2018 г.). Классификатор дополнен новым разделом, обобщающим нарушения, связанные с исполнением аудиторами требований антиотмывочного законодательства при оказании аудиторских, бухгалтерских и юридических услуг (сентябрь 2018 г.).

Завершена работа по толкованию понятий деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности. Подготовлено Разъяснение смысла понятий деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности, которые имеют  важное значение при приеме новых членов в саморегулируемые организации аудиторов, а также при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов (июнь, октябрь, декабрь 2018 г.). В Разъяснении предложено считать деловую (профессиональную) репутацию аудиторской организации, аудитора, коммерческой организации и физического лица, вступающих в члены саморегулируемой организации аудиторов, безупречной в случае, если отсутствуют свидетельства обратного. При этом Разъяснение содержит развернутый перечень примеров наиболее распространенных ситуаций, при которых могут иметь место свидетельства отсутствия безупречной деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности.

Советом внесены изменения в Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (июнь 2018 г.) В них, в частности, уточнены требования к независимости в части длительного взаимодействия персонала аудита с аудируемым лицом, в части взаимодействия с аудируемыми лицами, являющимися общественно значимыми хозяйствующими субъектами, а также в части других вопросов. Изменения в Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций приняты саморегулируемыми организациями аудиторов и вступили в силу с 1 января 2019 г.

Советом одобрен ряд методических материалов в целях активизации и повышения результативности контроля соблюдения антиотмывочного законодательства. Среди них - методические рекомендации по рассмотрению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами при оказании аудиторских услуг рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, рекомендации по применению результатов национальной оценки рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма аудиторскими организациями и аудиторами, отчет о секторальной оценке рисков легализации (отмывания) преступных доходов и финансирования терроризма с участием аудиторов, типовая программа повышения квалификации аудиторов по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения (декабрь 2018 г.).

Федеральному казначейству Советом даны рекомендации по формированию плана внешних проверок качества работы аудиторских организаций на 2019 г. (март 2018 г.). В них, среди прочего, предложено применять риск-ориентированный подход при отборе аудиторских организаций-объектов проверок.

Рабочим органом Совета рассмотрены предложения по совершенствованию норм законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности в отношении внеплановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций (февраль 2018 г.). Предложения предусматривают проведение таких проверок в отношении аудиторских организаций, членство которых в саморегулируемой организации аудиторов приостановлено. Работа по данному вопросу будет продолжена.

С целью обеспечения гласности результатов внешнего контроля качества работы на официальном Интернет-сайте Минфина России www.minfin.ru размещен отчет «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2017 г.». Федеральное казначейство на своем официальном Интернет-сайте систематически размещало информацию о результатах осуществляемых им мероприятий по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций. Саморегулируемые организации аудиторов на своих официальных Интернет-сайтах размещают информацию о результатах осуществляемых ими мероприятий по внешнему контролю качества работы в отношении своих членов.

В Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 г., изданных Департаментом регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России и размещенных на официальном Интернет-сайте Минфина России, обращено внимание аудиторов на недостатки в проведении аудита, отмеченные в отчете «Контроль качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов за 2017 г.».