П Р О Т О К О Л | |
г. Москва |
от 6 февраля 2018 г. № 76 |
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ
Председатель Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности Е.В. Старовойтова | |
Присутствовали: | |
члены Рабочего органа Совета | Е.Н. Алабужева, Т.А. Арвачева,
М.Е. Егоров, Н.В. Кобозева, И.В. Красильникова, И.М. Милюкова, О.А. Носова, С.А. Рассказова-Николаева, А.Л. Руф, С.С. Суханов, И.А. Тютина, В.Т. Чая |
приглашенные | А.А. Мазурец (Банк России), Л.Х. Муромцева (Федеральное казначейство), М.Э. Надеждина (Российский Союз аудиторов), В.Я. Соколов (АНО «Единая аттестационная комиссия»), Е.А. Чёмова (Российский Союз аудиторов), Е.А. Черемных (Минфин России) |
I. О повестке дня заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
(Старовойтова)
Утвердить повестку заседания согласно приложению.
II. О предложениях по совершенствованию норм законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности в части осуществления внеплановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций
(Кобозева, Муромцева, Надеждина, Чая)
1. Принять к сведению информацию Федерального казначейства и Комиссии по контролю качества работы по данному вопросу.
2. Комиссии по контролю качества работы совместно с Федеральным казначейством продолжить работу по данному вопросу.
III. О внесении изменений в Единые критерии оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов
(Арвачева, Егоров, Кобозева, Красильникова, Милюкова, Муромцева, Носова, Соколов, Старовойтова, Тютина, Чая)
1. Принять к сведению информацию Комиссии по контролю качества работы по данному вопросу.
2. Рекомендовать Совету по аудиторской деятельности:
а) одобрить изменения Единых критериев оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов согласно приложению;
б) предложить саморегулируемым организациям аудиторов утвердить не позднее 1 мая 2018 г. указанные в подпункте «а» настоящего пункта изменения Единых критериев оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов и довести их до сведения своих членов.
3. Поручить члену Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности Н.В. Кобозевой представить данный вопрос Совету по аудиторской деятельности.
IV. О методических рекомендациях по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций
(Арвачева, Милюкова, Надеждина, Чая)
1. Принять к сведению информацию Комиссии по вопросам регулирования аудиторской деятельности по данному вопросу.
2. С учетом состоявшегося обсуждения одобрить методические рекомендации по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций согласно приложению.
Председатель Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности |
Е.В. Старовойтова |
Секретарь Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности |
Т.А. Арвачева |
Приложение № 1 к протоколу заседания
Рабочего органа Совета по аудиторской
деятельности от 6 февраля 2018 г. № 76
ПОВЕСТКА ЗАСЕДАНИЯ
Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
1. О предложениях по совершенствованию норм законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности в части осуществления внеплановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций
2. О внесении изменений в Единые критерии оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов
3. О методических рекомендациях по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций
4. Разное
Приложение № 2 к протоколу заседания
Рабочего органа Совета по аудиторской
деятельности от 6 февраля 2018 г. № 76
Единые критерии оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов
Оценка |
Вид заключения |
Критерии |
Документ, выдаваемый по результатам плановой проверки |
1 |
Не выявлены нарушения |
1. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) соблюдает требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов. 2. Внутренний контроль качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) эффективен и обеспечивает соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований. 3. Осуществление организационных мер для обеспечения качества аудиторских услуг не требуется. |
Свидетельство о прохождении внешнего контроля качества работы |
2 |
Выявлены несущественные нарушения |
1. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в целом соблюдает требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов. 2. Внутренний контроль качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) в целом обеспечивает соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований. 3. Требуются отдельные организационные меры для обеспечения качества аудиторских услуг. |
Свидетельство о прохождении внешнего контроля качества работы |
3 |
Выявлены существенные устранимые нарушения |
1. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные устранимые нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и (или) стандартов аудиторской деятельности, и (или) Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, и (или) Кодекса профессиональной этики аудиторов, и (или) Устава саморегулируемой организации аудиторов. 2. Организация внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) не в полной мере обеспечивает соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований. 3. Характер выявленных нарушений предопределяет необходимость системных организационных мер по устранению нарушений и обеспечению качества аудиторских услуг. |
Выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы |
4 |
Выявлены существенные неустранимые нарушения |
1. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные неустранимые нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и (или) стандартов аудиторской деятельности, и (или) Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, и (или) Кодекса профессиональной этики аудиторов, и (или) Устава саморегулируемой организации аудиторов. 2. Организация внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) не в полной мере обеспечивает соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований. 3. Характер выявленных нарушений предопределяет необходимость системных организационных мер по недопущению в дальнейшем нарушений и обеспечению качества аудиторских услуг. |
Выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы |
5 |
Выявлены грубые нарушения |
1. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены грубые нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и (или) стандартов аудиторской деятельности, и (или) Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, и (или) Кодекса профессиональной этики аудиторов, и (или) Устава саморегулируемой организации аудиторов. 2. Внутренний контроль качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) отсутствует или не обеспечивает соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований. 3. Характер выявленных нарушений предопределяет необходимость организации внутреннего контроля и принятия системных организационных мер по приведению деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) в соответствие с требованиями Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов. |
Выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы |
В случае, когда аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в проверяемом периоде не осуществляла аудиторскую деятельность, по результатам внешнего контроля качества работы такой аудиторской организации (такого индивидуального аудитора) выдается следующее заключение:
Оценка |
Вид заключения |
Критерии |
Документ, выдаваемый по результатам плановой проверки |
Качество аудиторской деятельности не оценивалось в связи с неосуществлением такой деятельности |
Не выявлены нарушения |
1. В проверяемом периоде аудиторская организация (индивидуальный аудитор) аудиторскую деятельность не осуществляла (не осуществлял). 2. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) соблюдает требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов. 3. Внутренний контроль качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) эффективен и обеспечивает соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований. 4. Осуществление организационных мер для обеспечения качества аудиторских услуг не требуется. |
Свидетельство о прохождении внешнего контроля качества работы |
Качество аудиторской деятельности не оценивалось в связи с неосуществлением такой деятельности |
Выявлены несущественные нарушения |
1. В проверяемом периоде аудиторская организация (индивидуальный аудитор) аудиторскую деятельность не осуществляла (не осуществлял). 2. Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) в целом соблюдает требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов. 3. Внутренний контроль качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) в целом обеспечивает соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований. 4. Требуются отдельные организационные меры для обеспечения качества аудиторских услуг. |
Свидетельство о прохождении внешнего контроля качества работы |
Качество аудиторской деятельности не оценивалось в связи с неосуществлением такой деятельности |
Выявлены существенные устранимые нарушения |
1. В проверяемом периоде аудиторская организация (индивидуальный аудитор) аудиторскую деятельность не осуществляла (не осуществлял). 2. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные устранимые нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов. 3. Организация внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) не в полной мере обеспечивает соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований. 4. Характер выявленных нарушений предопределяет необходимость системных организационных мер по устранению нарушений и обеспечению качества аудиторских услуг. |
Выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы |
Качество аудиторской деятельности не оценивалось в связи с неосуществлением такой деятельности |
Выявлены существенные неустранимые нарушения |
1. В проверяемом периоде аудиторская организация (индивидуальный аудитор) аудиторскую деятельность не осуществляла (не осуществлял). 2. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены существенные неустранимые нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов. 3. Организация внутреннего контроля качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) не в полной мере обеспечивает соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований. 4. Характер выявленных нарушений предопределяет необходимость системных организационных мер по недопущению в дальнейшем нарушений и обеспечению качества аудиторских услуг. |
Выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы |
Качество аудиторской деятельности не оценивалось в связи с неосуществлением такой деятельности |
Выявлены грубые нарушения |
1. В проверяемом периоде аудиторская организация (индивидуальный аудитор) аудиторскую деятельность не осуществляла (не осуществлял). 2. В деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) выявлены грубые нарушения требований Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов, а также Устава саморегулируемой организации аудиторов. 3. Внутренний контроль качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) отсутствует или не обеспечивает соблюдение аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и ее (его) работниками установленных требований. 4. Характер выявленных нарушений предопределяет необходимость организации внутреннего контроля и принятия системных организационных мер по приведению деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора) в соответствии с требованиями Федерального закона "Об аудиторской деятельности", стандартов аудиторской деятельности, Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, Кодекса профессиональной этики аудиторов. |
Выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы |
По результатам внеплановой внешней проверки качества работы аудиторской организации (индивидуального аудитора) выдается Выписка из решения специализированного органа по осуществлению внешнего контроля качества работы.
Примечание
Для целей настоящего документа понятия «несущественное нарушение», «существенное нарушение», «неустранимое нарушение», «грубое нарушение» используются в значении, определенном Классификатором нарушений и недостатков, выявляемых в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности 15 декабря 2016 г. (протокол № 29), с изменениями от 22 декабря 2017 г. (протокол № 37).
4.1) значительных объемов и/или значительного роста кредитов, выданных физическим лицам и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями;4.2) значительных объемов и/или значительного роста текущих счетов и депозитов физических лиц;4.3) выпущенных долговых или долевых ценных бумаг, включенных в котировальный список;4.4) значительных по объему небанковских операций (активов и обязательств и/или доходов и расходов), например, вложений в движимое или недвижимое имущество, полученное в результате взыскания задолженности;4.5) значительных по объему инвестиций в некотируемые долевые ценные бумаги, включая паи паевых инвестиционных фондов;4.6) значительных по объему нестандартных и/или сложноструктурированных операций;4.7) значительных изменений в структуре активов и обязательств и/или доходов и расходов по сравнению с предыдущим отчетным периодом;
2.1) кредиты, выданные физическим и юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями;2.2) текущие счета и депозиты физических и юридических лиц, не являющихся кредитными организациями;2.3) межбанковские операции по привлечению и размещению денежных средств;2.4) доходы и расходы от операций с ценными бумагами, драгоценными металлами, иностранной валютой;2.5) прочие операции кредитных организаций (например, комиссионные доходы и т.п.).
1.1) включена ли информация, которая должна быть включена, а также то, надлежащим ли образом эта информация классифицирована, сгруппирована и представлена;1.2) не искажено ли общее представление бухгалтерской (финансовой) отчетности включением информации, которая является несоответствующей или делает неочевидным надлежащее содержание раскрытых вопросов;
1.3.1. интервью с лицами, ответственными за составление, ведение и поддержание в актуальном состоянии перечня связанных сторон кредитной организации;1.3.2. анализ перечня связанных сторон, предоставленного кредитной организацией, в том числе анализ изменения этого перечня по сравнению с предыдущим отчетным периодом;1.3.3. определение бенефициарных владельцев контрагентов кредитной организации, объем операций с которыми является существенным для кредитной организации или для самого контрагента;1.3.4. анализ условий совершаемых кредитной организацией операций (например, уровень процентной ставки по размещенным или привлеченным средствам, наличие или отсутствие обеспечения, вид и стоимость обеспечения);1.3.5. анализ экономической целесообразности совершаемых операций как для кредитной организации, так и ее контрагента(ов).
а) большой объем сомнительных операций, информация о которых направляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу;б) большое количество регулярно закрывающихся счетов юридических лиц;в) значительные по размеру односторонние прибыльные/убыточные операции, например, с производными финансовыми инструментами, ценными бумагами с одним контрагентом (с неизвестным контрагентом; с контрагентом, зарегистрированным в иностранной юрисдикции, предоставляющей низкий уровень налогообложения («налоговое убежище»); др.).
3.1.1. Выявление ненадежных кредитных организаций и банков-нерезидентов (например, на основании рейтингов, информации в СМИ, страны регистрации, длительности нахождения средств на счетах в банке-нерезиденте, отсутствия экономической целесообразности для размещения средств в банке-нерезиденте, др.). В отношении ненадежных кредитных организаций и банков-нерезидентов подтверждается наличие/отсутствие неучтенных соглашений с контрагентом аудируемой кредитной организации (например, соглашения, по условиям которого контрагент аудируемой организации финансирует связанных с аудируемой кредитной организацией лиц за счет средств, размещенных аудируемой кредитной организацией, причем средства, размещенные аудируемой кредитной организацией, являются обеспечением по обязательствам связанных с кредитной организацией лиц, которых профинансировал контрагент аудируемой кредитной организации);3.1.2. подтверждение остатков в кредитных организациях и банках-нерезидентах;3.1.3. проверка классификации ностро счетов и МБК по группам риска, а также величины созданных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (резервов под обесценение) в соответствии с требованиями применимых нормативных актов Банка России и (или) требованиями МСФО;3.1.4. подтверждение наличия/отсутствия обременения по остаткам по ностро счетам и (или) МБК (в случае наличия сомнений в том, что ностро счета и (или) МБК являются необремененными).
3.2.1. подтверждение остатков по кредитам и условным обязательствам кредитного характера;3.2.2. выявление кредитов, выданных контрагентам, не ведущим реальную деятельность. При этом необходимо руководствоваться признаками, определенными соответствующим нормативным актом Банка России;3.2.3. выявление сомнительных кредитов (необеспеченных, не имеющих четкой цели, предоставленных лицам, зарегистрированным в «налоговых убежищах», др.). В отношении сомнительных кредитов подтверждается наличие/отсутствие неучтенных соглашений с контрагентом аудируемой кредитной организации (например, соглашения, по условиям которого контрагент аудируемой организации финансирует связанных с аудируемой кредитной организацией лиц за счет средств, размещенных аудируемой кредитной организацией, причем средства, размещенные аудируемой кредитной организацией, являются обеспечением по обязательствам связанных с кредитной организацией лиц, которых профинансировал контрагент аудируемой кредитной организации);3.2.4. проверка классификации кредитов и условных обязательств кредитного характера по группам риска, а также величины созданных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (резервов под обесценение) в соответствии с требованиями применимых нормативных актов Банка России и (или) требованиями МСФО;3.2.5. проверка наличия и стоимости обеспечения, а также соответствия обеспечения, используемого при определении величины резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности, требованиям, установленным применимым нормативным актом Банка России (при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, подготовленной в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета);3.2.6. проверка обоснованности прекращения признания кредитов, проданных в течение отчетного периода по цессии. Аудиторская организация рассматривает необходимость получения подтверждения от контрагента кредитной организации (покупателя) по операции продажи кредитов по цессии отсутствия каких-либо соглашений по обратному выкупу данных кредитов, гарантий в отношении проданных кредитов и т.п., заключенных/выданных кредитной организацией;3.2.7. дополнительные аудиторские процедуры в случае, например:
3.2.7.1. резкого роста депозитов физических лиц, сопровождающегося соответствующим ростом кредитного портфеля по сравнению с соответствующим предыдущим периодом;3.2.7.2. наличия необеспеченных кредитов, выданных организациям, осуществляющим торговую деятельность;3.2.7.3. наличия высокой концентрации кредитного портфеля.
3.3.1. подтверждение количества ценных бумаг в депозитариях с указанием ценных бумагах, находящихся в залоге;3.3.2. выявление ненадежных депозитариев и проверка соблюдения кредитной организацией в отношении выявленных ненадежных депозитариев установленных Банком России требований по формированию резервов на возможные потери по операциям с ценными бумагами, права на которые удостоверены такими депозитариями;3.3.3. подтверждение активности/неактивности рынка по тем ценным бумагам, по которым справедливая стоимость определяется на основании котировок, но наблюдаются резкие изменения в объеме и/или частоте торгов по состоянию на отчетную дату и (или) в течение отчетного периода операции с данными ценными бумагами осуществлялись в незначительных объемах и (или) с незначительной частотой;3.3.4. проверка оценки некотируемых ценных бумаг (в части определения справедливой стоимости и (или) в части определения группы риска и величины резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности (резервов под обесценение)) в соответствии с требованиями применимых нормативных актов Банка России и (или) требованиями МСФО. В случае привлечения специалиста в области оценки аудиторская организация руководствуется требованиями МСА 620 «Использование работы эксперта аудитора».
3.4.1. проверка оценки производных финансовых инструментов в соответствии с требованиями применимых нормативных актов Банка России и (или) требованиями МСФО. Особое внимание должно быть уделено оценке сложных производных финансовых инструментов, например, опционов, кредитно-дефолтных свопов. В случае привлечения специалиста в области оценки аудиторская организация руководствуется требованиями МСА 620.
3.5.1. проверка расчета отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств;3.5.2. проверка критериев признания отложенных налоговых активов.
3.6.1. подтверждение существования активов по состоянию на отчетную дату;3.6.2. рассмотрение необходимости изучения правоустанавливающих документов в отношении активов, порядок бухгалтерского учета которых установлен Положением № 448-П;3.6.3. проверка величины переоцененной или справедливой стоимости активов, порядок бухгалтерского учета которых установлен Положением № 448-П, учитываемых по переоцененной или справедливой стоимости, в соответствии с требованиями применимых нормативных актов Банка России и (или) требованиями МСФО. В случае привлечения специалиста в области оценки аудиторская организация руководствуется требованиями МСА 620;3.6.4. выполнение аудиторских процедур в отношении оценки активов, не оцениваемых по справедливой или переоцененной стоимости (включая проверку на обесценение) в соответствии с требованиями применимых нормативных актов Банка России и (или) требованиями МСФО.
5.1.1. анализ взаимоувязки показателей бухгалтерского баланса (включая внебалансовые статьи), отчета о финансовом положении и отчета о финансовых результатах, отчета о прибыли или убытке и прочем совокупном доходе;5.1.2. проведение тренд-анализа, причем особое внимание должно быть уделено анализу нестандартных трендов.
Все материалы сайта доступны по лицензии: Creative Commons «Attribution» 4.0 Всемирная