Протокол заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности от 16 января 2018 г. № 75

Опубликован в разделе: Архив
скачать (PDF, 6.86 MB)
Опубликовано: 22.01.2018Изменено: 22.01.2018
Протокол заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности от 16 января 2018 г. № 75 Скачать

П Р О Т О К О Л
заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности

г. Москва

от 16 января 2018 г. № 75

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОВАЛ 
Председатель Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
Е.В. Старовойтова
Присутствовали:
члены Рабочего органа Совета Т.А. Арвачева, И.А. Буян,
Е.В. Зубова, Н.В. Кобозева,
Л.А. Козлова, И.В. Красильникова,
Н.А. Малофеева, И.М. Милюкова,
О.А. Носова, С.С. Суханов,
И.А. Тютина, О.А. Фетисова,
В.Т. Чая, А.Д. Шеремет,
Л.З. Шнейдман
приглашенные Т.С. Бакулина (Минфин России),
Н.А. Казакова (АНО «Единая аттестационная комиссия»),
А.А. Мазурец (Минэкономразвития России),
Л.Х. Муромцева(Казначейство России),
М.А. Поникарова (АНО «Единая аттестационная комиссия»),
В.Я. Соколов (АНО «Единая аттестационная комиссия»),
С.В. Соломяный (Минфин России),
Е.А. Черемных (Минфин России)

I. О повестке дня заседания Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности


(Старовойтова)

Утвердить повестку заседания согласно приложению.

II. Об отчете о деятельности Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности за 2017 г.


(Арвачева)

1. Принять к сведению информацию секретаря Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности по данному вопросу.

2. Председателю Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности утвердить отчет о деятельности Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности за 2017 г. согласно приложению.

3. Представить отчет о деятельности Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности за 2017 г. Совету по аудиторской деятельности.

III. О плане работы Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности на 2018 год


(Арвачева, Зубова)

1. Принять к сведению информацию секретаря Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности по данному вопросу.

2. С учетом состоявшегося обсуждения утвердить план работы Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности на 2018 год согласно приложению.

3. Комиссиям Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности рассмотреть необходимость и целесообразность проведения работ по предложениям, поступившим при подготовке плана работы Совета по аудиторской деятельности на 2018 год.

4. Предложить Минфину России разместить план работы Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности на 2018 год на своем официальном сайте в сети «Интернет».

IV. О новой модели квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора


(Козлова, Красильникова, Носова, Старовойтова, Тютина, Шеремет)

1. Принять к сведению информацию автономной некоммерческой организации «Единая аттестационная комиссия» (И.В. Красильникова) и Комиссии по аттестации и повышению квалификации (О.А. Носова) по данному вопросу.

2. С учетом состоявшегося обсуждения рекомендовать Совету по аудиторской деятельности одобрить модель квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора согласно приложению.

3. Поручить автономной некоммерческой организации «Единая аттестационная комиссия» внести в описание модели квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора редакционные уточнения и представить секретарю Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности.

V. О результатах независимой оценки инфраструктуры корпоративной отчетности в Российской Федерации


(Бакулина, Буян, Чая, Шеремет, Шнейдман)

1. Принять к сведению информацию Минфина России (Т.С. Бакулина) по данному вопросу.

2. Отметить положительные тенденции в развитии всех элементов инфраструктуры корпоративной отчетности в Российской Федерации по сравнению с оценкой, проведенной в 2013 г.

3. Предложить Минфину России представить данный вопрос Совету по аудиторской деятельности.

Председатель Рабочего органа
Совета по аудиторской деятельности

Е.В. Старовойтова

Секретарь Рабочего органа
Совета по аудиторской деятельности

Т.А. Арвачева

Приложение № 1 к протоколу заседания
Рабочего органа Совета по аудиторской
деятельности от 16 января 2018 г. № 75

ПОВЕСТКА ЗАСЕДАНИЯ
Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности

1. Об отчете о деятельности Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности за 2017 г.

2. О плане работы Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности на 2018 год

3. О новой модели квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора

4. О результатах независимой оценки инфраструктуры корпоративной отчетности в Российской Федерации

5. Разное

Приложение № 2 к протоколу заседания
Рабочего органа Совета по аудиторской
деятельности от 16 января 2018 г. № 75

ОТЧЕТ
о деятельности Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
за 2017 г.

Рабочий орган Совета по аудиторской деятельности (далее – Рабочий орган) образован в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Положение о Рабочем органе Совета по аудиторской деятельности утверждено приказом Минфина России от 29 декабря 2009 г. № 146н. Состав Рабочего органа и его численность утверждены приказами Минфина России от 15 декабря 2014 г. № 465, 13 июля 2015 г. № 208, 11 сентября 2015 г. № 304, 17 сентября 2015 г. № 313, 12 мая 2016 г. № 159, 21 июля 2016 г. № 262, 18 августа 2016 г. № 320. Приказом Минфина России от 10 февраля 2017 г. № 177 в состав Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности внесены изменения, связанные с изменениями, внесенными в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Регламент Рабочего органа утвержден Советом по аудиторской деятельности 22 сентября 2011 г.

Председателем Рабочего органа является Козлова Л.А. (до 31 декабря 2017 г.), заместителями председателя - Старовойтова Е.В. (до 31 декабря 2017 г.) и Шнейдман Л.З. Секретарем Рабочего органа является Арвачева Т.А.

В 2016 г. проведено 12 заседаний Рабочего органа, в том числе одно внеплановое расширенное. Заседания проводились ежемесячно (за исключением августа).

Подготовка заседаний Рабочего органа велась, как правило, в постоянных комиссиях Рабочего органа. Указанными комиссиями проведены заседания:


Количество заседаний

Комиссия по вопросам регулирования аудиторской деятельности

8

Комиссия по мониторингу рынка аудиторских услуг

6

Комиссия по контролю качества работы

8

Комиссия по аттестации и повышению квалификации

8

В отчетный период деятельность Рабочего органа осуществлялась в соответствии с планом работы на 2017 г., поручениями Совета по аудиторской деятельности и предложениями Министерства финансов Российской Федерации, а также в инициативном порядке.

I. Вопросы регулирования аудиторской деятельности

Основными направлениями деятельности Рабочего органа в отчетном году стали повышение качества аудиторских услуг и совершенствование условий ведения аудиторской деятельности.

В течение года Рабочий орган рассматривал законопроектные инициативы в сфере аудиторской деятельности. Рекомендованы к одобрению Советом проекты федеральных законов «О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (в части уточнения положений о независимости и профессиональной этике аудиторских организаций и аудиторов)» (январь), «О внесении изменения в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации», подготовленный в целях упорядочения действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения между работниками и работодателями, профессиональной сферой деятельности которых является оказание аудиторских услуг (февраль), «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в части установления ответственности за подписание заведомо ложного аудиторского заключения) (апрель).

Проведено обсуждение предложений Банка России по внесению изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» (июнь). Помимо членов Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности в обсуждении участвовали представители саморегулируемых организаций аудиторов, профессионального и делового сообщества, научных кругов, федеральных органов исполнительной власти, Банка России. В ходе обсуждения проанализированы инициативы в сфере регулирования аудиторской деятельности и надзора за ней, риски реализации их как с точки зрения дальнейшего развития аудиторской профессии, так и с точки зрения экономики страны. Подготовлены рекомендации по дальнейшей работе над предложениями Банка России (сентябрь).

Продолжено обсуждение вопроса формирования единого рынка аудиторских услуг на территории Евразийского экономического союза. Рекомендован к одобрению Советом по аудиторской деятельности проект Соглашения об аудиторской деятельности на территории Евразийского экономического союза (май).

Подготовлены изменения Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, которые посвящены вопросам независимости аудиторов и аудиторских организаций при выполнении обеспечивающих уверенность заданий, отличных от аудита и обзорных проверок финансовой информации прошедших периодов, уточнению термина «общественно значимый хозяйствующий субъект» (март, июнь).

В связи с внесением изменений в Кодекс этики профессиональных бухгалтеров, принятый Международной федерацией бухгалтеров, применением международных стандартов аудита на территории Российской Федерации и принятыми Правилами независимости аудиторов и аудиторских организаций подготовлены изменения Кодекса профессиональной этики аудиторов (ноябрь). Данные изменения включают требования и рекомендации для случаев, когда в ходе выполнения задания аудитор обнаруживает факты несоблюдения нормативных правовых актов.

Подготовлены рекомендации по вопросам, возникающим в ходе применения на территории Российской Федерации международных стандартов аудита (в части применения международных стандартов аудита ISA 800 (пересмотренный) «Особенности аудита финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с концепцией специального назначения», ISA 805 (пересмотренный) «Особенности аудита отдельных отчетов финансовой отчетности и отдельных элементов, групп статей или статей финансовой отчетности», ISA 810 (пересмотренный) «Задания по предоставлению заключения об обобщенной финансовой отчетности» и документа, содержащего международные стандарты аудита «Согласующиеся поправки к отдельным МСА», принятых Международной федерацией бухгалтеров) (март).

Рекомендованы к одобрению Советом по аудиторской деятельности Методические рекомендации по организации и осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами противодействия коррупции и Методические рекомендации аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (апрель).

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» и стандартами аудиторской деятельности продолжена работа по дополнению Сборника примерных форм аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленных в соответствии с международными стандартами аудита. Сборник дополнен четырьмя примерными формами аудиторских заключений о бухгалтерской (финансовой) отчетности и отчетности специального назначения (май). Эти формы предназначены для использования при проведении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности и оказании других услуг по аудиту прочей финансовой информации в соответствии с международными стандартами аудита, введенными в действие для применения на территории Российской Федерации.

На основе поступивших в Совет по аудиторской деятельности запросов саморегулируемых организаций аудиторов подготовлены проекты разъяснений практики применения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность:

1) «О применении части 7 статьи 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (декабрь);

2) «Об определении лица, отвечающего за корпоративное управление, в ходе оказания аудиторских услуг» (декабрь).

II. Мониторинг рынка аудиторских услуг и вопросы саморегулирования

Мониторинг состояния рынка аудиторских услуг и результатов деятельности саморегулируемых организаций аудиторов являлись одним из основных направлений деятельности Рабочего органа в 2017 г.

Рассмотрены результаты анализа деловой активности на рынке аудиторских услуг в 2015-2016 гг. (январь).

Совету по аудиторской деятельности представлены результаты проведенного анализа состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации и результатов деятельности саморегулируемых организаций аудиторов в 2016 г. (июнь).

Проведен анализ правового положения и области деятельности индивидуальных аудиторов (май), рассмотрены результаты анализа влияния изменения соотношения качественных и стоимостных критериев оценки заявок на участие в конкурсе на оказание аудиторских услуг на состояние конкуренции на рынке аудиторских услуг (ноябрь). Подготовлены предложения по совершенствованию системы критериев обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности (октябрь). Работа по данному вопросу будет продолжена.

С учетом анализа практики ведения перечня сетей аудиторских организаций подготовлены изменения в Порядок ведения перечней сетей аудиторских организаций, одобренный решением Совета по аудиторской деятельности от 24 марта 2016 г. (январь). В отчетном периоде продолжено рассмотрение заявлений о включении объединения организаций в перечни сетей аудиторских организаций. Подготовлено 10 заключений о соответствии объединения организаций установленным требованиям (январь, февраль, март, сентябрь, ноябрь). На основании этих заключений Советом по аудиторской деятельности приняты решения о включении в перечень международных сетей аудиторских организаций объединений организаций «Grant Thornton», «Crowe Horwath International», «Deloitte», «Baker Tilly International», «RSM International», «Ernst & Young Global Limited», «Moore Stephens International Limited», «PKF International», «FinExpertiza» и «JPA International».

III. Вопросы контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов

Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, независимый от аудиторской профессии контроль качества работы аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимые организации, осуществляет Федеральное казначейство. В 2017 г. Рабочий орган продолжил работу, направленную на повышение результативности внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, в частности:

подготовлена новая редакция Порядка применения Федеральным казначейством мер воздействия в отношении аудиторских организаций, подготовленная с целью приведения в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации. Федеральному казначейству рекомендовано обеспечить единообразный подход к оценке нарушений, выявленных при проведении внешних проверок качества работы аудиторских организаций, а также к назначению мер воздействия в отношении аудиторских организаций (февраль);

подготовлены рекомендации по формированию Федеральным казначейством плана внешних проверок качества работы аудиторских организаций на 2018 г. (март);

проведен анализ состояния внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов в 2016 г., определены направления развития этой деятельности (июнь);

рассмотрены результаты обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов в 2016 г. (июнь);

доработан Классификатор нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов с учетом введения в действие на территории Российской Федерации международных стандартов аудита и обобщения правоприменительной практики проведения внешних проверок контроля качества аудиторской деятельности (июль, октябрь, декабрь);

рекомендован к одобрению Советом по аудиторской деятельности Классификатор типовых нарушений обязательных требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, в котором обобщены типовые нарушения обязательных требований с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда вследствие нарушений обязательных требований и тяжести последствий таких нарушений (декабрь).

Продолжена работа над проектом толкования группы понятий деловой (профессиональной) репутации аудиторской организации, аудитора. Рассмотрены результаты обсуждения саморегулируемыми организациями аудиторов со своими членами данного проекта (апрель, октябрь). Работа по этому вопросу будет продолжена в 2018 г.

IV. Вопросы аттестации и повышения квалификации аудиторов

Рабочий орган рассмотрел результаты квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора (далее - квалификационный экзамен) в 2017 г. (декабрь). По предложению Рабочего органа деятельность автономной некоммерческой организации «Единая аттестационная комиссия» (ЕАК) в 2017 г. признана удовлетворительной.

В рамках исполнения Плана мероприятий ЕАК на 2016-2020 годы по переходу к новой модели квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора определены области знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене (февраль, март). Обсуждена новая модель квалификационного экзамена (ноябрь, декабрь).

Совету по аудиторской деятельности представлены результаты проведенного Рабочим органом анализа исполнения аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, а также деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по организации такого обучения в 2016 г. (июль). Рассмотрены вопросы организации дистанционного обучения аудиторов по программам повышения квалификации (март). Определена приоритетная тематика обучения по программам повышения квалификации аудиторов на 2018 год (сентябрь).

Продолжена работа над проектами программы повышения квалификации аудиторов, планирующих заниматься проведением аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций, консолидированной финансовой отчетности банковских групп и банковских холдингов и программы повышения квалификации аудиторов, занятых проведением аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций, консолидированной финансовой отчетности банковских групп и банковских холдингов (февраль, апрель, июль).

Рассмотрены 2 ходатайства саморегулируемых организаций аудиторов об одобрении Советом по аудиторской деятельности случаев признания саморегулируемыми организациями аудиторов уважительными причин несоблюдения аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» (декабрь). Все ходатайства удовлетворены.

Продолжена работа по обобщению практики применения профессионального стандарта «Аудитор». Подготовлен Отчет о результатах сравнительного анализа положений международных стандартов образования, принятых Международной федерацией бухгалтеров, и норм законодательства Российской Федерации в области требований к квалификации аудиторов (апрель). Временной рабочей группе по обобщению практики применения профессионального стандарта «Аудитор» рекомендовано принять участие в работе по описанию квалификаций на основе профессионального стандарта «Аудитор», проводимой Советом по профессиональным квалификациям финансовых рынков. Одобрено заключение по резолюции круглого стола «Государственные требования к квалификации специалистов, осуществляющих публично-правовые функции на финансовом рынке» (май). Утверждено заключение по вопросу соотношения Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и Федерального закона «О независимой оценки квалификации» в части проведения оценки квалификации аудиторов и лиц, претендующих на участие в осуществлении (осуществление) аудиторской деятельности. В заключении дана оценка соотношения названного закона с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» в отношении системы профессиональной аттестации аудиторов (декабрь).

V. Организационные вопросы

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» сведения о деятельности Рабочего органа являются открытыми и общедоступными. Открытость и общедоступность сведений о деятельности Рабочего органа обеспечивалась, главным образом, путем размещения информации на официальном сайте Минфина России в сети «Интернет». Для этого в разделе «Аудиторская деятельность» сайта открыт подраздел «Совет по аудиторской деятельности». В этом подразделе размещены Положение о Рабочем органе, состав и регламент Рабочего органа, типовое положение о постоянной рабочей группе (комиссии) Рабочего органа, перечень и состав постоянных комиссий и временных рабочих групп Рабочего органа, планы работы Рабочего органа на 2012-2017 гг. Систематически размещаются информационные сообщения о предстоящих и состоявшихся заседаниях Рабочего органа. Протоколы заседаний Рабочего органа размещены на специально открытых для этого страницах сайта.

Кроме того, открытость и общедоступность сведений о деятельности Рабочего органа обеспечивалась приглашением на заседания заинтересованных лиц, в частности, руководителей саморегулируемых организаций аудиторов, Банка России, а также предоставлением информации о деятельности Рабочего органа средствам массовой информации.

В связи с изменениями, внесенными в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов, внесены изменения в структуру Рабочего органа, сформированы новые составы постоянных комиссий, рабочей группы по рассмотрению запросов по применению законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности, временной рабочей группы по подготовке концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации Рабочего органа (февраль, март).

В течение года Рабочий орган осуществлял систематический мониторинг исполнения решений Совета по аудиторской деятельности. Проведен анализ исполнения саморегулируемыми организациями аудиторов решений Совета по аудиторской деятельности по введению в действие изменений Правил независимости аудиторов и аудиторских организаций (июнь, сентябрь), информированию своих членов об изменениях Методических рекомендаций по организации и проведению открытых конкурсов на право заключения договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, указанных в части 4 статьи 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» и Порядка ведения перечней сетей аудиторских организаций (июнь), о Методических рекомендациях по организации и осуществлению аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами противодействия коррупции и Методических рекомендациях аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам по тематике противодействия подкупу иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (октябрь), по осуществлению контроля качества обучения претендентов на сдачу квалификационного экзамена образовательными организациями (июнь), по организации прохождения аудиторами обучения по программам повышения квалификации аудиторов в 2018 г. по приоритетной тематике (декабрь). Также проведен анализ исполнения ЕАК рекомендаций Совета по совершенствованию перечня вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене в области независимости аудиторов и аудиторских организаций, определению соответствия компетенций, наличие которых у претендента проверяется на квалификационном экзамене, областям знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых на квалификационном экзамене (сентябрь, октябрь). Рассмотрен ход исполнения саморегулируемыми организациями аудиторов решений Совета по аудиторской деятельности по вопросам контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, в том числе по введению в действие единых критериев оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций (февраль), осуществлению комплекса мер в части противодействия уклонению аудиторских организаций и аудиторов от прохождения внешнего контроля качества работы (март), применению Временного классификатора нарушений и недостатков, выявленных в ходе внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов (март), раскрытию в публикуемых сведениях из соответственно реестра аудиторов и аудиторских организаций и его контрольного экземпляра только непогашенных мер дисциплинарного или иного воздействия в отношении аудиторской организации, аудитора (март).

Председатель Рабочего органа
Совета по аудиторской деятельности

Приложение № 3 к протоколу заседания
Рабочего органа Совета по аудиторской
деятельности от 16 января 2018 г. № 75

План работы
Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности на 2018 год

(утвержден Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности 16 января 2018 г., протокол № 75) 

№ п/п Мероприятие Срок исполнения Ответственный исполнитель
1 Подготовка предложений по совершенствованию норм законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности в части осуществления внеплановых внешних проверок качества работы аудиторских организаций I квартал Комиссия по контролю качества работы
2 Рассмотрение новой модели квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора I квартал АНО «Единая аттестационная комиссия» Комиссия по аттестации и повышению квалификации
3 Подготовка предложений по внесению изменений в Единые критерии оценки качества аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций при осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций и аудиторов  I квартал Комиссия по контролю качества работы 
4 Доработка программы повышения квалификации аудиторов, занятых проведением аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности кредитных организаций, консолидированной финансовой отчетности банковских групп и банковских холдингов II квартал Комиссия по аттестации и повышению квалификации
5 Подготовка проекта толкования группы понятий деловой (профессиональной) репутации в сфере аудиторской деятельности II квартал Комиссия по контролю качества работы
6 Анализ состояния рынка аудиторских услуг в Российской Федерации в 2017 г. II квартал Комиссия по мониторингу рынка аудиторских услуг
7 Анализ состояния внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов в 2017 г. II квартал Комиссия по контролю качества работы
8 Подготовка предложений по совершенствованию системы критериев обязательного аудита  бухгалтерской (финансовой) отчетности III квартал Комиссия по мониторингу рынка аудиторских услуг
9 Подготовка предложений по перечню приоритетной тематики обучения по программам повышения квалификации аудиторов на 2019 год III квартал Комиссия по аттестации и повышению квалификации
10 Анализ исполнения аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, а также деятельности саморегулируемых организаций аудиторов по организации такого обучения в 2017 г. III квартал Комиссия по аттестации и повышению квалификации
11 Анализ результатов сдачи квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора  IV квартал АНО «Единая аттестационная комиссия» Комиссия по аттестации и повышению квалификации
12 Анализ практики применения профессионального стандарта «Аудитор» и подготовка предложений по внесению в него изменений  IV квартал Временная рабочая группа по обобщению практики применения профессионального стандарта «Аудитор»
13 Участие в проведении экспертизы применимости на территории Российской Федерации документов, содержащих международные стандарты аудита  по мере поступления Комиссия по вопросам регулирования аудиторской деятельности
14 Подготовка заключений о соответствии объединений организаций требованиям к сетям аудиторских организаций по мере поступления Комиссия по вопросам регулирования аудиторской деятельности
15 Подготовка заключений по результатам рассмотрения запросов по применению законодательства Российской Федерации об аудиторской деятельности по мере поступления Комиссия по вопросам регулирования аудиторской деятельности
16 Подготовка рекомендаций по результатам рассмотрения ходатайств саморегулируемых организаций аудиторов о признании уважительными причин несоблюдения аудиторами требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» по мере поступления Комиссия по аттестации и повышению квалификации
17 Подготовка предложений по вопросам государственной политики в сфере аудиторской деятельности в течение года Постоянные комиссии  по направлениям деятельности
18 Подготовка рекомендаций Совету по аудиторской деятельности по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов, связанных с регулированием и осуществлением аудиторской деятельности по мере поступления Постоянные комиссии  по направлениям деятельности
19 Подготовка рекомендаций Совету по аудиторской деятельности по обращениям и ходатайствам саморегулируемых организаций аудиторов в сфере аудиторской деятельности  по мере поступления Постоянные комиссии  по направлениям деятельности
20 Отчет о деятельности Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности за 2018 год декабрь Постоянные комиссии секретарь Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности
21 Рассмотрение организационных вопросов работы Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности в течение года Председатель, заместители председателя Рабочего органа Совета по аудиторской деятельности

Приложение № 4 к протоколу заседания
Рабочего органа Совета по аудиторской
деятельности от 16 января 2018 г. № 75

Модель квалификационного экзамена-2020
на получение квалификационного аттестата аудитора

Общие положения

Приоритеты стратегического развития страны требуют развития аудиторской деятельности в Российской Федерации в направлении повышения общественной значимости данной отрасли и профессии аудитора. Актуальность разработки новой модели квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора в России обусловлена необходимостью приведения его в соответствие современным требованиям развития экономики, международным стандартам образования аудиторов, международным стандартам аудита, а также требованиям профессионального рынка работодателей и потребителей аудиторских услуг. Таким образом, разработка новой модели направлена на стандартизацию подходов к организации экзаменационного процесса и повышение качества процедуры оценки потенциальных аудиторских кадров.

Представленный проект модели нового экзамена разработан с учетом рекомендаций для Единой аттестационной комиссии, сформулированных:

- в проекте Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации, одобренном Советом по аудиторской деятельности 23 июня 2016 года (протокол № 23),

- в Плане мероприятий («дорожной карте») «Основные мероприятия по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016-2018 годов», пункт 7.3 «Совершенствование порядка подготовки отдельных специалистов финансового рынка»;

- Советом по аудиторской деятельности, Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности, Советом АНО «ЕАК»;

- в процессе общественно-профессионального обсуждения проекта модели.

В качестве основополагающего в новой модели экзамена определен компетентностный подход к оценке квалификации претендентов, что и является основной целью совершенствования экзамена.

Принципы, на которых основана новая модель экзамена

Проект квалификационного экзамена-2020, предлагаемый АНО «ЕАК», базируется на общих принципах, используемых при организации оценки квалификации аудиторов:

1) уровневый, иерархический подход;

2) модульная, компетентностно ориентированная модель экзамена;

3) практико-ориентированная направленность экзаменационной базы;

4) регулярная актуализация экзаменационной базы и ее источников как подтверждение постоянного развития и повышения квалификации претендентов;

5) использование различных форм проведения экзамена;

6) разумное сочетание обеспечения качества экзамена и его финансовой состоятельности для претендентов.

В рамках подготовки проекта модели квалификационного экзамена АНО «ЕАК» были определены базовые, концептуальные, методические, организационно-технические подходы к организации проведения нового экзамена, обоснованы его регламентные параметры (характеристики), проработаны возможности сокращения процедуры экзамена, проведена оценка его финансовой состоятельности для претендентов, разработаны предложения по организации «переходного» периода.

Представленный проект будет служить основанием для дальнейшей разработки Программы квалификационного экзамена, регламентов, положений и других внутренних документов АНО «ЕАК», а также программного обеспечения для проведения экзамена.

Подход к формированию перечня компетенций для новой модели квалификационного экзамена

Для описания компетенций аудитора и их оценки были использованы подходы, заложенные в международных стандартах образования, и практика их реализации в международных квалификациях. При этом для российского экзамена учитывались особенности и практика осуществления аудиторской деятельности в России, а также запросы работодателей в отношении компетентности работников на рынке аудиторских услуг (положения профессионального стандарта «Аудитор» в части описания трудовых функций и связанных с ними необходимых знаний и умений).

При формировании компетентностной модели экзамена было принято за основу положение МСО о том, что аудитор – это, прежде всего, профессиональный бухгалтер, который обладает достаточными компетенциями и наделен ответственностью за подготовку мнения о достоверности финансовой информации на основе профессионального суждения. Поэтому профессия аудитора кроме компетенций, предъявляемых к профессиональному бухгалтеру, требует дополнительных компетенций с учетом уровня его ответственности.

В соответствии с требованиями международных стандартов образования аудиторов квалификационная аттестация претендентов на получение квалификационного аттестата аудитора должна быть «комплексной, чтобы претенденты смогли продемонстрировать, что они владеют достаточными профессиональными знаниями, профессиональными навыками и профессиональными ценностями, этикой и отношениями». Для этого модель предполагает уровневый подход к экзамену, обеспечивая последовательный переход от одного уровня компетенций к другому, более сложному уровню, и представляет собой систему, предусматривающую алгоритм приобретения претендентом на получение квалификационного аттестата аудитора профессиональной компетентности, поддержание ее на должном уровне и ее оценку.

При описании компетенций претендентов для новой модели экзамена МСО использовались как инструмент, при этом при описании компетенций аудитора не применялось их прямое заимствование. Компетенции были оценены и доработаны экспертами в соответствующих областях с учетом национальной специфики и сложившейся практики. В частности, области аттестации «Налогообложение», «Право», «Бухгалтерский учет и отчетность» (за исключением МСФО) ориентированы на специфику национального нормативного регулирования. При описании компетенций использовались стандарты МСО 1 – МСО 4, МСО 6, а также частично МСО 8, поскольку содержит специфику аудиторской деятельности. Это обстоятельство послужило ориентиром при формулировании компетенций для моделирования ситуации, в которой от претендента требуется демонстрация способности принимать решения и понимать ситуацию, учитывая совокупность факторов и обстоятельств из разных областей аттестации.

При этом необходимо учесть, что не все компетенции, заложенные в МСО 8, могут быть оценены в рамках экзамена, часть компетенций может быть протестирована только в ходе практической деятельности претендента. В частности, в МСО содержится прямое указание на оценку практического опыта претендента и его компетенций, формирующихся в процессе его получения. Эта часть компетенций может быть детально подтверждена в компании, где работает специалист. Следовательно, до тех пор, пока не будут прописаны особенности подтверждения практического опыта претендентов, по нашему мнению, существуют риски того, что претендент при получении квалификационного аттестата аудитора не будет обладать всем набором необходимых компетенций, что может повлиять на качество аудиторских услуг.

Следует отметить также, что для всех трех уровней аттестации существенного завышения требований не происходит, в частности, задача, которая предлагается претендентам в настоящее время на экзамене уже содержит требования в отношении формирования мнения в аудиторском заключении. Новая модель экзамена предполагает модернизацию подхода к процессу оценки в части его комплексности и ориентира на компетенции с учетом международной и российской практики и тенденциями на совершенствование профессии.

Разработанные на данном этапе карты компетенций будут уточняться по мере разработки Программы нового экзамена и экзаменационных заданий.

Уровневый подход к оценке квалификации

Компетентностная модель квалификационной оценки претендентов на получение аттестата аудитора предполагает определение уровней аттестации в рамках экзамена. На основе проведенного исследования и обобщения требований международных стандартов образования аудиторов и их применения в международных практиках разработчиками были выделены 3 уровня аттестации аудиторов: базовый, промежуточный и продвинутый. По мнению разработчиков, данный подход целесообразно реализовать и в российском экзамене, что позволит проводить последовательную и комплексную оценку всего набора компетенций с учетом приобретаемого претендентами опыта и знаний. В ходе обсуждения проекта новой модели квалификационного экзамена был принят за основу трехуровневый подход к организации экзамена, включающий базовый, основной и квалификационный уровни.

Каждый уровень отличается сложностью задач, полномочиями и ответственностью претендента при достижении им соответствующего уровня квалификации (Таблица 1).

Таблица 1

Различия в уровнях аттестации и их краткая характеристика

Уровень

Характеристика, предмет оценки

Различия в уровнях

Базовый

Проверка начальных

компетенций (с возможностью зачетов для претендентов, имеющих профильное экономическое образование)

Понимание теоретических основ, умение применять базовые знания по каждой области аттестации в рамках отдельных модулей при решении типовых задач, связанных с аудиторской деятельностью

Основной

Оценка профессиональных

компетенций в разрезе областей аттестации в рамках отдельных модулей

Углубленное понимание требуемых компетенций, способность решения задач в рамках отдельных модулей по областям аттестации, способность сравнивать и анализировать различные варианты решения конкретных ситуаций, связанных с аудиторской деятельностью

Квалификационный

Комплексная оценка профессиональной компетентности, дающая право на получение квалификационного аттестата аудитора

Способность совмещать компетенции из разных областей аттестации, демонстрировать навыки формирования профессионального суждения в соответствии с МСА

Профессиональный стандарт «Аудитор» является связующим звеном между вузовскими программами подготовки бакалавров и специалистов по экономическим профилям и проектом модели квалификационного экзамена. Поэтому при описании компетенций и уровней экзамена помимо международной практики, учитывались положения профессионального стандарта «Аудитор» для описания компетенций претендента как ориентир в части требований рынка аудиторских услуг.

Модульная система новой модели квалификационного экзамена

Новый экзамен имеет модульную систему, при которой области аттестации аудитора на разных уровнях разделены на самостоятельные экзаменационные модули. Экспертами – разработчиками АНО «ЕАК» выделены уровни аттестации, на каждом уровне предложен состав модулей проверки и оценки технических компетенций, профессиональных навыков и профессиональных ценностей, а также формы их оценки и распределение проверяемых компетенций (знаний, умений и навыков). Вопросы профессиональных ценностей, этики и отношений интегрированы во все области аттестации, в каждый экзаменационный модуль, на каждом уровне.

Модель квалификационного экзамена включает 6 областей аттестации:

· Бухгалтерский учет и отчетность,

· Аудиторская деятельность,

· Финансовый анализ и анализ бизнеса,

· Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль,

· Право,

· Налогообложение.

Области аттестации аудитора определены, исходя из принципов соответствия областям знаний, установленным Советом по аудиторской деятельности Минфина России, рекомендациям МСО МФБ, а также оптимальности затрат на организацию и проведение экзамена и финансовой возможности для претендентов. Соответствие областей аттестации аудиторов нового экзамена областям знаний, определенным Советом по аудиторской деятельности (протокол от 23.03.2017 № 33) представлено в Приложении 2.

В таблице 2 представлен проект модели квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора. Наличие нескольких уровней аттестации означает поэтапный (уровневый) подход к оценке глубины знаний и умений по различным областям аттестации и модулям. Для того, чтобы подчеркнуть разницу между уровнями используются отличные названия модулей, относящихся к одной области аттестации, в зависимости от уровня экзамена. Содержательно уровни одного и того же модуля отличаются набором компетенций: чем выше уровень, тем глубже компетенции, к нему относящиеся.

Разница в модулях в зависимости от их значимости для профессии учитывается в конкретном наборе компетенций для каждого модуля: глубина компетенций отличается в зависимости от специфики применения той или иной области аттестации именно в аудиторской деятельности.

Таблица 2

Предлагаемая структура квалификационного экзамена
(области аттестации аудитора, перечень модулей по уровням аттестации, формы экзамена)

Области аттестации аудитора

Содержание
областей аттестации

Базовый уровень
(в форме компьютерного тестирования)

Основной уровень
(в форме письменного экзамена)

Квалификационный уровень
(в форме решения комплексной ситуационной задачи)

Бухгалтерский учет и отчетность

Основы бухгалтерского учета, законодательство РФ о бухгалтерском учете, финансовый учет, МСФО, математика и статистика*,

информационные технологии*

Основы бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность

Квалификационная работа

Аудиторская деятельность

законодательство РФ об аудиторской деятельности, МСА, профессиональная этика и независимость аудитора, математика и статистика*,

информационные технологии *

Основы аудиторской деятельности

Аудиторская деятельность и профессиональные ценности

Право

гражданское законодательство РФ, трудовое законодательство РФ, законодательство РФ о несостоятельности (банкротстве), законодательство РФ о противодействии коррупции (в том числе подкупу иностранных должностных лиц), легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

Основы законодательства Российской Федерации

Правовое регулирование экономической деятельности

Налогообложение

налоговое законодательство РФ, особенности налогообложения различных типов хозяйствующих субъектов

Основы налогового законодательства Российской Федерации

Налоги

и налоговое администрирование

Финансовый анализ и анализ бизнеса

общая экономическая теория, макро- и микроэкономика, финансы, основы финансового менеджмента и управленческого учета, бизнес-планирование, ситуационный и стратегический анализ, финансовый анализ, математика и статистика*, информационные технологии*

Финансы и финансовый анализ

Анализ и оценка устойчивости бизнеса

Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль

управление, управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль, математика и статистика*, информационные технологии*

-

Управленческий учет, управление рисками, внутренний контроль

* - компетенции в данных областях знаний оцениваются в части практики применения соответствующей области аттестации и в части, относящейся к аудиторской деятельности.

Представленная система модулей базируется на следующих обоснованиях:

во-первых, на полном охвате требований МСО МФБ; во-вторых, проведенном Единой аттестационной комиссией сравнительном анализе и использовании лучших международных практик аттестации претендентов в области аудита; в-третьих, учете практики применения профессионального стандарта «Аудитор»; в-четвертых, не противоречит проекту Соглашения ЕврАзЭС в области аудиторской деятельности; в-пятых, обеспечивает преемственность действующего квалификационного экзамена по общему направлению и составу экзаменационных областей аттестации, но с расширением и детализацией каждой из них за счет введения модульности, определения компетенций, проверяемых на экзамене, и степени владения которыми повышается от базового уровня к основному и квалификационному.

Формы проведения экзамена по уровням аттестации

Базовый уровень

предполагает оценку компетенций претендентов по пяти экзаменационным модулям, организованным в форме компьютерного тестирования. Тестовые задания направлены на знание и понимание нормативно-правовых и теоретических основ, умение применять базовые знания по каждой области аттестации в рамках отдельных модулей при решении типовых задач, связанных с аудиторской деятельностью. Перечень вопросов, предлагаемых претендентам в форме тестов с многовариантным ответом должен включать не менее 2000 тестов в целом по пяти экзаменационным модулям. В индивидуальный набор тестов, предлагаемый претенденту по каждому экзаменационному модулю, предполагается включить 40 тестовых вопросов.

По сравнению с действующим экзаменом упрощением процедуры оценки и преимуществом для претендентов будет возможность зачета модулей при наличии профильного экономического образования. В этих целях предполагается организовать систему взаимодействия с вузами по обеспечению контроля соответствия на 80% формируемых компетенций в рамках отдельных учебных программ дисциплин вузов и модулей базового уровня квалификационного экзамена. Таким образом, проводя аналогию с действующим экзаменом, первый этап экзамена – компьютерное тестирование – будет являться процедурой перезачета для существенного количества претендентов.

Основной уровень

включает шесть модулей, организованных в форме письменного экзамена с применением компьютеров, на котором проверяются умения применять знания по каждому модулю из установленных областей аттестации в процессе решения нескольких письменных заданий, состоящих из практических вопросов и мини-задач. В рамках каждого модуля будут проверяться компетенции только данной области аттестации. При этом в экзаменационную сессию претендентам предлагается один вариант задания для всех сдающих, что существенно облегчит и ускорит проверку. Для защиты информации разрабатываются несколько вариантов заданий.

Квалификационный уровень

предполагается в форме выполнения комплексной ситуационной задачи, которая позволяет оценить способность претендента совмещать компетенции из разных областей аттестации, проверить навыки формирования профессионального суждения в соответствии с МСА. Квалификационный уровень назван квалификационной работой, так как он завершает процедуру квалификационной аттестации, после чего претендент имеет право на получение квалификационного аттестата аудитора. При выполнении квалификационной работы претендентам предлагается один вариант комплексной ситуационной задачи для всех сдающих. Для защиты информации разрабатываются несколько вариантов.

По запросу претендентов после успешной сдачи каждого экзаменационного модуля АНО «ЕАК» выдает документ, подтверждающий компетенции претендента, который может использоваться не только для продолжения аттестации, но и для подтверждения знаний, умений и навыков претендента в определенной области (по модулю).

Общие регламентные параметры проведения квалификационного экзамена по новой модели

Периодичность проведения экзаменационных сессий

По модулям базового уровня в форме компьютерного тестирования экзаменационные сессии будут проводиться в течение всего года в аккредитованных центрах сдачи по расписанию АНО «ЕАК» с возможностью индивидуальной сдачи без формирования групп. При отсутствии таких центров в регионе - по мере набора групп (не менее 15 человек).

По модулям основного уровня предполагается проведение двух экзаменационных сессий в год в течение переходного периода. Возможно увеличение периодичности проведения экзаменационных сессий при достижении самоокупаемости экзамена. В экзаменационную сессию проводятся экзамены по всем шести модулям в формате «один день – два модуля». Предлагается установить минимальное количество претендентов для формирования группы 25 человек.

Квалификационная работа проводится два раза в год. Предлагается установить минимальное количество претендентов для формирования группы 25 человек.

Минимальный период прохождения претендентом процедуры сдачи квалификационного экзамена от его регистрации до получения решения об успешной сдаче может составить около 1 года. Максимальный период будет зависеть от установленных ограничений по количеству попыток и сроков действия результатов прохождения претендентом уровней аттестации.

Для ответа на все вопросы индивидуального набора тестов для каждого модуля базового уровня предлагается установить не более 2 часов, для решения письменного задания каждого модуля основного уровня – не более 3 часов, для решения комплексной задачи – не более 4 часов.

Условия допуска претендентов к сдаче экзаменационных сессий

Предлагается допускать к сдаче экзамена претендентов, имеющих высшее образование по государственно аккредитованной образовательной программе без ограничения его профиля.

Аттестацию предлагается проводить последовательно по каждому уровню:

- к сдаче модулей основного уровня допускаются претенденты, сдавшие либо получившие зачеты по всем пяти модулям базового уровня;

- к сдаче квалификационного уровня допускаются претенденты, сдавшие все шесть модулей основного уровня.

К участию в экзаменационных сессиях допускаются претенденты после внесения установленной АНО «ЕАК» платы за проведение экзаменационной сессии:

- не позднее 2-х недель до проведения компьютерного тестирования;

- не позднее 4-х недель до проведения письменной работы либо квалификационной работы.

Подходы к формированию экзаменационной базы

Формирование и оценка экзаменационных заданий и методическому обеспечению проведения экзамена основывается на следующих принципах:

- предварительная проверка экзаменационных материалов на решаемость (организация пробных проверок экзаменационных материалов);

- использование базовых принципов оценивания таких, как надежность, эффективность, объективность, прозрачность, что будет обеспечиваться требованиями к экспертам соответствием проверяемых компетенций и их оценки в процессе разработки экзаменационной базы;

- качество экзаменационных материалов и обеспечение их соответствия установленным компетенциям для каждого модуля в Программе экзамена (тесты с многовариантными ответами, ориентированными на знание и понимание; письменные задания, направленные на более глубокое понимание компетенций в рамках отдельных модулей, способность сравнивать и анализировать различные варианты решения конкретных ситуаций; комплексная ситуационная задача, дающая возможность объективно оценить способность претендента совмещать компетенции из разных областей аттестации, демонстрировать навыки формирования профессионального суждения в соответствии с МСА);

- обеспечение разумной конфиденциальности экзамена, что компенсируется достаточно большим объемом экзаменационной базы, публичностью информации об экзамене, включая перечень вопросов для подготовки претендентов, размещение на сайте шаблонов и примеров решения экзаменационных заданий, типичных ошибок и т.п.;

- доступность справочных материалов при выполнении комплексной ситуационной задачи, ориентированной на проверку профессиональных навыков и ценностей, и отсутствие доступа к источникам – при компьютерном тестировании и письменном экзамене;

- временные ограничения для сдачи экзаменов (выявление у претендента способности управлять временем и ресурсами для решения поставленных задач, а также умение работать под внешним контролем);

- регулярная актуализация экзаменационной базы;

- контроль качества методического обеспечения экзаменационного процесса обеспечивается методической службы АНО «ЕАК» с привлечением экспертов, обладающих высокой квалификацией и опытом в конкретных установленных областях аттестации, приверженностью и пониманием интересов развития профессиональных компетенций аудитора.

Экзаменационные материалы планируется разрабатывать с учетом принципа охвата всех компетенций конкретного модуля соответствующего уровня.

Разработка регламентов экзаменационных заданий, процедуры их экспертизы и оценки, Программы нового экзамена, а также других документов будет проводиться на следующих этапах, в процессе реализации новой модели экзамена.

При разработке новой модели экзамена, в частности, формировании состава модулей, их компетентностного наполнения, выборе форм проведения аттестации, максимально учитывались возможности обеспечения его преемственности с действующим экзаменом, увеличения привлекательности для различных категорий претендентов, тенденции развития международных стандартов аудита и мировых квалификационных аттестаций, интересы пользователей аудиторских услуг.

Подход к оценке результатов работ претендентов

Результаты сдачи каждого экзаменационного модуля будут оцениваться отдельно на основе шкалы оценивания, характеризующей уровень освоения претендентом компетенций, определенных в Программе квалификационного экзамена и соответствующих конкретному модулю. Будет установлен критерий для проходного балла по модулю, который будет одинаковым для модулей одного уровня. При этом итоговый проходной балл за весь экзамен подсчитываться не будет.

В новой модели экзамена будет предусмотрена апелляция на нарушение порядка участия претендента в экзамене. При этом апелляция по существу экзамена предусмотрена не будет. Опыт работы АНО «ЕАК» показал, что применяемая в действующем экзамене многоступенчатая система оценки письменной работы, в которой заложен принцип независимой и обезличенной проверки одной работы несколькими экспертами и вынесении работы на комиссию, в случае расхождения баллов, обеспечивает максимально объективную оценку работы претендента.

Организационно-технические аспекты проведения квалификационного экзамена

В области организационно-технических аспектов проведения экзамена будут использоваться следующие подходы:

- использование современных компьютерных технологий на всех этапах проведения экзамена, включая подготовку и хранение экзаменационных материалов до процесса оценивания результатов;

- надежность (безопасность) экзаменационного процесса (обеспечение надежности хранения экзаменационных материалов в местах ограниченного доступа, шифрование электронной информации, регулярный мониторинг информационной безопасности с целью выявления потенциальных возможностей несанкционированного доступа и распространения экзаменационных материалов);

- прозрачность экзаменационного процесса (обеспечение удобства для претендентов, безопасности и прозрачности экзаменационного процесса, тщательный отбор и подготовка наблюдателей для различных форм экзамена);

- информативность экзаменационного процесса и его результатов;

- доступность участия в экзамене лиц с ограниченными возможностями (с учетом государственных требований к профессии).

Финансовые аспекты нового квалификационного экзамена

Для определения финансовой модели реализации новой модели квалификационного экзамена АНО «ЕАК» проанализированы опыт и уроки действующего экзамена, а также зарубежные, международно-признанные системы проведения профессиональных экзаменов (аттестаций) в области аудита и смежных областях.

Стоимость экзамена для претендентов может измениться в сторону увеличения в связи с индексацией на уровень инфляции в Российской Федерации.

Вместе с тем, при разработке новой модели экзамена АНО «ЕАК» для претендентов предусмотрена возможность более гибко управлять расписанием сдачи экзамена и возможность получения зачета модулей, что позволит им оптимизировать финансовые ресурсы. Кроме того, плата за экзамен будет распределена во времени.

«Переходный период»: от действующей модели квалификационного экзамена к новой

Переходный период от действующей к новой модели квалификационного экзамена предлагается установить в течение двух лет с даты введения в действие нового порядка проведения квалификационного экзамена. Такой период необходим для тех категорий претендентов, которые начнут сдавать экзамен до введения новой модели, для завершения сдачи ими этого экзамена по «старым» правилам. Временной промежуток в 2 года определен исходя из действующих регламентов сдачи экзамена, возможности перезачетов и действительности результатов экзамена для целей получения квалификационного аттестата. Конкретные механизмы работы с «переходной» группой претендентов, в т. ч. возможность зачетов результатов экзамена по областям, прописываются в соответствующем регламенте АНО «ЕАК».

Вместе с тем, для обеспечения постепенного перехода к новой модели экзамена в настоящее время проводится работа по изменению подхода к формированию экзаменационных заданий, изменена Программа экзамена с учетом большей ориентированности на практические ситуации и компетентностный подход. В частности, для этапа тестирования в рамках действующего экзамена проводится постепенное введение тестов с акцентом не на знание, а на понимание.


Приложение 1

Терминологический словарь с учетом специфики аудиторской деятельности

Квалификационный экзамен – это измерение и оценка профессиональной компетентности, достигнутой претендентами в процессе обучения, повышения квалификации и опыта практической работы в сфере аудиторской деятельности в соответствии с установленными законодательством квалификационными требованиями к профессии.

Квалификация - совокупность компетенций, характеризующих объем профессиональных знаний, профессиональных навыков, а также профессиональных ценностей, которыми должен обладать аудитор для выполнения своих профессиональных задач.

Компетенция — это комплекс знаний, умений и навыков, представленных в виде уровневого описания требований к претенденту на получение квалификационного аттестата аудитора, необходимых для осуществления профессиональной деятельности.

Карта компетенций — документ, в котором определены профессиональные требования к уровню квалификационных характеристик и степени владения ими претендента применительно к выполнению конкретных профессиональных функций.

Компете?нтность — наличие достаточных компетенций, необходимых для осуществления аудиторской деятельности на профессиональном уровне, соответствующем установленным требованиям в данном виде деятельности.

Уровень аттестации - степень квалификационного соответствия, установленного для проверки освоения областей компетенций по определенным модулям.

Область аттестации -область компетенций, которыми должен владеть претендент.

Модуль — набор подлежащих освоению компетенций в виде знаний, умений и навыков, профессиональных ценностей и опыта (компетенций), описанных в форме требований, которым должен соответствовать претендент, являющийся составной частью более общей функции. Каждый модуль оценивается отдельно, и в совокупности со всеми модулями одного уровня формирует понимание соответствия претендента установленным требованиям соответствующего квалификационного уровня.

Тема – составная часть, детализирующая содержание Программы по области аттестации или модулю.

Знания – объекты проверки результатов освоения тем в рамках модулей. На основе знаний вырабатываются умения и навыки, умственные и практические действия, в результате чего формируется компетентность претендента; знания также являются основой нравственных и организационных компетенций и профессиональных суждений.

Умение - усвоенный способ выполнения определенных действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний.

На?выки — опыт применения знаний и умений по установленным областям аттестации аудитора, полученный в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Приложение 2

Соответствие областей аттестации новой модели квалификационного экзамена областям знаний, из которых устанавливается перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене на получение квалификационного аттестата аудитора (приложение 5 к протоколу заседания САД от 23.03.2017 № 33)