Статья в журнале Аудиторские ведомости

«Совету по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации 5 лет»
Опубликован в разделе: Интервью, выступления, статьи
Опубликовано: 03.12.2007
1,42
Статья в журнале Аудиторские ведомости

  В Совете по аудиторской деятельности
при Министерстве финансов Российской Федерации

В 2007 г. состоялось 6 заседаний Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, на которых были рассмотрены вопросы, о наиболее важных из них информируют и.о. председателя Совета, доктор экономических наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации А.В. Крикунов и ответственный секретарь Совета Т.А. Арвачева.

Основное внимание Совета в январе - августе 2007 г. было направлено на доработку механизмов, обеспечивающих реализацию основных положений законопроекта “О внесении изменений в Федеральный закон “Об аудиторской деятельности”, разработку проектов новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и проектов новой редакции федеральных правил (стандартов), новой редакции Кодекса этики аудиторов, дальнейшее совершенствование работы по аттестации и повышению квалификации аудиторов и внешнему контролю качества. Работа Совета была организована в соответствии с утвержденным Планом работы Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации на 2007 год (протокол № 52 от 25 января 2007г.).

Совет обсудил ход подготовки ко второму чтению проекта федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” в Государственной Думе, в частности над поправками, определяющими систему мер имущественной ответственности и обязательного страхования ответственности при осуществлении деятельности, создание компенсационных фондов, состав и полномочия органов саморегулируемых организаций аудиторов. Совет обсудил проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", подготовленный Банком России. Концепция законопроекта заключается в установлении обязанности аудиторских организаций оперативно информировать Банк России о выявленных ими негативных фактах в деятельности кредитных организаций, способных существенно повлиять на деятельность и положение таких организаций. Совет не рекомендовал Минфину России поддерживать законопроект в представленной редакции, обратив внимание на необходимость его более глубокой проработки с учетом законодательства об аудиторской деятельности, федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности и международного опыта реализации рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору. Совет призвал Банк России провести широкое обсуждение данного законопроекта с банковским сообществом, а руководителей аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений организовать обсуждение в этих объединениях.

Совет по аудиторской деятельности одобрил проект новой редакции Кодекса этики аудиторов России. Совет рекомендовал аккредитованным при Минфине России профессиональным аудиторским объединениям принять Кодекс этики аудиторов России, провести мероприятия по его изучению, включить в программы проверки качества аудиторской деятельности членами объединений соблюдение норм профессиональной этики, содержащихся в Кодексе. Совет поручил профильным комиссиям Совета на основе Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принятого Международной организацией бухгалтеров (IFAC), подготовить правила применения аудитором и аудиторской организацией принципа независимости, не противоречащие действующему законодательству Российской Федерации.

25 января 2007 г. Статс-секретарь - заместитель Министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталов вручил руководителям шести профессиональных аудиторских объединений свидетельства об аккредитации при Минфине России, в т.ч. Некоммерческого партнерства “Институт Профессиональных бухгалтеров и аудиторов России”, Некоммерческого партнерства “Аудиторская Палата России”, Некоммерческого партнерства “Московская Аудиторская Палата”, Некоммерческого партнерства “Российская Коллегия аудиторов”, Некоммерческого партнерства “Национальная Федерация консультантов и аудиторов”, Некоммерческого партнерства “Институт Профессиональных Аудиторов”. В дальнейшем произошла реорганизация аккредитованного при Минфине России профессионального аудиторского объединения Некоммерческое партнерство “Российская Коллегия аудиторов” путем присоединения Некоммерческого партнерства “Национальная Федерация консультантов и аудиторов”.

Одним из основных направлений деятельности Совета являлась работа над проектами федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Совет в развитие Плана работы Совета по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации на 2007 год одобрил перечень планируемых к разработке в 2007 г. федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, а также перечень действующих федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, в которые запланировано внесение изменений для приведения в соответствие с международными стандартами, а также рассмотрел ход работы над проектами изменений в ряд федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Совет в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. № 80 рекомендовал аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам руководствоваться в своей деятельности помимо федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности следующими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации: "Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям", "Использование работы эксперта", "Проверка прогнозной финансовой информации", "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций".

Совет обсудил предварительные показатели рынка аудиторских в Российской Федерации за 2006 год, а также информацию об аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединениях на основе отчетности объединений за 2006 год. Совет поручил профильным комиссиям Совета разработать предложения в отношении, необходимых для поддержания и устойчивого развития рынка аудиторских услуг и аудиторской профессии.

Совет рассмотрел результаты проверки пяти аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений по работе с документами, представленными аудиторами для проставления отметки о ежегодном подтверждении повышения квалификации аудиторов, за период 1 июня 2006 г. по 31 марта 2007 г.

За проверяемый период аккредитованными объединениями проделана значительная работа по данному вопросу. Согласно статистическим данным количество проставленных всеми аккредитованными объединениями отметок о ежегодном повышении квалификации аудитора за проверяемый период составляет 4779, в т.ч. членам аккредитованных объединений - 986, аудиторам, не являющимся членами аккредитованных объединений – 3793.

Вместе с тем в ходе проверки были выявлены определенные нарушения и недостатки. Так, в нарушение пункта 58 Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 12 сентября 2002 г. № 93н (в действующей редакции), в личных делах аудиторов, представивших документы на проставление отметки о прохождении ежегодного повышения квалификации аудиторов, копии аттестатов не заверены объединением в Российской Коллегии аудиторов в 100% случаев, в Институте Профессиональных бухгалтеров и аудиторов России – в 20%.

Также выявлено нарушение Институтом Профессиональных Аудиторов, Аудиторской Палатой России, Московской Аудиторской Палатой в части установленных сроков возврата представленных аудиторами документов после принятия аккредитованными объединениями решения о проставлении отметки о прохождении ежегодного повышения квалификации аудиторов. В Институте Профессиональных Аудиторов в 146 случаях сроки возврата были нарушены на 5-20 дней, кроме того, в нарушение Временного положения руководством аккредитованного объединения были с установленных 7 дней увеличены сроки возврата документов аттестованных аудиторов на подтверждение прохождения ежегодного повышения квалификации. Сроки возврата документов в Московской Аудиторской Палате были нарушены в 2007 г. – в 70 случаях из 231. В Аудиторской Палате России сроки нарушения возврата документов составляли в 2006 г. - более 30 дней, в 2007 г. – более 10 дней.

Совет рекомендовал аккредитованным при Минфине России профессиональным аудиторским объединениям устранить выявленные в ходе проверки отдельные недостатки, отметив, что в целом работа ведется в соответствии с установленным порядком.

Немалое место в работе Совета в 2007 г. уделено вопросам аттестации и повышения квалификации аудиторов. С целью дальнейшего совершенствования системы оценки письменных работ при сдаче квалификационного экзамена Совет 31 мая 2007 г. (протокол № 56) одобрил новую редакцию Временных основных критериев оценки письменных работ по экзаменационным билетам при сдаче квалификационного экзамена претендентами на получение квалификационного аттестата аудитора:

Временные основные критерии
оценки письменных работ при сдаче квалификационного экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора

1. Настоящие Временные основные критерии разработаны на основе Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 12 сентября 2002 г. № 93н.

2. При оценке письменного ответа претендента на вопрос экзаменационного билета (независимо от раздела Программы проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора) экзаменационным комиссиям рекомендуется руководствоваться следующими основными критериями.

3. Письменный ответ оценивается “отлично” в случае, когда он удовлетворяет всем следующим критериям:

1) свидетельствует о правильном понимании претендентом вопроса экзаменационного билета, является исчерпывающим, т.е. охватывает все существенные аспекты вопроса экзаменационного билета; содержание вопроса экзаменационного билета раскрыто профессионально;

2) в нем полно отражена относящаяся к вопросу экзаменационного билета законодательная и нормативная правовая база (причем законодательные и нормативные правовые акты представлены в связи с содержанием вопроса экзаменационного билета);

3) оформлен аккуратно, профессионально структурирован, не содержит произвольных сокращений и информации, не относящейся к вопросу экзаменационного билета.

4. Письменный ответ оценивается “хорошо” в случае, когда он не удовлетворяет критериям, указанным в пункте 3 настоящих Временных основных критериев, но удовлетворяет всем следующим критериям:

1) свидетельствует о правильном понимании претендентом вопроса экзаменационного билета; содержит достаточно подробное описание предмета вопроса, в нем приведены и раскрыты в тезисной форме основные понятия, относящиеся к предмету вопроса; отсутствуют ошибочные положения;

2) в нем достаточно полно отражена относящаяся к вопросу экзаменационного билета законодательная и нормативная правовая база (причем законодательные и нормативные правовые акты представлены в связи с содержанием вопроса экзаменационного билета);

3) оформлен в целом аккуратно, но содержит многочисленные исправления, и (или) отдельные нечеткие формулировки, и (или) произвольные сокращения, и (или) информацию, не относящуюся к вопросу экзаменационного билета.

5. Письменный ответ оценивается “удовлетворительно” в случае, когда он не удовлетворяет критериям, указанным в пунктах 3 и 4 настоящих Временных основных критериев, но удовлетворяет всем следующим критериям:

1) свидетельствует о понимании претендентом вопроса экзаменационного билета лишь в основном, в целом, и (или) содержит неполное или неточное описание предмета вопроса экзаменационного билета, а также отдельных основных понятий, относящихся к предмету вопроса, и (или) содержит отдельные ошибочные положения, которые однако не оказывают определяющего влияния на ответ;

2) в нем неполно отражена относящаяся к вопросу экзаменационного билета законодательная и нормативная правовая база;

3) оформлена неаккуратно, содержит исправления объемных структурных частей ответа (например, целых абзацев) и (или) значительное количество нечетких формулировок.

6. Письменный ответ оценивается “неудовлетворительно” в случае, когда он удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

1) не соответствует вопросу экзаменационного билета;

2) является неправильным в целом и (или) содержит, в основном, ошибочные положения;

3) не раскрыты основные понятия, относящиеся к предмету вопроса экзаменационного билета;

4) не отражены основные законодательные и нормативные правовые акты, относящиеся к вопросу экзаменационного билета.

Кроме того, письменная работа оценивается “неудовлетворительно” в случае нарушения претендентом установленной процедуры квалификационного экзамена, повлекшего удаление такого претендента с квалификационного экзамена.

Совет одобрил проекты программ повышения квалификации аудиторов “Международные стандарты финансовой отчетности”, “Новые Международные стандарты финансовой отчетности”, “Практика применения Международных стандартов финансовой отчетности”, “Трансформация бухгалтерской отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности”, “Соблюдение требований Федерального закона “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, а также Рекомендации по применению "рамочных" программ повышения квалификации аудиторов.

Совет за истекший период рекомендовал Минфину России отказать во включении в государственный реестр учебно-методических центров 3 образовательным учреждениям и исключить из государственного реестра учебно-методических центров 4 образовательных учреждения. В настоящее время функционируют на территории Российской Федерации 48 учебно-методических центров.

Совет рассмотрел результаты квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора, состоявшихся в ноябре 2006 г., марте, июне 2007 г. и рекомендовал Минфину России утвердить их. За отчетный период Совет рекомендовал Минфину России назначить переэкзаменовку 15 претендентам в связи с возникновением сомнения в объективности выставленных экзаменационными комиссиями оценок.

Совет за истекший период рекомендовал Минфину России утвердить заключения Апелляционной комиссией Совета по апелляциям 153 претендентов, из которых по 47 вынесены положительные заключения, по 106 – отрицательные.

Совет обсудил вопрос о создании Консультативной группы для выработки общественного мнения и предложений для Минфина России по принципам формирования Совета по аудиторской деятельности 2-го созыва.

Совет принял решение о проведении в сентябре т.г. 4-го расширенного заседания Совета по аудиторской деятельности с участием руководителей учебно-методических центров и аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений в рамках проведения мероприятий в связи с 5-летием Совета по аудиторской деятельности при Минфине России и 20-летием создания первой аудиторской организации "Инаудит".

Согласно решению Совета сформирован Организационный комитет по проведению мероприятий в связи с 5-летием Совета по аудиторской деятельности при Минфине России и 20-летием создания первой в стране аудиторской организации "Инаудит". Совет в рамках развития саморегулирования аудиторской профессии посчитал целесообразным Организационный комитет образовать в основном из представителей профессиональной аудиторской общественности, научных кругов и представителей бизнес-сообщества и рекомендовал принять активное участие в данных мероприятиях руководству аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений и представителям Минфина России, других министерств и ведомств.

Совет согласился с предложением определить сопредседателей Оргкомитета в количестве 4-х человек в следующем персональном составе:

А.С. Антонов -

заместитель председателя Совета по аудиторской деятельности при Минфине России;

В.И. Видяпин -

председатель комиссии Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, ректор Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова;

А.Г. Грязнова -

председатель комиссии Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, президент Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации;

А.Д. Шеремет -

председатель комиссии Совета по аудиторской деятельности при Минфине России, заведующий кафедрой Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова;

членами Оргкомитета:

А.Н. Романов -

президент Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России;

Б.Н. Соколов -

президент Аудиторской Палаты России;

В.И. Колбасин - председатель Московской аудиторской Палаты;
Александр Л. Руф - председатель Совета Российской Коллегии аудиторов;

Д.К. Долотенкова -

председатель Правления Института профессиональных аудиторов;

Ю.С. Ивакин -

председатель Комиссии по правовым вопросам в аудиторской деятельности Совета по аудиторской деятельности при Минфине России;

О.А. Носова -

член Совета по аудиторской деятельности при Минфине России;

Е.В. Павлов -

член Совета по аудиторской деятельности при Минфине России;

В.И. Петрова -

член Совета по аудиторской деятельности при Минфине России;

В.В. Скобара -

член Совета по аудиторской деятельности при Минфине России;

С.С. Суханов -

член Совета по аудиторской деятельности при Минфине России;

А.И. Малая -

первый заместитель главного редактора МФЕ “Финансовая газета” (по согласованию);

И.С. Урсу -

генеральный директор аудиторской организации "Инаудит" (по согласованию).

ответственным секретарем Оргкомитета:

Т.А. Арвачеву -

Ответственного секретаря Совета по аудиторской деятельности при Минфине России;

Совет принял решение сохранить в ходе подготовки мероприятий возможность включения в состав Оргкомитета других представителей в соответствии с поступающими заявками.

Совет согласился с предложением члена Совета В.И. Видяпина провести указанные мероприятия в Конгресс - центре Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, а также с тем, что генеральным информационным партнером по проведению данных мероприятий выступит МФЕ “Финансовая газета” и информационным партнером журнал "Аудиторские ведомости". В рамках подготовки мероприятий планируется привлечь к работе ведущие СМИ, а также организовать прямую трансляцию заседания из Конгресс - центра с использованием телекоммуникационных средств связи в субъекты Российской Федерации.

В июне - июле 2007 г. состоялись заседания Организационного комитета в Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова, на которых в том числе одобрен План подготовки 4-го расширенного заседания Совета по аудиторской деятельности при Минфине России с участием руководителей учебно-методических центров и аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений в рамках проведения мероприятий, посвященных 5-летию Совета по аудиторской деятельности при Минфине России и 20-летию создания первой в стране аудиторской организации "Инаудит", также принято решение включить в состав Организационного комитета членов Совета по аудиторской деятельности при Минфине России А.А. Голенко и В.А. Леднева, президента Аудиторской Палаты Юга России В.С. Голенко, руководителя учебно-методического центра Хабаровской государственной академия экономики и права Л.А. Лахину. Обсуждены мероприятия в рамках подготовки расширенного заседания. Ход подготовки широко освещался в СМИ, а также с использованием официального сайта Минфина России в Интернете. О ключевых решениях Оргкомитета проинформирован Совет по аудиторской деятельности при Минфине России.