ТЕЗИСЫ выступления Статс-секретаря - Заместителя министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталова на заседании Совета по аудиторской деятельности 25 января 2007 г.

Опубликован в разделе: Интервью, выступления, статьи
Опубликовано: 26.01.2007
2,03
ТЕЗИСЫ выступления Статс-секретаря - Заместителя министра финансов Российской Федерации С.Д. Шаталова на заседании Совета по аудиторской деятельности 25 января 2007 г.

ТЕЗИСЫ
выступления статс-секретаря-заместителя министра финансов
Российской Федерации С.Д.Шаталова
на заседании Совета по аудиторской деятельности 25 января 2007 г.

“Аккредитация профессиональных аудиторских объединений
при Минфине России”

Уважаемые члены Совета по аудиторской деятельности!

В конце 2006 г. Минфин России завершил одну из важнейших с точки зрения развития аудиторской профессии в России процедур – аккредитацию профессиональных аудиторских объединений. Согласно Федеральному закону “Об аудиторской деятельности” аккредитация профессиональных аудиторских объединений при Минфине России означает официальное признание этих объединений уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в качестве равноправных партнеров в регулировании аудиторской деятельности.

Решение об аккредитации знаменует следующий этап в поступательном развитии российской аудиторской профессии. Главным содержанием данного этапа мы считаем активизацию использования механизмов саморегулирования. На это нацеливает Программа социально-экономического развития Российской федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2006 г.

Решение об аккредитации дает определенного рода сигнал аудиторскому рынку – настала пора активно участвовать в решение проблем профессии. Причем своим решением Минфин России недвусмысленно высказалось о том, деятельность каких профессиональных аудиторских объединений отвечает современным задачам развития аудита в России.

Состав аккредитованных профессиональных объединений подчеркивает последовательность и преемственность политики Минфина России. Ни для кого не стал неожиданностью перечень аккредитованных объединений. Аккредитацию получили все те объединения, которые за прошедшие годы зарекомендовали себя как действительно серьезные саморегулируемые организации.

Мы не видим ничего опасного в том, что количество аккредитованных объединений сократилось. Наоборот, мы являемся свидетелями объективного и позитивного процесса укрупнения и укрепления аудиторских объединений. Это говорит о том, что аккредитованные профессиональные аудиторские объединения в полной мере осознают задачи, стоящие сегодня перед регулированием аудиторской профессии, и ответственно подходят к своей роли в их решении. У нас не вызовет удивления продолжение процесса укрупнения и укрепления аудиторских объединений.

Прежде чем принять решение об аккредитации Минфин России провел серьезную кропотливую работу. Может показаться, что эта работа велась слишком долго. Однако, приступая к процедуре аккредитации, мы хорошо представляли, какое значение будет иметь наше решение об аккредитации для дальнейшего развития профессии.

Ведь именно на те объединения, которые мы аккредитовали, ложится основная работа по завершению перевода регулирования профессии на принципы саморегулирования. Аккредитованным объединениям суждено принять на себя исполнение функций по регулированию аудиторской деятельности, передача которых государством предусмотрена в поправках к Федеральному закону “Об аудиторской деятельности”.

Принимая решение об аккредитации, Минфин России хотел быть уверенным, что те, кому в самое ближайшее время предстоит “встать у руля регулирования аудиторской профессии”, готовы к этой нелегкой ноше.

В этой связи хотел бы проинформировать вас о том, что работа над подготовкой законопроекта “О внесении изменений в Федеральный закон “Об аудиторской деятельности” ко второму чтению близка к завершению. Сформирован комплект поправок к тексту, принятому Государственной Думой в первом чтении. Определились основные позиции по каждой внесенной поправке. При этом нами поддерживаются все те поправки, которые направлены на улучшение механизмов регулирования аудиторской деятельности, предложенных Правительством Российской Федерации.

Приведу несколько примеров. Мы поддерживаем поправки, предусматривающие: снижение обязательного минимального количества аудиторов в аудиторской организации с пяти до трех; снятие требования высшего экономического или юридического образования для аудиторов; введение в систему стандартов аудиторской деятельности стандартов СРО; более активное участие СРО в аттестации; дополнительные гарантии членам СРО на равноправное участие в деятельности СРО; повышение требований к аудиторским организациям, проводящим аудит отчетности публичных и иных общественно значимых организаций.

Нами не поддерживаются поправки, изменяющие концепцию законопроекта, выработанную Правительством Российской Федерации вместе с аудиторской профессией, в том числе при активном участии Совета по аудиторской деятельности и аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений. В частности, концепцию законопроекта нарушают такие предложения, как: исключение аудиторских организаций из числа субъектов аудиторской деятельности; излишнее усложнение системы регулирования аудиторской деятельности; неоправданная множественность СРО аудиторов; исключение механизма общественного надзора за развитием аудиторской профессии; введение коллективной материальной ответственности СРО аудиторов.

Минфин России ожидает от аккредитованных профессиональных аудиторских объединений существенной активизации деятельности в вопросах развития профессии и повышения эффективности аудиторской деятельности. В частности, мы ожидаем активную, целенаправленную разъяснительную работу в отношении значения и содержания аудита, роли профессии аудитора. Считаем насущной задачу выхода на принципиально новый уровень в осуществлении внешнего контроля качества работы аудиторских организаций. Мы ожидаем более активного участия в нормотворческой деятельности, прежде всего работе над федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

По нашему мнению, аккредитованным объединениям предстоит расширить сферу деятельности за пределы непосредственно аудиторских проблем. Мы ожидаем активной позиции профессиональных объединений по таким важнейшим для сегодняшней экономики России вопросам, как: внедрение МСФО, корпоративное управление, эффективные системы управленческого учета, корпоративная отчетность, налогообложение.

В заключении хотел бы еще раз подчеркнуть следующее. Минфин России рассматривает аккредитованные профессиональные аудиторские объединения в качестве своих равноправных партнеров по регулированию аудиторской деятельности в России. Наряду с пользователями бухгалтерской отчетности именно на эти объединения мы намерены ориентироваться в выработке государственной политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Надеюсь на плодотворное сотрудничество. Желаю членам аккредитованных при Минфине России профессиональных аудиторских объединений успехов в их важной для экономики России деятельности!