Информация о реализации Соглашения о консолидированной финансовой отчетности национальных хозяйствующих субъектов государств-участников Содружества Независимых Государств от 20 ноября 2013 года

Опубликован в разделе: Координационный Совет СНГ
скачать (DOCX, 56.44 KB)
Опубликовано: 14.08.2018Изменено: 14.08.2018
Информация о реализации Соглашения о консолидированной финансовой отчетности национальных хозяйствующих субъектов государств-участников Содружества Независимых Государств от 20 ноября 2013 года Скачать

Координационный совет по бухгалтерскому учету

при Исполнительном комитете содружества независимых государств

ИНФОРМАЦИЯ

о реализации Соглашения о консолидированной финансовой отчетности национальных хозяйствующих субъектов государств – участников Содружества Независимых Государств от 20 ноября 2013 года

Москва, 2018 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. 3

1. Государственное регулирование вопросов подготовки и представления финансовой отчетности о деятельности национальных хозяйствующих субъектов на пространстве государств – участников СНГ. 4

2. Правовые основы государств – участников СНГ по подготовке и представлению консолидированной финансовой отчетности национальными хозяйствующими субъектами. 6

Азербайджанская Республика. 6

Республика Армения. 6

Республика Беларусь. 7

Республика Казахстан. 8

Кыргызская Республика. 9

Республика Молдова. 10

Российская Федерация. 10

Республика Таджикистан. 12

Республика Узбекистан. 12

Выводы и предложения. 13

Введение

Реализация согласованной политики бухгалтерского учета и финансовой отчетности по ведению учета имущества, активов и обязательств, составления сопоставимой и достоверной информации, связанной с хозяйственными операциями, предоставляемыми государственными органами, предприятиями, учреждениями и иными организациями является необходимым условием обеспечения эффективной хозяйственной деятельности на пространстве Содружества.

В этих целях Координационным советом по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете Содружества Независимых Государств (далее – Координационный совет) подготовлено Соглашение о консолидированной финансовой отчетности национальных хозяйствующих субъектов государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – Соглашение), которое было подписано 20 ноября 2013 года Республикой Армения, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан.

Соглашение вступило в силу для Республики Армения (с 17.10.17), Республики Беларусь (с 10.12.14), Республики Казахстан (с 10.12.14), Кыргызской Республики (с 22.07.17), Российской Федерации (с 10.12.14) и Республики Таджикистан (с 07.10.17).

Основными целями документа являются создание необходимых условий для функционирования финансовых рынков на пространстве Содружества и обеспечение сопоставимости финансовой информации национальных хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ.

В соответствии с Планом мероприятий по реализации третьего этапа (2016–2020 годы) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, утвержденным Решением Совета глав правительств СНГ от 30 октября 2015 года (пункт 1.4.9), и статьей 12 Соглашения Координационный совет осуществляет регулярный мониторинг имплементации положений Соглашения в национальное законодательство государств – участников СНГ и начиная с 2014 года ежегодно рассматривает на своих заседаниях информацию членов Координационного совета:

о развитии национальных систем бухгалтерского учета, в том числе опыте применения Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) в государствах – участниках СНГ;

ходе реализации Соглашения о консолидированной финансовой отчетности национальных хозяйствующих субъектов государств – участников Содружества Независимых Государств.

В ходе XIV заседания Координационного совета 15 сентября 2017 года было принято решение продолжить обмен опытом развития национальных систем бухгалтерского учета, в том числе опытом применения МСФО, а также формирования учетной политики национальными хозяйствующими субъектами.

Председателю Координационного совета было поручено направить в Исполнительный комитет СНГ информацию о ходе реализации Соглашения, согласовав ее с членами совета, для рассмотрения высшими органами СНГ в установленном порядке.

В соответствии с указанным решением Информация о ходе реализации Соглашения была актуализирована совместно с Исполнительным комитетом СНГ на основе данных, предоставленных членами Координационного совета.

Азербайджанская Республика, Республика Молдова и Республика Узбекистан, не являясь участниками Соглашения, принимают активное участие в рассмотрении Координационным советом вопросов его реализации в интересах развития национальных систем бухгалтерского учета и финансовой отчетности, включая обмен опытом применения МСФО, а также формирования учетной политики национальными хозяйствующими субъектами. Представленные указанными государствами – участниками СНГ сведения по вопросам подготовки и представления консолидированной финансовой отчетности национальными хозяйствующими субъектами включены в Информацию в справочном порядке.

Как показывают результаты мониторинга, государства – участники Соглашения обеспечивают выполнение комплекса мероприятий, направленных на последовательную реализацию Соглашения, включая подготовку и принятие соответствующих нормативных правовых актов, имплементирующих положения указанного документа в национальное законодательство.

Сторонами установлены комплексные базовые требования, регламентирующие вопросы составления консолидированной финансовой отчетности в отношении национальных хозяйствующих субъектов, указанных в Соглашении.

1. Государственное регулирование вопросов подготовки и представления финансовой отчетности о деятельности национальных хозяйствующих субъектов на пространстве государств – участников СНГ

В целях обеспечения необходимой сопоставимости финансовой информации на пространстве государств – участников СНГ Соглашением установлены обязательства Сторон по соблюдению требований к составлению, представлению, публикации (раскрытию) консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО национальными хозяйствующими субъектами, а также по ее обязательному аудиту. Выполнение указанных обязательств позволяет обеспечить необходимый контроль за достоверностью отчетной информации.

Статьей 1 Соглашения определены термины, имеющие следующие значения:

МСФО – Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения международных стандартов, изменения, которые вносятся в международные стандарты и их Разъяснения, иные документы, определенные Фондом МСФО в качестве неотъемлемой части МСФО и (или) их Разъяснений;

консолидированная финансовая отчетность – систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения национального хозяйствующего субъекта вместе с контролируемыми им национальными и иностранными хозяйствующими субъектами – группы организаций, определяемой в соответствии с МСФО;

национальные хозяйствующие субъекты – организации, компании, предприятия и прочие не относящиеся к государственному сектору субъекты, определяемые законодательством государств – участников Соглашения как юридические лица и выступающие в качестве самостоятельно идентифицируемых субъектов экономических отношений.

Статьей 4 Соглашения определено, что положения Соглашения в части составления, представления, публикации, аудита консолидированной финансовой отчетности распространяются, как минимум, на национальные хозяйствующие субъекты, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах.

При этом Сторонам Соглашения предоставлено право самостоятельно определять круг других национальных хозяйствующих субъектов, на которые распространяются положения Соглашения, а также решать вопросы сохранения или освобождения национальных хозяйствующих субъектов от обязанности составления бухгалтерской (финансовой) отчетности по национальному законодательству.

Годовая консолидированная финансовая отчетность национального хозяйствующего субъекта в соответствии со статьей 7 Соглашения подлежит обязательному опубликованию (раскрытию) и считается опубликованной (раскрытой), если она размещена в информационных системах общего пользования и (или) опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц, независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

Сроки представления годовой консолидированной финансовой отчетности национального хозяйствующего субъекта в соответствии со статьей 9 Соглашения определяются Сторонами самостоятельно, но, как правило, не могут превышать 180 дней после окончания года, за который составлена данная отчетность.

Годовая консолидированная финансовая отчетность национальных хозяйствующих субъектов в рамках Соглашения подлежит независимому аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется (раскрывается) вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

Актуализированная информация, характеризующая установленные государствами – участниками СНГ требования по подготовке и представлению консолидированной финансовой отчетности национальными хозяйствующими субъектами, представлена ниже.

2. Правовые основы государств – участников СНГ по подготовке и представлению консолидированной финансовой отчетности национальными хозяйствующими субъектами

Азербайджанская Республика

Закон Азербайджанской Республики от 29 июня 2004 года № 716-ИИГ «О бухгалтерском учете» введен в действие со 2 сентября 2004 года. Согласно Закону хозяйствующие субъекты применяют МСФО при составлении консолидированной бухгалтерской отчетности непосредственно без какого-либо согласования национальным органом.

Организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также кредитные и страховые организации, банки, негосударственные пенсионные фонды, биржи, профессиональные участники рынка ценных бумаг, инвестиционные фонды, государственные предприятия обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО и представлять ее в электронном или бумажном формате.

Согласно законам Азербайджанской Республики от 29 июня 2004 года № 716-ИИГ «О бухгалтерском учете» и от 16 июня 2004 года № 590-ИИГ «О банках» (введен в действие со 2 сентября 2005 года) установлены перечень общественно значимых организаций, формы их годовой финансовой отчетности и сроки ее представления.

В соответствии с Законом Азербайджанской Республики от 16 сентября 1994 года № 882 «Об аудиторских услугах» указанные организации обязаны осуществлять аудит финансовой отчетности и публиковать аудиторское заключение.

Согласно постановлению Кабинета Министров Азербайджанской Республики от 1 октября 2014 года № 321 «Об утверждении Списка общественно значимых структур (за исключением кредитных организаций, страховых компаний, инвестиционных фондов, негосударственных (частных) социальных фондов, юридических лиц, ценные бумаги которых находятся в обращении на фондовой бирже), которым надлежит вести бухгалтерский учет и представлять финансовые отчеты на основании МСФО» актуализирован перечень соответствующих организаций.

Республика Армения

В соответствии с Указом Президента Республики Армения от 17 октября 2017 года Соглашение вступило в силу для Республики Армения со 2 декабря 2017 года.

Законодательством Республики Армения не установлен конкретный перечень общественно значимых организаций, однако согласно законам Республики Армения «О бухгалтерском учете», «О банках и банковской деятельности», а также «Об акционерных обществах» организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обязаны составлять консолидированную финансовую отчетности согласно МСФО.

При этом указанные организации обязаны аудировать составляемую финансовую отчетность и публиковать финансовую отчетность и аудиторское заключение к ней на открытом официальном сайте интернет-уведомлений Республики Армения www.azdarar.am в сроки, не противоречащие Соглашению.

МСФО действуют в Республике Армения в установленном Законом Республики Армения «О бухгалтерском учете» порядке. Организации, соответствующие требованиям МСФО по составлению консолидированной финансовой отчетности, обязаны составлять консолидированные финансовые отчеты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона Республики Армения «О бухгалтерском учете» аудиторское заключение публикуется совместно с подлежащим публикации годовым финансовым отчетом до 1 июля года, следующего за отчетным, если иными правовыми актами не предусмотрен другой срок публикации. Финансовые отчеты могут быть опубликованы в прессе, Интернете или распространяться в виде брошюры.

В Республике Армения не установлены перечень и формы консолидированной финансовой отчетности, так как МСФО содержат требования к минимальному объему раскрываемой информации.

Республика Беларусь

Для Республики Беларусь Соглашение вступило в силу с 10 декабря 2014 года. Согласно статье 17 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» общественно значимые организации обязаны составлять годовую консолидированную отчетность за 2016 год и последующие годы в соответствии с МСФО в официальной денежной единице Республике Беларусь.

Общественно значимыми организациями являются банки, небанковские кредитно-финансовые организации, страховые организации, открытые акционерные общества, являющиеся учредителями унитарных предприятий и (или) основными хозяйственными обществами (статья 1 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

Годовая финансовая отчетность общественно значимой организации, составленная в соответствии с МСФО, подлежит обязательному аудиту (статья 17 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года № 56-З «Об аудиторской деятельности») и вместе с аудиторскими заключениями по этой отчетности должна быть размещена на сайте общественно значимой организации в Интернете не позднее 31 июля года, следующего за отчетным (пункт 4 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

Республика Казахстан

Для Республики Казахстан Соглашение вступило в силу с 10 декабря 2014 года. Законодательством Республики Казахстан установлено, что субъекты крупного предпринимательства и общественно значимые организации публичного интереса обязаны составлять финансовую отчетность в соответствии с международными стандартами.

При этом организациями публичного интереса являются финансовые организации (за исключением юридических лиц, исключительным видом деятельности которых является организация обменных операций с иностранной валютой), акционерные общества (за исключением некоммерческих обществ), организации-недропользователи (кроме организаций, добывающих полезные ископаемые общего применения и распространения), хлебоприемные предприятия и организации, в уставных капиталах которых имеется доля участия государства, а также государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения.

Организации, имеющие дочерние организации, кроме финансовой отчетности по деятельности основной организации, обязаны составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности.

Согласно Правилам представления финансовой отчетности в депозитарий, утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 14 октября 2011 года № 1173, общественно значимые организации представляют в депозитарий не позднее 31 августа года, следующего за отчетным, утвержденную в установленном законодательством порядке годовую финансовую отчетность, составленную в соответствии с перечнем и формами, утвержденными уполномоченным органом по финансовой отчетности.

Организации, для которых аудит является обязательным (в их число входят и общественно значимые организации) в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан, представляют в уполномоченную организацию также аудиторский отчет в электронном формате PDF (сканированную копию подписанного и заверенного печатью аудиторской организации бумажного варианта) в порядке, установленном пунктом 8 указанных Правил. Организациями, имеющими дочерние структуры, аудиторский отчет представляется по консолидированной отчетности.

При этом депозитарием финансовой отчетности является электронная база данных с открытым для пользователей доступом, содержащая годовую финансовую отчетность и аудиторские отчеты, ежегодно сдаваемые организациями, списки аффилированных лиц акционерных обществ, а также информацию о корпоративных событиях акционерных обществ.

Кыргызская Республика

Для Кыргызской Республики Соглашение вступило в силу с 22 июля 2017 года. В настоящее время, помимо организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, в Кыргызской Республике законодательством установлены требования о составлении консолидированной финансовой отчетности для организаций, осуществляющих банковскую и страховую деятельность.

При этом финансовую отчетность эти организации обязаны составлять по МСФО и аудировать ее согласно требованиям законов Кыргызской Республики «Об акционерных обществах», «Об аудиторской деятельности» и постановлению Правительства Кыргызской Республики «О требованиях к проведению обязательного аудита публичных компаний».

Также данные организации публикуют финансовую отчетность и аудиторский отчет к ней в сроки, не противоречащие Соглашению, в электронном и бумажном форматах.

Законодательством Кыргызской Республики утвержден перечень общественно значимых организаций публичного интереса:

банки и другие организации, лицензируемые Национальным банком Кыргызстана;

страховые организации;

публичные (открытые акционерные) компании, осуществившие публичное предложение ценных бумаг;

инвестиционные фонды;

негосударственные пенсионные фонды;

другие лица в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Также утверждены перечень и формы годовой финансовой отчетности. Так, к годовому отчету прилагаются:

бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях размера капитала, примечания, содержащие сводный перечень значительных элементов учетной политики и прочие пояснительные записки;

аудиторское заключение о результатах проверки финансовой отчетности эмитента в отчетном году для эмитентов, обязанных в соответствии с законодательством Кыргызской Республики осуществлять аудит;

решения годового собрания владельцев ценных бумаг/участников эмитента, а также протокол счетной комиссии;

краткое описание практики корпоративного управления эмитента, включая краткое описание практики, которая применялась или изменялась в течение отчетного периода.

Республика Молдова

В Республике Молдова Законом от 27 апреля 2007 года № 113-XVI «О бухгалтерском учете» установлены требования по составлению консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО для следующих хозяйствующих субъектов:

организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

кредитные организации;

банки;

страховые организации;

негосударственные пенсионные фонды;

инвестиционные фонды.

Указанные организации обязаны аудировать и публиковать годовую финансовую отчетность в бумажном и электронном форматах в сроки, не противоречащие Соглашению.

Согласно Закону от 27 апреля 2007 года № 113-XVI «О бухгалтерском учете» головное предприятие в дополнение к собственным финансовым отчетам составляет консолидированный финансовый отчет в соответствии со стандартами бухгалтерского учета.

В дополнение к консолидированному финансовому отчету субъект представляет консолидированный отчет руководства и заключение аудитора, если консолидированный финансовый отчет подвергся аудиту.

Консолидированные финансовые отчеты составляются, подписываются, представляются и публикуются в том же порядке, что и собственные финансовые отчеты головных предприятий.

Консолидированные финансовые отчеты публичных организаций составляются, подписываются центральными отраслевыми органами государственного управления, органами местного общественного управления и представляются Министерству финансов.

Законодательством Республики Молдова установлены перечень общественно значимых организаций, а также перечень и формы годовой финансовой отчетности.

Так, согласно Закону от 27 апреля 2007 года № 113-XVI «О бухгалтерском учете» субъектами публичного интереса являются субъекты, имеющие важное значение для общества (ввиду сферы (вида) деятельности) и являющиеся финансовым учреждением, организацией коллективного инвестирования в ценные бумаги, страховым обществом, негосударственным пенсионным фондом, коммерческим обществом, акции которого котируются на фондовой бирже.

Российская Федерация

Соглашение вступило в силу для Российской Федерации с 10 декабря 2014 года. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (далее – Федеральный закон), кредитные организации, страховые организации (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, клиринговые организации, организации, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальной список, федеральные государственные унитарные предприятия, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона консолидированная финансовая отчетность считается раскрытой, если она размещена в информационных системах общего пользования или опубликована в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в ней лиц, и (или) в отношении указанной отчетности проведены иные действия, обеспечивающие ее доступность для всех заинтересованных в ней лиц независимо от целей получения данной отчетности по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

Частью 3 статьи 7 Федерального закона предусмотрено размещение организацией на собственном сайте в Интернете информации о месте раскрытия консолидированной финансовой отчетности в случае размещения (опубликования) этой отчетности в ином, отличном от собственного сайта организации месте.

Консолидированная финансовая отчетность всех субъектов, которые обязаны ее составлять, подлежит обязательному аудиту (часть 1 статьи 5 Федерального закона).

Согласно части 3 статьи 5 Федерального закона аудиторское заключение о консолидированной финансовой отчетности представляется и раскрывается вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

В соответствии с частью 5 статьи 7 Федерального закона раскрытие консолидированной финансовой отчетности осуществляется организацией не позднее 30 дней со дня истечения срока для ее представления в соответствии с частью 7 статьи 4 указанного Федерального закона, если иной срок раскрытия консолидированной финансовой отчетности не установлен другими федеральными законами.

Федеральным законом установлен перечень организаций, обязанных составлять, представлять и раскрывать консолидированную финансовую отчетность, но не установлены состав и формы такой отчетности. Состав консолидированной финансовой отчетности установлен МСФО, а формы определяются организацией, исходя из требований МСФО.

Республика Таджикистан

Соглашение вступило в силу с 7 октября 2017 года в соответствии с постановлением Правительства Республики Таджикистан от 7 октября 2017 года № 470.

Законодательством Республики Таджикистан установлены требования по составлению консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО для организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, организаций банковского и страхового секторов.

Данные организации обязаны предоставлять годовую консолидированную финансовую отчетность в бумажном и (или) электронном формате в сроки, не противоречащие Соглашению. Организации, которые обязаны проводить аудит финансовой отчетности согласно Закону Республики Таджикистан от 22 июля 2013 года № 993 «Об аудиторской деятельности» и постановлению Правительства Республики Таджикистан от 3 апреля 2012 года № 154 «О дополнительных мерах по регулированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности» должны публиковать аудиторский отчет вместе с финансовой отчетностью.

Согласно Закону Республики Таджикистан от 25 марта 2011 года № 702 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24 февраля 2017 года) акционерные общества, банки и другие кредитные, страховые организации, биржи, Государственное агентство социального страхования и пенсий, инвестиционные и иные фонды, созданные за счет личных, общественных и государственных средств, обязаны публиковать за свой счет через средства массовой информации годовой финансовый отчет не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Также постановлением Правительство Республики Таджикистан от 3 апреля 2012 года № 154 установлены перечень общественно значимых организаций, а также перечень и формы годовой финансовой отчетности.

Республика Узбекистан

В соответствии с законами Республики Узбекистан от 9 декабря 1992 года № 734-XII «Об аудиторской деятельности» (в редакции законов Республики Узбекистан от 23 мая 1999 года № 772-I, от 26 мая 2000 года № 78-II, от 30 апреля 2013 года № ЗРУ-352, от 14 мая 2014 года № ЗРУ-372, от 20 августа 2015 года № ЗРУ-391, от 18 апреля 2017 года № ЗРУ-429) и от 26 апреля 1996 года № 223-I «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» (новая редакция утверждена Законом от 6 мая 2014 года № ЗРУ-370), Положением об аудиторской проверке банков в Республике Узбекистан, утвержденным правлением Центрального банка Республики Узбекистан 24 июня 2000 года № 403 (зарегистрирован Министерством юстиции от 4 ноября 2000 года № 982), Указом Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2015 года № УП-4720 «О мерах по внедрению современных методов корпоративного управления в акционерных обществах» банки и акционерные общества обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность по МСФО и публиковать в бумажном и (или) электронном формате в сроки, не противоречащие Соглашению.

Согласно статье 23 Закона Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» субъект бухгалтерского учета, являющийся основным хозяйственным обществом и имеющий дочерние хозяйственные общества, организации, находящиеся под его контролем, должен составлять консолидированную финансовую отчетность.

Национальным стандартом бухгалтерского учета Республики Узбекистан № 8 «Консолидированные финансовые отчеты и учет инвестиций в дочерние хозяйственные общества» (регистрационный № 580 от 28 декабря 1998 года) определен порядок составления и представления консолидированной финансовой отчетности группы хозяйствующих обществ, находящихся под контролем головного хозяйствующего общества.

Согласно статье 26 Закона Республики Узбекистан от 13 апреля 2016 года № ЗРУ-404 «О бухгалтерском учете» (дата актуализации – 16 апреля 2016 года) акционерные общества, а также страховые организации, банки, общественные фонды и другие организации в соответствии с законодательством обязаны публиковать ежегодную финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением не позднее чем за две недели до даты проведения годового общего собрания акционеров или иного высшего органа управления субъекта бухгалтерского учета.

Положением о требованиях к корпоративным веб-сайтам акционерных обществ, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 июля 2014 года № 176, определен перечень информации, подлежащей обязательному размещению на корпоративном веб-сайте общества, в том числе заключение аудиторской организации по результатам проверки годовой финансовой отчетности.

Согласно статье 102 Закона Республики Узбекистан «Об акционерных обществах и защите прав акционеров» и Указу Президента Республики Узбекистан от 24 апреля 2015 года № УП-4720 акционерное общество публикует ежегодную финансовую отчетность согласно МСФО.

Выводы и предложения

В целях реализации Соглашения государства – участники СНГ осуществляют подготовку и принятие соответствующих нормативных правовых актов, имплементирующих положения указанного документа в национальное законодательство. Таким образом, установлены основные требования к составлению, представлению, публикации консолидированной финансовой отчетности по МСФО национальными хозяйствующими субъектами, а также по ее обязательному аудиту. Утверждены перечни общественно значимых организаций и структуры их годовой финансовой отчетности.

В то же время имеются определенные различия порядка подготовки указанной информации и ее структуры.

Так, в Азербайджанской Республике хозяйствующие субъекты применяют МСФО при составлении консолидированной бухгалтерской отчетности непосредственно без согласования с национальным регулирующим органом.

В Республике Армения, Республике Беларусь, Российской Федерации и Республике Узбекистан состав и формы консолидированной финансовой отчетности определяются исходя из требований МСФО.

В Республике Казахстан годовая финансовая отчетность составляется в соответствии с перечнем и формами, утвержденными уполномоченным государственным органом.

В Кыргызской Республике, как правило, к годовому отчету прилагаются: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об изменениях размера капитала, аудиторское заключение о результатах проверки финансовой отчетности эмитента в отчетном году, решения годового собрания владельцев ценных бумаг/участников эмитента, а также протокол счетной комиссии, краткое описание практики корпоративного управления эмитента, в том числе в течение отчетного периода.

В целом в государствах – участниках СНГ сформированы перечни отчетной информации, подлежащей обязательному размещению в Интернете, в том числе заключение аудиторской организации по результатам проверки годовой финансовой отчетности, а также условия и сроки представления указанной информации.

Как показали результаты проведенного мониторинга, государства – участники СНГ находятся на разных ступенях реформирования системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Принятие Соглашения обеспечило дополнительную поддержку государствам – участникам СНГ, активно внедряющим МСФО в свое правовое поле, а также обеспечило дополнительные стимулы для активизации перехода на МСФО участников, находящихся на начальных этапах реформирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

В соответствии с положениями Соглашения составление консолидированной финансовой отчетности является обязательным для тех национальных хозяйствующих субъектов, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах.

Круг других национальных хозяйствующих субъектов, обязанных составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Соглашения, определяется государствами – участниками СНГ самостоятельно. Данный подход отражает опыт большинства экономически развитых государств мира, в том числе стран – членов Евросоюза.

При этом вопрос сохранения или освобождения от обязанности составления финансовой отчетности по законодательству национальных хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ в соответствии с требованиями Соглашения может решаться Сторонами самостоятельно, что обеспечивает определенную гибкость принятия регуляторных решений.

В целях дальнейшего развития межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ по реформированию системы бухгалтерского учета и финансовой отчетности на основе положений Соглашения целесообразно:

рекомендовать государствам – участникам СНГ, подписавшим Соглашение, продолжить работу по реализации его положений, включая организацию и проведение необходимых мероприятий по имплементации положений Соглашения в национальное законодательство;

поручить Координационному совету продолжить мониторинг хода реализации данного Соглашения, ежегодно рассматривать результаты мониторинга на своих заседаниях и информировать по данному вопросу правительства государств – участников СНГ и заинтересованные органы отраслевого сотрудничества СНГ, а также размещать указанную информацию на сайте Исполнительного комитета СНГ в Интернете;

проработать в рамках Координационного совета совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами государств – участников СНГ вопрос о возможном расширении субъектного состава указанного Соглашения.

Комплексная реализация Соглашения о консолидированной финансовой отчетности национальных хозяйствующих субъектов государств – участников СНГ от 20 ноября 2013 года обеспечит полномасштабное внедрение унифицированных процедур сопоставления финансовой информации национальных хозяйствующих субъектов в регуляторную практику, что, в свою очередь, будет способствовать продвижению интеграционных процессов в рамках СНГ и активному развитию сотрудничества государств – участников СНГ в сфере бухгалтерского учета и аудита.