6 документов

Запросы бизнеса и образовательных учреждений о раскрытии данных финансово-бюджетной сферы обсудили на встрече «Востребованность открытых финансовых данных. Текущая ситуация и перспективы» в Минфине России 26 ноября 2015 г.
 

Департаментом информационных технологий Министерства с участием Федерального казначейства и Федеральной налоговой службы проведена встреча о перспективах поиска потребителей ИТ- продуктов на основе открытых данных финансово-бюджетной сферы и выявлении потенциально востребованных данных для их приоритетного раскрытия в будущем.

Участниками встречи, наряду с разработчиками и представителями сообщества дата-журналистов, стали эксперты направления «Открытые (большие) данные» и представители коммерческих организаций. Впервые с начала проведения Минфином России встреч с заинтересованными потребителями открытых данных гостями мероприятия стали представители высших учебных заведений: Высшей школы экономики, Московского физико-технического института, МГТУ имени Баумана.

Директор Департамента информационных технологий Минфина России Е.Е. Чернякова в своем выступлении отметила, что популяризация открытых данных о государственных финансах, в том числе, исторических, на площадках вузов сегодня рассматривается Министерством в качестве одного из наиболее перспективных направлений работы по популяризации открытых данных. По словам одного из основных экспертов открытого правительства по направлению «открытые данные» И.В. Бегтина,  востребованным может стать использование наборов открытых данных государственных органов в качестве «исходного материала» для выполнения студентами практических заданий и итоговых проверочных работ (рефератов, курсовых работ, дипломов). Эту идею активно поддержали участники встречи, представлявшие образовательные организации.

Нужно отметить, что работа с  массивами открытых данных предполагает развитие таких важных профессиональных качество и навыков, как логическое мышление, умение анализировать и интерпретировать информацию, а также навыков использования программных средств для обработки массивов данных.

Представители Минфина России, Федерального казначейства и ФНС России рассказали о текущей работе ведомств по переводу информации, владельцами которой они являются в связи с реализуемыми полномочиями, в формат открытых данных.
По словам спикеров встречи, представлявших бизнес-организации – потребителей данных финансово-бюджетной сферы – Сбербанк и СКБ «Контур», чрезвычайно востребованной коммерческим сектором информацией являются данные, использующиеся при проведении проверок благонадежности физических и юридических лиц – участников финансово-кредитных отношений (кредитополучатели, потенциальные деловые партнеры), в основном представленные в информационных системах ФНС России. При этом, отсутствие корректирующей информации о рисках платежеспособности вынуждает кредитные организации «закладывать в стоимость кредитных продуктов» соответствующие риски, что является серьезным доводом в поддержку продолжения поиска возможностей организации доступа к параметрам, позволяющим оценить кредитным организациям уровень соответствующих рисков. Об этом заявил в своем выступлении представитель Сбербанка. Участники встречи сошлись во мнении, что подходы к раскрытию подобных сведений должны тщательно продумываться в целях недопущения публикации сведений, содержащих персональные данные и сведения, составляющие банковскую (налоговую) тайну.

Завершая встречу, Е.Е. Чернякова анонсировала старт в начале 2016 г. второго конкурса работ на открытых данных финансово-бюджетной сферы «BudgetApps», ранее объявленного Минфином России ежегодным.
«Мы серьезно подумаем над снижением «барьеров входа» участников в проект, возможно, над его частичным изменением на формат хакатона. Основной целью конкурса для нас должно оставаться продолжение поиска перспективных идей представления потенциальным потребителям информации в форме открытых данных. При этом, развитие этих идей может оказываться достаточно ресурсозатратным. Но мы для себя четко разграничиваем зоны ответственности. Задача государства – раскрывать, «чистить» и подготавливать данные для использования в связанных форматах, подсказывать основные – корректные – возможности их применения. Поиск форматов, каналов и аудиторий потребителей, развитие идей, создание конкретных продуктов – задачи энтузиастов либо бизнеса, который в любом случае лучше всех представляет себе потребности массового пользователя, потому что именно на них изначально ориентированы все его ресурсы. Наверное, именно так должен работать в этом случае подход «частно-государственного партнерства».