Протокол № 9 от 3-10.10.2019 г. заочного заседания Общественного совета при Минфине России "О рассмотрении проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков”»

Опубликован в разделе: Архив
скачать (PDF, 5.66 MB)
Опубликовано: 25.10.2019Изменено: 25.10.2019
Протокол № 9 от 3-10.10.2019 г. заочного заседания Общественного совета при Минфине России "О рассмотрении проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков”» Скачать

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОТОКОЛ
заочного заседания Общественного совета
при Министерстве финансов Российской Федерации

03-10 октября 2019 г.

Москва

№ 09

Председательствующий - Кадочников П.А.

Ответственный секретарь - Колычев В.В.

Участвовали:

Члены Общественного совета:

Акиндинова Н.В., Афанасьев А.К., Беляков С.Ю., Вьюгин О.В., Гурвич Е.Т., Зверев С.А., Златкис Б.И., Кадочников П.А., Климанов В.В., Косарев И.Б., Курляндская Г.В., Лисин В.С., Мурычев А.В., Синельников-Мурылёв С.Г., Хоружий Л.И., Эскиндаров М.А., Юргенс И.Ю., Ясин Е.Г.

В период с 03 по 10 октября 2019 года проводилось заочное заседание Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации (далее – Общественный совет).

Из 23 членов Общественного совета в голосовании приняли участие (к установленному сроку представили секретарю Общественного совета соответствующую информацию) 18 членов.

Кворум имеется.

ПОВЕСТКА:

1. О рассмотрении проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков”».

ВОПРОС, ПОСТАВЛЕННЫЙ НА ГОЛОСОВАНИЕ:

Одобряете ли Вы проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков”»?

ИТОГИ ГОЛОСОВАНИЯ:

«за» 17 (Восемнадцать)

«против» 1 (Один)

«воздержался» 0 (Ноль)

ПРИНЯТОЕ РЕШЕНИЕ:

Одобрить проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков”».

Особое мнение членов Общественного совета представлено в приложении.

Председатель
Общественного совета П.А. Кадочников

Ответственный секретарь
Общественного совета В.В. Колычев

 

Приложение к Протоколу № 03
заочного заседания Общественного совета
при Министерстве финансов Российской Федерации
03 – 10 октября 2019 г.

 

Особое мнение членов Общественного совета в отношении проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков”». 

Юргенс И.Ю.:

Из предложенной формулировки по подпункту «б)» пункта 1 «В паспорте подпрограммы…..» проекта госпрограммы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» относительно допуска иностранных страховщиков через их филиалы на российский страховой рынок можно сделать вывод, что целью такого допуска является развитие конкуренции на российском страховом рынке. Вместе с тем, Министерство финансов РФ в пояснительной записке к законопроекту об этом (проект ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), а также на проводимых по данной тематике мероприятиях обосновывало предстоящее снятие ограничений на допуск коммерческого присутствия иностранных страховщиков на отечественном рынке необходимостью выполнения Россией взятых на себя при вступлении в ВТО обязательств по допуску иностранных юридических лиц к оказанию страховых услуг на своей территории, начиная с 2021 года. Именно этим обстоятельством объяснялась разработка Министерством финансов соответствующего законопроекта.

Вместе с тем, указание в рассматриваемом проекте госпрограммы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» цели развитии конкуренции как результата принятия вышеназванного законопроекта вызывает серьезные сомнения, поскольку, по мнению российских страховщиков, предлагаемый Министерством финансов порядок допуска иностранных страховщиков на отечественный финансовый рынок через замену лицензирования аккредитацией филиалов иностранных страховщиков заведомо ставит российских страховщиков и их иностранных коллег в неравное положение, создавая для последних существенные преференции. Российские страховщики обоснованно опасаются, что создание более благоприятных для иностранных страховщиков условий деятельности в России даст им конкурентные преимущества перед отечественными страховщиками и может привести к снижению конкурентоспособности российских страховщиков.

Лисин В.С.:

1. В пояснительной записке указано, что план реализации государственной программы (приложение № 8 к государственной программе) актуализирован и дополнен контрольными событиями, планируемыми к реализации в 2020-2022 годах.

Анализ обновленного плана выявил удаление, в частности, следующих пунктов. При этом обоснование удаления этих пунктов отсутствует, равно как анализ результатов их достижения:

  • Контрольное событие 3.3. Обеспечена позиция Минфина России не ниже 5 места по результатам мониторинга официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти (данные опубликованы на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
  • Контрольное событие 3.5. Обеспечена позиция Минфина России не ниже 10 места в интегральном рейтинге информации в формате открытых данных для федеральных органов исполнительной власти на портале открытых данных Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.data.gov.ru);
  • Контрольное событие 3.6. Проведен ежегодный конкурс "Открытые государственные финансовые данные "BudgetApps";
  • Контрольное событие 9.3. Осуществлено внедрение подсистемы управления государственным долгом и финансовыми активами в части ведения Государственной долговой книги Российской Федерации;
  • Контрольное событие 7.11. Обеспечено сопровождение рассмотрения Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона № 327154-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подготовленного в целях повышения эффективности мер по предупреждению банкротства банков, реализуемых Банком России с использованием средств Фонда консолидации банковского сектора;

и ряд других.

Если данные пункты потеряли актуальность по объективным причинам, требуется соответствующее обоснование в пояснительной записке.

2. Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы (приложение № 4 к государственной программе) актуализированы и дополнены правовыми актами, панируемыми к внесению в Правительство Российской Федерации в 2020-2022 годах. Например, добавлены такие правовые акты:

  • О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации (в части включения отдельных неналоговых платежей в Налоговый кодекс Российской Федерации).
  • Об установлении требований по защите прав физических лиц, подверженных пристрастию к азартным играм.
  • Об упорядочении деятельности и повышении контроля за некредитными финансовыми организациями: микрофинансовыми организациями, ломбардами, кредитными кооперативами.

и многие другие.

Опять же отсутствует обоснование внесения данных актов в документ, их связь с целями и задачами государственной программы. Складывается впечатление механического перенесения плана законопроектной деятельности Правительства в государственную программу без соответствующего анализа.

3. Ряд положений пояснительной записки описывает изменения в государственной программе, без приведения обоснования, например:

Изменены значения показателя 3.3 «Снижение разницы между объемом потребления алкогольной продукции на душу населения и объемом легальных розничных продаж алкогольной продукции на душу населения»: с 2,2 до 2,4 литра в 2020 году, с 1,9 до 2,3 литра в 2021 году, с 1,6 до 2,2 литра в 2022 году, с 1,4 до 2,1 литра в 2023 году, с 1,2 до 2,0 литра в 2024 году. При этом исходные значения были согласованы и утверждены в рамках приоритетного проекта «Реформа контрольной и надзорной деятельности».

Отсутствует обоснование переноса сроков внесения ряда нормативно-правовых актов, например:

  • «Перенесен срок наступления контрольного события 3.1. «Внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающий создание стимулирующих налоговых условий для выделения и переработки этана в нефтегазохимическую продукцию на производственных мощностях, введенных в эксплуатацию не ранее 1 января 2022 г.».
  • Срок наступления контрольного события 5.1 «Внесены в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, направленные на развитие института взаимного страхования в целях повышения заинтересованности граждан и юридических лиц в страховании своих имущественных интересов путем объединения в общества взаимного страхования» исключается в 2019 году в связи с переносом работы над законопроектом на 2020 год.
  • Срок наступления контрольного события 5.13 «Внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона, направленный на совершенствование регулирования рынка финансового лизинга, а также обеспечение дополнительной защиты имущественных прав лизингодателей» перенесен на 2020 год.

Необоснованным представляется пункт: «Исключается контрольное событие 3.3. «Внесен в Правительство Российской Федерации проект федерального закона в части совершенствования таможенной процедуры свободной таможенной зоны в Российской Федерации».» - поскольку в качестве обоснования Минфин России приводит тот факт, что согласование закона может носить затяжной характер, однако в таком случае событие является невыполненным с соответствующими последствиями для разработчиков, но не является основанием для его исключения.

4. Неточности в прилагаемых документах и неполнота сведений.

Так, в пояснительной записке указано, что «Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы (приложение № 4 к государственной программе) актуализированы и дополнены правовыми актами, панируемыми к внесению в Правительство Российской Федерации в 2020-2022 годах», однако указанное приложение в госпрограмме имеет порядковый номер 3.

При этом в указанных изменениях полностью отсутствуют планы по корректировке нормативной базы в рамках «регуляторной гильотины», затрагивающей, как минимум, ряд видов контроля, осуществляемых ФНС России (ККТ, азартные игры, букмекеры и тотализаторы), а также контроль Росалкогольрегулирования – иными словами, уже в плане на 2019 год должны быть отражены изменения по отмене действующих подзаконных актов, содержащих обязательные требования, проверяемые в рамках контрольно-надзорной деятельности, и введение нового регулирования согласно разрабатываемым сейчас моделям (по итогам их согласования в ходе рабочих групп, создаваемых при Правкомиссии по админ. реформе).

Общий вывод

В целом при подготовке государственной программы и изменениям к ней целесообразно придерживаться рекомендаций по самой программе и подходу к ее составлению, которые предоставляли ранее.