Результаты рассмотрения Минфином России экспертных предложений Общественного совета при Минфине России к проекту публичной декларации целей и задач Минфина России на 2018 год

Опубликован в разделе: Архив
скачать (DOCX, 24.6 KB)
Опубликовано: 02.04.2018Изменено: 02.04.2018
Результаты рассмотрения Минфином России экспертных предложений Общественного совета при Минфине России к проекту публичной декларации целей и задач Минфина России на 2018 год Скачать

Приложение № 2

к Порядку подготовки ежегодной публичной декларации целей и задач Министерства финансов Российской Федерации и отчетов о ходе ее реализации, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.11.2016 № 516

Результаты рассмотрения экспертных предложений членов Общественного совета при Минфине России
(к Публичной декларации целей и задач Минфина России на 2018 год)

 
п/п

Экспертное предложение

Позиция Министерства финансов Российской Федерации по экспертному предложению, обоснование позиции

Экспертные предложения члена Общественного совета при Министерстве С.Ю. Белякова

Положительный результат

1.

Пятый раздел, где речь идёт о формировании долгосрочных инструментов развития, в том числе и финансовых инструментов, ничего практически не сказано про рынок пенсионных капиталов, при том, что он на наш взгляд, да и в общем, это позиция Центрального банка, у Министерства финансов здесь есть колоссальные ресурсы. Мне кажется, что такое исключение из повестки Министерства темы пенсионной реформы, которая касается не только уровня пенсионного обеспечения, но и направления развития рынка пенсионных фондов как институтов, которые собирают и распределяют деньги в экономике, как систем регулирования деятельности пенсионного рынка в целом, несёт в себе определённые риски, связанные, главным образом, с тем, что мы становимся заложниками подхода социального блока, о том, что рынок пенсионных накоплений, пенсионных систем выполняет исключительно социальную функцию, которая, конечно же, важна, безусловно, но тогда мы сильно завуалируем возможности рассматривать этот инструмент как инструмент для финансирования экономики.

Учтено в публичной декларации целей и задач Минфина России на 2018 год.

В раздел V «Формирование долгосрочных финансовых ресурсов для развития экономики и обеспечение стабильности финансового рынка» добавлена следующая задача:

«В целях повышения уровня пенсионного обеспечения и создания дополнительного инвестиционного ресурса в экономике Российской Федерации предстоит разработать предложения по модернизации обязательного пенсионного страхования, обеспечивающие переход к личному участию граждан в формировании своих пенсионных накоплений при стимулирующей поддержке со стороны государства».

 

Экспертные предложения члена Общественного совета при Министерстве А.С. Калинин

Положительный результат

1.

Кроме того, мы бы хотели вернуться и решить в этом году вопрос изменения подходов к валютному регулированию, мы считаем, что это тормоз сегодня на пути развития экспорта, когда за невозврат 100 долларов от поставщика тебя могут оштрафовать, приостановить операции по счёту, это, конечно, анахронизм XX века.

Учтено в публичной декларации целей и задач Минфина России на 2018 год.

В раздел V «Формирование долгосрочных финансовых ресурсов для развития экономики и обеспечение стабильности финансового рынка» добавлена следующая задача:

«Дальнейшая либерализация норм валютного законодательства в отношении валютных операций юридических лиц-резидентов и граждан, а также мер ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации».

Отрицательный результат

2.

По формированию надёжных источников финансирования, мы бы обратили внимание на то, что нам была обещана разработка механизма ипотеки под коммерческую недвижимость, мы это обсуждали на площадке у президента, в чём наша большая озабоченность? Через уже 2 года не будет больше долевого участия в строительстве жилых домов, соответственно, произойдёт скачок стоимости коммерческой недвижимости в жилых домах, поскольку туда будут включены ещё проценты по банковскому обслуживанию, соответственно нужна другая регуляторика, потому чтобы банкам было выгодно финансировать такие покупки с другой, может быть, степенью формирования резервов, но механизм коммерческой ипотеки, о нём и президент говорил, его так же нужно сформировать в ближайшее время. Благодарю за внимание.

Председателем Правительства Российской Федерации
Д.А. Медведевым 21 декабря 2017 г. № 9679п-П9 утвержден План мероприятий  («Дорожная карта») по поэтапному замещению в течение трех лет средств граждан, привлекаемых для создания многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, банковским кредитованием и иными формами финансирования, минимизирующими риск граждан. Основной моделью финансирования жилищного строительства является:

   договор долевого участия: предусматривает уплату цены договора участия в долевом строительстве исключительно с использованием механизма счетов эскроу;

   договор счета эскроу: заключается между участником долевого строительства, застройщиком и банком; передача средств застройщику осуществляется после выполнения застройщиком обязательств по договору долевого участия;

  договор целевого кредита: заключается между застройщиком и банком, фондируется в том числе с учетом денежных средств, размещенных на счетах эскроу.

Дорожная карта включает, в том числе мероприятия по возможному внесению изменений в нормативные акты Банка России в части установления размера резервирования, исходя из кредитоспособности застройщика.

Головной исполнитель по Дорожной карте – Минстрой России, Минфин России является соисполнителем по части пунктов.

Кроме того, в соответствии с разделом II протокола  заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 19 октября 2016 г. № 8 утвержден паспорт приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье». Паспортом проекта предусмотрено, в том числе реализация пилотных проектов по созданию арендного жилья и апартаментов с использованием механизмов закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости.

Паспортом проекта предусмотрено выделение бюджетных ассигнований в 2017 – 2019 гг. в размере 20 млрд. рублей ежегодно.

Проект реализуется акционерным обществом «Агентство ипотечного жилищного кредитования» (новое наименование АО «ДОМ.РФ»), ответственный федеральный орган исполнительной власти – Минстрой России, Минфин России является соисполнителем по приоритетному проекту.

С учетом вышеизложенного, включение в публичную декларацию целей и задач Минфина России на 2018 год указанного вопроса нецелесообразно.

Экспертные предложения члена Общественного совета при Министерстве А.К. Афанасьева

Положительный результат

1.

… мелкое замечание, здесь совершенно справедливо замечено о необходимости защиты прав инвесторов и потребителей финансовых услуг, а также участников азартных игр и лотерей, но у нас действительно часто граждане в одной строчке это читают, финансовый рынок и азартные игры, давайте как-то их разобьём на два абзаца, спасибо.

Учтено в публичной декларации целей и задач Минфина России на 2018 год.

В раздел V «Формирование долгосрочных финансовых ресурсов для развития экономики и обеспечение стабильности финансового рынка» добавлена следующая задача:

«В 2018 году будет продолжена реализация ключевых направлений «дорожной карты» Основные мероприятия по развитию финансового рынка Российской Федерации на период 2016 - 2018 годов:

в целях развития рынка корпоративных облигаций планируется обеспечить упрощение процедуры и сокращение сроков эмиссии ценных бумаг, а также введение института бессрочных облигаций и структурных облигаций;

будут реализованы дополнительные меры по защите прав инвесторов и потребителей финансовых услуг».

Отрицательный результат

2.

… по пятой цели. Здесь стоит пункт о развитии рынка корпоративных облигации, хочу сказать, что здесь действительно за прошлый год просто уже прорыв, потому что объёмы выпуска, объёму торгов удвоились на Московской бирже, абсолютный рекорд за всё время существования объёмов торгов в частности по УФЗ, и вот нам очень важно сохранить, поймать этот тренд, удержать его, и мне кажется, что, может быть, сделать задачу, несколько иначе сформулировав, а именно сказав, что целью ставится повышение доли публичного долга в обязательствах российских компаний и в накоплениях российских граждан. Потому что смотрите, концентрация банковского сектора, о которой так много говорят сейчас, попадают у нас и компании в определённую зависимость тоже от банков, а это способ диверсификации источников финансирования, причём как мы видим, уже совершенно работающий. И в том числе он доступен и для средних компаний тоже, для мелких – вряд ли, а вот для средних тоже. И мне кажется, если сформулировать цель таким образом, как Benchmark, то, наверное, может быть, там много, может быть, существует мер, которые к этому приводят.

Считаем, что предлагаемая задача «повышение доли публичного долга в обязательствах российских компаний и в накоплениях российских граждан» может быть реализована исключительно через регулирование заимствований крупных российских компаний либо регулирование институциональных инвесторов (негосударственных пенсионных фондов, паевых инвестиционных фондов), которое относится к компетенции Банка России.