Департамент бюджетной политики и стратегического планирования

Был создан 29 апреля 2008 года (тогда - Департамент долгосрочного финансового планирования).
Департамент занимается разработкой бюджетной политики, а также участвует в формировании скоординированной экономической политики государства.

Основные направления деятельности: формирование походов к долгосрочной устойчивости федерального бюджета и сбалансированности бюджетной системы; анализ макроэкономических и финансовых рисков, а также подготовка мер по их нивелированию; создание инструментов планирования и прогнозирования экономической ситуации.

В частности, Департамент отвечает за подготовку основных направлений бюджетной политики на трехлетний период и бюджетного прогноза на долгосрочную перспективу; разработку структурных экономических реформ; формирование антикризисных планов; определение правил и требований к порядку оценки налоговых расходов на уровне федерации, субъектов и муниципалитетов.

Директор Департамента

Полномочия и функции департамента

  • Подготавливает для внесения в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Департамента;
  • Подготавливает к утверждению в установленном порядке нормативные правовые акты Министерства по осуществлению функций Министерства по вопросам, относящимся к установленной сфере ведения Департамента;

Осуществляет:

в части разработки, анализа и использования прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации:

  • проработку (в том числе совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации) вопросов разработки, нормативно-правового регулирования, согласования и актуализации прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации;
  • участие (совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации) в разработке порядков формирования прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе на долгосрочный период, включая методологическое и экспертное обеспечение;
  • подготовку позиции (заключений, результатов оценки и анализа) Министерства по проектам прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации, включая долгосрочные;
  • подготовку альтернативных прогнозов, сценариев и оценок социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных отраслей экономики, в том числе на долгосрочный период;
  • подготовку совместно со структурными подразделениями Министерства и другими министерствами и организациями прогнозов, оценок и аналитических материалов на долгосрочный период в части условий и показателей сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, оценки и прогнозирования финансовых и макроэкономических рисков, методологии долгосрочного прогнозирования;
  • подготовку предложений по совершенствованию макроэкономической и бюджетной политик в долгосрочном периоде;

в части оценки финансовых и макроэкономических рисков, обеспечения долгосрочной сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации:

  • формирование подходов к обеспечению долгосрочной бюджетной устойчивости и подготовку предложений руководству Министерства по данным вопросам, в том числе разработку и подготовку заключений на проекты федеральных законов о внесении изменений в бюджетное законодательство Российской Федерации в части использования дополнительных нефтегазовых доходов и «бюджетных правил»;
  • разработку материалов в части долгосрочного планирования, оценки и прогнозирования финансовых и макроэкономических рисков, макроэкономических показателей в рамках бюджетного процесса (в том числе при участии других структурных подразделений Министерства);
  • координацию работы по вопросам деятельности Национального совета по обеспечению финансовой стабильности, а также разработку соответствующих регламентирующих правовых актов;
  • подготовку информационно-аналитических и справочных материалов, предложений для Национального совета по обеспечению финансовой стабильности;
  • подготовку докладов для руководства и коллегии Министерства по вопросам финансовых и бюджетных рисков;
  • свод предложений структурных подразделений Министерства по подготовке долгосрочных финансовых, макроэкономических и иных прогнозов и оценок, подготовке аналитических материалов, пояснительных записок, докладов;
  • администрирование доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации в федеральный бюджет;

в части оценки эффективности налоговых расходов:

  • оценку влияния мер существующей системы льгот и освобождений на цели государственных программ Российской Федерации и (или) цели социально-экономической политики Российской Федерации;
  • формирование совместно со структурными подразделениями Министерства и другими министерствами и организациями перечня налоговых расходов Российской Федерации;
  • оказание методической помощи кураторам налоговых расходов Российской Федерации и субъектам Российской Федерации в разработке методик оценки эффективности налоговых расходов и проведении оценки их эффективности;
  • обобщение результатов оценки эффективности налоговых расходов Российской Федерации;
  • проведение сверки исходных данных, используемых для расчёта совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов субъектов Российской Федерации;

в части стратегического планирования:

  • участие в составлении методических указаний (рекомендаций) в сфере стратегического планирования, а также оказание методической помощи структурным подразделениям Министерства по вопросам стратегического планирования;
  • участие в подготовке заключений по проектам федеральных законов и иных правовых актов, затрагивающих вопросы стратегического планирования, проектам документов стратегического планирования (за исключением отраслевых документов стратегического планирования) на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере стратегического планирования Российской Федерации;
  • рассмотрение и формирование заключений по проектам стратегического прогноза Российской Федерации, основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, стратегии национальной безопасности Российской Федерации, стратегии экономической безопасности Российской Федерации, стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, стратегии пространственного развития Российской Федерации, основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации;
  • анализ, обобщение и практическое применение лучших практик мирового опыта в сфере стратегического планирования;
  • участие в определении угроз национальной безопасности Российской Федерации, мониторинг состояния национальной безопасности Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Департамента;
  • свод, обобщение данных, представляемых структурными подразделениями Министерства, и подготовку информационно-аналитических материалов о реализации стратегии национальной безопасности Российской Федерации и стратегии экономической безопасности Российской Федерации для формирования соответствующих ежегодных докладов Президенту Российской Федерации в части состояния национальной безопасности и экономической безопасности;
  • координацию деятельности структурных подразделений Министерства и подготовку сводных предложений в части формирования (корректировки) и реализации единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации;

в части выработки государственной политики и нормативно-правового регулирования по вопросам долгосрочного бюджетного планирования:

  • разработку бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период;
  • разработку, внесение в Правительство Российской Федерации нормативных правовых актов по подготовке, утверждению, внесению изменений в бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период;
  • разработку и применение методологических документов, регулирующих вопросы формирования, актуализации и реализации бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, включая методические рекомендации органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления;
  • ведение статистико-аналитической базы по основным параметрам бюджетной системы Российской Федерации;
  • обработку международного опыта долгосрочного бюджетного планирования и организацию апробации лучших практик в деятельность Министерства;

в части подходов к формированию бюджетной политики:

  • участие в подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, пояснительной записки к проекту федерального закона о федеральном бюджете в части формирования бюджетной политики;
  • формирование подходов к долгосрочной бюджетной устойчивости, в том числе разработку бюджетных правил;
  • разработку основных направлений бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период;
  • координацию деятельности структурных подразделений Министерства в части разработки мероприятий и отчетов по реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации по вопросам бюджетной политики;

в части обеспечения условий для выработки скоординированной экономической политики:

  • разработку предложений по структурным реформам для ускорения потенциального роста экономики;
  • организацию работы и координацию деятельности структурных подразделений Министерства по мониторингу исполнения планов мероприятий («дорожных карт») реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности «Трансформация делового климата», в части мероприятий, отнесенных к сфере ведения Министерства;
  • подготовку информационно - аналитических материалов и предложений по улучшению инвестиционного климата в России;
  • подготовку предложений и информационно-аналитических материалов в части организации работы Министерства по улучшению позиции Российской Федерации в ежегодном рейтинге Всемирного банка Doing Business;
  • участие (совместно с Министерством экономического развития Российской Федерации) в разработке антикризисных планов Российской Федерации, а также мониторинг и свод предложений структурных подразделений Министерства по мероприятиям плана;
  • усиление координации денежно-кредитной, бюджетной и валютной политики;
  • оценку взаимного влияния макроэкономической, бюджетной, долговой, налоговой политик и подготовку соответствующих докладов руководству Министерства;
  • рассмотрение и подготовку заключений по проектам законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам социально-экономического развития Российской Федерации, денежно-кредитной политики, долгосрочного планирования и прочим вопросам, относящимся к сфере компетенции Департамента;
  • участие в разработке основных направлений денежно-кредитной политики, платежного баланса Российской Федерации;
  • мониторинг и прогнозирование денежно-кредитных показателей и основных параметров валютной политики;
  • углубление синхронизации экономических моделей и совместных исследований между Министерством, Банком России, Министерством экономического развития Российской Федерации по ключевым вопросам экономической политики;
  • рассмотрение, разработку и экспертизу нормативных правовых актов, предложений, заключений по вопросам обеспечения ликвидности и операций на «открытом валютном рынке»;

в части аналитики и прогнозирования экономической ситуации, в том числе в отдельных отраслях экономики:

  • разработку интегрированной системы оценки и прогнозирования тенденций развития в отдельных отраслях экономики;
  • анализ и прогнозирование экономической ситуации в отдельных странах, региональных объединениях и в мировой экономике в целом;
  • анализ и прогнозирование ситуации, складывающейся на мировых финансовых и сырьевых рынках;
  • подготовку аналитических материалов, справок, заключений по результатам анализа мирового опыта экономической политики;
  • свод, обобщение и обработку предложений организаций, органов исполнительной власти, структурных подразделений Министерства, иных органов государственной власти, экспертных и научных организаций в сфере макроэкономической, бюджетной, налоговой, долговой и денежно-кредитной политики, стратегического планирования;
  • анализ влияния политики в бюджетной, налоговой, долговой и денежно-кредитной сферах на социально-экономическое развитие, в том числе на вариантной основе;
  • организацию и взаимодействие с иностранными инвесторами, представителями финансовых организаций в сфере компетенции Департамента;
  • улучшение структуры и гранулярности аналитических данных в рамках презентационных материалов для внешних экспертов;

в части сотрудничества с международными финансовыми организациями, экспертными и научными организациями, экономической интеграции:

  • участие в работе международных финансовых организаций, в том числе миссий международных финансовых организаций, анализ и оценку докладов международных финансовых организаций, участие в переговорах и консультациях с международными финансовыми организациями по вопросам долгосрочного стратегического прогнозирования, обеспечения сбалансированности бюджетов бюджетной системы, денежно-кредитной политики Российской Федерации;
  • создание регулярного механизма встреч руководства Министерства с экспертами в части экономической политики;
  • подготовку информационно-аналитических и справочных материалов, предложений, заключений по вопросам международного экономического сотрудничества в установленной сфере ведения Департамента;
  • рассмотрение вопросов формирования Единого экономического пространства по различным направлениям экономической интеграции (ЕЭП), экономической интеграции государств - участников СНГ, участия Российской Федерации во Всемирной торговой организации (ВТО), присоединения к Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), экономического взаимодействия государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС), стратегии партнерства с Европейским Союзом; функционирования Союзного государства, концепции Общего европейского экономического пространства с участием России и Европейского Сообщества (ОЕЭП) в пределах, касающихся компетенции Департамента;
  • создание механизма мониторинга и анализа экономик стран ЕАЭС;
  • организацию и координацию работы по распространению информации в соответствии со Специальным стандартом распространения данных (ССРД) Международного валютного фонда (МВФ);
  • организацию работы по анализу и (или) подготовке докладов международных финансовых организаций в рамках международных форумов по оценке соблюдения стандартов и кодексов, транспарентности, развития экономики и перспектив экономического роста;
  • разработку докладов и позиции руководства Министерства для участия в международных форумах, семинарах, конференциях в сфере ведения Департамента;

в части планирования и обеспечения прозрачности деятельности Министерства:

  • координацию работы структурных подразделений Министерства и подведомственных Министерству служб и агентств по вопросам:
    1. подготовки и мониторинга реализации ежегодной публичной декларации целей и задач Министерства, включая формирование отчетов о ходе её реализации;
    2. обеспечения в рамках реализации принципов открытости общественного обсуждения и экспертного сопровождения ежегодной публичной декларации целей и задач Министерства;
  • ведение на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» разделов «Публичная декларация целей и задач Минфина России» и «Общественный совет» в части компетенции Департамента;
  • координацию работы структурных подразделений Министерства по взаимодействию с Общественным советом при Министерстве в части методологического сопровождения, в том числе в рамках реализации принципов открытости в Министерстве;
  • свод, обобщение данных, представляемых структурными подразделениями Министерства, подготовку информационно-аналитических материалов о деятельности Министерства для включения в ежегодный отчет о результатах деятельности Правительства Российской Федерации;
  • подготовку материалов к расширенному заседанию коллегии Министерства;
  • разработку концепции и архитектуры Московского финансового форума.