Результаты рассмотрения предложений в проект итогового доклада к расширенному заседанию коллегии Минфина России «Об основных результатах деятельности Министерства финансов Российской Федерации в 2016 году и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2017 год», поступивших от Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации

Опубликован в разделе: Общественное обсуждение
скачать (XLSX, 55.38 KB)
Опубликовано: 12.05.2017Изменено: 12.05.2017
Результаты рассмотрения предложений в проект итогового доклада к расширенному заседанию коллегии Минфина России «Об основных результатах деятельности Министерства финансов Российской Федерации в 2016 году и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2017 год», поступивших от Общественного совета при Министерстве финансов Российской Федерации Скачать

Предложения

Результаты рассмотрения

Положительный ответ

В части пункта 1.2 «Ключевые тенденции и сценарии экономики, прогнозные бюджетные параметры и ограничения в текущем году и на среднесрочный период»

п.1.2 Ключевые тенденции и сценарии экономики, прогнозные бюджетные параметры и ограничения в текущем году и на среднесрочный период, основные макроэкономические риски и факторы неопределенности необходимо дополнить рассмотрением следующих вопросов:
А) Формирование системы управления экономическим ростом в Российской Федерации
- разработка комплекса мер по минимизации доли неформального сектора экономики Российской Федерации;
- совершенствование механизма по минимизации рисков влияния снижения темпов мирового экономического роста на экономический рост в Российской Федерации. 
В настоящее время ведется активная работа по выработке мер борьбы с теневой экономикой.  В дискуссии о разработке налоговой политики с учетом решения  задачи "детенизации" экономики принимают участие не только экономические ведомства, но и ключевые мировые эксперты в области экономики и финансов. В частности, уже второй год подряд в рамках работы Московского финансового форума проводится сессия, посвященная проблемам теневой экономики. В 2017  году деловая программа форума предполагает проведение ключевой пленарной сессии по теме «Как снять проклятие теневого сектора: международный опыт и отечественные особенности», в рамках которой планируется обсудить проблемы искажения социально-экономической среды, связанные с различного рода уклонениями, а также эффективность различных инструментов и мер, способных обеспечить выход экономики «из тени». К участию в данной сессии приглашены  Кеннет Рогофф (профессор экономики Гарварда), Пол Робин Кругман (лауреат Нобелевской премии по экономике), Витор Гаспар (директор Департамента по бюджетным вопросам Международного валютного фонда) и др. 
В настоящее время Минфином ведется активная работа по минимизации влияния внешний рисков на внутреннюю экономическую коньюнктуру. Среди используемых Минфином России интрументов:
-проведение сбалансированной бюджетной политики, обеспечивающей устойчивость государственных финансов при низких ценах на нефть;
-реализация операций на валютном рынке Минфина России, внедрение бюджетных правил;
-ориентация долговой политикик на внутренний рынок: развитие национального рынка заемного капитала;
-др.
п.1.2 Ключевые тенденции и сценарии экономики, прогнозные бюджетные параметры и ограничения в текущем году и на среднесрочный период, основные макроэкономические риски и факторы неопределенности необходимо дополнить рассмотрением следующих вопросов:
В) Повышение качества бюджетного прогнозирования в условиях рыночной неопределенности
- оптимизация процесса бюджетного прогнозирования путем внедрения инновационных инструментов прогнозирования налоговых поступлений в федеральный бюджет;
- внедрение зарубежного опыта разработки экономико-математических моделей интегрированного равновесия;
- формирование механизма мониторинга чувствительности бюджетных прогнозов к изменению макроэкономических условий с учетом среднесрочных и краткосрочных рисков;
- формирование сбалансированной структуры доходов федерального бюджета как инструмента достижения паритета экономических и бюджетных интересов.
Работа в данном направлении проводится.

В части пункта 2.1 «Управление доходами и их прогнозирование. Налоговая и таможенная политика»

А) В последнее время бизнес постоянно высказывает недовольство в отношении нестабильности налогового законодательства, частых изменений отдельных норм налогового законодательства.  Бизнес относит нестабильность налогового законодательства к числу важнейших проблем действующей налоговой системы. По данным «Статистического исследования законодательства РФ», проведенного компанией «Гарант» и Центром стратегических разработок период стабильности Налогового Кодекса составляет 14 дней. Задача - предпринять реальные шаги по повышению стабильности налогового законодательства, налоговой системы, налоговой политики. В рамках реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 1 декабря 2016 года предполагается в 2018 году подготовить и принять необходимые изменения в законодательство о налогах и сборах, предусматривающие настройку налоговой системы, и с 1 января 2019 года ввести их в действие, зафиксировав новые стабильные правила на долгосрочный период. 
Г) Проблеме эффективности налоговых льгот и преференций, предусмотренных российским налоговым законодательством, уделяется внимание на протяжении многих лет, в т.ч. выработка единой методики эффективности налоговых льгот, которая может использоваться не только на федеральном, но и региональном уровне. И здесь возникает ряд сложностей, связанных, в частности, с отсутствием должной информационной базы для определения эффективности налоговых льгот и преференций: 
- формы налоговой отчетности не содержат данных по категориям налогоплательщиков - льготников и видам их экономической деятельности, что затрудняет проведение инвентаризации и систематизации;
- отсутствует нормативно-установленная обязанность налоговых органов предоставлять в региональные органы власти и местные органы самоуправления информацию о фактических суммах применяемых налоговых льгот по всем их формам;
- отсутствие данных по налоговым льготам по организациям, реализующим бюджетно-эффективные инвестиционные проекты.
Предложение по созданию условий раскрытия информации в части категорий налогоплательщиков – льготников, уплаченных налогов и видов их экономической деятельности в целом поддерживается.
В соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты) и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
Статьей 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) установлено, что обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.
Является целесообразным внести изменения в Закон № 402-ФЗ по представлению обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности исключительно в налоговый орган по месту учета (принцип однократного представления «в одно окно»).
При этом в соответствии с экспертными предложениями целесообразно дополнить формы бухгалтерской (финансовой) отчетности позициями, отражающими детализированную информацию по предоставленным налоговым льготам, преференциям по детализированным видам деятельности.
Проведенный анализ позволил определить, что все формы статической налоговой отчетности можно разделить на 2 группы:
- содержащие детализированную информацию обо всех предоставляемых налоговых льготах (№ 1-ИБ, 5-НИО, 5-ВН);
- содержащие либо выборочную информацию, либо только общую информацию о сумме налоговых льгот (либо освобожденной от налогообложения налоговой базы) и количестве налогоплательщиков, их применяющих (№ 1-НДС, 5-П, 5-МН, 5-ТН, № 5-ВБР, 5-КГН, 5-НДФЛ, 1-ДДК, 5-ПМ).
Вместе с тем, ни те, ни другие не представляют собой «абсолютный» источник информации для оценки эффективности налоговой льготы каждой по отдельности. И тем более, не являются основанием для расчета оценки эффективности налоговых льгот применительно к различным отраслям экономики (видам экономической деятельности), а единственная форма, содержащая информацию о налогообложении по видам экономической деятельности (форма № 1-НОМ) не содержит информацию о налоговых льготах и преференциях.
Формы статистической налоговой отчетности по налогам формируются на основании показателей форм налоговых деклараций, утверждаемых ФНС России в соответствии со статьей 80 НК РФ. Состав показателей, включаемых в налоговые декларации, строго регламентирован НК РФ. ФНС России не вправе включать в форму налоговой декларации, а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов.
В связи с этим в формы статистической налоговой отчетности по налогам могут быть включены только показатели, имеющиеся в налоговых декларациях.
Сумма недопоступления налога в связи с применением налогоплательщиками льгот и преференций является одним из показателей, но не единственным, который может быть использован при осуществлении оценки востребованности и эффективности налоговых стимулирующих механизмов.
В комплексе мероприятий по осуществлению оценки востребованности и эффективности налоговых стимулирующих механизмов Минфином России совместно с ФНС России была произведена инвентаризация налоговых льгот и преференций; внесены изменения в налоговые декларации с максимально возможным отражением в них налоговых льгот и преференций; на информацию о налоговых льготах и преференциях расширена статистическая налоговая отчетность.
При этом отмечаем, что в рамках дальнейшей работы по анализу эффективности налоговых льгот вопрос внесения изменений в статистическую налоговую отчетности ФНС России будет дополнительно рассматриваться.
Большая часть отчетов, несмотря на значительную работу, проделанную в направлении совершенствования форм, нуждается в дополнениях и внесении изменений (конкретизация показателей, проранжированных по степени важности для обеспечения достоверной и объективной оценки эффективности налоговых льгот, где наименьший ранг соответствует наиболее важным (первоочередным) изменениям – в Таблице 1). В части предложений по совершенствованию форм статистической налоговой отчетности сообщаем.
1. В отношении предложения по совершенствованию статистической налоговой отчетности по форме № 1-НДС «Отчет о структуре начислений налога на добавленную стоимость» (пункт 1 таблицы 1) в части указания количества налогоплательщиков вместо (либо одновременно) с указанием количества налоговых деклараций, учтенных при формировании соответствующих показателей отчета, сообщаем следующее.
В связи с установленным главой 21 НК РФ порядком исчисления налога на добавленную стоимость налогоплательщики обязаны исчислять налог и отражать соответствующие данные в налоговой декларации в случае осуществления в налоговом периоде (квартале) соответствующих операций по НДС. Таким образом, количество налоговых деклараций, учтенных при формировании показателей отчета, и количество налогоплательщиков налога на добавленную стоимость различаются, в том числе имеют различную динамику по налоговым периодам (кварталам) календарного года.
В отношении налогоплательщиков, применяющих льготы, установленные статьей 149 НК РФ, необходимо отметить, что нормы указанной статьи предусматривают освобождение от НДС как операций по реализации отдельных товаров (работ, услуг), так и по реализации товаров (работ, услуг) отдельными категориями налогоплательщиков. Соответственно одни льготы носят разовый характер, но могут применяться любым налогоплательщиком НДС (например, реализация ценных бумаг, долей в уставном капитале, передача товаров (работ, услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности и др.), а другие - применяются при осуществлении определенной деятельности (например, оказание медицинских, образовательных услуг) либо при соответствии установленным критериям (например, льготы для общественных организаций инвалидов, банков, негосударственных пенсионных фондов и т.п.). Кроме того, налогоплательщики могут применять несколько льгот по НДС одновременно.
  В связи с этим считаем, что необходимо проработать вопрос о методике определения количества налогоплательщиков НДС для целей статистической налоговой отчетности, периодичность подсчета данного показателя, в том числе налогоплательщиков, использующих льготы по НДС.
2. В отношении отчета по форме №5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам» (пункт 3 таблицы 1).
По вопросу добавления 2 недостающих кодов налоговых льгот и видов объекта налогообложения, согласно пункта 4 статьи 407 НК РФ. Приказом ФНС России от 28 декабря 2016 г. № ММВ-7-1/725 утверждена форма отчета №5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам» за налоговый период 2016 года, в которой предусмотрена информация о количестве налогоплательщиков и сумме налога на имущество физических лиц, не поступившей в бюджет в связи с предоставлением налоговых льгот, установленных пунктом 1 статьи 407 НК РФ (в отношении всех категорий).
 Возможность отражения в отчетности информации о налоговых льготах с ранжированием по видам объектов недвижимости будет рассмотрена при утверждении формы отчета за налоговый период 2017 года.
3. В отношении отчета по форме 5-НДПИ «Сведения о налоговой базе и структуре начислений по налогу на добычу полезных ископаемых» (пункт 4 таблицы 1):
По вопросу разделения строки 124 раздела 1 с целью отражения информации о суммах «недопоступления» в связи с применением коэффициента Ккан отдельно по Каспийскому и Азовскому морям отмечаем, что изменения в части выделения из строки 124 информации о добыче нефти в Азовском море будут внесены в статистическую налоговую отчетность за 2017 год.
  4. В отношении отчета по форме № 5-ТН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу» (пункт 5 таблицы 1).
2) По вопросу добавления в раздел 2 строк, содержащих данные о сумме налоговых льгот и количестве налогоплательщиков, которые освобождены от уплаты налога согласно статье 361.1 НК РФ, сообщаем, что приказом ФНС России от 30 ноября 2016 г. № ММВ-7-1/647 утверждена форма отчета  №5-ТН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу» за налоговый период 2016 года, в которой предусмотрены показатели:
- количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов, применяющих налоговый вычет на транспортное средство, имеющее разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированное в реестре транспортных средств системы взимания платы (строка 1123 раздела 1);
- сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот (освобождением от уплаты налога), в том числе налогового вычета на транспортные средства, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированные в реестре транспортных средств системы взимания платы (строка 1530 раздела 1);
- количество налогоплательщиков, учтенных в базе данных налоговых органов, которым предоставлены налоговые льготы, установленные в соответствии со статьей 361.1 НК РФ (строка 2150 раздела 2);
- сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот (освобождением от уплаты налога), установленных в соответствии со статьей 361.1 НК РФ (строка 2530 раздела 2).
  5. В отношении отчета по форме №5-ВБР «Отчет о структуре начислений по сбору за пользование объектами водных биологических ресурсов» (пункт 6 таблицы 1).
В настоящее время дополнить статистическую налоговую отчетность по форме № 5-ВБР информацией о размерах налоговых льгот не представляется возможным в связи с отсутствием в форме сведений, представляемой плательщиками сбора в налоговые органы, данных о величине примененных льгот.
При этом, подготовлена новая форма Сведений о полученных разрешениях на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, суммах сбора за добычу (вылов) водных биологических ресурсов, подлежащих уплате в виде разового и регулярных взносов. После вступления в силу указанной формы сведений будут внесены изменения в форму статистической налоговой отчетности в части дополнения информацией о суммах примененных льгот.
6. В отношении отчета по форме № 5-КГН «О налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций по консолидированным группам налогоплательщиков» (пункт 7 таблицы 1).
До 01.01.2017 согласно статье 278.1 НК РФ консолидированная налоговая база по КГН определялась на основании суммы всех доходов и суммы всех расходов участников консолидированной группы налогоплательщиков, учитываемых в целях налогообложения прибыли. Определение прибыли или убытков отдельно по каждому участнику КГН НК РФ не предусматривалось.
С 01.01.2017 консолидированная налоговая база определяется как сумма всех налоговых баз участников консолидированной группы с учетом установленных особенностей. Убытки, полученные участниками КГН, учитываются при определении консолидированной налоговой базы с учетом установленного для этого ограничения.
Соответственно, при внесении изменений в форму налоговой декларации в ней будут предусмотрены показатели о сумме учтенных (не учтенных) убытков участников группы. Данные показатели будут включены и в статистическую налоговую отчетность.
  7. В отношении отчета по форме № 5-НДФЛ «О налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому налоговыми агентами» (пункт 8 таблицы 1)
1) Предлагаемые изменения в части изменить строк 1340-1342 раздела 3 отчета, в частности количество социальных налоговых вычетов (строчек) следует увеличить до 8 (итоговая и по кодам 320-328 отдельно) будут рассмотрены при подготовке изменений в действующую форму статистической налоговой отчетности 5-НДФЛ «О налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому налоговыми агентами», утвержденную Приказом ФНС России от 16 февраля 2016 г.  № ММВ-7-1/84@.
8. В отношении отчета по форме № 1-ДДК «О декларировании доходов физическими лицами» (пункт 9 таблицы 1).
В части предложений по внесению в раздел 2 строк с информацией по имущественным вычетам в размере выкупной стоимости земельного участка и расположенного на нем иного объекта недвижимого имущества (пп.2 п. 1 ст.220 НК РФ) и расходов по процентам по на погашение процентов по целевым займам, фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимости (пп.4 п. 1 ст.220 НК РФ), а также разделению строк 2090 и 2091 по двум социальным вычетам: в размере уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения и дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (ранги 1 и 3).
Возможность принятия предлагаемых изменений будет рассмотрена при подготовке изменений в действующую форму статистической налоговой отчетности 1-ДДК «О декларировании доходов физическими лицами», утвержденную Приказом ФНС России от 16 февраля 2016 г. № ММВ-7-1/84@.
  9. В отношении отчета по форме №5-ЖМ «Отчет о структуре начислений по сбору за пользование объектами животного мира» (пункт 11 таблицы 1) будет проработан вопрос дополнения формы статистической налоговой отчетности данными о количестве плательщиков сбора, применивших налоговые льготы.
При наличии возможности строка о количестве таких плательщиков сбора будет внесена в форму отчета за 2017 год. 

В части раздела «Финансовые рынки и имущественные отношения пункта 2.5 «Финансовая политика»

По задаче 1 «Уточнить перечень инсайдерской информации» дополнить организацией противодействия использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. Для этого сформировать государственную систему мониторинга сделок на рынке ценных бумаг и оптимизировать систему внутреннего контроля профессиональных участников рынка ценных бумаг. Минфином России подготовлен и 27.02.2017 направлен в Правительство Российской Федерации проект поправок на проект федерального закона 925980-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Законопроект в редакции проекта поправок предусматривает дальнейшее совершенствование законодательства Российской Федерации в области противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. В частности, законопроект направлен на повышение эффективности регулирования в сфере неправомерного использования инсайдерской информации, а также оптимизацию административной нагрузки на участников рынка в связи с необходимостью соблюдения ими мер, направленных на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации.

По задаче 2 «Упростить и сократить сроки процедуры эмиссии ценных бумаг, а также ввести институт бессрочных облигаций» дополнить разработкой механизма снижения временных и стоимостных издержек, связанных с привлечением средств на фондовом рынке для российских компаний. Разработанный Минфином России совместно с иными заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и Банком России проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг» направлен на упрощение и сокращение сроков процедуры эмиссии ценных бумаг.
Законопроект, в частности, предусматривает:
- сокращение сроков проведения внутрикорпоративных процедур, необходимых для выпуска облигаций, а также упрощенную процедуру эмиссии в рамках программы облигаций для любых облигаций, не конвертируемых в акции;
- освобождение эмитентов от обязанности предоставления уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг и возможность предоставления документов, удостоверяющих права по ценным бумагам, в Банк России или регистрирующую организацию в электронной форме.
Эти и другие меры, направленные на упрощение процедуры эмиссии ценных бумаг и сокращения ее сроков, будут способствовать также сокращению издержек, связанных с привлечением средств эмитентов.
По задаче 3 «Обеспечить увеличение поступлений в федеральный бюджет доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, а также прибыли федеральных государственных унитарных предприятий» дополнить совершенствованием дивидендной политики акционерных обществ с государственным участием, использованием нераспределенной прибыли прошлых лет акционерных обществ с государственным участием как дополнительного источника доходов от управления федеральным имуществом в виде дивидендов по акциям. Предложения могут быть учтены при подготовке изменений в законодательство Российской Федерации.

В части раздела «Банковская деятельность пункта 2.5 «Финансовая политика»

По задаче 1 «Определить синдицированный кредит как новый инструмент банковского кредитования», принимая во внимание потребность в более активном участии денежно-кредитных институтов в достижении стоящих перед экономикой страны задач. Предложения поддерживаются.
По задаче 2 «Разделить банки по перечню допустимых операций на банки с универсальной и базовой лицензией» следует отметить, что она ограничена констатацией. Внедрение механизма пропорционального регулирования для банков с разными типами лицензий предполагает облегченный режим для банков, принимающих низкий уровень риска. Полагаем, что ограниченный режим регулирования и перечень совершаемых операций приведет к тому, что небольшие банки (с капиталом 300 млн. руб.) будут склонны проводить более рискованные операции, поскольку портфель их активов, в частности, кредитов, будет далеко не диверсифицированным. Представляется целесообразной дифференциация банков не только по абсолютному размеру капитала, но, прежде всего, по уровню принимаемых рисков. Одним из направлений минимизации рисков, действительно, является запрет на проведение отдельных высокорисковых операций, однако перечень ограничений требует тщательной проработки. Кроме того, реализация данной задачи в последующем потребует оценки последствий для конкурентной среды и обеспеченности участников рынка финансовыми и банковскими услугами.  Принят Федеральный закон от 01.05.2017 № 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Задача 3 «Определение дополнительных механизмов финансового оздоровления кредитных организаций и законодательное обеспечение функционирования Фонда консолидации банковского сектора» предполагает переход к новой, «капитальной» модели финансового оздоровления кредитных организаций и одновременно потребует оценки эффективности ее функционирования с позиции экономии финансовых ресурсов. При этом, в законодательстве необходимо прописать порядок и мониторинг планов финансового оздоровления банков, находящихся на санации, поскольку этот инструмент во многом определит эффективность конечного результата  восстановление финансовой устойчивости санируемой кредитной организации.  Принят Федеральный закон от 01.05.2017 № 84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Задачу 4 «Регулирование финансовых сделок и планируемое усовершенствование обращения сберегательных сертификатов» необходимо дополнить вопросом о включении такого инструмента как сберегательный сертификат в систему страхования депозитов, что повысило бы его привлекательность для населения и позволило банкам формировать практически «безотзывные» ресурсы частных лиц. Предложения поддерживаются.

В части раздела «Страховая деятельность пункта 2.5 «Финансовая политика»

К задачам на 2017 год следует добавить проблемы с перестрахованием предприятий и граждан, попавших под экономические санкции, которые распространяются не на весь страховой рынок и могут быть решены на основе предоставления государственных гарантий или создания государственного перестраховщика. В июле 2016 года в Закон Российской Федерации от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 363-ФЗ были внесены изменения, предусматривающие создание национальной перестраховочной компании в организационно-правовой форме акционерного общества, сто процентов акций которого принадлежат Банку России.
Во исполнение указанного решением Совета директоров единственного учредителя - Банка России (решение от 29.07.2016 № 1) перестраховщик был создан. В октябре 2016 года он получил лицензию на осуществление перестрахования.
Наименование на текущий момент: Российская национальная перестраховочная компания.
Основная цель создания: дополнительная защита имущественных интересов страхователей, в том числе в отношении которых имеются ограничения, прямо или косвенно связанные с решениями органов иностранных государств или международных организаций и препятствующие их перестрахованию за пределами территории Российской Федерации, и обеспечение финансовой устойчивости страховщиков.
Формирование концепции регионального развития страхования в России, в том числе принятие изменений в Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 03.07.2016) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» касательно выделения региональных компаний и установления им адекватных требований к капиталу и собственным средствам одновременно с ограничением деятельности в отношении обязательного страхования и территории страхования. Вопрос находится в стадии обсуждения. Однако уже на стадии проработки выявлен ряд проблем, требующих всесторонней и взвешенной оценки. С учетом нормативно установленных требований к представительству страховщика по ОСАГО во всех субъектах Российской Федерации, а также при текущей практике осуществления продаж электронных полисов, территория, на которой распространяются страховые продукты, не имеет региональной привязки. С учетом изложенного, снижение требований к региональным страховщикам, в ситуации, когда они, по факту, вынуждены решать вопросы по сопровождению договоров, урегулированию убытков и пр. на территории, не ограниченной регионом своего присутствия, может негативным образом отразиться на финансовой устойчивости страховщиков и, как следствие, качестве получаемой потребителем услуги. Соответственно, все решения по рассматриваемому направлению могут приниматься только после изучения их влияния на финансовую устойчивость страховщиков, обеспечивающую выполнение ими всех принятых на себя обязательств. Учитывая единство экономических условий инвестиционной деятельности страховых организаций, требования к созданию юридических лиц, лицензированию их деятельности, предусмотренные статьей 938 Гражданского кодекса Российской Федерации, - вопрос является дискуссионным.
Модернизация регулирования обществ взаимного страхования (ОВС) с целью повышения их роли в страховании граждан и малого бизнеса. Вопрос прорабатывается.
Изучается международный опыт, текущая практика деятельности ОВС на страховом рынке России.
Рассматривается необходимость изменения нормативного регулирования, в том числе целесообразность внесения изменений в Федеральный закон от 29.11.2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании».
Совершенствование рынка моторного страхования, включая реформу ОСАГО в части изменения условий тарификации на основе боле полного учета факторов риска, а также формирование стандартов автокаско, учитывающих возможность и необходимость использования франшиз. 1. В части ОСАГО:
Ведется работа, предусматривающая изменение законодательного регулирования в рассматриваемой сфере, в том числе по следующим направлениям:
- совершенствование системы тарификации обязательного страхования и расширение возможностей страхователей выбирать условия, на которых заключается договор обязательного страхования;
- совершенствование законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств по итогам правоприменительной практики в части осуществления контроля за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по обязательному страхованию своей гражданской ответственности, дополнительного регулирования порядка осуществления компенсационных выплат, уточнения оснований для предъявления регрессного требования, порядка заключения договора ОСАГО в рамках государственных муниципальных контрактов;
- совершенствование предусмотренной статьей 11.1 Федерального закона 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» процедуры оформления без участия сотрудников полиции документов о дорожно-транспортном происшествии в случаях, когда причинен только материальный ущерб, и обеспечение соблюдения интересов застрахованных лиц по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств при оформлении таких документов.
2. В части добровольного страхования автотранспортных средств:
Инструменты для реализации предложения на законодательном уровне предоставлены. На текущий момент они активно используются для создания и внедрения стандартов и минимальных требований к условиям осуществления добровольного страхования транспортных средств. Так, например:
  1) минимальные (стандартные) требования устанавливает своими указаниями Банк России, в том числе:
- Указание Центрального Банка Российской Федерации от 12.09.2014 г. n 3380-у «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям осуществления добровольного страхования средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта) и добровольного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств»;
- Указание Центрального Банка Российской Федерации от 20.112015 г. n 3854-у «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования».
Формирование и совершенствование механизма государственно-частного партнерства на рынках страхования имущества граждан (муниципальное страхование жилья, микрострахование) и медицинского страхования (инкорпорация обязательного медицинского страхования в полисные условия по добровольному страхованию и/или в платные медицинские услуги). По всем указанным направлениям проводится работа, в том числе:
1. В части страхования жилья:
Разработанный Минфином России проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий», принят Государственной Думой в первом чтении 27 февраля 2015 года. В настоящее время проводится подготовка проекта федерального закона ко второму чтению.
2. В части медицинского страхования:
В рамках проводимой работы изучаются и формулируются возможные решения в направлении оптимизации системы медицинского страхования, включая обеспечение возможности заключения договоров добровольного медицинского страхования, предусматривающих страховые медицинские программы, которые не дублируют, а исключительно дополняют базовую и территориальную программы ОМС, а также порядок их заключения. Данная работа может быть продолжена после конкретизации случаев оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на территории Российской Федерации независимо от их гражданства, цели и продолжительности пребывания на территории Российской Федерации, виды и порядок оказания такой помощи, а также уточнения пределов по видам и объемам медицинской помощи в рамках базовой и территориальных программ ОМС (демаркация ОМС), которые нужны для понимания возможностей дополнения объемов ОМС добровольным медицинским страхованием.
Развитие рынка страхования жизни на основе принятия мер по его популяризации, введения новых мер налогового стимулирования, формирования системы государственных и/или отраслевых гарантий сохранности накоплений граждан в полисах страхования жизни. В рамках проводимой работы в целях стимулирования граждан к заключению договоров страхования жизни и повышения прозрачности данного сегмента страхового рынка приняты Федеральные законы, предусматривающие:
- высвобождение из налогооблагаемой базы доходов, полученных налогоплательщиком по договорам добровольного страхования жизни в виде страховых выплат, связанных с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока, либо в случае наступления иного события, если по условиям такого договора страховые взносы уплачиваются не только налогоплательщиком, но и (или) членами его семьи и (или) близкими родственниками (Федеральный закон от 28.12.2013 № 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 27.5-3 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»);
- предоставление социального налогового вычета в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни (Федеральный закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации»);
- предоставление социального налогового вычета по договору (договорам) добровольного страхования жизни  у работодателя до окончания налогового периода, (Федеральный закон от 30.11.2016 № 403-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).
Для повышения уровня открытости страховщиков и доступности (понимания условий) страхования предусмотрены возможность установления Банком России минимальных (стандартных) требований к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования, в частности страхования жизни, обязанность раскрытия информации о страховщике, о размере выплачиваемого агенту комиссионного вознаграждения и условиях страхования, в том числе о расчетах изменения в 
течение срока действия договора страхования страховой суммы, расчетах страховой выплаты или выкупной суммы, информацию о способах начисления и об изменении размера инвестиционного дохода, возможность заключения договора страхования жизни на случай смерти и дожития в виде электронного документа, уточнено понятие страховой суммы, предполагающее заключение договоров инвестиционного страхования жизни с изменяющимся в течение срока действия договора страхования размером страховой суммы; введены требования по обязательному использованию института специализированного депозитария (Федеральный закон от 23.07.2013 № 234-ФЗ).
Для освобождения граждан, обращающихся к страховщикам за страховыми выплатами по договорам личного страхования и договорам страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни и здоровью третьих лиц, от необходимости самостоятельно предъявлять в медицинские организации письменное согласие на предоставление страховщикам сведений о состоянии своего здоровья, разработан проект федерального закона «О внесении изменения в статью 10 Закона Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – законопроект), позволяющий сократить сроки рассмотрения страховщиками заявлений о страховой выплате в случаях, когда для принятия решения об осуществлении страховой выплаты необходимо наличие указанных сведений.
В целях повышения уровня финансовой устойчивости страховщиков, в частности, осуществляющих деятельность по страхованию жизни, в законодательство Российской Федерации о страховании введены нормы об обязательности организации страховщиком внутреннего аудита и системы внутреннего контроля, о необходимости отражения в аудиторском заключении о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о выполнении требований финансовой устойчивости и платежеспособности и об эффективности организации системы внутреннего контроля страховщика, об обязательном 
  использовании страховщиками жизни института специализированных депозитариев, об обязательности актуарного оценивания деятельности, регламентирована процедура передачи страхового портфеля.
Разработка мер по включению коммерческих страховщиков в пенсионную реформу. Предложения будут рассмотрены в рамках реализации Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.
Реформирование накопительной составляющей пенсионной системы осуществляется в соответствии со Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, одной из целей которой является расширение состава финансовых институтов, допускаемых к участию в формировании пенсионных накоплений, в том числе за счет включения страховых компаний и кредитных организаций.
Полагаем, что работа по обсуждению и проработке вопросов совершенствования пенсионной системы должна быть продолжена с учетом обеспечения ее долгосрочной сбалансированности и соответствия современному уровню экономического развития Российской Федерации.
Повышение качества корпоративного управления в страховых компаниях, повышение финансовой устойчивости самих страховщиков и страхового рынка в целом. В силу того, что в рамках действующего законодательства регулирование корпоративных отношений осуществляется в отношении более широкого круга лиц, нежели страховые организации, работа по данному направлению проводится на системной основе, но носит долгосрочный характер.
Так, Минфином России, в числе прочего:
- реализовано изменение нормативного правового регулирования деятельности страховых организаций в части:
- внутреннего контроля, внутреннего аудита, требований к руководителям страховых организаций (в том числе к единоличному исполнительному органу, руководителю коллегиального исполнительного органа), а также дано определение страховой группы и установлены требования к головной организации страховой группы по консолидированной отчётности (Федеральный закон от 23.07.2013 г. № 234-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);
- рассмотрены рекомендации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по руководящим принципам управления страховыми компаниями. По результатам проведена оценка действующего страхового законодательства на предмет соответствия данной рекомендации и определены направления совершенствования.
Банком России одобрен и рекомендован к применению акционерными обществами, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, Кодекс корпоративного управления (письмо Центрального Банка Российской Федерации от 10.04.2014 г. № 06-52/2463).
Внимание рассматриваемой теме также уделяется саморегулируемой организацией страховщиков - Всероссийским союзом страховщиков.
Формирование комплекса мер по повышению транспарентности деятельности страховых агентов, в том числе на основе ведения единого российского Реестра страховых агентов. Работа в данном направлении проводится.
На текущий момент нормативно установлена обязанность страховщиков по ведению реестров страховых агентов и страховых брокеров, с которыми у них заключены договоры об оказании услуг, связанных со страхованием.
Реестры размещаются страховщиками на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и должны обеспечивать возможность идентификации посредников.
Всероссийским союзом страховщиков прорабатываются организационные и технологические вопросы, связанные с созданием единого реестра страховых агентов и страховых брокеров.
Совершенствование программ повышения финансовой грамотности в части страхования, разработка мер по повышению не только страховой культуры, но и культуры страхования. Работа по данному направлению проводится на постоянной основе, в том числе:
Минфином России:
- открыт федеральный портал по финансовой грамотности;
- совместно с Всемирным банком и во взаимодействии с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Центральным Банком Российской Федерации, Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, другими ведомствами и организациями реализован проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», целью которого является повышение финансовой грамотности российских граждан (в том числе разработаны учебно-методические материалы по повышению финансовой грамотности для учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов), содействие формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг, который 28 ноября 2016 года в Стокгольме был удостоен международного приза Global Inclusion Awards;
- проводятся семинары и конкурсы журналистских работ, посвященные вопросам финансовой грамотности; Всероссийская неделя финансовой грамотности; международные практические конференции; Всероссийская неделя сбережений, обучение финансовой грамотности учащихся школ.
Всероссийским союзом страховщиков уделяется внимание вопросам установления стандартов этики деятельности на страховом рынке Российской Федерации (разработан «Кодекс профессиональной этики деятельности на страховом рынке Российской Федерации», который подписала 81 страховая организация).

Формирование мер по обеспечению прав страхователей, выгодоприобретателей и застрахованных лиц на случай банкротства страховой компании, а для эффективного разрешения спорных случаев при организации страховых выплат обеспечить создание института страхового омбудсмена в приоритетном по отношению к иным финансовым рынкам порядке. По данному направлению ведется работа.
Изменено законодательное регулирование процедуры банкротства страховых организаций, в результате чего:
- сокращено количество процедур, применяемых в деле о банкротстве страховых организаций (исключено наблюдение);
- функции конкурсного управляющего переданы Агентству по страхованию вкладов;
- усовершенствована работа временной администрации;
- принятые нормы позволят повысить эффективность мер по предупреждению банкротства страховых организаций и полноту удовлетворения требований кредиторов.
Также законопроектом № 517191-6 «О финансовом уполномоченном по правам потребителей услуг финансовых организаций» предусматривается создание нового механизма досудебного рассмотрения споров между гражданами и финансовыми организациями, с которыми гражданами заключены гражданско-правовые договоры. Законопроектом предусмотрено бесплатное для граждан досудебное рассмотрение таких споров финансовыми уполномоченными по правам потребителей финансовых услуг.
Восстановление института типовых правил страхования и совершенствование стандартов ведения страхового бизнеса, в том числе на основе применения системы профстандартов. По данному направлению работа проводится.
В части создания и внедрения стандартов и минимальных требований к условиям осуществления добровольного страхования:
1) минимальные (стандартные) требования устанавливает своими указаниями Банк России в соответствии с абзацем три пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
2) разработка стандартов также ведется созданной на базе Всероссийского союза страховщиков саморегулируемой организацией, профессиональными объединениями страховщиков, созданными в рамках законов о  конкретных видах обязательного страхования.
В части профстандартов:
Минтрудом России разрабатываются и утверждаются профессиональные стандарты (виды профессиональной деятельности) в сфере страхования.
Например, на текущий момент утверждены такие профессиональные стандарты как: страховой брокер, специалист по страхованию, специалист по организации администрирования страховых взносов и т.д.

В части пункта 2.6 «Регулирование бухгалтерского учета, финансовой деятельности и аудиторской деятельности»

Принять Концепцию дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации (приказ Минфина России) (добавить - "основанную на исследованиях трендов трансформации профессий в современном обществе"). Данные предложения будут учтены в работе по реформированию системы регулирования и надзора в сфере аудиторской деятельности.
Оптимизировать круг участников рынка аудиторских услуг, имеющих право оказывать аудиторские услуги общественно значимым клиентам (повысить требования к участкам рынка аудиторских услуг, к информационной открытости их деятельности и др.) - убрать, заменив на "повысить требовательность к участкам рынка аудиторских услуг, имеющих право оказывать аудиторские услуги общественно значимым клиентам".
Ввести в действие механизм обобщения практики применения международных стандартов аудита на территории Российской Федерации - убрать, заменив на "ввести в действие механизм обобщения практики применения и эффективности перехода на международные стандарты аудита на территории Российской Федерации" Данное предложение будет учтено в работе по введению в действие международных стандартов аудита для применения на территории Российской Федерации, анализу и обобщению практики их применения.  
Повысить качество процедуры экспертизы применимости документов МСФО на территории Российской Федерации (добавить - "учитывающей действующую правовую модель страны"). Предложение будет учтено при внесении изменений в Соглашение об экспертизе применимости МСФО и разъяснений МСФО, заключенном Министерством финансов Российской Федерации с экспертным органом по проведению экспертизы применимости документов МСФО на территории Российской Федерации.
В целях контроля за учетом затрат и калькулированием себестоимости продукции разработать отраслевые стандарты по планированию, учету затрат и калькулированию себестоимости продукции (в первую очередь, для предприятий с государственным участием и предприятий-монополистов) (добавить). Членами Совета по стандартам бухгалтерского учета от Минфина России будет предложено Совету рассмотреть вопрос о целесообразности разработки указанных отраслевых стандартов. 
В целях контроля за затратами и формированием себестоимости продукции (работ, услуг) ускорить внедрение МСФО «Основные средства» и «Запасы» (добавить). Предложение учтено в программе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2017-2019 гг., одобренной Советом по стандартам бухгалтерского учета (протокол от 21.03.2017 № 15). В указанной программе, в том числе, установлены предполагаемые даты рассмотрения и принятия федеральных стандартов бухгалтерского учета «Основные средства» и «Запасы», разрабатываемых на основе МСФО. 

Отрицательный ответ

В части пункта 2.1 «Управление доходами и их прогнозирование. Налоговая и таможенная политика»

Б) К числу основных изменений в налоговом законодательстве в 2017 г. предполагается расширить перечень подакцизных товаров парфюмерно-косметической продукцией и продукцией бытовой химии. Цель такого нововведения – противодействие употреблению населением спиртосодержащих жидкостей в пищевых целях.
Следует поставить под сомнение эффективность предлагаемой меры для достижения поставленной цели по следующим основаниям:
- продукция бытовой химии изготавливается на основе денатурированного спирта. Денатурирующие добавки содержат Битрекс, обладающий рвотным эффектом, и его применение в пищевых целях невозможно в принципе. При этом установление акцизов на продукцию бытовой химии приведет к её удорожанию;
- стоимость парфюмерно-косметической продукции в аэрозольной или завальцованной упаковке существенно превышает стоимость эквивалентного количества легального алкоголя, в связи с чем установление акцизов на указанную продукцию с целью заботы о здоровье населения лишено смысла. По оценкам экспертов, стоимость популярных одеколонов фабрики «Новая Заря» за счет введения акциза возрастет в полтора раза.
С учетом данных факторов, использование налоговых методов для косвенного воздействия государства на потребление отдельных видов товаров не даст ожидаемого эффекта, однако приведет к удорожанию этих видов продукции и будет способствовать инфляционным процессам.
Решение об изменении действующего порядка налогообложения акцизами непищевой спиртосодержащей продукции будет принято после всестороннего рассмотрения данного вопроса с учетом интересов бюджетов всех уровней, бизнес-сообщества и потребителей указанной продукции.
В) В числе основных изменений налогового законодательства в 2017 г. также рассматривается предоставление налогоплательщикам, осуществляющим экспортные операции, возможность не применять ставку НДС в размере 0%. При этом для отказа от нулевой ставки экспортеры должны подать заявление в ФНС России до начала налогового периода, с которого они планируется.  Предполагается, что данная мера должна упростить применение вычетов по НДС. Однако при торговле с иностранными контрагентами отказ от нулевой ставки удорожает товары и снижает конкурентоспособность российских компаний.
Кроме того, применение ставки НДС 0% по экспортным операциям соответствует международному правилу налогообложения, состоящему в том, что обложение НДС по экспортно-импортным операциям осуществляется по принципу страны назначения. Данное правило позволяет избегать двойного международного налогообложения.
Законопроект «О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» подготовлен во исполнение  поручения Председателя Правительства Российской Федерации  Д.А. Медведева, а также в рамках реализации Плана мероприятий («дорожной карты») «Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта», утвержденного распоряжением Правительства РФ от 29 июня 2012 г. № 1128-р.
Данный законопроект направлен на поддержку  экспортеров, которые поставляют товары на экспорт мелкими партиями, либо отправляют товары на экспорт по почте.
Законопроектом предлагается  предоставить налогоплательщикам право не применять предусмотренную Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ)  нулевую ставку НДС при экспорте, а также при перевозке товаров, поставляемых на экспорт.
Возможность отказа от применения нулевой ставки НДС позволит мелким экспортерам либо экспортерам, не систематически отправляющим товары зарубежным покупателям, не собирать документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС. При этом НДС будет применяться для таких налогоплательщиков в общем порядке.
Отказ от нулевой ставки НДС предусматривается применять  на  основании заявления налогоплательщика, представляемого в налоговый орган по месту учета, в отношении всех указанных операций, осуществляемых налогоплательщиком,  на срок не менее одного года.
Г) Проблеме эффективности налоговых льгот и преференций, предусмотренных российским налоговым законодательством, уделяется внимание на протяжении многих лет, в т.ч. выработка единой методики эффективности налоговых льгот, которая может использоваться не только на федеральном, но и региональном уровне. И здесь возникает ряд сложностей, связанных, в частности, с отсутствием должной информационной базы для определения эффективности налоговых льгот и преференций: 
- формы налоговой отчетности не содержат данных по категориям налогоплательщиков - льготников и видам их экономической деятельности, что затрудняет проведение инвентаризации и систематизации;
- отсутствует нормативно-установленная обязанность налоговых органов предоставлять в региональные органы власти и местные органы самоуправления информацию о фактических суммах применяемых налоговых льгот по всем их формам;
- отсутствие данных по налоговым льготам по организациям, реализующим бюджетно-эффективные инвестиционные проекты.
В части предложений по совершенствованию форм статистической налоговой отчетности, сообщаем следующее.

1. Статистическая налоговая отчетность по налогу на прибыль организаций по форме № 5-П «О налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций» формируется на основании утвержденной формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и на данный момент в ней максимально отражены налоговые преференции по налогу на прибыль организаций, содержащиеся в НК РФ (пункт 2 таблицы 1).
В частности, изменения, содержащиеся в таблице №1, предлагаемые в Раздел А отчета по форме № 5-П, считаем не целесообразными, так как требуемые показатели содержатся в других разделах отчета (разделы Б, В, Г).
Так, Раздел Б отчета содержит необходимую информацию, включая информацию о сумме недопоступления налога в связи с применением нулевой ставки по организациям, осуществляющим образовательную и (или) медицинскую деятельность (графа 1 строки 1311 отчета № 5-П), и по организациям, осуществляющим социальное обслуживание граждан (графа 2 строки 1311 отчета № 5-П).
Раздел В отчета содержит информацию о сумме недопоступления налога в связи с применением нулевых и пониженных ставок организациями-участниками региональных инвестиционных проектов (графа 1 строки 1371 отчета № 5-П) и организациями-резидентами территории опережающего социально-экономического развития (графа 2 строки 1371 отчета № 5-П).
Проведенный анализ позволил определить, что все формы статической налоговой отчетности можно разделить на 2 группы:
- содержащие детализированную информацию обо всех предоставляемых налоговых льготах (№ 1-ИБ, 5-НИО, 5-ВН);
- содержащие либо выборочную информацию, либо только общую информацию о сумме налоговых льгот (либо освобожденной от налогообложения налоговой базы) и количестве налогоплательщиков, их применяющих (№ 1-НДС, 5-П, 5-МН, 5-ТН, № 5-ВБР, 5-КГН, 5-НДФЛ, 1-ДДК, 5-ПМ).
Вместе с тем, ни те, ни другие не представляют собой «абсолютный» источник информации для оценки эффективности налоговой льготы каждой по отдельности. И тем более, не являются основанием для расчета оценки эффективности налоговых льгот применительно к различным отраслям экономики (видам экономической деятельности), а единственная форма, содержащая информацию о налогообложении по видам экономической деятельности (форма № 1-НОМ) не содержит информацию о налоговых льготах и преференциях.
Раздел Г отчета содержит информацию о сумме недопоступления налога в связи с применением нулевых и пониженных ставок организациями-резидентами особой экономической зоны в Калининградской области (графа 1 строки 1430 отчета № 5-П), организациями-участниками свободной экономической зоны, а также резидентами свободного порта Владивосток (графа 2 строки 1430 отчета № 5-П).
Кроме того, необходимо отметить, что по убыточным организациям сумма льгот в связи с применением пониженных ставок не может быть исчислена по причине отсутствия объекта налогообложения у таких организаций.
Вопрос о формировании показателей Разделов В и Г отчета № 5-П в зависимости от масштаба деятельности организаций может быть рассмотрен только после установления конкретных показателей для оценки эффективности применения налогоплательщиками пониженных налоговых ставок.
Раздел Ж отчета не может быть дополнен строкой о сумме недопоступления налога, так как при осуществлении организациями деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья не предусмотрено применение пониженных ставок по налогу на прибыль.
В отношении предложений по дополнению Раздела К отчета № 5 - П необходимо отметить, что в качестве налоговой преференции можно считать особенности учета расходов, которые ведут к уменьшению налоговых обязательств (например, признание расходов на НИОКР с коэффициентом 1,5) или признание расходов в более ранний период. Информация о таких расходах (в том числе о суммах «амортизационной премии») в Разделе К отчета 5-П имеется.
Большая часть отчетов, несмотря на значительную работу, проделанную в направлении совершенствования форм, нуждается в дополнениях и внесении изменений (конкретизация показателей, проранжированных по степени важности для обеспечения достоверной и объективной оценки эффективности налоговых льгот, где наименьший ранг соответствует наиболее важным (первоочередным) изменениям – в Таблице 1). 2. В отношении отчета по форме №5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам» (пункт 3 таблицы 1).
1) По вопросу добавления в разделы 1 и 2  строк 1.1 и 6.1, в которых будет содержаться информация о количестве налогоплательщиков и сумме налоговых освобождений по земельным участкам, не признаваемым объектом налогообложения, согласно пункту 2 статьи 389 НК РФ сообщаем, что не установлено однозначных условий для автоматизированного сбора в базах данных налоговых органов сведений о земельных участках, не являющихся объектами налогообложения. Также налогоплательщики – юридические лица не представляют отчетность по земельному налогу по земельным участкам, не признаваемыми объектами налогообложения.
2) По вопросу добавления в разделе 3 строк к строке 3640 «Сумма налогов, не поступившая в бюджет в связи с применением налогоплательщиками специальных налоговых режимов» с расшифровками по каждому льготному налоговому режиму отдельно. Возможность отражения в отчетности информации о сумме налогов, не поступившей в бюджет в связи с применением налогоплательщиками специальных налоговых режимов, с расшифровкой по каждому льготному налоговому режиму отдельно будет рассмотрена при утверждении формы отчета за налоговый период 2017 года.
  3. В отношении отчета по форме 5-НДПИ «Сведения о налоговой базе и структуре начислений по налогу на добычу полезных ископаемых» (пункт 4 таблицы 1):
 1) Относительно добавления в разделы 4 и 6 строк, содержащих расшифровку по видам добычи сырья, в отношении которых применялась ставка 0 рублей в соответствии с п. 1 ст. 342 НК РФ отмечаем, что согласно нормам главы 26 НК РФ налогообложению НДПИ подлежит широкий перечень видов добытых полезных ископаемых.
Информация об объемах добычи, стоимости, суммах налога, подлежащих уплате в бюджет, а также о суммах льгот представлена в разделе 6 статистической налоговой отчетности в разрезе основных видов полезных ископаемых с выделением наиболее значимых налоговых льгот.
Информация о суммах льгот (в разрезе их видов) по тем видам полезных ископаемых, которые отражены в разделе 6 налоговой декларации, а также по полезным ископаемым, которые в раздел 6 не вошли, содержится в разделе 7 статистической налоговой отчетности.
2) Относительно включения в разделы 1 – 3 отдельной строки с целью отражения в ней информации о величине льготы, в связи с добычей полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения необходимо отметить, что на практике нулевая ставка по данному основанию применяется только в отношении твердых полезных ископаемых, в связи с чем включение данной строки в разделы, посвященные углеводородному сырью, не требуется.
  4. В отношении отчета по форме № 5-ТН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по транспортному налогу» (пункт 5 таблицы 1).
1) По вопросу добавления в раздел 1 строк, содержащих информацию о стоимости транспортных средств, которые не признаются объектами налогообложения, согласно пункту 2 статьи 358 НК РФ, отмечаем, что такая информация не является реквизитом, влияющим на расчет транспортного налога. Кроме этого приказом ФНС России от 25 ноября 2015 г. № ММВ-7-11/545@ «Об утверждении формы и формата представления сведений об автомототранспортных средствах и об их владельцах, а также порядка заполнения формы и о внесении изменения в приложение № 8 приказа ФНС России от 17 сентября 2007 г. № ММ-3-09/536@» предусмотрено представление информации о цене сделки только при наличии информации в ресурсах регистрирующих органов.
2) По вопросу добавления в разделе 1 в расшифровку строки 1500 «Сумма налога, не поступившая в бюджет в связи с предоставлением налогоплательщикам налоговых льгот (освобождением от уплаты налога)» строки 1530 (по аналогии с формой № 5-МН), содержащую информацию о сумме налога, не поступившей в бюджет в связи с применением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ). Пунктами 6,7 статьи 346.35 главы 26.4 НК РФ не предусмотрена обязанность по представлению налоговой отчетности и уплате транспортного налога налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
  5. В отношении отчета по форме № 5-НДФЛ «О налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому налоговыми агентами» (пункт 8 таблицы 1)
2) По вопросу добавления строк 1334 и 1335 о размере имущественных вычетов, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ. В соответствии с положениями НК РФ налог с доходов, по которым установлены имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 220 НК РФ, не удерживается налоговыми агентами. Таким образом, добавление предлагаемых строк в отчет 5-НДФЛ не представляется возможным.
3) По вопросу включения в отчет строки с суммами расходов, уменьшающих налоговую базу по операциям с ценными бумагами и инвестициями (по кодам из таблицы 14). В разделе IX отчета 5-НДФЛ присутствуют строки, содержащие, в том числе информацию о суммах расходов, уменьшающих налоговую базу по операциям с ценными бумагами. При этом обращаем внимание, что таблица 14, на которую ссылается автор, отсутствует в приложении к особому мнению.
  6. В отношении отчета по форме № 1-ДДК «О декларировании доходов физическими лицами» (пункт 9 таблицы 1).
По вопросу внесения в раздел 2 строк с информацией по инвестиционным налоговым вычетам согласно статье 219.1 НК РФ отмечаем, что предлагаемая информация в отношении инвестиционных налоговых вычетов присутствует в действующей форме отчета 1-ДДК в разделе II.
7. В отношении отчета по форме № 5-ПМ «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджет субъекта Российской Федерации» (пункт 10 таблицы 1).
Данные о суммах недопоступлений по налогу на прибыль по организациям - резидентам территории опережающего социально - экономического развития, организациям - участникам свободной экономической зоны, резидентам свободного порта Владивосток и особой экономической зоны в Калининградской области содержит отчет по форме № 5-П, составленный соответствующим субъектом Российской Федерации.
В связи с этим, включение этих данных в отчет по форме № 5-ПМ не требуется.
Д) Актуальным, по-прежнему, остается реструктуризация налоговой задолженности. Особую важность приобретает вопрос определения статуса возможной к взысканию задолженности. Например, в 2015 г. задолженность по налогам и сборам составляла 827,4 млрд. руб., при этом 99% этой задолженности была признана урегулированной и возможной к взысканию. В 2016 г. размер задолженности увеличился до 1 млрд. рублей, при этом она также считается урегулированной и возможной к взысканию. Совершенно очевидно, что механизм определения возможности взыскания до конца не отработан, что может негативно повлиять на оценку эффективности предпринимаемых мер. Формы статистической налоговой отчетности №4-НМ «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации» и №4-НОМ «Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по основным видам экономической деятельности» позволяли в предыдущие периоды и настоящее время детализировать структуру задолженности с выделением, в том числе задолженности невозможной к взысканию и урегулированной задолженности.

В части пункта 2.3 «Межбюджетные отношения. Государственная поддержка региональных и местных бюджетов»

Высоко оценивая работу Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, следует отметить невозможность обеспечения текущей и долгосрочной сбалансированности региональных бюджетов в рамках существующей системы разграничения доходов и расходных обязательств.
Об этом свидетельствует как рост числа нарушений субъектами Российской Федерации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в части ограничений на объем заимствований и расходов на обслуживание государственного долга субъектов Российской Федерации, так и рост государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга, а также расходов на его обслуживание. Об этом свидетельствует как рост числа нарушений субъектами Российской Федерации требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в части ограничений на объем заимствований и расходов на обслуживание государственного долга субъектов Российской Федерации, так и рост государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга, а также расходов на его обслуживание.
Для снижения нагрузки на региональные бюджеты по обслуживанию и погашению государственного долга с 2014 года Минфином России проводится работа по замещению долговых обязательств субъектов Российской Федерации бюджетными кредитами из федерального бюджета, предоставляемыми под 0,1% годовых, с одновременным заключением соглашений, направленных на проведение региональными органами власти взвешенной долговой политики. Общий объем таких бюджетных кредитов в 2014-2016 годах составил 729 млрд рублей (в том числе в 2014 году – 149,1 млрд рублей, в 2015 году – 248,4 млрд рублей, в 2016 году  – 331,2 млрд рублей).
Соглашениями предусмотрены обязательства по ограничению размера дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и поэтапному сокращению доли общего объема государственного долга субъекта Российской Федерации, в том числе по рыночным заимствованиям, к объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений.
Следует отметить результаты принятых мер. За 2014-2016 годы произошло существенное сокращение размера дефицита консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (2014 год - 447,6 млрд рублей, 2015 год - 171,5 млрд рублей, 2016 год - 12,5 млрд рублей).
Рост государственного долга субъектов Российской Федерации за 2016 год значительно замедлился, увеличившись на 34,6 млрд рублей или на 1,5% к уровню 2015 года (в 2015 году - на 229,1 млрд рублей или на 11% к уровню 2014 года, в 2014 году - на 352,0 млрд рублей или на 20% к уровню 2013 года). Общий объем государственного долга субъектов Российской Федерации на 1 января 2017 года составил  2 353,2 млрд рублей или 33,8% объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений. По итогам 2015 года данный показатель составлял 36,5 процентов.

По итогам 2016 года впервые с 2009 года сократился объем государственного долга субъектов Российской Федерации по рыночным заимствованиям – на 132,2 млрд рублей или на 9,5%. Только в 2016 году экономия расходов на обслуживание государственного долга субъектов Российской Федерации относительно первоначально утвержденных расходов регионов на указанные цели составила 47,2 млрд рублей.
Основной объем бюджетных кредитов приходится на кредиты, предоставляемые Федеральным казначейством на покрытие кассовых разрывов, которые должны быть возвращены до конца текущего финансового года, что снижает расходы на обслуживание долговых обязательств субъектов Российской Федерации, но не решает проблему долгосрочной устойчивости региональных и местных бюджетов.
Решением проблемы для регионов с низкой долговой устойчивостью может быть только предоставление финансовой помощи, для других групп субъектов федерации – предоставление долгосрочных бюджетных кредитов на период до 10 лет, чтобы сбалансировать по срокам привлечения и погашения долговые обязательства регионов.
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено предоставление бюджетных кредитов на срок до 5 лет, что существенно снижает нагрузку на бюджеты субъектов Российской Федерации.
Применение механизма пролонгации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам на срок до 10 лет может привести к ухудшению финансовой дисциплины органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе к снижению качества управления государственным долгом субъектов Российской Федерации и управления региональными финансами в целом.
В условиях реализации дополнительных мероприятий, по обеспечению сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, предполагающих снижение нагрузки на бюджеты субъектов Российской Федерации, пролонгация обязательств (задолженности) вышеуказанных субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам представляется нецелесообразной.

В части пункта 2.5 «Финансовая политика»

По задаче 3 «Обеспечить увеличение поступлений в федеральный бюджет доходов в виде дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, а также прибыли федеральных государственных унитарных предприятий» дополнить совершенствованием механизма функционирования единых казначейств в вертикально-интегрированных структурах с государственным участием. Министерством финансов Российской Федерации осуществляется анализ результатов создания единых казначейств (пункт 4 перечня поручений от 07.05.2014 № Пр-1032).
При этом головным исполнителем по обеспечению создания единых казначейств являлось Минэкономразвития России (поручение Правительства Российской Федерации от 13.05.2014 № ИШ-П13-3464), в связи с чем вопрос совершенствования механизма функционирования единых казначейств, по мнению Минфина России, относится к компетенции Минэкономразвития России.

В части пункта 2.6 «Регулирование бухгалтерского учета, финансовой деятельности и аудиторской деятельности»

Повысить прозрачность бухгалтерского учета и отчетности предприятий с государственным участием и предприятий-монополистов (за счет увеличения количества  субсчетов (возможно счетов) (добавить). Действующие нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету не содержат ограничений по количеству субсчетов в плане счетов организаций.
Вместе с тем введение дополнительных субсчетов не влияет на прозрачность информации о деятельности организации в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В целях повышения прозрачности информации бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций с государственным участием распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.10.2015 № 2176-р утверждены перечни федеральных государственных унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и которые согласно Федеральному закону «О консолидированной финансовой отчетности» обязаны составлять, представлять и публиковать консолидированную финансовую отчетность в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Указанные перечни периодически дополняются.
Вернуть амортизационный фонд и его целевое использование для предприятий с государственным участием и предприятий-монополистов и его целевое использование, доработать ПБУ «Учет основных средств» (добавить). Данное предложение не соответствует  принципам Международных стандартов финансовой отчетности,  являющихся основной разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета. Оно также противоречит предложениям  самого члена Общественного совета об ускорении внедрения МСФО «Основные средства». 

В части пункта 5 "Иные предложения"

Применение механизма нормативно-подушевого финансирования государственных и муниципальных услуг при наличии единых для всей страны стандартов оказания государственных и муниципальных услуг во всех отраслях социальной сферы и единых нормативов финансовых затрат, обеспечивающих реализацию этих стандартов и учитываемых при расчете межбюджетных трансфертов,  позволит проводить количественную оценку расходных обязательств субъектов федерации, повысить обоснованность разграничения и перераспределения доходов между бюджетами разного уровня и обеспечить условия для исполнения расходных обязательств на уровне, не ниже гарнтированного государством.

Реализация принципа нормативно-подушевого финансирования государственных и муниципальных услуг в настоящее время осуществляется при применении базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти в соответствующей сфере деятельности, при формировании государственных (муниципальных) заданий.  Принятие базовых (отраслевых) перечней в установленной сфере деятельности с четко определенной структурой информации о государственной (муниципальной) услуге (работе) обеспечило возможность формировать государственное (муниципальное) задание на оказание соответствующей государственной (муниципальной) услуги (выполнение работы) с наименованием, содержанием, условиями (формами) ее оказания (выполнения), категорией потребителей  и показателями объема и качества, а также единицами измерения данных показателей едиными для всех публично-правовых образований и органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя бюджетных и автономных учреждений на всей территории Российской Федерации

Кроме того,  согласно положениям пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) учреждениями рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией, с соблюдением общих требований, определенных соответствующими федеральными органами исполнительной власти в установленных сферах деятельности (далее – Общие требования). В соответствии с указанной нормой нормативные затраты на оказание государственной (муниципальной) услуги должны рассчитываться с применением базового норматива затрат на оказание единицы государственной (муниципальной) услуги и корректирующих коэффициентов к базовому нормативу затрат (отраслевых и территориальных).

При этом Общими требованиями определено, что базовый норматив затрат на услугу необходимо рассчитывать с применением норм, выраженных в натуральных показателях (например, рабочее время работников, материальные запасы, особо ценное движимое имущество, топливо, электроэнергия и другие ресурсы, используемые для оказания государственной (муниципальной) услуги), установленных нормативными правовыми (муниципальными правовыми) актами, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, санитарными нормами и правилами, стандартами, порядками и регламентами оказания государственной (муниципальной) услуги в установленной сфере деятельности (далее - стандарты оказания услуги). Вместе с тем, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) вправе применить порядок расчета нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, установленный для федеральных государственных учреждений в соответствии с Общими требованиями, либо применить иной порядок расчета нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги.