Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года

Опубликован в разделе: Общественное обсуждение
скачать (ZIP, 0.16 MB)
Опубликовано: 04.08.2023Изменено: 04.08.2023
Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года Скачать

Прикрепленные файлы (1)

Направить предложения к размещенному проекту документа можно до 3 сентября 2023 года по адресу электронной почты:
Mikhail.Zharinov@minfin.gov.ru

Проект

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от "____" _____________________г. №______

МОСКВА

1. Утвердить прилагаемую разработанную совместно с Банком России и одобренную Советом директоров Банка России Стратегию повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года (далее - Стратегия).

2. Минфину России совместно с Банком России разработать с привлечением заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций и утвердить в 2-месячный срок план мероприятий ("дорожную карту") по реализации Стратегии.

3. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и иных документов.

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации (региональных программ), направленных на повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры, и иных документов.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

Проект

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от __________№___________

С Т Р А Т Е Г И Я
повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры
до 2030 года

I. Общие положения

Устойчивое повышение качества и уровня жизни граждан требует повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, обеспечения финансового благополучия граждан, осознанного использования ими финансовых продуктов и услуг, разумного принятия финансовых решений, инвестирования и управления рисками.

В период 2017 - 2023 годов повышение финансовой грамотности осуществлялось в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р (далее - Стратегия 2017 - 2023).

Стратегия повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года (далее - Стратегия) определяет приоритеты, цели, задачи и инструменты их достижения на период до 2030 года в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан, укрепления системы финансового образования и просвещения, обеспечения прав потребителей финансовых услуг, финансовой безопасности граждан. Стратегия направлена на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".

Стратегия основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "О стратегическом планировании в Российской Федерации", Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей", Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", других федеральных законах, а также на нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих отношения, возникающие в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан.

Стратегия учитывает принятые документы, связанные с вопросами повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан, в том числе:

Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208;

Стратегию национальной безопасности Российской Федерации, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400;

государственную программу Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320;

государственную программу Российской Федерации "Развитие образования", утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642;

Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р;

Стратегию государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 г. № 1837-р;

Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 г. № 2765-р;

Концепцию подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р;

Концепцию формирования и развития культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2022 г. № 4088-р;

Стратегию развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года, утвержденную распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 4355-р;

Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов, одобренные Советом директоров Банка России 23 декабря 2022 г.

В настоящей Стратегии используются следующие термины:

"финансовая грамотность" - основные знания, умения и навыки, необходимые для принятия финансовых решений, обеспечивающих финансовое благополучие и минимизацию финансовых рисков;

"финансовая культура" - ценности, установки и поведенческие практики в финансовой сфере, определяемые уровнем финансовой грамотности, воспитанием, опытом принятия финансовых решений, уровнем развития финансового рынка и общественных институтов;

"финансовая киберграмотность" - основные знания, умения и навыки граждан в области безопасного пользования цифровыми и платежными технологиями;

"финансовая кибербезопасность" - совокупность методов и практик защиты от атак злоумышленников в отношении цифровых и платежных технологий.

II. Общее состояние финансовой грамотности и финансовой культуры в Российской Федерации

В период 2017 - 2023 годов совместными действиями Банка России, Минфина России, других федеральных органов исполнительной власти в части повышения финансовой грамотности достигнуты следующие результаты:

элементы финансовой грамотности включены в федеральные государственные образовательные стандарты на всех уровнях образования (финансовая грамотность преподается в 98% общеобразовательных организаций и 96% профессиональных образовательных организаций с охватом 78% школьников и 69% студентов соответственно);

Межведомственной координационной комиссией по реализации Стратегии 2017 - 2023 утверждена единая рамка компетенций по финансовой грамотности, объединяющая в себе компетенции по финансовой грамотности для учащихся школьного возраста и для взрослых граждан;

на базе ведущих образовательных организаций высшего образования (федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова") созданы 5 федеральных методических центров повышения финансовой грамотности населения, осуществляющих образовательно-просветительскую работу с разными возрастными группами граждан (школьники, студенты, взрослые граждане, граждане старшего возраста);

обучено более 135 тыс. педагогических работников общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, преподавателей и работников административно-управленческого персонала образовательных организаций высшего образования, а также специалистов в области финансового просвещения по программам повышения квалификации, содержащим элементы финансовой грамотности;

проведены олимпиады по финансовой грамотности, в которых приняли участие уже более 350 тыс. школьников и студентов;

совокупный охват информационно-коммуникационной кампанией в области финансового просвещения составил свыше 60 млн граждан (включая целевые аудитории, находящиеся в фокусе реализации Стратегии 2017 - 2023, а именно: граждане старшего возраста, лица с ограниченными возможностями здоровья, граждане, попавшие в сложную финансовую ситуацию, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, представители малого и среднего предпринимательства, военнослужащие), в том числе путем:

организации и проведения мероприятий с использованием цифрового и онлайн-форматов (в различных мероприятиях, онлайн-уроках и обучающих вебинарах по финансовой грамотности, реализованных Минфином России и Банком России совместно с партнерами, только в 2022 году приняли участие более 30 млн граждан, в том числе свыше 12 млн граждан посмотрели онлайн-уроки финансовой грамотности, более 3 млн граждан приняли участие в онлайн-зачете по финансовой грамотности, более 4,3 млн граждан стали аудиторией ипотечного марафона, ежемесячно порталы "Финансовая культура" и "Мои финансы" посещало 1,1 млн уникальных пользователей);

медийного продвижения информационных материалов по финансовой грамотности с использованием различных цифровых ресурсов, в том числе официальных сайтов участников реализации Стратегии 2017 - 2023, а также федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", средств массовой информации и социальных сетей, онлайн-приложений и голосовых помощников, мультфильмов и онлайн-игр по финансовой грамотности, форматов социальной рекламы;

организовано движение волонтеров финансового просвещения, насчитывающее более 11 тыс. граждан во всех регионах страны, активно осуществляющих просветительскую деятельность со всеми целевыми аудиториями, в том числе с гражданами старшего возраста, жителями отдаленных населенных пунктов, лицами, оказавшимися в трудной жизненной ситуации;

на системной основе обеспечена координационная и экспертная поддержка деятельности субъектов Российской Федерации, по итогам которой:

в 85 регионах утверждены и реализуются собственные программы повышения финансовой грамотности, а также созданы координационные органы по вопросам финансовой грамотности;

в 53 регионах созданы и функционируют региональные центры финансовой грамотности;

в 76 регионах реализуются практики инициативного бюджетирования, благодаря которым граждане вовлекаются в процесс выдвижения, обсуждения, принятия и реализации решений в бюджетной сфере;

в 14 регионах созданы ресурсные центры волонтеров финансового просвещения.

Таким образом, за период реализации Стратегии 2017 - 2023 удалось добиться заметных успехов в сфере повышения финансовой грамотности.

Результаты исследования, проведенного в 2022 году по заказу Банка России, свидетельствуют о том, что уровень финансовой грамотности граждан страны в целом вырос.

Так, улучшилось понимание россиянами сути таких понятий, как "ссудный процент" (увеличение доли правильных ответов с 68% в 2017 году до 75% в 2022 году) и "инфляция" (увеличение доли правильных ответов с 78% в 2017 году до 81% в 2022 году), усилилось осознание ответственности в отношении долгового поведения (увеличение доли правильных ответов с 65% в 2017 году до 69% в 2022 году), повысилась информированность об организациях, защищающих права пользователей финансовых услуг (увеличение доли правильных ответов с 38% в 2017 году до 51% в 2022 году).

Финансовое поведение граждан в отдельных аспектах стало более устойчивым и осознанным. Так, выросли доли людей:

имеющих денежный запас на непредвиденный случай (с 37% в 2017 году до 47% в 2022 году);

самостоятельно принимающих финансовые решения (с 38% в 2017 году до 51% в 2022 году);

распределяющих свои доходы так, чтобы их хватало на текущие расходы (с 54% в 2017 году до 62% в 2022 году).

Результаты опросов граждан показывают, что граждане с более высоким уровнем финансовой грамотности имеют более достоверные инфляционные ожидания, а значит, могут более рационально планировать свои финансы.

Положительный эффект от популяризации финансовой грамотности особенно сильно отражается в росте показателей финансовой грамотности молодежи: по итогам исследования, проведенного в 2022 году по заказу Банка России, молодые люди демонстрируют более рациональное и ответственное финансовое поведение (33% осознанно выбирают финансовую услугу против 27% среди взрослых граждан, 55% делают сбережения против 45% среди взрослых граждан), лучше разбираются в цифровых и инвестиционных финансовых инструментах (60% используют двойную аутентификацию при пользовании финансами онлайн против 36% среди взрослых граждан, 23% активно инвестируют против 11% среди взрослых граждан). Существенное влияние на это оказало внедрение финансовой грамотности в образовательный процесс.

Вместе с тем достигнутые результаты не в полной мере удовлетворяют цели формирования устойчивых моделей финансового поведения. Значительное число граждан не строит долгосрочные планы (75%), не формирует сбережения в значимых объемах (53%). Необходимо повышение информированности граждан об инструментах финансового рынка и навыков осознанного выбора этих инструментов.

Согласно опросу, проведенному в 2022 году при участии автономной некоммерческой организации "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга", каждый второй молодой россиянин в возрасте от 14 до 35 лет (53%) считает, что ему не хватает знаний об основах финансовой безопасности, чтобы защитить себя от мошенничества и других рисков потери денег, а 87% россиян моложе 35 лет заявляют о желании повысить свою грамотность в этой сфере.

Уровень финансовой грамотности заметно различается в разных группах граждан. Люди более молодого возраста, а также граждане с высоким доходом, что часто обусловлено высоким уровнем образования и (или) проживанием в крупном городе, демонстрируют бо́льшую финансовую активность и, как следствие, более высокий уровень финансовой грамотности.

Заметно меньшую финансовую компетентность проявляют граждане старшего возраста, граждане с невысоким уровнем доходов, низким уровнем образования, проживающие в небольших населенных пунктах.

Взрослые граждане, в отличие от молодежи, менее восприимчивы к новой информации. Взрослый гражданин готов изучать новые для себя вопросы либо в случае осознания необходимости этого (например, для решения личных практических задач или при существенных изменениях внешней среды), либо в случае возникновения интереса к таким вопросам, в том числе под влиянием общественного мнения, поведения окружающих людей (эффект социального подражания), либо в профессиональных целях. Поэтому в рамках реализации Стратегии необходимо повысить заинтересованность взрослых граждан в финансовой грамотности и формировании финансовой культуры.

Быстрое развитие цифровых технологий существенно изменило традиционные подходы к оказанию финансовых услуг. В настоящее время многие граждане в России могут совершать большинство финансовых операций в онлайн режиме круглосуточно с помощью мобильных приложений. Развитие подобных решений, наряду с плюсами для потребителей финансовых услуг, привело также к росту мошеннических действий с использованием цифровых технологий, увеличению доли нелегальных участников финансового рынка, осуществляющих деятельность посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В этой связи в рамках реализации Стратегии необходимо поставить задачу перехода от финансовой грамотности как набора знаний, умений и навыков к финансовой культуре, которая включает в себя ценности, установки и поведенческие практики, разделяемые определенным сообществом и медленно меняющиеся во времени. Для этого необходимо целенаправленное воздействие на все компоненты финансовой культуры через различные каналы коммуникации и соответствующих субъектов - государство, образовательные организации, финансовые организации, креативные индустрии, добровольцев (волонтеров), гражданское общество.

Положительное влияние на уровень финансовой культуры будет оказывать опыт пользования разнообразными финансовыми продуктами и услугами, рост уровня доходов, повышение доступности финансовых услуг и вовлеченности граждан в операции на финансовом рынке. Важную роль в этих процессах будет играть клиентоориентированный и этичный бизнес, нацеленный на долгосрочные взаимовыгодные отношения с клиентами.

Еще один существенный фактор, который необходимо учитывать в процессе формирования финансовой культуры, - связанные с самой природой гражданина когнитивные и эмоциональные механизмы финансового поведения, которые приводят к ошибкам и нерациональным действиям. Поэтому повышение уровня финансовой культуры должно включать в себя не только финансовое просвещение, но и обучение людей общим навыкам принятия решений в условиях неопределенности и с учетом когнитивных искажений.

В начале десятилетия российская экономика и финансовый рынок столкнулись с серьезными вызовами, включая новую коронавирусную инфекцию (COVID-19), геополитическую турбулентность, широкомасштабные санкции со стороны ряда зарубежных государств. Эти вызовы потребовали оперативных решений Правительства Российской Федерации и Банка России, принятия новых нормативных правовых актов. Граждане, со своей стороны, также продемонстрировали высокий уровень адаптации к внешним факторам, способность преодолевать кризисные явления. Стабилизировать ситуацию в кратчайшие сроки позволили как меры, своевременно принятые на государственном уровне, так и работа по повышению финансовой грамотности граждан, которая последовательно проводилась в предыдущие годы.

Стратегия 2017 - 2023 позволила заложить устойчивый фундамент для дальнейшего повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан. Сформирована система управления программами повышения финансовой грамотности на федеральном и региональном уровнях в их взаимосвязи, внедрены эффективные инструменты продвижения финансовой грамотности в рамках системы образования, создана базовая архитектура работы со взрослыми гражданами через информационно-просветительские мероприятия.

Это позволяет ставить более сложные задачи на горизонт до 2030 года, связанные с формированием финансовой культуры и финансово грамотного поведения.

III. Цели и задачи Стратегии

Целью настоящей Стратегии является формирование к 2030 году у большинства граждан Российской Федерации ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию гражданина, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, расширение опыта принятия финансовых решений, развитие финансового рынка и общественных институтов, а также через обеспечение надежности функционирования финансовой системы.

Формирование финансовой культуры должно служить интересам граждан, бизнеса и общества в целом, способствовать повышению его благосостояния, достижению национальных целей развития Российской Федерации и приоритетов. Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры, прежде всего взрослых экономически активных граждан, поможет им принимать более осознанные и ответственные решения, что будет способствовать структурной трансформации российской экономики и ее более эффективному развитию. Так, последующий рост реальных доходов населения, доверия граждан к финансовому рынку и качества инвестирования в результате повышения инвестиционной грамотности, способности более грамотно формулировать инвестиционные цели с разным горизонтом и обеспечивать их реализацию приведет к увеличению объема инвестиций граждан в реальный сектор экономики, а понимание новых инструментов долгосрочного инвестирования позволит привлечь "длинные деньги", что крайне необходимо в период беспрецедентного санкционного давления и недостатка ликвидности на финансовом рынке.

В равной мере финансовая грамотность и финансовая культура важна для правильного поведения граждан в сфере общественных финансов.

В целях лучшего понимания гражданами важности роли общественных финансов в их жизни и своих возможностей принимать участие в бюджетном процессе необходимо акцентировать внимание в первую очередь на воспитании гражданской ответственности, укреплении доверия граждан к органам государственной власти и органам местного самоуправления, на существующих инструментах участия граждан в бюджетном процессе и общественного контроля за эффективным использованием бюджетных средств.

Повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры граждан, которые удастся обеспечить в результате реализации Стратегии, будут способствовать в том числе достижению ключевых целей развития российского финансового рынка, определенных Стратегией развития финансового рынка Российской Федерации до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. № 4355-р. Наиболее актуальными вопросами в этой сфере являются:

расширение долгосрочных инвестиций граждан в российскую экономику, в том числе с использованием механизма индивидуальных инвестиционных счетов, вовлечение граждан в долгосрочные сбережения с использованием пассивных инвестиционных стратегий при посредничестве управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов и страховщиков, долгосрочных безотзывных вкладов и сберегательных сертификатов;

поддержка формирования достаточного уровня сбережений граждан в кредитных организациях ("финансовые подушки безопасности"), в том числе для социально незащищенных категорий граждан, а также информирование об иных инструментах формирования долгосрочных накоплений;

развитие страхования жизни как долгосрочного инструмента защиты имущественных интересов граждан;

повышение доверия граждан к системе добровольного пенсионного страхования и их стимулирование к участию в программах негосударственного пенсионного обеспечения.

Стратегия направлена на повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры, рост благосостояния всех граждан страны и основана на учете потребностей и возможностей гражданина на разных стадиях его жизненного цикла. Вместе с тем в ней учитываются интересы отдельных групп граждан, для которых требуются специальные меры и программы по повышению их финансовой грамотности и формированию их финансовой культуры с учетом различных возможностей и жизненных ситуаций.

Стратегия также способствует формированию и развитию культуры информационной безопасности граждан Российской Федерации, в том числе повышению уровня финансовой киберграмотности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи настоящей Стратегии:

продвижение ценностей и установок финансовой культуры среди взрослых экономически активных граждан в целях выработки разумных поведенческих практик;

сохранение и развитие накопленного опыта в рамках системы образования по повышению финансовой грамотности детей и молодежи, дополнение образовательных программ элементами финансовой культуры;

использование различных каналов коммуникаций по актуальным вопросам финансовой грамотности и финансовой культуры в целях формирования и закрепления навыков осознанного финансового поведения граждан;

ведение целевой информационно-просветительской деятельности в отношении отдельных групп граждан;

расширение положительного опыта использования гражданами финансовых продуктов и услуг, сопровождаемое экспертизой со стороны государства и гражданского общества качества и потребительской ценности предлагаемых на рынке финансовых продуктов и услуг;

формирование доверительного отношения граждан к финансовым институтам;

обеспечение финансовой безопасности путем формирования у граждан правильных навыков, установок и поведенческих практик для защиты от возможных рисков в финансовой сфере, эффективного противодействия мошенничеству;

обеспечение подготовки кадров в сфере финансовой грамотности;

обеспечение регулярного мониторинга состояния финансовой грамотности и финансовой культуры в Российской Федерации, в том числе в разрезе субъектов Российской Федерации;

обеспечение открытости (прозрачности) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления контроля за эффективным использованием бюджетных средств в целях воспитания гражданской ответственности и укрепления доверия граждан к органам государственной власти и органам местного самоуправления.

IV. Ожидаемые результаты реализации Стратегии, ключевые характеристики финансовой грамотности и финансовой культуры

Основным результатом реализации Стратегии является достижение необходимого уровня финансовой грамотности и финансовой культуры, отраженное в следующих характеристиках:

в сфере личных финансов:

планирование финансов, ведение учета личных доходов и расходов, умение ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные финансовые цели и выстраивать траекторию достижения этих целей;

установка на рациональное и ответственное потребление во всех сферах жизнедеятельности, умение отказаться от "спонтанных трат";

осознанный выбор финансовой организации и умение проверить ее надежность, умение выбрать финансовые продукты, соответствующие жизненной ситуации и целям гражданина;

умение пользоваться основными платежными инструментами (банковские карты, "онлайн-банк", мобильные приложения, оплата товаров в обычном или интернет-магазине);

ответственное заимствование, умение оценить свои финансовые возможности при принятии решения о получении кредита (займа), дисциплинированное обслуживание кредитов (займов);

наличие установки на формирование сбережений для различных жизненных ситуаций (крупные покупки, непредвиденные трудности, будущая пенсия и др.) и умение реализовать эту установку;

формирование и поддержание резервного фонда ("финансовой подушки безопасности") на 3 - 6 месяцев;

понимание сущности инвестирования и его рисков, умение выбирать подходящие инвестиционные продукты с учетом приемлемого уровня риска, установка на диверсификацию и долгосрочность вложений;

умение управлять личными рисками, в том числе путем страхования, осознанный выбор подходящих страховых продуктов;

планирование и регулярное формирование дополнительных накоплений к будущей пенсии;

умение защищать свои права потребителя с помощью правовых инструментов, в том числе в "цифровой среде";

понимание сути инфляции, информированность о целевом показателе инфляции и его учет при формировании инфляционных ожиданий, потребительских и сберегательных стратегий;

в сфере общественных финансов:

понимание смысла уплаты налогов как источника доходов государства, благодаря которому оно предоставляет гражданам необходимые им блага;

установка на официальное трудоустройство, понимание взаимосвязи официальной зарплаты и уровня пенсионного обеспечения в будущем;

установка на соблюдение положений законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, ориентация на работу с официальной зарплатой или регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого;

выбор подходящего налогового режима для бизнеса, использование полагающихся налоговых льгот;

знания о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, о структуре их доходов и направлениях расходов;

установка на участие в проектах инициативного бюджетирования, а также использование других инструментов участия граждан в бюджетном процессе;

использование полагающихся по закону государственных и муниципальных услуг и льгот;

в сфере финансовой безопасности:

понимание требований финансовой безопасности как личной ответственности потребителя, соблюдение правил финансовой безопасности, включая финансовой кибербезопасности, при управлении личными финансами, в том числе при использовании цифровых и платежных технологий;

умение распознавать и противостоять угрозе мошенничества, в том числе связанного с использованием "социальной инженерии";

умение осмотрительно относиться к размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" личных данных, в том числе финансовых, сокращать свой "цифровой след";

установка на взаимодействие с финансовыми организациями и правоохранительными органами в случае обнаружения мошеннических действий.

При этом работа в рамках реализации Стратегии должна учитывать характеристики финансовой грамотности и финансовой культуры на отдельных стадиях жизненного цикла гражданина, быть сконцентрированной на актуальных вопросах для детей и подростков, молодых граждан, взрослых экономически активных граждан и граждан старшего возраста.

Дети и подростки - освоение базовых основ финансовой грамотности и финансовой культуры через образование, воспитание и опыт:

базовое понимание того, что такое деньги, как их можно заработать и как их правильно тратить, как планировать личный бюджет, ставить и достигать финансовые цели;

получение первого опыта откладывания денег на самостоятельные покупки;

получение базовых представлений об основах безопасного пользования цифровыми и платежными технологиями;

обучение базовым навыкам математических расчетов и критического мышления, необходимых для правильных действий с финансами;

получение базовых представлений о том, как устроен финансовый рынок, какие на нем есть организации и финансовые продукты, получение первого опыта использования доступных финансовых продуктов;

получение базовых представлений о том, как устроены бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, получение первого опыта работы с брошюрами "Бюджет для граждан";

выработка установки на участие в практиках школьного инициативного бюджетирования;

получение базовых представлений о том, какие риски существуют в сфере финансов и как с ними справляться.

Молодые граждане - владение навыками и установками для удовлетворения текущих и формирование основы для удовлетворения будущих потребностей:

умение рационально распоряжаться деньгами, освоение навыков финансового планирования;

умение выбирать и использовать подходящие кредитные продукты, в том числе ипотеку (с учетом недостаточности собственных доходов на покрытие всех потребностей на этой стадии жизненного цикла);

осознание необходимости начинать формировать сбережения и инвестировать свободные средства как можно раньше, в том числе на будущую пенсию;

выработка установки на добросовестное отношение к налогам;

осознание того, что участие в практиках инициативного бюджетирования является инструментом формирования комфортной и безопасной среды, а также фактором развития территории.

Взрослые экономически активные граждане - обеспечение финансовой устойчивости и благополучия на протяжении всего жизненного цикла:

умение ставить и достигать долгосрочные финансовые цели;

умение жить по средствам и не допускать дефицита личного бюджета;

рациональное использование кредитных продуктов;

инвестирование существенной части свободных денежных средств, формирование пенсионных накоплений;

понимание разнообразных финансовых рисков и обеспечение защиты от них;

участие в публичных слушаниях и (или) общественных обсуждениях проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении, создание благоприятных условий жизни посредством участия в практиках инициативного бюджетирования;

забота о финансовом благополучии близких.

Граждане старшего возраста - обеспечение комфортного уровня жизни, защита от рисков и мошенничества:

умение рационально использовать имеющиеся накопления;

умение отказываться от чрезмерно рискованных инвестиционных и кредитных продуктов;

готовность получать новые знания и навыки управления личными финансами с учетом современных реалий, в том числе в "цифровой среде";

знание и использование налоговых льгот, социальных выплат, государственных и муниципальных услуг, полагающихся для граждан старшего возраста;

участие в бюджетном процессе, в том числе посредством практик инициативного бюджетирования, в целях решения актуальных проблем граждан и создания благоприятных условий жизни для следующих поколений;

умение распознавать и противостоять мошенничеству, установка на необходимость советоваться с родственниками или другими людьми, заслуживающими доверия, в вызывающих опасения ситуациях.

V. Основные направления реализации Стратегии

Основными направлениями реализации настоящей Стратегии являются:

информационно-просветительская деятельность;

образовательная деятельность;

подготовка кадров в сфере финансовой грамотности;

взаимодействие с финансовыми организациями;

взаимодействие с бизнесом;

взаимодействие с гражданским обществом и некоммерческими организациями;

развитие международного сотрудничества;

поддержка гражданских инициатив и обеспечение открытости бюджетной информации.

1. Информационно-просветительская деятельность

Цель информационно-просветительской деятельности - популяризация финансовой грамотности и финансовой культуры, формирование и закрепление знаний и навыков осознанного финансового поведения, продвижение ценностей и установок финансовой культуры в целях выработки разумных поведенческих практик.

В задачи информационно-просветительской деятельности в области повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры входят:

формирование общественного интереса к различным аспектам повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан через социальную рекламу и другие каналы информирования, включая продукцию креативных индустрий;

продвижение ценностей и установок, обеспечивающих финансовое благополучие граждан и финансовую безопасность, в том числе ответственное заимствование, культуру сбережений и инвестирования денежных средств, повышение доверия к финансовому рынку и осведомленности о возможности вложения денежных средств в российскую экономику, контроль за персональными рисками и их страхование, отказ от нелегальных или непонятных финансовых продуктов;

продвижение знаний, умений и навыков безопасного пользования цифровыми и платежными технологиями, обеспечивающих финансовую кибербезопасность граждан;

целевое взаимодействие участников реализации Стратегии с различными аудиториями, включающими социально уязвимые группы граждан, с учетом их потребностей;

координация и взаимодействие между участниками реализации Стратегии, способствующие созданию информационно-просветительского контента, для повышения доверия потребителей к соответствующей информации;

развитие эффективных каналов коммуникаций с учетом актуальных форматов и медиа-ресурсов (специализированные информационные ресурсы, официальные сайты участников Стратегии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», социальные сети, мессенджеры и др.), распространение информационно-просветительского контента через различные каналы в форматах, удобных разным целевым аудиториям;

обеспечение информирования о важности роли общественных финансов в жизни граждан, о доступных мерах социальной поддержки, а также о взаимосвязи официальной заработной платы и уровня пенсионного обеспечения в будущем.

2. Образовательная деятельность

Цель образовательной деятельности - распространение и систематизация знаний по финансовой грамотности и создание предпосылок для формирования финансовой культуры.

В задачи образовательной деятельности в области повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры входят:

обеспечение системного подхода к повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры граждан;

разработка и утверждение критериев и требований к образовательным программам, направленных на повышение уровня финансовой грамотности и финансовой культуры, с последующим мониторингом качества планируемых и (или) реализуемых программ;

внедрение образовательных программ, учебных и методических материалов, обеспечивающих формирование финансовой культуры, в систему образования Российской Федерации на всех уровнях, а также их своевременная актуализация;

содействие разработке цифровых образовательных продуктов в области повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, в том числе в игровых форматах;

проведение школьных олимпиад по финансовой грамотности, в том числе таких, победителям и призерам которых предоставляются особые права при приеме на обучение в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании, а также проведение студенческих олимпиад по финансовой грамотности;

подготовка и регулярное повышение квалификации педагогических работников общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, преподавателей образовательных организаций высшего образования;

выявление лучших педагогических практик при преподавании финансовой грамотности посредством проведения конкурсов профессионального мастерства для педагогических работников, преподающих образовательные программы, содержащие элементы финансовой грамотности;

проведение оценки образовательных достижений учащихся общеобразовательных организаций по направлению финансовой грамотности и финансовой культуры;

развитие институциональной инфраструктуры и учебно-методических ресурсов образовательного сообщества;

обеспечение доступности обучения и самообучения в области повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры;

анализ общественного мнения по вопросам финансовой грамотности и финансовой культуры, изучение потребностей общества в получении знаний по финансовой грамотности и финансовой культуре, своевременный ответ на эти запросы;

адаптация образовательных программ с учетом распространенных когнитивных искажений и специфики социокультурных характеристик субъектов Российской Федерации.

3. Подготовка кадров в сфере финансовой грамотности

Цель подготовки кадров в сфере финансовой грамотности - развитие кадрового потенциала учителей, преподавателей, администраторов образовательных организаций, государственных служащих, сотрудников органов социальной защиты населения, финансовых организаций, некоммерческих организаций, граждан, вовлеченных в добровольческую (волонтерскую) деятельность в области финансового просвещения, способствующих распространению знаний в области повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры.

В задачи подготовки кадров в сфере финансовой грамотности входят:

создание и функционирование многоуровневой каскадной системы обучения и повышения квалификации для всех целевых групп, благодаря которой специалисты, прошедшие обучение в федеральных методических центрах повышения финансовой грамотности населения, в дальнейшем осуществляют подготовку специалистов на региональном уровне, а те, в свою очередь, взаимодействуют с гражданами;

поддержка инициатив со стороны организаций (как финансового, так и нефинансового сектора) по разработке и реализации программ, направленных на повышение уровня финансовой грамотности и финансовой культуры собственных работников в рамках внутреннего корпоративного обучения, обучения на базе подведомственных учебных заведений и иных форматов;

создание и поддержка эффективной инфраструктуры по поддержке деятельности специалистов разных уровней по распространению знаний в области повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры;

подготовка специалистов в области финансового просвещения.

4. Взаимодействие с финансовыми организациями

К реализации мероприятий настоящей Стратегии необходимо привлечь широкий круг участников финансового рынка, а также саморегулируемые организации в сфере финансового рынка. Необходимо пропагандировать культуру предоставления финансовыми организациями финансовых услуг потребителям, стимулировать их ответственное и этичное поведение в отношении своих клиентов.

Взаимодействие с финансовыми организациями при реализации мероприятий настоящей Стратегии может быть как прямым, так и опосредованным с использованием институтов государственно-частного партнерства. Оно должно быть основано на принципах стратегического партнерства государства и финансовых организаций, недопущении конфликта интересов, обеспечения повышения доверия граждан к финансовому рынку.

5. Взаимодействие с бизнесом

Взаимодействие с бизнесом в рамках реализации настоящей Стратегии должно включать следующие направления:

поддержка инициатив со стороны организаций (как финансового, так и нефинансового сектора) по разработке и реализации программ, направленных на повышение уровня финансовой грамотности и финансовой культуры собственных работников в рамках внутреннего корпоративного образования;

создание в организациях центров финансового просвещения, работающих на постоянной основе, продвижение финансовой грамотности и финансовой культуры сотрудников как части ESG-повестки компаний;

обучение представителей микро- и малого бизнеса навыкам правильного отношения к финансам в рамках предпринимательской деятельности;

вовлечение бизнеса в добровольческую (волонтерскую) деятельность в области финансового просвещения.

Последующее развитие корпоративных программ долгосрочного накопления позволит максимально увеличить охват работающих граждан, у которых при участии работодателей будет формироваться дополнительный доход к будущей пенсии независимо от уровня финансового обеспечения.

6. Взаимодействие с гражданским обществом и некоммерческими организациями

К реализации мероприятий настоящей Стратегии необходимо на постоянной основе привлекать широкий круг участников, включая образовательные и научные организации, общественные объединения потребителей, объединения работодателей, экспертное сообщество и активных граждан.

Развитие взаимодействия с гражданским обществом в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры должно сопровождаться формированием этических правил поведения участников такого взаимодействия.

Участники реализации настоящей Стратегии и некоммерческие организации поддерживают и способствуют развитию добровольчества (волонтерства) в сфере финансовой грамотности и финансовой культуры.

7. Развитие международного сотрудничества

Международное сотрудничество будет направлено на дальнейшее расширение и укрепление достигнутых результатов, а также выстраивание взаимодействия с новыми контрагентами. Участникам реализации Стратегии рекомендуется расширять сотрудничество и осуществлять обмен опытом в области повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан с зарубежными странами, в том числе со странами - членами Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического союза, БРИКС, Шанхайской организации сотрудничества, странами - членами Альянса за финансовую доступность и других объединений.

В рамках реализации Стратегии будет продолжена работа по следующим направлениям:

участие в работе международных организаций и объединений для внесения конструктивных предложений по улучшению действующих и разработке новых руководящих документов Евразийского экономического союза, "Группы двадцати", форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" и других документов;

участие в международных конференциях для обмена опытом и представления информации о ходе и результатах реализации настоящей Стратегии в Российской Федерации;

анализ лучших зарубежных практик по реализации национальных стратегий повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры, в том числе в странах - членах Содружества Независимых Государств, и оценка возможностей их использования;

распространение российского передового опыта в области повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры в странах - членах Содружества Независимых Государств и других заинтересованных странах;

масштабирование возможностей трансграничных финансовых операций для граждан;

формирование эффективной системы защиты прав потребителей и инвесторов при трансграничном оказании финансовых услуг, в том числе путем расширения регуляторного и надзорного взаимодействия Банка России с иностранными регуляторами финансового рынка в дружественных юрисдикциях.

8. Поддержка гражданских инициатив и обеспечение открытости бюджетной информации

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также заинтересованные организации поддерживают и способствуют развитию инструментов участия граждан в бюджетном процессе, в том числе практик инициативного бюджетирования, а также в сфере своего ведения обеспечивают размещение актуальной информации о бюджетной системе Российской Федерации в открытом и понятном формате для широкого круга лиц.

VI. Механизмы реализации, индикаторы (показатели), мониторинг и риски реализации Стратегии

Участниками реализации Стратегии являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, Банк России и другие организации.

Практическое достижение целей и задач настоящей Стратегии будет осуществляться в соответствии с планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии (далее - Дорожная карта), утверждаемым Минфином России совместно с Банком России.

Для достижения целей и решения задач настоящей Стратегии, обеспечения координации действий участников настоящей Стратегии, а также реализации мероприятий Дорожной карты создается Межведомственная координационная комиссия (далее - Комиссия).

Полномочия, компетенция и порядок работы Комиссии определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Минфин России и Банк России участвуют в управлении реализацией настоящей Стратегии на условиях системного партнерства и паритета.

Деятельность Комиссии обеспечивается на принципах сопредседательства Министра финансов Российской Федерации (заместителя Министра финансов Российской Федерации) и Председателя Центрального банка Российской Федерации (заместителя Председателя Центрального банка Российской Федерации).

Состав Комиссии утверждается совместным решением Минфина России и Банка России.

В состав Комиссии входят представители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Банка России, а также представители заинтересованных организаций.

Представители экспертного и научного сообщества оказывают аналитическую и консультационную поддержку Комиссии.

Инструментом достижения целей настоящей Стратегии в субъектах Российской Федерации являются государственные программы субъектов Российской Федерации (структурные элементы государственных программ субъектов Российской Федерации) и региональные программы, направленные на повышение финансовой грамотности и формирование финансовой культуры граждан.

Основным критерием результативности и эффективности реализации настоящей Стратегии и мероприятий Дорожной карты является достижение индикаторов (показателей) реализации Стратегии, которые приведены в приложении к Стратегии.

Порядок проведения мониторинга реализации Стратегии устанавливается Комиссией.

Банк России и Минфин России совместно с участниками Стратегии осуществляют мониторинг динамики изменения индикаторов (показателей) реализации Стратегии. При оценке уровня финансовой культуры необходимо учитывать региональную специфику и использовать единую методологию исследований с обеспечением преемственности к проведенным исследованиям.

Мониторинг реализации Стратегии осуществляется посредством комплексного анализа результатов мероприятий Дорожной карты и достигнутых индикаторов (показателей) реализации Стратегии.

Данные мониторинга реализации Стратегии являются основой для принятия управленческих решений по корректировке Дорожной карты, а также внесению в Правительство Российской Федерации предложений о корректировке Стратегии.

Комиссия обеспечивает представление в Правительство Российской Федерации ежегодного аналитического доклада о ходе реализации в соответствующем году Стратегии.

Участники реализации Стратегии представляют в Комиссию информацию о достигнутых в ходе реализации Стратегии результатах по форме и в сроки, утверждаемые Комиссией.

К основным рискам реализации Стратегии относятся:

риски, связанные с недостаточным ресурсным обеспечением реализации мероприятий настоящей Стратегии;

риски, связанные с изменением макроэкономической ситуации;

риски, связанные с нормативной базой;

риски, связанные с развитием российского финансового рынка;

риски, связанные с опережающим технологическим развитием финансовых услуг;

риски, связанные с работой системы управления реализацией настоящей Стратегии.

Предполагаемые риски при реализации настоящей Стратегии подлежат мониторингу, экспертной оценке и учету Комиссией.

Финансовое обеспечение реализации Стратегии осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, за счет средств внебюджетных источников, в том числе за счет средств Банка России.

ПРИЛОЖЕНИЕ
к Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года

ИНДИКАТОРЫ (ПОКАЗАТЕЛИ)
реализации Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года

Наименование индикатора (показателя)

Базовое значение (2023 год)

Прогнозный диапазон (2030 год)

Индекс уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, опрос

54 балла[1]

рост индикатора до 56 - 62 баллов

Уровень внедрения финансовой грамотности в систему образования на уровне субъектов Российской Федерации[2], процент:

соотношение количества обучающихся общеобразовательных организаций, охваченных образовательными программами по финансовой грамотности, к общему количеству обучающихся общеобразовательных организаций, процент;

соотношение количества обучающихся профессиональных образовательных организаций, охваченных образовательными программами по финансовой грамотности, к общему количеству обучающихся профессиональных образовательных организаций, процент

74%


78%


69%

рост индикатора до 100%

рост показателя до 100%

рост показателя до 100%

Уровень инфраструктурного развития субъектов Российской Федерации, способствующего повышению финансовой грамотности в субъектах Российской Федерации, процент:

соотношение количества субъектов Российской Федерации, имеющих региональный центр финансовой грамотности, к общему количеству субъектов Российской Федерации, процент;

соотношение количества субъектов Российской Федерации, имеющих сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», способствующий повышению финансовой грамотности, к общему количеству субъектов Российской Федерации, процент

68%


62%


73%

рост индикатора до 100%

рост показателя до 100%

рост показателя до 100%

Индекс финансовой культуры, процент

2024 год -первый замер базового уровня

прирост 10%

____________


[1] Данные по результатам исследования, проведенного в 2022 году по заказу Банка России.

[2] Рассчитывается на основании данных, представленных по соответствующим индикаторам качества управления региональными финансами в субъектах Российской Федерации, включенным в приказ Минфина России от 3 декабря 2010 г. № 552 "О порядке осуществления мониторинга и оценки качества управления региональными финансами".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года

Проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года (далее соответственно - проект распоряжения, Стратегия) разработан Минфином России совместно с Банком России во исполнение поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции А.Р. Белоусова от 15 мая 2023 г. № 2041-П13-АБ.

В настоящее время повышение финансовой грамотности осуществляется в рамках Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р (далее - Стратегия 2017 - 2023). Срок завершения реализации Стратегии 2017 - 2023 наступает 31 декабря 2023 года.

Вместе с тем вызовы социально-экономического, цифрового и технологического развития сформировали растущий интерес граждан к постоянному развитию финансовых знаний в вопросах личных и общественных финансов.

В этой связи становится важным продолжить работу по реализации проактивной государственной политики в сфере повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры граждан, в том числе на основе созданной в рамках реализации действующей Стратегии 2017 - 2023 методологической базы и сформированной инфраструктуры.

Целью разработанной Стратегии является формирование к 2030 году у большинства граждан Российской Федерации ключевых элементов финансовой культуры (ценностей, установок и поведенческих практик), способствующих финансовому благополучию гражданина, семьи и общества, в том числе через формирование компетенций по финансовой грамотности, расширение опыта принятия финансовых решений, развитие финансового рынка и общественных институтов, а также через обеспечение надежности функционирования финансовой системы.

Основным результатом реализации Стратегии является достижение необходимого уровня финансовой грамотности и финансовой культуры, отраженного в соответствующих характеристиках по следующим ключевым сферам:

в сфере личных финансов;

в сфере общественных финансов;

в сфере финансовой безопасности.

Наряду с этим работа в рамках реализации Стратегии будет учитывать характеристики финансовой грамотности и финансовой культуры на отдельных стадиях жизненного цикла гражданина, а также будет сконцентрирована на актуальных вопросах для детей и подростков, молодых граждан, взрослых экономически активных граждан и граждан старшего возраста.

Также Стратегией определены следующие основные направления деятельности, способствующие повышению финансовой грамотности и формированию финансовой культуры граждан:

информационно-просветительская деятельность;

образовательная деятельность;

подготовка кадров в сфере финансовой грамотности;

взаимодействие с финансовыми организациями;

взаимодействие с бизнесом;

взаимодействие с гражданским обществом и некоммерческими организациями;

развитие международного сотрудничества;

поддержка гражданских инициатив и обеспечение открытости бюджетной информации.

Реализация Стратегии будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Банком России и заинтересованными организациями.

Практическое достижение целей и задач Стратегии будет осуществляться в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии, утверждаемым Минфином России совместно с Банком России (далее - Дорожная карта).

Для обеспечения координации действий участников Стратегии, а также реализации мероприятий Дорожной карты будет создана Межведомственная координационная комиссия.

Мониторинг реализации Стратегии будет осуществляться посредством комплексного анализа результатов мероприятий Дорожной карты и достигнутых индикаторов (показателей) реализации Стратегии.

Данные мониторинга реализации Стратегии будут являться основой для принятия управленческих решений по корректировке Дорожной карты, а также внесению в Правительство Российской Федерации предложений о корректировке Стратегии.

Предлагаемые проектом распоряжения решения относятся, в том числе к сфере реализации государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 320.

Принятие проекта распоряжения не повлечет увеличения расходов и (или) уменьшения доходов федерального бюджета.

В проекте распоряжения отсутствуют требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Издание проекта распоряжения не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Принятие проекта распоряжения не требует анализа правоприменительной практики, обусловившей необходимость изменения правового регулирования.

Проект распоряжения соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.